Аэрофлот банкротство

Что произошло с Трансаэро

Аэрофлот банкротство

С чего начиналась и чем закончилась история о возможном банкротстве и приобретении Аэрофлотом компании Трансаэро.

Аэрофлот предложил сделку

1 сентября стало известно, что Аэрофлот может приобрести 75% плюс одна акция Трансаэро (MICEX: TAER) за символическую цену — 1 рубль. Тогда сообщалось, что деятельность Трансаэро будет полностью реструктурирована и интегрирована в группу Аэрофлот (MICEX: AFLT).

Решение о продаже 75% Трансаэро было принято в связи с тяжелым состоянием авиакомпании. По данным МСФО, убытки второго в РФ авиаперевозчика в прошлом году выросли на 8,4% до 14,46 млрд рублей.

Основными кредиторами Трансаэро на начало года, согласно отчетности компании, были Сбербанк, Газпромбанк, Альфа-банк, ВТБ, Московский кредитный банк, Промсвязьбанк, Новикомбанк, АКБ Международный финансовый клуб, МТС-банк, Россельхозбанк, банк «ФК Открытие».

Банки против банкротства

28 сентября стало известно о том, что 10 банков подготовили обращение на имя первого зампреда правительства РФ Игоря Шувалова и вице-премьера Аркадия Дворковича, в котором сообщили, что крайне обеспокоены возможностью списания части долгов Трансаэро.

Авиакомпания задолжала банкам не менее 38,7 млрд рублей, что составляет почти половину всех ее обязательств перед кредитными организациями.

Предлагался следующий вариант реструктуризации: выдать Трансаэро или компании Аэрофлот, которая ее приобретает, синдицированный кредит с участием всех банков-кредиторов в размере банковских долгов компании — на сумму около 80 млрд рублей — и дать госгарантии минимум на 50% реструктурируемого долга.

Акционеры не успели

7 сентября Трансаэро перешла под операционное управление Аэрофлота в связи с критическим финансовым положением. Управляющим директором стал заместитель главы Аэрофлота Дмитрий Сапрыкин.

Однако позже акционеры Трансаэро сорвали срок оферты по выкупу Аэрофлотом 75% плюс 1 акции компании, поскольку не успели собрать требуемый пакет акций к 28 сентября. Одной из причин, по словам источников, стало то, что 25% акций авиакомпании оставались в залоге у ВТБ.

Банкротство неизбежно

Спустя месяц, 1 октября все участники переговоров о судьбе авиакомпании Трансаэро признали банкротство без реструктуризации долга единственно возможным вариантом решения проблемы.

Аэрофлот заявлял, что банки должны были лучше просчитывать риски, когда кредитовали компанию с крайне рискованной стратегией.

Прохоров спешит на помощь

Сегодня стало известно, что МФК (Международный финансовый клуб), крупнейшим акционером которого является Михаил Прохоров, предложил не банкротить авиакомпанию Трансаэро, а передать ее в управление банкам-кредиторам.

Семья Плешаковых, которой принадлежит значительная часть акций, поддержала предложение. Об этом председатель совета директоров авиакомпании Ольга Плешакова написала в . Она заявила:

«В связи с отказом от продления оферты со стороны Аэрофлота мы готовы передать все консолидированные акции банковскому консорциуму. При сохранении компании, в отличие от банкротства, и у Сбербанка, и у других банков-кредиторов, и у работников предприятия есть шанс получить возврат денежных средств и сохранить работу».

Также Плешакова добавила, что благодарна Прохорову за инициативу, «которая способна обеспечить интересы партнеров-кредиторов, пассажиров и сотрудников авиакомпании Трансаэро».

На открытии торгов в пятницу акции Трансаэро рухнули более чем на 40%, бумаги Аэрофлота выросли на 5%.

Чуть позже Альфа-банк подал уведомление о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании авиаперевозчиком банкротом. Также стало известно, что Сбербанк и ВТБ готовят аналогичные иски.

Куда девать самолеты и людей

Глава ВЭБа Владимир Дмитриев предложил создать на базе авиапарка Трансаэро, который находится в лизинге, новую компанию:

«Мы ведем переговоры практически в каждодневном режиме с нашими партнерами и друзьями из банка ВТБ с тем, чтобы рассмотреть и вариант создания компании (и это естественная позиция вполне обоснованная) на базе существующего авиапарка, которая бы используя механизмы государственной поддержки могла бы взять на себя часть обязательств по транспортировке пассажиров и обслуживанию пассажиропотока».

Аэрофлот заявил о готовности трудоустроить 5−6 тыс. сотрудников Трансаэро. Часть из них будут приняты в новую компанию, созданную на базе авиаперевозчиков Россия, Донавиа и Оренбургские авиалинии. Об этом заявил гендиректор Аэрофлота Виталий Савельев.

На конец первого полугодия в Трансаэро, второй по объему перевозок российской авиакомпании, работали 11,2 тыс. человек. Савельев уточнил:

«Остальная часть коллектива будет трудоустроена совместными усилиями Росавиации, Роструда и других авиакомпаний».

Источник: https://ru.ihodl.com/investment/2015-10-02/chto-proizoshlo-s-transaero/

Всё, что нужно знать о банкротстве «Трансаэро»

Аэрофлот банкротство

Как будет происходить банкротство? Это беспрецедентная ситуация?

Несомненно, это банкротство не имеет прецедентов, хотя в 2008 году остановил работу занимавший примерно 7% рынка альянс AiRUnion, из-за чего в свое время было много шуму.

Персонал «Трансаэро» — около 14 000 человек — выходит на рынок труда. Самолёты уходят собственникам — лизинговым компаниям. Маршрутная сеть на международке уже досталась «Аэрофлоту».

Кредиторы, вероятно, не получат почти ничего, поскольку ценных активов у «Трансаэро» не было.

Имеет ли отношение к происходящему с «Трансаэро» неожиданное решение Межгосударственного авиационного комитета (его руководитель Татьяна Анодина приходится матерью крупнейшему акционеру «Трансаэро» Александру Плешакову. — Прим. «Секрета»)?

Скорее всего, связи здесь нет. История с «Трансаэро» фактически закончилось. Больше похоже на какие-то бюрократические игрища.

Каковы главные последствия для рынка?

Монополия «Аэрофлота» есть на многих направлениях — например, из Москвы в США, Восточную и Юго-Восточную Азию. Многие иностранные перевозчики — например, Delta, Cathay Pacific или Thai Airways — сократили полёты с началом кризиса в России. У «Аэрофлота» теперь есть уникальный шанс зарабатывать деньги в отсутствие конкурентов.

На тех европейских направлениях, где иностранные перевозчики представлены участниками альянса Sky Team (членом которого является наш «Аэрофлот»), ценовая политика координируется, и уход «Трансаэро» с маршрутов, скажем, в Прагу, Милан, Рим и Париж приведёт к росту тарифов на 20–30%.

Повышение цен будет заметно не сразу, а ближе к началу следующего высокого сезона — то есть в мае-июне 2016 года. Сейчас спрос сокращается в связи с августовской девальвацией рубля и наступлением холодов, поэтому большого простора для роста тарифов нет. Впрочем, если рубль упадёт ещё раза в полтора — цены авиакомпаниям придётся даже снизить, чтобы хоть как-то загружать рейсы.

Что будет с внутренними перевозками?

Присутствие «Трансаэро» на внутреннем рынке было относительно невелико, и эффект от её остановки будет меньше. Больше других пострадают жители Дальнего Востока, но не из-за роста тарифов, а из-за банального дефицита билетов.

Ещё весной текущего года «Аэрофлот» предложил плоские тарифы, тем самым дав правительству прозрачный намёк, что без «Трансаэро» с ценами будет всё будет предсказуемо.

Правительство на это повелось, но никто не учёл, что дешевизна билетов приведёт к их дефициту.

После ухода «Трансаэро» провозная ёмкость из Москвы на Дальний Восток сократилась почти вдвое, и проблема встала в полный рост даже в ноябре, а это традиционно низкий сезон. Пока в летнем расписании 2016 года «Аэрофлот» частоту полётов не увеличил, и вполне возможно, что гарантированно купить билеты теперь можно будет лишь за полтора или даже два месяца до вылета.

Многие потребители уже ощущают дискомфорт, поскольку ряд корпоративных клиентов, а также госорганы и бюджетные учреждения не могут покупать билеты в бизнес-класс, хотя и он сейчас в дефиците, а горизонт планирования поездок у них отнюдь не полтора месяца. Отличный пример того, как слишком низкие тарифы не увеличивают, а снижают транспортную доступность.

Каковы среднесрочные последствия?

В следующие один-два года российские авиакомпании на свежих кейсах «Трансаэро» и «ЮТэйра» будут вести себя более рационально. Сплошной демпинг, который на рынке вот уже почти пять лет, должен закончиться, поскольку нужно когда-то и деньги зарабатывать. Но память короткая, урок, преподанный AiRUnion, забыли уже к 2011 году, поэтому в будущем всё, скорее всего, вернётся на круги своя.

Проблема в том, что рынок уже несколько лет закрыт для новых игроков благодаря административным препонам: минимальный парк из восьми самолётов, контрольный пакет акций у российских инвесторов и так далее.

После банкротства «Трансаэро» и проблем «ЮТэйра» для российских инвесторов и банков авиация — табу на несколько ближайших лет.

Количество авиакомпаний сокращается, а концентрация увеличивается — в основном, за счёт группы «Аэрофлот», которая сейчас будет контролировать почти половину рынка.

Если в обозримом будущем и появится новый крупный игрок, то, скорее всего, это будет кто-то из уже существующих перевозчиков. Сейчас второй авиакомпанией страны становится S7, которая год назад была лишь четвёртой. Но не за счёт собственного роста, а за счёт падения конкурентов.

Фотография на обложке: Roman Pilipey / EPA

Источник: https://secretmag.ru/trends/scenarios/transaero.htm

Правительство приняло решение о банкротстве «Трансаэро» :: Бизнес :: РБК

Аэрофлот банкротство

Долги «Трансаэро» не будут переведены на «Аэрофлот», утверждает один из собеседников РБК. Банковские кредиты, объем которых составляет около 85 млрд руб., останутся на балансе головного юрлица проблемной авиакомпании — ОАО «Авиакомпания «Трансаэро». Ему и предстоит пройти через процедуру банкротства.

Часть самолетов «Трансаэро», скорее всего, будет передана «Аэрофлоту», а точнее — новой компании, которую авиаперевозчик планирует создать на основе своих «дочек», утверждает источник, знакомый с итогами совещания. Договоры лизинга будут перезаключены на новых условиях. Остальные самолеты будут возвращены лизингодателям, говорит собеседник РБК.

Изложенную собеседником РБК схему, как и обещание правительства предоставить «Аэрофлоту» 5–6 млрд руб., подтверждает и топ-менеджер одного из госбанков. «Сегодня правительство отказалось поддерживать «Трансаэро», теперь кредиторы объединятся и будут принимать решение. Каким оно будет, пока сказать сложно, но компания в сегодняшнем виде не способна функционировать.

У нас есть жесткое обязательство «Аэрофлота» развести всех пассажиров, бренд «Трансаэро» будет летать до тех пор, пока не будут выполнены последние обязательства», — рассказывает банкир. По его оценке, банкам удастся вернуть лишь небольшую часть долгов. Вместе с тем ситуация с лизинговыми долгами, по его словам, лучше.

 Он добавил, что банк «будет изучать то, что было сделано собственниками компании».

Топ-менеджер другого госбанка говорит, что, несмотря на разногласия, большинство банков выступали против банкротства, но признает, что сейчас шансов избежать этого сценария уже нет.

Сделки больше нет

Через несколько часов после окончания совещания «Аэрофлот» сообщил, что совет директоров компании «был проинформирован о том, что акционеры «Трансаэро» […] не представили предложение о покупке пакета 75% плюс одна акция ОАО «АК «Трансаэро» в предусмотренные офертой сроки», и принял решение не продлевать сроки оферты.

Совет директоров дал разрешение менеджменту «Аэрофлота» использовать для нормализации ситуации с «Трансаэро» собственные средства «Аэрофлота», добавляется в сообщении.

Генеральный директор компании Виталий Савельев, чья цитата приводится в сообщении, пообещал гарантировать выполнение обязательств перед пассажирами «Трансаэро», в том числе вернуть им деньги в случае возврата билетов.

«Все с облегчением вздохнули, когда стало понятно, что эта социальная проблема не будет решаться за счет компании в том объеме, в котором первоначально предлагалось. Пассажиров все равно надо перевозить, но объем уже не тот, это меньшее зло», — говорит источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота».

По его словам, неспособность продавцов консолидировать 75% «Трансаэро» — только формальная причина для отказа от сделки. Реальных причин «столько, что не перечесть», говорит собеседник РБК.

Прежде всего, сделка обошлась бы «Аэрофлоту» слишком дорого: «Это такой груз, что может потянуть на дно и здорового человека».

Представитель «Аэрофлота» от более подробных комментариев отказался. Пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова сказала РБК, что в официальном графике премьера такого совещания не было.

Правительству необходимо было срочно определяться с судьбой проблемной авиакомпании. В течение всего сентября управление «Трансаэро» приносило «Аэрофлоту» существенные убытки — около 300 млн руб.

в день (такую оценку во вторник дал топ-менеджер одного из банков-кредиторов компании). Сотрудник одного из профильных ведомств ранее говорил РБК, что всего с начала сентября «Аэрофлот» потратил на поддержание операционной деятельности «Трансаэро» 5 млрд руб.

и оценивает необходимые затраты до конца года еще в 15 млрд руб.

В четверг утром агентство Интерфакс со ссылкой на неназванный источник сообщило, что «Аэрофлот» считает банкротство проблемной компании основным вариантом разрешения ситуации.

В ночь со вторника на среду «Аэрофлот» пытался остановить полеты «Трансаэро», сообщив топливо-заправочным комплексам российских аэропортов, что прекращает оплачивать заправку ее самолетов, рассказывали источники РБК. Но после вмешательства первого вице-премьера Игоря Шувалова дедлайн был перенесен на два дня.

В четверг утром аэропорт Анталии потребовал погашения долга за аэропортовое обслуживание и отказался выпустить три чартерных рейса «Трансаэро» с 500 пассажирами в Москву, Омск и Екатеринбург. Позже днем Интерфакс сообщил, что рейсы все же вылетели.

Кредиторы недовольны

Общий долг «Трансаэро» оценивается в 250–260 млрд руб. Президент Сбербанка (назначен финансовым консультантом санации авиакомпании) Герман Греф говорил, что около 150 млрд руб. из них приходится на лизинг самолетов. Основные лизингодатели — ВЭБ (по словам его председателя Владимира Дмитриева, долг перед ним составляет 55 млрд руб.) и ВТБ.

Самый крупный кредитор «Трансаэро» среди банков — ВТБ (12,7 млрд руб.). Также в числе банков-кредиторов Газпромбанк, Новикомбанк, Московский кредитный банк, Сбербанк, Промсвязьбанк и Альфа-банк (суммарно по всем банкам — около 85 млрд руб.). Кроме того, в обращении находятся два выпуска биржевых облигаций «Трансаэро» на общую сумму 5,5 млрд руб.

Остальные 20–25 млрд руб. приходится на задолженность перед аэропортами и поставщиками топлива.

Банки-кредиторы, у которых в залоге находится часть акций «Трансаэро», еще в среду поддерживали идею консолидации перевозчика с «Аэрофлотом».

«Есть решение кредитного комитета Сбербанка о продаже 4% «Трансаэро», принадлежащих банку, но к нам пока никто не обращался», — передал РБК через пресс-службу первый зампред правления Сбербанка Максим Полетаев. В залоге у ВТБ — около 25% акций «Трансаэро».

«ВТБ поддерживает схему консолидации перевозчиков и всячески ей содействует.

Мы поддерживаем переуступку права собственности на акции «Трансаэро», и активно работаем вместе с другими кредиторами над реструктуризацией задолженности компании.

Задержка в исполнении оферты никак не связана с позицией или действиями ВТБ», — говорил РБК во вторник представитель банка. В четверг в ВТБ и ВЭБе от комментариев отказались.

Банкротство «Трансаэро» в цифрах

В 300 млн руб. убытков в день, по оценке топ-менеджера одного из банков-кредиторов, приносило «Аэрофлоту» управление авиакомпанией в течение сентября

5 млрд руб. было потрачено на поддержание операционной деятельности «Трансаэро» в сентябре. Необходимые затраты до конца года оцениваются еще в 15 млрд руб.

Около 600 тыс. пассажиров, купивших билеты «Трансаэро», придется при необходимости перевезти до Нового года другим авиаперевозчикам в случае банкротства компании

40%, по оценке президента «Натали Турс» Владимира Воробьева, составляет доля «Трансаэро» на рынке организованного туризма (когда покупается полноценный турпакет с авиабилетом и проживанием в отеле)

Списание 30% долга «Трансаэро» ранее допускали госбанки – кредиторы компании, по словам главы ВТБ Андрея Костина. Общий долг «Трансаэро» оценивается в 250–260 млрд руб. Из них 150 млрд приходится на лизинг самолетов, примерно 85 млрд руб. составляют банковские долги, остальные 20–25 млрд руб. — задолженность перед аэропортами и поставщиками топлива

«Безусловно, банкротство — самый неправильный путь из возможных», — считает источник, близкий к Промсвязьбанку (по словам собеседника РБК, у Промсвязьбанка 10% от общего долга авиакомпании по банковским кредитам). Неправильным назвал решение и источник, близкий к Альфа-банку.

Официальные представители Промсвязьбанка, Новикомбанка, Альфа-банка, Газпромбанка и Россельхозбанка от комментариев отказались.

Газета «Ведомости» 28 сентября сообщала, что руководители десяти банков-кредиторов «Трансаэро» (Сбербанк, ВТБ и ВЭБ в их число не вошли) написали письмо в правительство с просьбой воздержаться от списания долгов авиакомпании.

Письмо, по данным газеты, подписали руководители МКБ, Новикомбанка, Промсвязьбанка, МТС Банка, Московского индустриального банка, Абсолют Банка, московского представительства банка БФА, банка «Открытие», Международного финансового клуба и Внешпромбанка.

Крупнейшие кредиторы ранее допускали возможность списания части долга «Трансаэро». Глава ВТБ Андрей Костин говорил 7 сентября, что госбанки допускают списание 30% долга.

Что будет с пассажирами

В среду заместитель руководителя Росавиации Олег Клим провел два совещания с представителями крупных авиаперевозчиков, на которых предупредил о том, что может возникнуть необходимость развозить пассажиров, купивших билеты на рейсы «Трансаэро». Всего, по словам двух участников совещания, речь шла о 600 тыс. пассажиров до Нового года.

На встрече присутствовали представители «Аэрофлота», S7, «Уральских авиалиний», «Ямала». С 2009 года, после того как российские авиаперевозчики столкнулись с необходимостью развозить пассажиров остановившегося альянса AiRUnion, российские авиакомпании делают отчисления в специальный фонд на случай остановки какой-либо из авиакомпаний.

Средний тариф экономкласса в 2015 году составляет около 12 000 руб. (для средних перелетов на 3 часа), поэтому за пассажиров «Трансаэро» я бы не беспокоился, сказал РБК гендиректор Infomost Борис Рыбак.

Загруженность самолетов российских авиакомпаний составляет около 75%, при небольшом дисконте они могут перевести пассажиров «Трансаэро», при необходимости государство может предоставить субсидии, считает эксперт.

Источник в одной из компаний, участвовавших в совещании, говорит, что вопрос денежной компенсации развоза пассажиров «Трансаэро» пока не обсуждался. «Росавиация и Минтранс только определили квоты для каждого из авиаперевозчиков.

Загрузка сейчас не очень большая, будем перевозить на пустых местах», — говорит он. Накануне источник в правительстве в разговоре с РБК допускал, что правительство может выделить на это субсидии «Аэрофлоту» и другим перевозчикам.

С учетом масштабов «Трансаэро» и заявленных ей летных программ на зимний сезон удобного момента для прекращения деятельности авиакомпании нет, считает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По ее мнению, внезапная остановка «Трансаэро» будет иметь серьезные последствия и для авиационной отрасли, и для туристической.

Летние полетные программы у большинства туроператоров закончатся в ближайшие десять дней, правильнее было бы, чтобы «Трансаэро» их выполнила, отмечает топ-менеджер туроператора — партнера авиакомпании.

Но если «Трансаэро» все-таки приостановит свою работу, вопросом вывоза ее пассажиров должны заниматься не туроператоры, которые оплатили перевозчику все программы, тут должна подключиться уже Росавиация и вывезти клиентов «Трансаэро» другими авиакомпаниями, единодушны собеседники РБК в туроператорских компаниях.

Крупнейший партнер «Трансаэро» — туроператор «Библио Глобус».

Ранее президент «Натали Турс» Владимир Воробьев оценивал долю авиакомпании на рынке организованного туризма (когда покупается полноценный турпакет с авиабилетом и проживанием в отеле) в 40%, из них около 25% перевозчику обеспечивает как раз «Библио Глобус».

На его сайте указано, что сейчас в 45 странах отдыхают более 73,6 тыс. клиентов туроператора, в среду на отдых должны были вылететь почти 7,5 тыс. человек. Гендиректор «Библио Глобуса» не ответил на звонки корреспондента РБК.

Неудавшаяся консолидация

Решение о передаче «Трансаэро» «Аэрофлоту» за символический рубль было принято 1 сентября межведомственной комиссией под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Предполагалось, что «Аэрофлот» обеспечит выполнение обязательств по перевозке пассажиров своего конкурента, оплате услуг аэропортов и ТЗК, выплате заработной платы персоналу.

А обслуживание кредитных обязательств «Трансаэро» «Аэрофлот» должен был взять на себя только после согласования программы реструктуризации кредитного долга с банками. 3 сентября совет директоров «Аэрофлота» принял к рассмотрению оферту акционеров «Трансаэро» о продаже госкомпании 75% плюс одна акция «по цене указанного пакета акций не более 1 (один) рубль».

Срок оферты, согласно решению, истекал 28 сентября.

С начала сентября «Аэрофлот» взял компанию в управление. Тогда же ее возглавил бывший замгендиректора «Аэрофлота» Дмитрий Сапрыкин. Но через пару недель стало понятно, что «Аэрофлот» может быть не в состоянии спасти «Трансаэро».

Уже 15 сентября Герман Греф, председатель правления Сбербанка, консультанта «Аэрофлота» и крупного кредитора «Трансаэро», заявил, что банкротство должника не исключено. «По всем показателям «Трансаэро» — уже банкрот», — заявил Греф. Вслед за ним про банкротство заговорили и чиновники, которые до этого уповали на то, что «Аэрофлот» вытащит «Трансаэро» из ямы.

Срок оферты акционеров «Трансаэро» «Аэрофлоту» истек 28 сентября, но сделка так и не состоялась.

Министр транспорта Максим Соколов 28 сентября также не исключил банкротства «Трансаэро». «Сейчас уже рассматриваются все варианты», — отметил он (цитата по Интерфаксу).

А вчера, 30 сентября, о том, что такой вариант возможен, сказал и Шувалов: «В целом в мире процедура финансового оздоровления, банкротство и даже прекращение существования на рынке в нормальной рыночной экономике воспринимаются нормально» (цитата по Интерфаксу).

Оба чиновника заверили, что с государственной помощью все пассажиры, купившие билет, будут перевезены, а работники компании получат компенсации. «У российского правительства есть на эти цели денежные средства, министр труда Максим Топилин получил соответствующие указания», — сказал Шувалов.

При участии Юлии Поляковой и Елены Тофанюк

Как спасали «Трансаэро»

Авторы: Анатолий Темкин, Тимофей Дзядко, Петр Мироненко

Источник: https://www.rbc.ru/ins/business/01/10/2015/560d1d769a794746e2c94d2a

У

Аэрофлот банкротство

Мария Киселева Би-би-си

Правообладатель иллюстрации Савостьянов Сергей Image caption Потенциальный уход с рынка «ЮТэйр» может стать в один ряд с банкротством «Трансаэро» в 2015 году

Пятая по объемам авиаперевозок российская авиакомпания ищет пути спасения — в ближайшие дни она должна представить новую бизнес-модель, которая покажет, как «ЮТэйр» планирует пережить новый кризис.

1 марта сразу несколько контрагентов «ЮТэйр» практически одновременно сообщили о намерении обратиться в суд с исками о банкротстве авиакомпании.

Каждая из компаний до этого выиграла суды против «ЮТэйр» по искам на сумму около 300 тысяч рублей каждый. Это минимальная сумма, по которой в России разрешается обращаться с ходатайством о признании должника банкротом, если есть просрочка в три месяца.

Общая сумма долга составила всего 1,5 млн рублей (22,8 тысячи долларов). В «ЮТэйр» сообщили, что могут выплатить эти деньги, но не будут этого делать «до полного окончания процедуры урегулирования разногласий, предусмотренных законом». Риск признания банкротом отсутствует, сказал Би-би-си представитель компании.

Источник, близкий к «ЮТэйр», рассказывает Би-би-си, что эти иски могут быть потенциальной защитой компании от более крупных кредиторов на время планового завершения реструктуризации долга.

Борьба может идти за право первым назначить конкурсного управляющего — правда, если суд заподозрит, что кредитор-заявитель или арбитражный управляющий зависим от должника, он не утвердит его кандидатуру, сказал Би-би-си Эдуард Олевинский, председатель совета директоров «Олевинский, Буюкян и партнеры».

Это лишь часть истории по борьбе компании за жизнь. С декабря «ЮТэйр», пять лет назад уже оказывавшаяся на грани банкротства, пытается договориться с кредиторами о реструктуризации долга почти в 40 млрд рублей (610 млн долларов).

По словам источника, близкого к компании, новую финансовую модель в «ЮТэйр» начали готовить за несколько месяцев до объявления дефолта. Стимул к смене стратегий всем российским авиакомпаниям задал «Аэрофлот», когда гендиректор компании Виталий Савельев на встрече с Путиным заявил о намерении нарастить перевозки до 100 млн пассажиров в ближайшие 5 лет.

«Невыплаты [по кредиту] — это по сути не банкротство «ЮТэйр», так как у нее достаточно своей прибыли на операционную деятельность. Это подготовка компании к новым условиям жесткой конкурентной гонки, которую объявил «Аэрофлот» всему российскому авиарынку», — пояснил собеседник Би-би-си.

Условием для реструктуризации является новый бизнес-план, который «ЮТэйр» должна согласовать с банками-кредиторами. По данным источника Би-би-си в одном из банков, его планируется разослать кредиторам 11 марта.

Компания проводит оптимизацию расходов с 2014 года, но с каждым годом вариантов, на чем она может сэкономить, становится все меньше.

Долги живут три года

За три дня до наступления 2016 года Олег Гордиенко, тогдашний руководитель управления инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка — одного из кредиторов «ЮТэйр», — заявил, что авиакомпания завершила реструктуризацию долга более 160 млрд руб.

В тот же день компания «ЮТэйр» самостоятельно отозвала разрешения на международные перевозки по 23 направлениям.

До этого, в 2014-2015 годах, перевозчик был вынужден уменьшить авиапарк со 115 до 66 самолетов, а также сократить часть персонала. Тогда же компания провела реструктуризацию долгов и перевела их в два синдицированных кредита — 18,9 млрд рублей на семь лет и 24,1 млрд рублей на 12 лет.

21 декабря 2018 года стало известно, что с обслуживанием долга вновь возникли проблемы. Компания сообщила, что решила приостановить выплаты процентов по кредиту в 18,9 млрд рублей, «чтобы обеспечить бесперебойную работу в низкий зимний сезон». Возобновить выплаты компания обещала только летом 2019 года.

Для поддержки этого предложения нужно было согласие большинства кредиторов.

Новые проблемы у «ЮТэйр» появились в том числе из-за того, что в 2018 году средняя стоимость авиакеросина подскочила на 35%, а на топливо уходила треть расходов компании.

Гендиректор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов предупреждал Росавиацию о возможных рисках неисполнения обязательств, если банки начнут списывать деньги со счетов компании, писал РБК. По проблемам «ЮТэйр» проводились совещания в минтрансе.

Несмотря на это, чиновники называли положение «ЮТэйр» стабильным. В декабре глава Росавиации Александр Нерадько отмечал, что компания продемонстрировала очень хорошие показатели производственной деятельности.

В начале февраля три крупнейших кредитора авиакомпании, которые контролируют свыше 75% синдицированного долга, — Сбербанк, «Траст» и «Россия» — выступили против досрочного погашения обоих синдицированных кредитов на сумму 39,1 млрд рублей, писали «Ведомости».

Информацию о том, что такое ание состоялось, подтвердил источник Би-би-си в одном из банков.

Представители Сбербанка отказались от комментариев, в банке «Россия» не ответили на запрос, представители банка «Траст» сказали, что ждут новую финансовую модель.

МТС-банк, один из банков, участвовавших в синдицированном кредите, подал в Арбитражный суд Москвы иск о взыскании с авиаперевозчика 8,69 млн руб.

Что будет с ЮТэйром?

Помимо двух синдицированных кредитов, компания должна более 17 млрд рублей Сбербанку. По данным источника «Ведомостей», еще одним крупным кредитором «ЮТэйр» является структура «Сургутнефтегаза». Еще у авиакомпании есть облигации. В начале года компания уже допускала по одному из выпусков технический дефолт.

В начале января «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщили, что Сбербанк и ВТБ по поручению президента и правительства разрабатывают проект авиакомпании для развития региональных перевозок. По данным издания, стоит задача в 2024 году довести долю авиаперевозок в обход Москвы до 50%. Компанию могли создать на базе «ЮТэйр», писали «Ведомости».

Представители обоих госбанков отрицали участие в проекте. Однако по данным властей ХМАО (департамент имущества Югры владеет 38,8% «ЮТэйр»), такая возможность все еще обсуждается.

«Я как губернатор посчитала нашу авиакомпанию хорошо подготовленной к такого рода деятельности … Такое предложение мы внесли. И сейчас по поручению правительства Российской Федерации финансовые институты пытаются сформировать модель, как может быть создан такой государственный перевозчик», — рассказывала 1 марта в интервью местному телевидению губернатор Югры Наталья Комарова.

Создавать такую компанию на базе «ЮТэйр» — бессмысленно, считает Андрей Крамаренко, ведущий эксперт НИУ ВШЭ: на новой компании останется высокая долговая нагрузка от «ЮТэйр», в то же время парк придется практически полностью обновлять.

У «ЮТэйр» нет сейчас других вариантов решения проблемы, кроме денежных вливаний со стороны кредиторов или акционеров, сказал Крамаренко.

«Проблема не в операционной деятельности, а в том, что задолженность, которую они реструктурировали с 2015 года, в нынешнем состоянии «ЮТэйр» и экономики не погашаема», — говорит Крамаренко.

При новой конъюнктуре пассажирских перевозок для «ЮТэйр» невыгодно на прежних условиях обслуживать накопленный долг, подтверждает Би-би-си источник в компании. При этом банкротство, по его словам, невыгодно и для кредиторов: «Активы компании — это ее маршрутная сеть, которую банкротство уничтожит. Поэтому нужно не банкротство, а пересмотр графика и размера кредитных платежей».

Вариант, при котором «кто-то придёт и даст денег» «ЮТэйр» не нужен, так как «на свои нужды авиакомпания зарабатывает, а привлекать инвестиции для выплат кредиторам глупо», говорит собеседник Би-би-си.

О сложном положении в отрасли — прежде всего из-за резко растущих цен на авиакеросин — с середины прошлого года заявляли «Аэрофлот» и российская «Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта», в которой «ЮТэйр» состоит.

Так, президент АЭВТ Юрий Тасун говорил о том, что по итогам 2018 года ожидаемые совокупные операционные убытки авиакомпаний могут достигнуть 70 млрд руб.

При этом, по словам Крамаренко, если «ЮТэйр» все-таки уйдет со сцены, это не принесет большой выгоды конкурентам из-за относительно небольшой доли, которую она занимает на рынке авиаперевозок.

Среди ценных активов компании можно назвать ее вертолетный бизнес, который выполняет перевозки по заказам газовых и нефтяных компаний, а также обеспечивает воздушную поддержку миротворческих миссий ООН в разных регионах мира.

Сейчас, по данным «ЮТэйр», компания выполняет полеты более чем по 150 направлениям, из которых 60 являются уникальными.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-47416860

Правительство решило признать «Трансаэро» банкротом

Аэрофлот банкротство

Самолет Boeing 747 компании «Трансаэро», носовая часть которого украшена изображением головы амурского тигра

Юрий Смитюк / ТАСС

Правительство вечером в четверг на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева приняло решение о банкротстве авиакомпании «Трансаэро», рассказали три источника — в «Аэрофлоте», в одном из кредиторов и человек, близкий к акционерам «Трансаэро». Сразу после сообщения о решении правительства акции авиакомпании в ходе торгов на Московской бирже упали на 11,86% до 26 руб. за бумагу.

Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова пока не ответила на запрос «Ведомостей».

Впрочем, как позднее в четверг сообщил министр транспорта России Максим Соколов, исков от кредиторов «Трансаэро» о банкротстве авиакомпании пока нет, а этот вопрос находится в их компетенции.

По его словам, крупные кредиторы «ведут себя адекватно», но пока не смогли договориться между собой об условиях реструктуризации задолженности. «Вопрос банкротства в исключительной компетенции кредиторов, находится в правовом поле.

Поэтому если этот процесс будет иметь место, то в правовом поле, в рамках закона о банкротстве. На данный момент исков о банкротстве нет. Работает штаб в Росавиации», — сказал он (его слова приводит «Интерфакс»).

«За банкротство «Трансаэро» выступал «Аэрофлот» — он в любом варианте понесет расходы, но при банкротстве уберет с рынка основного конкурента с наименьшими для себя потерями. Банки против банкротства», — говорит «Ведомостям» федеральный чиновник. Этого добился «Аэрофлот», но не сам, а при поддержке Сбербанка, говорят топ-менеджеры трех кредиторов, два из которых — банки.

Оба банкира добавляют, что «Аэрофлот» был вынужден пойти на банкротство, так как «ВЭБ-лизинг» и «ВТБ-лизинг» отказались забирать самолеты «Трансаэро».

«ВЭБ-лизинг» и «ВТБ-лизинг» настаивали, чтобы «Трансаэро» оставил все самолеты с сохранением сроков и размеров лизинговых платежей — а при такой схеме «не будет летать» ни у кого», — говорит источник, близкий к акционерам «Трансаэро».

Обязательства по лизингу «Трансаэро» составляют около 150 млрд руб. (крупнейший кредитор «ВЭБ-лизинг» — 55 млрд руб.), еще 80-85 млрд руб. она должна банкам и около 16 млрд руб.

— топливно-заправочным компаниям и аэропортам.

Ранее заместитель министра экономического развития Евгений Елин рассказывал, что «Аэрофлот» планирует сохранить около 30% из 105 судов «Трансаэро», а остальные вернуть лизинговым компаниям.

Представители Сбербанка, ВЭБа и ВТБ от комментариев отказались, ранее пресс-служба ВТБ заявляла, что банк поддерживает покупку компании «Аэрофлотом».

«Аэрофлот» отказался покупать «Трансаэро»

Сегодня ситуацию с «Трансаэро» обсудил и совет директоров «Аэрофлота», который принял решение отказаться от приобретения 75% плюс 1 акция авиакомпании.

  «Несмотря на то что удалось обеспечить отсутствие проблем на рынке гражданских перевозок и отсутствие социальной напряженности в коллективе «Трансаэро», совет директоров принял решение не продлевать сроки оферты акционеров компании «Трансаэро», — сообщила пресс-служба «Аэрофлота».

При этом «Аэрофлот» планирует использовать собственные средства для нормализации ситуации с «Трансаэро». «Советом директоров дано разрешение менеджменту «Аэрофлота» использовать собственные средства ПАО «Аэрофлот» для нормализации ситуации с «Трансаэро» в рамках установленных лимитов», — подчеркивается в сообщении.

1 сентября первый вице-премьер Игорь Шувалов в целях спасения оказавшейся в предбанкротном состоянии авиакомпании поручил «Аэрофлоту» приобрести 75% плюс 1 акция «Трансаэро» за 1 руб., сделка должна была закрыться 28 сентября, но не состоялась. Для принятия оферты совет директоров «Аэрофлота» выдвинул условие – консолидировать пакет на одном юрлице.

Именно в этом и проблема: семья основных владельцев компании – Ольги и Александра Плешаковых – не успела консолидировать требуемый пакет, говорил «Ведомостям» близкий к одному из акционеров «Трансаэро» человек.

Она контролировала не менее 52,7%, включая квазиказначейские акции (13,1%) и долю матери Плешакова – руководителя Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяны Анодиной (3%).

«Трансаэро» советуют не продавать билеты

В среду Росавиация направила телеграмму «Трансаэро» с рекомендацией остановить продажу билетов с 1 октября.

 «Мы считаем, что компания не может в дальнейшем осуществлять политику в части продажи билетов на рейсы, которые она осуществляла до настоящего времени, поэтому Росавиация направила соответствующее уведомление о прекращении дальнейшей продажи билетов «Трансаэро» на ее регулярные рейсы», — заявил Соколов, продолжив: «Но что касается пассажиров, которые уже приобрели билеты на регулярные рейсы компании «Трансаэро», а таких порядка 650 000 человек, то хочу подтвердить, что все обязательства по перевозке этих пассажиров будут выполнены».

Однако сертификат эксплуатанта у «Трансаэро» еще не отозвана, заверил Соколов.

«Несмотря на запрет продажи билетов, компания продолжает работать, лицензия у нее не отозвана, и фактически вопрос финансового оздоровления и решение всех вопросов, связанных с кредитной задолженностью, находится в активной стадии. То есть мы не говорим об остановке работы компании Трансаэро», — указал он (цитата по ТАСС).

Министр транспорта добавил, что пассажиров «Трансаэро» перевезут другие авиакомпании, в том числе «Аэрофлот», «Ютэйр» и S7. «Мы уже разослали письма в «Аэрофлот» и другие компании. Они подтвердили, что готовы подставить плечо в перевозке пассажиров. Свободные места есть, средний коэффициент загрузки даже у «Аэрофлота» — 80%», — объяснил он.

Между тем сегодня у «Трансаэро» начали появляться проблемы с аэропортовым обслуживанием. Так, аэропорт турецкой Антальи в четверг утром не выпускал три чартера «Трансаэро» на Москву, Омск и Екатеринбург. По состоянию на 14.00 мск рейсы были выпущены, а авиакомпания объяснила задержку шантажом контрагентов в аэропорту.

Источник: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/10/01/611146-transaero-priznana-bankrotom

Летать только «Аэрофлотом». Чем вам грозит банкротство авиакомпаний?

Аэрофлот банкротство

В воскресенье авиакомпания «ВИМ-Авиа», прекратившая регулярные полеты 15 октября, совершит свой последний рейс. Остановка «ВИМ-авиа» стала самой крупной после «Трансаэро» в 2015 году. От ухода конкурентов с рынка выигрывает прежде всего «Аэрофлот». Мы проверили, как это сказывается на ценах крупнейшей российской авиакомпании.

  • С 2014 по 2017 год доля рынка группы «Аэрофлот» выросла почти на треть — с 37% до 48% — это при том, что весь рынок авиаперевозок в 2014-2016 году падал и возобновил рост только в 2017-м.
  • После остановки «Трансаэро» «Аэрофлот» получил 56 самых выгодных зарубежных направлений конкурента, и на многих из них он – единственный российский авиаперевозчик.
  • Ближайший конкурент, группа S7, уступает «Аэрофлоту» и его дочерним компаниям втрое — 9,5 млн пассажиров против 33 млн.

Главное последствие для вас – цены на билеты. И вот, что с ними случилось:

  • За три года тарифы «Аэрофлота» на самых востребованных направлениях в среднем выросли на 10%, свидетельствуют данные  агрегатора Tutu.ru. Это вдвое меньше официальной инфляции (22%).
  • Рост цен на международных направлениях был выше, чем на внутрироссийских, — 17% против 6% за три года.
  • На международных направлениях цены поднимать проще: число перевозчиков там ограничено межправительственными соглашениями. Например, на популярных направлениях Москва—Тель-Авив и Москва—Лондон после ухода «Трансаэро» «Аэрофлот» остался единственным перевозчиком с российской стороны (только в марте этого года рейс в Тель-Авив из подмосковного аэропорта Жуковский запустили «Уральские Авиалинии»).
  • Другим авиакомпаниям тоже приходится держать низкие цены, но им нечем компенсировать убытки. По данным отраслевой ассоциации АЭВТ, в 2015 году убыток российских авиакомпаний от операционной деятельности составил 8,5 млрд рублей, в 2016-м — уже 10 млрд. Это значит, что остановки и банкротства продолжатся, а доля «Аэрофлота» будет расти и дальше.

Испания лишает Каталонию автономии

Правительство Испании решило впервые задействовать 155-ю статью Конституции и приостановить действие автономного статуса Каталонии. Подробный план переподчинения региона правительство должно представить в субботу, после чего его еще должен одобрить сенат.

Власти Каталонии ответили новыми угрозами принять декларацию о независимости. Основной биржевой индекс Испании Ibex снизился еще на 0,8%, а с начала мая – уже на 9%.

С прошедшего референдума о планах уйти из региона объявило больше 700 компаний – от крупных международных игроков до небольших предприятий.

30 лет «черному понедельнику»

19 октября 1987 года стало худшим днем для мировых рынков по всему миру – начавшись в Азии, обвал продолжился в Лондоне и в США.

Индекс Dow Jones за день рухнул на 22,6% – и это до сих пор остается рекордным дневным падением.

В одной только Калифорнии в этот день число госпитализаций, в том числе из-за нервных расстройств, выросло к обычному уровню на 5%. Quartz вспоминает о причинах и последствиях «черного понедельника».

Кто выиграл от зачистки частных банков

От санации и ухода с рынка крупных частных банков предсказуемо выиграли государственные. На рынке вкладов за девять месяцев больше всего выросла доля ВТБ (на 1,13 п.п.), следом идут Газпромбанк и Россельзозбанк (на 1 п. п.).

В числе выигрывших можно назвать и МКБ Романа Авдеева – похоже, именно его после санации «Открытия» решила сделать своим опорным банком «Роснефть». В июле она вывела с баланса «Открытия» и перевела в МКБ сделки РЕПО на сумму около 200 млрд рублей.

Сейчас МКБ готовит SPO и, по данным Bloomberg, уже нашла для сделки якорных инвесторов. Уже скоро мы узнаем, связаны ли они с «Роснефтью».

Пять заблуждений инвестора

Человеку обычно трудно анализировать, в тисках каких стереотипов зажато его мышление. Но есть пять распространенных заблуждений, которые особенно вредят инвесторам. Visual Capitalist нарисовал этот шорт-лист и заодно объяснил, как с ними бороться.

Москву отлили в граните

В ходе очередного расследования о предпринимательских навыках московских чиновников Meduza выяснила, что за годы благоустройства в Москве уложили больше гранита, чем его добывают в России. Завозить его, по данным издания, приходится из Китая и с Украины, а на Урале и в Сибири из-за крупных столичных заказов возникли проблемы у изготовителей надгробий и могильных плит.

Ирина Малкова, The Bell

Станьте подписчиком The Bell. Подпишитесь на нас в Instagram, , или и читайте закрытые рассылки целиком без регистрации.

Введите ключевые слова.

Ничего не найдено 🙁

Что мне с этого? Читайте новости, которые важны лично для вас

Подпишитесь на рассылку The Bell

Присоединяйся к сообществу The Bell

  • Это более 35 000 успешных людей, читающих нас утром и вечером
  • Это ежедневные рассылки важных новостей России и мира
  • Это закрытые встречи с влиятельными бизнесменами и лучшими российскими экономистами

Подпишитесь на рассылку The Bell

На ваш email отправлено письмо с активацией рассылки Спасибо, что присоединились к нам

Зайдите в почту , подтвердите подписку и нажмите на кнопку

На ваш email отправлено письмо с подтверждением изменений Параметры рассылки изменены

Теперь редакторы в курсе

Источник: https://thebell.io/letat-tolko-aehroflotom-chem-vam-grozit-bankrotstvo-aviakompanij/

Личный юрист
Добавить комментарий