Арбитражное производство это

Арбитражное судопроизводство

Арбитражное производство это

Арбитражное судопроизводство характерно тем, что в его компетенцию попадают не все гражданские дела, а только те, которые прямо относятся к компетенции арбитражных судов.

К таким делам относятся, например, дела вследствие споров между юридическими лицами.

Деятельность юридических лиц в России, весьма разнообразна и естественно, что между ними нередко могут возникать, разного рода, споры.

Как правило, они возникают в связи с не исполнением обязательств, или невыплатой денежных средств по договору, а также и в связи со злоупотреблением полномочиями установленными договором.

В результате таких действий часто имеет место нарушение прав юридических лиц. Интересы могут быть как материальные (финансовый ущерб), так и нематериальные (деловая репутация, коммерческая тайна).

В случае нарушения прав, закон установил специальную процедуру защиты. Эта процедура называется обращением в судебную инстанцию. Любые иные самостоятельные способы разрешения конфликта могут быть признанными неправомерными и незаконными. Не исключается и уголовная ответственность за попытки самостоятельно разрешить спор.

Поэтому, настоятельно рекомендуется разрешать спор только в установленном законом порядке. Обращение в арбитражный суд – это гарантированное право, прописанное в Конституции РФ и арбитражно-процессуальном кодексе РФ.

Но, основным нормативно-правовым документом, который может регулировать арбитражный процесс – это арбитражно-процессуальный кодекс РФ.

Статья 1 АПК РФ провозглашает компетенцию арбитражного суда. В нее входят споры, возникающие в предпринимательской сфере или иной экономической деятельности.

Таким образом, если спор возникает на какой-либо иной почве, то арбитражный суд не сможет рассматривать его по существу. Такой спор будет относиться к компетенции судов общей юрисдикции.

В свою очередь, все споры между предпринимателями, возникающие, например, из договорных обязательств, могут рассматриваться только арбитражным судом.

АПК РФ предполагает несколько форм обращения в арбитражную судебную инстанцию. Первой формой является, подача искового заявления. Иски возникают, как правило, возникают вследствие экономических споров. Другой формой обращения является заявление.

Заявление, как правило, подаётся в случаях необходимости возбуждения процесса несостоятельности, по делам особого производства, по делам, вытекающим из административных правоотношений, также и по делам, возникающим из публичных правоотношений. Третьей предусмотренной формой является жалоба.

Жалоба подается в случае апелляционного или кассационного обжалования решений судов нижестоящего суда. Последней формой является представление. Представление подаётся генеральным прокурором России.

Немаловажно учесть, что структура арбитражных судов РФ, весьма характерна и включает: Арбитражные суды субъектов федерации, Арбитражные апелляционные суды, Федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд.

Последний, признается в России наивысшей судебной инстанцией по вопросам вытекающим из экономических правоотношений. Он вправе вести надзор над всеми нижестоящими арбитражными судебными инстанциями.

Также, Высший Арбитражный Суд вправе давать объяснения судебной практики.

Арбитражное судопроизводство происходит по следующим основным этапам.
Первый этап – это производство в суде первой инстанции. Как правило, все судебные тяжбы начинаются именно с суда первой инстанции.
Второй этап – апелляционное арбитражное производство.

Как правило, дело попадает в апелляционный арбитражный суд после обжалования одной из сторон решения предыдущего суда.
Третий этап – кассационное производство. Рассматривается окружным арбитражным судом.
Четвертый этап – надзорное производство.

Дело рассматривается высшей арбитражной судебной инстанцией.
Пятым этапом является производство по вновь открывшимся обстоятельствам.

Нередки случаи, когда дело уже решено и решение суда вступило в законную силу, но открылись факты, имеющие юридическое значение и способные повлиять на исход дела, то решение подлежит отмене, а дело подлежит пересмотру в установленном законом порядке.

Закон также предусматривает и особый порядок рассмотрения дел. Некоторая категория дел может миновать нижестоящие судебные инстанции и направляться непосредственно в конкретный судебный орган.

К таким делам относятся, например, дела о несостоятельности или дела, осложнённые иностранным элементом.

Арбитражное судопроизводство призвано выделить в обособленную категорию дел, все дела экономического характера.

О НАШЕМ АГЕНТСТВЕ

Юридического агентство «Советник» оказывает весь спектр юридических услуг, в числе которых перерегистрация ООО, регистрация ИП, АО, лицензирование охранной деятельности, юридическое сопровождение и иные юридические услуги. Высокопрофессиональные юристы агентства обеспечивают качество услуг и индивидуальный подход к каждому заказчику.

Долгосрочная работа на поприще юридических услуг обогатила сотрудников Юридического Агенства большим опытом в решении разнообразных правовых задач.

Мы достигли 100% положительного результата при выполнении регистраций предприятий различных форм собственности: как коммерческих (ЗАО, ООО, ОАО), так и некоммерческих (Некоммерческое партнерство, Сельскохозяйственные кооперативы, Автономные некоммерческие организации, Товарищества Собственников жилья (ТСЖ), Ассоциация, Благотворительный и Культурный фонды А также внесение изменений, связанных с: — сменой учредителей; — сменой директора; — сменой участника; — сменой юридического адреса; — смена вида деятельности;

— и другими изменениями учредительных документов.

ОБРАЩАЯСЬ В НАШУ КОМПАНИЮ ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ:

— Высокое качество выполняемых услуг по приемлемым ценам; — Оперативность в решении текущих вопросов; — Индивидуальный подход к каждому клиенту; — Конфиденциальность коммерческой информации;

— Соблюдение обязательств и сроков.

У вас остались вопросы?Вы можете позвонить нам в любой день с понедельника по субботу с 09:00 до 21:00.

Источник: http://uasovetnik.ru/arbitrazhnoe-sudoproizvodstvo

Третейское разбирательство (арбитраж)

Арбитражное производство это

Третейское разбирательство – одна из возможных форм урегулирования споров при помощи негосударственной инстанции, так называемого третейского суда. В большинстве стран для обозначения третейского судопроизводства, как в спорах между национальными, так и между иностранными юридическими лицами широко используется термин арбитраж.

Третейский суд (арбитраж) состоит из одного или трех третейских судей (арбитров). Третейский суд (арбитраж) рассматривает спор и выносит свое решение, опираясь на нормы права. Как правило, такое решение окончательно и обязательно для исполнения.

Оспорить его в государственных судах возможно только в исключительных случаях, например, если договоренность сторон о рассмотрении споров в третейских судах (арбитраже) изначально была недействительной.

В большинстве стран мира решения третейских судов или международных арбитражей официально признаны и подлежат исполнению.

Процедура третейского разбирательства (арбитража):

Правовым основанием для рассмотрения споров в третейском суде или арбитраже служит предварительное письменное соглашение сторон. Зачастую это один из пунктов договора между сторонами, в котором оговаривается место и способ урегулирования возможных споров.

Включая оговорку об арбитраже в договор, стороны тем самым отказываются обращаться в государственные суды, а передают все споры, которые могут возникнуть в ходе исполнения договора, на рассмотрение в третейский суд (арбитраж).

Большинство торговых договоров, прежде всего, внешнеэкономические и внешнеторговые контракты, содержат оговорку о международных арбитражах.

Третейское производство (арбитраж) предлагает как сторонам, так и судьям (арбитрам) достаточную свободу в организации процесса.

К примеру, стороны могут договориться о территориальной подсудности споров, а именно, какой международный арбитраж или третейский суд (судьи) будет рассматривать спор, или о месте проведения разбирательства. По желанию стороны также могут оговорить язык, структуру и временные рамки процесса.

При этом основополагающие принципы честного производства как-то: соблюдение равенства сторон, право сторон на юридическую помощь (адвоката), право (устно) изложить свою точку зрения – остаются неприкосновенными.

Третейские суды (арбитражи) могут рассматривать спор как в институциональном порядке, то есть, они действуют на постоянной основе, так и в порядке ad hoc, то есть они создаются для разрешения какого-либо конкретного спора.

В первом случае существуют определенные организации, которые исполняет административно-процессуальные функции, например, отвечают за доставку сторонам процессуальных документов и т.п.

Однако само рассмотрение и решение спора находится в исключительной компетенции третейского суда (арбитража).

В случае ad hoc – производства, то есть, когда третейский суд (судья) или арбитры избираются сторонами только для разрешения конкретного, частного, спора, административно-процессуальные функции исполняет непосредственно сам третейский суд (судья)/арбитр или же он может делегировать эти функции третьему лицу.

В Гамбурге расположены многие известные международные коммерческие арбитражи, например, Германская морская арбитражная ассоциация (German Maritime Arbitration Association, GMAA), Международный арбитраж при Торговой палате Гамбурга, Китайско-европейский центр арбитража (СЕАС), а также ряд отраслевых товарных арбитражей. Кроме того, многие национальные и международные арбитражные организации, находящиеся в других городах, часто выбирают именно Гамбург местом проведения разбирательств, например, Германская организация арбитража (Deutsche Institution für Schiedsgerichtsbarkeit, DIS) или Международная торговая палата (ICC).

Гамбург известен также своей особой формой ad hoc — производства, так называемым «дружественным арбитражем». «Дружественный арбитраж Гамбурга» возник на местных торговых обычаях и был закреплен в § 20 Правил гамбургской торговли товарами, опубликованных 13 октября 1958 года в вестнике «Amtlicher Anzeiger» № 237.

По инициативе гамбургских юристов, практикующих третейских судей и арбитров, в Гамбургу был создан Центр арбитража (Hamburg Arbitration Circle, HAC), основная задача которого состоит в популяризации Гамбурга как места проведения международного арбитража или третейского судопроизводства, а также в организации различных тематических мероприятий.

  • Третейское производство (арбитраж) – процедура негласная.Третейское производство (арбитраж), включая устное слушанье, проходят в закрытом заседании. Как стороны, так и судья (судьи) обязаны не разглашать какую-либо информацию, полученную в ходе разбирательства. Конфиденциальность третейского производства (арбитража) позволяет сохранить втайне от общественности, СМИ и конкурентов важную информацию коммерческого, производственного или личного характера.
  • Третейские судьи (арбитры) – непредвзятые эксперты.Стороны выбирают третейского судью (арбитра) по личному усмотрению. Третейские судьи (арбитры) могут быть разных профессий и гражданами разных государств. Главное условие – это независимость и объективность в рассмотрении и разрешении спора.
  • Решение третейского суда (арбитража) подлежит исполнению.Решения третейских судов и международных арбитражей подлежат исполнению, как на территории Германии, так и за рубежом. Во многих странах-участницах Нью-йоркской Конвенции о признании и привидении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года решения международных арбитражей исполняются намного проще и быстрее решений государственных судов.
  • Третейское судопроизводство (арбитраж) помогают сэкономить время и деньги.В третейском производстве (арбитраже) изначально учитываются индивидуальные особенности спора, отсутствует апелляционная и кассационная инстанции, что позволяет урегулировать спор в относительно короткие сроки. Сэкономить время и расходы можно также благодаря выбору приемлемого языка судопроизводства и удобного места проведения заседания.

Источник: http://www.dispute-resolution-hamburg.com/ru/ru/arbitration/what-is-arbitration/

Закон Швеции «Об арбитраже»: обзор основных изменений

Арбитражное производство это

21 ноября 2018 года были внесены поправки в действующий закон Швеции «Об арбитраже» (далее – Закон), которые стали первыми существенными изменениями cмомента принятия Закона в 1999 году. Изменения вступили в силу 1 марта 2019 года и, за рядом исключений, применяются к арбитражным разбирательствам, начавшимся с этой даты. Предлагаем нашим читателям обзор основных изменений Закона[1].   

Основные изменения 

Вопрос о наличии у арбитров юрисдикции

Ряд ключевых изменений касается судебной проверки наличия у арбитров юрисдикции (компетенции) в отношении спора. 

В соответствии со ст. 2 Закона арбитры могут сами решить вопрос о наличии у них юрисдикции (и это положение осталось неизменным в новой редакции Закона).

Ранее Закон позволял стороне как до, так и в ходе арбитражного разбирательства подать деклараторный иск в районный суд с просьбой вынести решение об отсутствии у арбитров юрисдикции. При этом арбитражное разбирательство могло продолжаться одновременно с судебным рассмотрением.

На практике суды нередко не успевали рассмотреть деклараторный иск до завершения арбитражного разбирательства, и суд продолжал рассмотрение после вынесения арбитражного решения.

В этом случае параллельно с судебным рассмотрением деклараторного иска сторона могла подать ходатайство об отмене вынесенного арбитражного решения в рамках отдельного судебного разбирательства, также заявляя об отсутствии у арбитров юрисдикции. Таким образом, возникали параллельные судебные разбирательства по оценке наличия у арбитров юрисдикции.

Внесенные в Закон изменения направлены на снижение риска возникновения таких параллельных разбирательств и в целом следуют подходу, сформулированному в ст. 16 Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже 1985 года (в ред. 2006 года).

С 1 марта 2019 года сторона может обратиться в суд с деклараторным иском, поставив вопрос об отсутствии у арбитров юрисдикции, только до начала арбитражного разбирательства.

После начала арбитражного разбирательства сторона по общему правилу может обратиться в суд для проверки наличия у арбитров юрисдикции только в одном случае: если арбитры до завершения разбирательства вынесли отдельное постановление (beslut) о наличии у них юрисдикции.

Сторона, несогласная с таким постановлением, в течение 30 дней может обжаловать его в апелляционном суде (ст. 2 Закона). Исключение из этого правила установлено новой ст. 4а Закона: если после начала арбитражного разбирательства сторона обращается в суд с деклараторным иском и другая сторона не возражает против оценки судом наличия у арбитров юрисдикции, то суд может рассмотреть этот иск.


Формирование состава арбитража

Тенденцией последних лет является более детальное закрепление в арбитражных регламентах и арбитражном законодательстве положений, регулирующих разбирательства с множественностью сторон, то есть с участием более чем двух лиц (например, двух ответчиков).

Такие положения были добавлены и в Закон: с 1 марта 2019 года ст. 14 Закона регулирует назначение арбитров в спорах с множественностью сторон.

Если в таком споре состав арбитража включает трех арбитров, а ответчики не произвели совместного назначения арбитра, то суд по ходатайству стороны спора назначает весь состав арбитража, при этом освободив от полномочий арбитра, назначенного ранее истцом.

Это изменение направлено на обеспечение равенства сторон при назначении состава арбитража и соответствует регулированию данного вопроса в большинстве ведущих арбитражных юрисдикций.

Описанный выше порядок применяется, если стороны не договорились об ином.

Но в большинстве случаев стороны как раз договариваются об ином – например, о применении арбитражного регламента, в котором уже урегулирован этот вопрос.

В частности, если стороны условились о разрешении спора в соответствии с Арбитражным регламентом SCC, то назначать состав арбитража будет правление SCC (ст. 17(5) регламента).

Кроме того, были дополнены требования к арбитрам. Ранее Закон требовал, чтобы арбитры были беспристрастными. Требование о независимости арбитров не было прописано в Законе, но подразумевалось на практике. С 1 марта 2019 года ст. 8 Закона прямо указывает на то, что арбитр должен быть не только беспристрастным, но и независимым.

Консолидация арбитражных разбирательств

Еще одной тенденцией последних лет является включение в арбитражные регламенты и арбитражное законодательство положений о консолидации разбирательств для повышения эффективности арбитража. Ранее в Законе этот вопрос урегулирован не был. Новая ст.

23а Закона предусматривает возможность объединения в одно производство двух и более разбирательств по запросу стороны, если соблюдены три условия: стороны не возражают против объединения, в объединяемых разбирательствах были назначены одни и те же арбитры, такое объединение будет способствовать эффективности процесса.

Причем, если это будет признано обоснованным, арбитражное разбирательство может быть вновь разделено на отдельные производства.

Статья 23а Закона подлежит применению, только если стороны не договорились о разрешении спора по арбитражному регламенту, который уже содержит правила консолидации. В частности, если спор разрешается по Регламенту SCC, то консолидация будет регулироваться его ст. 15.

Определение применимого права

Ранее Закон не содержал норм, дающих определение применимого права. Теперь этот вопрос регулирует новая ст. 27а Закона, которая по содержанию схожа со ст. 27 Регламента SCC и в целом следует общепринятым принципам определения применимого права.

Во-первых, Закон предусматривает, что спор подлежит рассмотрению на основе законодательства или правовых норм, о которых договорились стороны. Во-вторых, если стороны не определили применимое право, то подлежащее применению право определяется арбитрами. При этом Закон не предусматривает критериев, которыми следует руководствоваться арбитрам.

Наконец, арбитры могут разрешать спор «по справедливости», только если стороны прямо уполномочили их на это.

Оспаривание арбитражных решений

Одной из особенностей Закона и его отличием от Типового закона ЮНСИТРАЛ является разделение оснований оспаривания арбитражных решений на две группы: 

̶        основания изначальной недействительности решений, такие как неарбитрабельность и нарушение публичного порядка (ст. 33 Закона), при этом Закон не ограничивает срок подачи заявления о недействительности по этим основаниям; 

̶        основания, по которым арбитражное решение может быть полностью или частично отменено судом по ходатайству стороны, такие как отсутствие действительного арбитражного соглашения или выход арбитров за пределы своих полномочий (ст. 34 Закона), и Закон ограничивает срок подачи стороной ходатайства об отмене решения по этим основаниям.

В ходе рассмотрения проекта изменений обсуждался отказ от такого разделения, чтобы Закон предусматривал единый перечень оснований для оспаривания арбитражного решения в течение ограниченного срока после его вынесения. Это предложение не нашло отражения в тексте Закона – сохранилось традиционное для шведского арбитража разделение оснований на две группы. Тем не менее некоторые изменения в порядок оспаривания были внесены.

Во-первых, срок подачи стороной ходатайства об отмене решения по ст. 34 Закона сокращен с трех до двух месяцев с даты получения стороной арбитражного решения. Также с трех до двух месяцев сокращен срок подачи стороной ходатайства по ст.

36 Закона об оспаривании арбитражного решения, которое не содержит выводов по вопросам, переданным на разрешение арбитров (прежде всего это арбитражные решения о прекращении разбирательства ввиду отсутствия юрисдикции).

С одной стороны, это должно повысить эффективность и способствовать скорейшему наступлению для сторон определенности в отношении результата разбирательства.

С другой стороны, два месяца достаточно сжатый срок, в течение которого сторона, несогласная с решением, должна проанализировать основания для оспаривания, подготовить и представить в суд ходатайство об отмене. При этом по-прежнему нет ограничения срока для заявления о недействительности решения по ст. 33 Закона.

Во-вторых, в одно из оснований оспаривания по ст. 34 Закона внесено дополнительное требование. Ранее решение могло быть частично или полностью отменено по ходатайству стороны, если арбитры «вышли за пределы своих полномочий».

По статистике, стороны чаще всего оспаривали арбитражные решения именно по этому основанию, но на практике суды отменяли решения, только если выход за пределы полномочий повлиял или мог повлиять на результат разбирательства. Этот сложившийся подход нашел отражение в Законе. Теперь решение может быть отменено по ст.

34(3) Закона, только если «выход арбитров за пределы полномочий, вероятно, повлиял на исход спора».

В-третьих, внесено изменение, допускающее более активное использование английского языка в шведских судах при рассмотрении дел о признании недействительным или об отмене арбитражного решения по ст.

33, 34 и 36 Закона, а также при обжаловании постановления арбитров о наличии у них юрисдикции по ст. 2 Закона.

Ранее на практике было распространено представление письменных доказательств и иных документов (включая оспариваемое арбитражное решение) на английском языке без перевода на шведский язык. Теперь согласно новой ст.

45а Закона суд по ходатайству стороны может разрешить представление и устных доказательств (прежде всего свидетельских показаний и выступлений экспертов) во время слушания на английском языке, без перевода на шведский. Это должно сделать процесс более эффективным и доступным для нешведских сторон, а также снизить расходы на обжалование.

Наконец, в Закон добавлено дополнительное требование, касающееся возможности обжалования в Верховном суде Швеции решения апелляционного суда по вопросу о недействительности или отмене арбитражного решения.

Ранее обжалование было возможно, только если сам апелляционный суд разрешал его, исходя прецедентного значения конкретного дела. Это требование осталось в силе.

При этом в Закон было добавлено дополнительное требование: помимо разрешения на обжалование со стороны апелляционного суда теперь необходимо получить разрешение Верховного суда.

Верховный суд будет сам принимать решение о принятии дела к рассмотрению или об отказе, а также определять, какие именно вопросы он будет разбирать. Это позволит Верховному суду ограничить круг рассматриваемых дел вопросами, имеющими прецедентное значение.

Заключение

В целом в Закон не было внесено революционных изменений, которые бы кардинально изменили порядок, сложившийся с момента его вступления в силу в 1999 году.

Внесенные изменения, скорее, привели текст Закона в соответствие с рядом последних тенденций международного арбитража, восполнили пробелы и закрепили некоторые подходы, сложившиеся на практике.

Эти изменения должны сделать Швецию еще более привлекательным местом арбитража, особенно для иностранных (нешведских) сторон.

Татьяна Михалева,

старший юрист, Mannheimer Swartling, Москва

[1]Данный обзор основан на тексте изменений, доступных в настоящее время только на шведском языке. Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма (SCC) планирует опубликовать перевод новой редакции Закона на английский и русский языки. Возможно, при переводе изменений на русский язык использованная SCC терминология будет несколько отличаться от терминологии в данном обзоре.

Источник: https://journal.arbitration.ru/reviews/zakon-shvetsii-ob-arbitrazhe-obzor-osnovnykh-izmeneniy/

Арбитражное разбирательство как альтернативный способ разрешения споров

Арбитражное производство это

Арбитражное разбирательство как альтернативный способ разрешения споров

08.04.2016 г. в Республике Казахстан принят закон «Об арбитраже».

Закон применим к отношению споров, возникших из гражданско-правовых отношений с участием физических и (или) юридических лиц, независимо от места жительства или места нахождения субъектов спора внутри государства или за его пределами, разрешаемых арбитражем, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан. Арбитражи в Республике Казахстан могут быть созданы в виде постоянно действующего арбитража или арбитража для разрешения конкретного спора.

Принятие закона и создание постоянно действующих арбитражных судов продиктовано требованиями времени, проводимой в стране правовой реформы, реализации плана нации-100 шагов.

Арбитражное разбирательство является внесудебной формой защиты права.

 Рассмотрение спора в арбитражном суде возможно при наличии арбитражного соглашения. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме.

Арбитражное соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в виде арбитражной оговорки в документе, подписанном сторонами, либо заключенным путем обмена письмами, телеграммами, телефонограммами, факсами, электронными документами или иными документами, определяющими субъектов и содержание их волеизъявления.

Арбитражное соглашение также считается заключенным в письменной форме, если оно заключается путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает.

Обязательные требования арбитражного соглашения, которое должно сдержать:

1) намерение сторон о передаче спора в арбитраж;

2) указание предмета, который подлежит рассмотрению арбитражем;

3) указание конкретного арбитража;

4) согласие уполномоченного органа соответствующей отрасли или местного исполнительного органа в случае, предусмотренном п.10 статьи 8 настоящего Закона.

Суд, в который подан иск по предмету арбитражного разбирательства, должен, если любая из сторон просит об этом, не позднее представления своего первого заявления по существу спора направить стороны в арбитраж, если не найдет, что арбитражное соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.

Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме передается в арбитраж. Копия искового заявления передается ответчику.

В исковом заявлении должны быть указаны:

 1)дата подачи искового заявления; 2) наименования сторон, их почтовые адреса и банковские реквизиты; 3) обоснование обращения в арбитраж; 4) требования истца; 5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; 6) доказательства, подтверждающие основания исковых требований; 7) цена иска, если иск подлежит оценке; 8) перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов.

 Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем с приложением оригинала доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Подготовка дел к арбитражному разбирательству должна быть проведена не позднее пятнадцати календарных дней со дня принятия заявления, если иной срок не установлен регламентом или соглашением сторон.

В исключительных случаях по делам особой сложности этот срок может быть продлен до одного месяца по мотивированному определению арбитража.

Споры рассматриваются и разрешаются арбитражем в срок до двух месяцев со дня окончания подготовки дела к арбитражному разбирательству, если иной срок не установлен регламентом или соглашением сторон.

 Расходы, связанные с разрешением спора в арбитраже, включают:

1) гонорар арбитров; 2) расходы, понесенные арбитрами в связи с участием в арбитражном разбирательстве, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора, проживание и питание; 3) суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам; 4) расходы, понесенные арбитрами в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения; 5) расходы, понесенные свидетелями; 6) расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось арбитражное решение; 7) расходы на организационное и материальное обеспечение арбитражного разбирательства. В постоянно действующем арбитраже размер гонорара арбитров определяется составом арбитража в соответствии со шкалой гонораров арбитров, предусмотренной регламентом постоянно действующего арбитража.

 В арбитраже для разрешения конкретного спора размер гонорара арбитров определяется по соглашению сторон, а при отсутствии такового — арбитражем для разрешения конкретного спора в порядке, предусмотренном для постоянно действующего арбитража.

Распределение расходов, связанных с разрешением спора в арбитраже, между сторонами производится арбитражем в соответствии с соглашением сторон, а при отсутствии такового — пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям.

Арбитраж разрешает спор в соответствии с нормами права, которое стороны избрали в качестве применимого в рассмотрении спора. Любое указание на право или систему права какого-либо государства должно толковаться как непосредственно отсылающее к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам.

 При рассмотрении спора между физическими и (или) юридическими лицами Республики Казахстан, а также одной из сторон которого являются государственные органы, государственные предприятия, а также юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, применяется законодательство Республики Казахстан, если иное не установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. При отсутствии соглашения сторон о применимом праве арбитраж определяет применимое право в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

После исследования обстоятельств дела арбитраж большинством арбитров, входящих в состав арбитража, принимает решение.

 Решение объявляется на заседании арбитража. Арбитраж вправе объявить только резолютивную часть решения. В этом случае мотивированное решение должно быть направлено сторонам в течение десяти календарных дней со дня объявления резолютивной части решения, если иной срок не установлен регламентом или соглашением сторон.

 Арбитр, не согласный с решением большинства членов арбитража, вправе изложить свое особое мнение, которое прилагается к решению. Стороны вправе знакомиться с особым мнением арбитра.

Арбитражное решение считается принятым в месте арбитражного разбирательства и вступает в силу в день, когда оно подписано арбитром (арбитрами).

Ходатайство об отмене арбитражного решения подается в суд в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.

 2. Ходатайство об отмене арбитражного решения не может быть заявлено по истечении одного месяца со дня получения стороной, заявляющей это ходатайство, арбитражного решения, а в случае, если была подана просьба в соответствии со статьей 51 настоящего Закона, со дня вынесения арбитражного решения по этой просьбе.

Арбитражное решение отменяется судом в случае определения, что:

 1) арбитражное решение противоречит публичному порядку Республики Казахстан;

 2) спор, по которому вынесено арбитражное решение, не может являться предметом арбитражного разбирательства по законодательству Республики Казахстан.

Суд выносит по вопросу об отмене арбитражного решения определение. Данное определение может быть обжаловано или опротестовано в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.

Арбитражное решение признается обязательным и при подаче в суд письменного заявления приводится в исполнение в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.

 Если в арбитражном решении срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению.

Если арбитражное решение не исполнено добровольно в установленный в нем срок, то оно подлежит принудительному исполнению.

Принудительное исполнение арбитражного решения осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения арбитражного решения, на основе выданного судом исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения. Заявление о принудительном исполнении арбитражного решения подается в суд в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.

 Принятие закона и создание постоянно действующих арбитражных судов продиктовано требованиями времени, проводимой в стране правовой реформы, реализации плана нации-100 шагов.

 В ноябре 2016 г. в Астане создана Арбитражная палата Казахстана, первый учредительный съезд которой состоялся в Министерстве юстиции Республики Казахстан. Новая общественная организация объединила арбитров и постоянно действующие арбитражи.

Даниярова Ш.Т.

Судья специализированного межрайонного

экономического суда г.Астаны

Источник: https://www.zakon.kz/4840394-arbitrazhnoe-razbiratelstvo-kak.html

Арбитражное судопроизводство и арбитражное процессуальное право как отрасль права: предмет, метод, система

Арбитражное производство это

Арбитражное судопроизводство – это определяемое нормами арбитражного процессуального права постадийное движение дела по возникшему в процессе экономической деятельности спору, вытекающему из гражданских правоотношений либо из публичных правоотношений, включая административные.

Арбитражное судопроизводство как процессуальная форма деятельности суда направлено на рассмотрение и разрешение экономических споров и связанных с ними дел, а конечной его целью выступает защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов посредством их восстановления.

Арбитражное процессуальное правосистема юридических норм, регулирующих деятельность арбитражного суда по осуществлению правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Предметом арбитражного процессуального права выступает сам арбитражный процесс, в рамках которого осуществляется реализация норм материального права.

Арбитражная процессуальная форма – это установленный нормами арбитражного процессуального права порядок возбуждения процесса, подготовки дела к разбирательству, рассмотрения и разрешения дела, обжалования и пересмотра актов суда, а также их надлежащего исполнения.

Роль и значение арбитражной процессуальной формы состоит в том, чтобы обеспечить защиту существующих в действительности прав субъектов и гарантировать законность и обоснованность выносимых решений. Процессуальная форма, таким образом, является средством достижения законности в правоприменительной практике.

Основные черты арбитражной процессуальной формы состоят в следующем:

  • – арбитражный суд и участники арбитражного процесса соблюдают нормы арбитражного процессуального права;
  • – участники процесса совершают лишь те действия, которые заранее предусмотрены арбитражными процессуальными нормами;
  • – порядок обращения с исковым заявлением в суд, принятие и подготовка дела к разбирательству, порядок разрешения спора, структура судебного решения, регламент его пересмотра, а также процедура исполнения предусмотрены законом;
  • – отношения между участниками процесса и судом существуют в форме правоотношений и не могут носить фактический характер;
  • – арбитражная процессуальная форма предоставляет сторонам равные возможности состязаться, право участвовать в процессе, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью, обжаловать решения и участвовать в исполнительном производстве.

Арбитражное процессуальное право использует определенную совокупность средств и способов регулятивного воздействия на общественные отношения – методы правового регулирования.

Они сочетают в себе черты императивности и диспозитивное начало. Структурно система арбитражного процессуального права представлена общей и особенной частями.

Некоторые авторы выделяют и специальную часть, в которую включают международно-правовые нормы, касающиеся арбитражного процесса.

Стадии арбитражного процесса – совокупность процессуальных действий по конкретному делу, объединены одной целью. Современный арбитражный процесс состоит из следующих стадий:

  • 1) возбуждение дела в арбитражном суде;
  • 2) подготовка дела к судебному разбирательству;
  • 3) производство в суде первой инстанции;
  • 4) производство в апелляционной инстанции;
  • 5) производство в кассационной инстанции;
  • 6) производство в порядке надзора;
  • 7) пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;
  • 8) исполнение судебных актов арбитражного суда.

Деятельность суда первой инстанции по рассмотрению и разрешению дел представляет собой основную стадию арбитражного процесса, так как она направлена на рассмотрение и разрешение дела по существу с вынесением решения или прекращением производства, оставлением иска без рассмотрения или вынесением определения по отдельным категориям дел.

Помимо стадий арбитражного процесса АПК предусматривает отдельные виды производства – специфические по форме и содержанию процессуальные порядки рассмотрения отдельных категорий дел.

В настоящее время законом предусмотрены: исковое производство, производство по делам, возникающим из административных и иных публичных отношений, особое производство, производство по делам о несостоятельности (банкротстве), упрощенное производство, производство по рассмотрению споров из корпоративных правоотношений, производство по групповым искам, по признанию и приведению в действие иностранных судебных и арбитражных решений, по выдаче исполнительного листа на решения третейского суда, производство по делам о взыскании компенсации за нарушение права на разумные сроки судопроизводства и др.

Арбитражные суды РФ рассматривают дела на основании Конституции, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ, актов федеральных министерств и иных органов исполнительной власти, актов органов субъектов и органов местного самоуправления.

Источник: https://studme.org/75331/pravo/arbitrazhnoe_sudoproizvodstvo_arbitrazhnoe_protsessualnoe_pravo_otrasl_prava_predmet_metod_sistema

Особенности рассмотрения арбитражных дел в порядке упрощенного производства

Арбитражное производство это

Вступившим в законную силу Федеральным законом от 25.06.2012 N 86-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства» установлен новый порядок рассмотрения дел в порядке упрощенного производства.

По упрощенному производству в арбитражных судах дела решаются в рамках судебного заседания, но без участия сторон, решение служит основанием для выдачи исполнительного листа, процесс носит ускоренный характер, в процессе рассмотрения дела исследуются лишь письменные материалы.

Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.

Закон предусматривает сокращенные сроки для представления сторонами доказательств и подачи документов в обоснование своей позиции.

Данные сроки устанавливаются судом и указываются в определении о принятии искового заявления (о принятии заявления к производству либо о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства).

Согласно Закону минимальный срок для представления доказательств будет составлять 15 дней, а для подачи документов, обосновывающих позицию стороны и объясняющих суть заявленных требований и возражений, — 30 дней.

При этом ни один из указанных сроков не должен превышать общий срок рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, составляющий два месяца. Стороны не вправе ссылаться на доказательства, которые не были представлены в срок, установленный судом.

Согласно части 4 статьи 228 АПК РФ, если отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства и иные документы поступили в суд по истечении установленного арбитражным судом срока, такие документы не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы, за исключением случая, если эти лица обосновали невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от них.

По истечении срока подачи документов арбитражный суд рассматривает дело без вызова сторон и без предварительного судебного заседания. При этом суд исследует только представленные сторонами документы. В ходе рассмотрения дела в упрощенном порядке не ведется протокол.

Дела, указанные в ч. 1 ст. 227 АПК РФ, рассматриваются в порядке упрощенного производства независимо от согласия сторон. В иных ситуациях переход к упрощенному производству будет возможен по обоюдному согласию сторон. Дела, которые рассматриваются в порядке упрощенного производства независимо от согласия сторон, подразделяются на две группы:

во-первых, это дела с определенным характером требований без учета суммы таких требований; во-вторых — дела, для которых помимо характера требований определена их максимальная сумма.

К первой группе относятся дела по искам, которые основаны на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика (признаваемые, но не исполняемые ответчиком), и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору.

Вторая группа дел определяется не только характером требований, но и их максимальной суммой. К указанной группе отнесены следующие категории дел:

— по исковым заявлениям о взыскании денежных средств в случаях, если цена иска не превышает 300 тыс. руб. для юридических лиц и 100 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей.

— об оспаривании ненормативных правовых актов (решений публичных органов), в которых содержатся требования об уплате денежных средств (об их взыскании или об обращении взыскания на имущество должника).

Ненормативный акт (решение) должен оспариваться только в части требования об уплате денежных средств (о взыскании денежных средств или об обращении взыскания на иное имущество заявителя), а оспариваемая заявителем сумма не должна превышать 100 тыс. руб.;

— об административных правонарушениях, если наказание установлено только в виде штрафа, размер которого не превышает 100 тыс. руб. К этой категории могут относиться дела и о привлечении к административной ответственности, и об оспаривании соответствующих решений уполномоченных органов;

— о взыскании обязательных платежей и санкций, если общая сумма, подлежащая взысканию и указанная в заявлении, не превышает 100 тыс. руб.

Кроме того, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству стороны могут договориться о его рассмотрении в упрощенном порядке, даже если оно не входит в указанные выше группы. Для этого истец заявляет ходатайство, а ответчик дает согласие. Суд также может предложить сторонам рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.

Источник: http://vladprok.ru/node/413

Личный юрист
Добавить комментарий