Банкротство градообразующих предприятий

Особенности банкротства градообразующих организаций

Банкротство градообразующих предприятий

Согласно п.1 ст.169 Закона Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — п.1 ст.169.

, градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

Особенности банкротства градообразующих организаций распространяются также на иные организации, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

На практике может возникнуть сложность с определением (для установления признаков градообразующей организации) численности работников должника, имеющего филиалы, представительства и иные обособленные подразделения.

Актуальность темы «Банкротство градообразующих организаций» в том что проблема банкротства градообразующих организаций (и связанное с ней выделение особенностей признания их несостоятельными) характерна именно для российской экономики.

Введение……………………………………………………………………………3

В случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление по основаниям, предусмотренным законом «о несостоятельности и банкротстве», а также по ходатайству органов местного самоуправления.

Закон не предоставляет права этим органам обратиться с заявлением о банкротстве должника, вступление их в дело предусматривается только после его возбуждения по инициативе других участников, наделенных соответствующими полномочиями (должник, кредиторы, уполномоченный государственный орган).

Вступивший в дело о банкротстве орган местного самоуправления или привлеченный к участию в деле о банкротстве соответствующий федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может заявить ходатайство о введении внешнего управления градообразующей организации в тех случаях, когда собранием кредиторов такое решение по каким-либо причинам не принято.Ершова Инна Владимировна, доктор юрид. наук, профессор. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Подразделение: кафедра предпринимательского и корпоративного права.

По ходатайству названных органов арбитражный суд сможет ввести внешнее управление в отношении должника — градообразующей организации даже в том случае, если собрание кредиторов не принимает решение о введении внешнего управления.

Но тогда соответствующие органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед его кредиторами.

Поручительство может быть дано Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальным образованием в лице уполномоченных органов.

Особенности банкротства градообразующих предприятий…………….4

По ранее действующему законодательству градообразующими организациями признавались юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (утратил юридическую силу) — ст.132.. Таким образом, в настоящее время, при определении организации как градообразующей не учитывается число членов семей работников, а их общее количество снижено до двадцати пяти процентов.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ от 26 октября 2002 года (далее — Закон о банкротстве 2002 года) сохранил нормы, предусматривающие особенности правового регулирования процедур банкротства таких должников, как градообразующие организации.

При этом критерии отнесения организаций к градообразующим по сравнению с теми, что были определены в ранее действующем Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» N 6-ФЗ от 8 января 1998 года (далее — Закон о банкротстве 1998 года), несколько изменились.

Представление поручительства по обязательствам должника — градообразующей организации — означает, что обратившийся в арбитражный суд с соответствующим ходатайством орган местного самоуправления (привлеченный к участию в деле федеральный орган исполнительной власти субъекта РФ) принимает на себя субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

In the article is presented the special order of insolvency (bankruptcy) of town-forming organizations. The notion of a town-forming organization has been analysed.

Peculiarities of identifying of such organizations as bankrupts have been examined, considering persons, taking part in the case of bankruptcy, possibilities of getting guarantee about debtors’ commitments, the order of enforcement of bankruptcy’s procedures, disposal of property of a town-forming organization.

Особенности банкротства градообразующих организаций устанавливаются исходя из необходимости предотвращения возможных негативных социальных последствий. Предусмотренные для таких организаций положения применяются и к иным организациям, численность работников которых превышает 5 тыс. человек.

Аннотация: в статье представлен специальный режим несостоятельности (банкротства) градообразующих организаций. Проанализировано понятие градообразующей организации.

Рассмотрены особенности признания таких организаций банкротами, касающиеся круга лиц, участвующих в деле о банкротстве, возможности предоставления поручительства по обязательствам должника, порядка введения и проведения процедур банкротства, продажи имущества градообразующей организации.

Должник и его поручитель обязаны приступить к погашению задолженности в соответствии с представленным графиком. В случае не исполнения этой обязанности должником кредиторы вправе предъявить свои требования поручителю.

Как видно, для организаций второй группы определяющее значение имеет численность населенного пункта: чем меньше его численность, тем больше шансов подпасть под статус градообразующего.

В небольших населенных пунктах в настоящее время таковыми могут быть признаны достаточно небольшие предприятия.

Поэтому представляется целесообразным установление дополнительного критерия — определенного порога численности (например, численности не менее 300 человек) и для таких организаций.

2.1.1. Общая характеристика предприятия……………………………………9

Градообразующее предприятие: суть понятия, особенности На сегодня на территории РФ числятся 319 населенных пунктов (моногородов), созданных на базе градообразующих предприятий (Распоряжение Правительства РФ № 1398 от 29.07.14-го с последующими правками).

В ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей организацией.
Градообразующие организации — это юр.лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населённого пункта, а также численность работников которых превышает 5000 человек.

Похожие главы из других работ:

Определяя особенности банкротства градообразующих организаций, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления.

Проблема банкротства градообразующих организаций (и связанное с ней выделение особенностей признания их несостоятельными) характерна именно для российской экономики.

В литературе отмечается, что понятие «градообразующая организация» как таковое отсутствует в терминологии других законодательств, в связи, с чем отсутствуют и какие-либо особенности признания несостоятельными должников, которые по российскому законодательству могут быть отнесены к градообразующим Телюкина М.В. Особенности производства по делу о несостоятельности градообразующего должника // Законодательство. — 1999. — №1..

Определяя особенности банкротства градообразующих организаций. Закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации.

Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления.

В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Поводом для обращения в суд является невозможность удовлетворения финансовых притязаний по одному из указанных пунктов на протяжении 3 месяцев со дня, когда деньги нужно было перечислить на счет получателя. Совокупная сумма долга в 2019 году по всем платежам должна составлять минимум 300 тысяч рублей (п. 2 ст. 6 Закона № 127-ФЗ).

Поручительство по обязательствам должника представляется в письменной форме арбитражному суду.

В заявлении о поручительстве должны быть указаны: сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанность по уплате обязательных платежей; график погашения задолженности.

К поручительству прикладываются документы, подтверждающие включение обязательств по поручительству в соответствующий бюджет на дату представления поручительства.

Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, градообразующая организация, поручительство, внешнее управление, финансовое оздоровление, имущество.

Должник (гражданин или юридическое лицо) считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (обязанность должника уплатить кредиторам определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным ГК РФ) и (или) исполнить обязанность по оплате обязательных платежей (налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет и внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ и др.), если соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения.
При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве признаётся соответствующий орган местного самоуправления.

2.1. Характеристика деятельности организации……………………………..9

Итак, несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная д олжником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. РФ, субъект РФ или муниципальное образоване в любое время до окончания финансового выздоровления градообразующей организации или процедуре внешнего управления вправе рассчитаться со всеми кредиторами или погасить требования уполномоченных органов.

К особенностям процедур банкротства градообразующих предприятий прежде всего относится участие в деле о банкротстве органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Теоретическая часть………………………………………………………………4

При определении численности работников организаций, к которым подлежат применению правила о градообразующей организации, учитываются все работающие независимо от места их проживания. Закон предусматривает расширенный состав лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации.

Учитывая значение таких предприятий для отдельного взятого населенного пункта, и, прежде всего, как предприятия с большим количеством рабочих мест, законодатель устанавливает, что при рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле признается соответствующий орган местного самоуправления.

Также к рассмотрению дела с участием градообразующей организации могут быть привлечены органы исполнительной власти (как федеральные, так и субъекта).

В Законе о банкротстве 1998 года к градообразующим организациям относились юридические лица, численность работников которых превышала пять тысяч человек, а также численность работников которых с учетом членов их семей составляла не менее половины численности населения определенного населенного пункта.

BANKRUPTCY OF TOWN-FORMING ORGANIZATIONS: LEGISLATION, DOCTRINE, JUDGE-MADE LAW Ershova Inna Vladimirovna, doctor of juridical sciences, professor. Position: heard of the Chair.

Place of employment: of Kutafin Moscow State Law University. Division: Chair of Entrepreneurial and Corporate Law.

Под действие § 2 Главы 9 Закона также подпадают другие предприятия, с численностью работающего персонала свыше 5000 человек.

Источник: http://bfzurist.ru/sudebnaya-praktika/7168-osobennosti-bankrotstva-gradoobrazuyuschih-organizacij.html

Банкротство градообразующих предприятий и организаций в России

Банкротство градообразующих предприятий

Банкротство — это юридическое понятие, которое означает неспособность компании выполнять свои финансовые обязательства перед клиентами, сотрудниками и кредиторами. Несостоятельность градообразующих организаций — тема, требующая отдельного рассмотрения.

Особенности банкротства градообразующих организаций

Ухудшение финансовых показателей предприятий градообразующего типа может происходить по нескольким причинам:

  • специальное доведение предприятия до банкротства с целью дальнейшего получения контроля над ним. Этот метод используется в российском бизнесе и является одним из способов рейдерского захвата компании;
  • падение спроса на продукцию предприятия. Экономический кризис в во всех отраслях либо какой-то определенной часто приводит к нежелательным последствиям в виде банкротства предприятий;
  • неразумная и непрагматичная финансово-кредитная политика руководства градообразующего предприятия. Компания взяла кредиты на большую сумму и не рассчитала сможет ли их вернуть.

Основные признаки банкротства юридического лица согласно норм ст.3 ФЗ «О банкротстве (несостоятельности)» такие:

  • неспособность проводить платежи по кредитам более 3 месяцев. Задолженность перед кредиторами должна составлять не менее 100 тысяч рублей;
  • значительные просрочки платежей за поставленный товар или предоставленные услуги другими компаниями;
  • рост задолженности по выплате заработной платы сотрудникам;
  • задолженность по платежам в государственный и местный бюджеты, перед Пенсионным фондом.

Процедура признания несостоятельности

Российское законодательство четко регулирует процедуру признания несостоятельности градообразующих предприятий на всех ее этапах.

Решение о начале

Процедура банкротства юридического лица в любом случае начинается после вынесения соответствующего решения арбитражным судом, который расположен ближе всего к месту нахождения потенциального банкрота. Данное решение принимается на основе фактов, изложенных в исковом заявлении. Эти данные должны соответствовать требованиям по банкротству предприятий, которые изложены выше.

Составление заявления

По сути, судебный иск можно считать (хотя в юридической практике это и не принято) первой стадией банкротства юридического лица. Истцами в этом деле могут выступать:

  • органы прокуратуры;
  • органы Федеральной налоговой службы;
  • кредиторы компании;
  • представители руководящих органов или учредителей компании.

Для правильного составления искового заявления нужно знать его структуру. Итак, истец должен указать такую информацию:

  • наименование судебного органа, в который предоставляется заявление;
  • полные данные про истца (ФИО или название компании, местонахождение, контактные данные);
  • изложение сути вопроса с указанием конкретных сумм и сроков невыполнения компанией обязательств перед истцом;
  • документальное подтверждение своей правоты.

Этапы

Реальная процедура банкротства градообразующего предприятия будет очень длительной, потому что все стороны процесса будут прикладывать максимальные усилия, чтобы спасти предприятие, на котором работает огромное количество людей.

Наблюдение

Любая подобная процедура начинается с этапа наблюдения. Длительность процесса анализа деятельности предприятия и выявления причин негативной ситуации на предприятии не должна превышать 6 месяцев. Задачи этапа такие:

  • проверка финансовой отчетности;
  • выявление заведомо убыточных для компании сделок;
  • проверка наличия резервов для выведения компании из кризиса.

Финансовое оздоровление

Второй этап процедуры касательно градообразующих предприятий — ключевой. Речь идет о процессе финансового оздоровления. Основные методы восстановления платежеспособности градообразующего предприятия таковы:

  • выделение средств из бюджетов разных уровней;
  • проведение реструктуризации в самой компании;
  • оптимизация структуры компании;
  • оптимизация и жесткая экономия средств предприятия.

Оздоровление компании градообразующего типа может проводиться более длительный период времени, чем предусмотренный в законе максимальный срок длительности этого этапа — 24 месяца.

Особенности финансового оздоровления градообразующих организаций

Процедура внешнего управления

Процедура внешнего управления, которая наступает вслед за оздоровлением, также очень важна. В процессе наблюдения обязательно будут выявлены моменты, которые мешают оздоровлению компании:

  • наличие убыточных филиалов;
  • слишком раздутый штат сотрудников;
  • использование устаревшего энергозатратного оборудования.

На этапе внешнего управления важно продолжить увеличение показателей компании и вместе с этим обеспечить:

  • продажу убыточных филиалов предприятия;
  • отказаться от устаревшего оборудования и постепенно заменить его модернизированным;
  • оптимизировать штатную численность сотрудников.

Срок внешнего управления на градообразующем предприятии может определяться в зависимости от конкретной необходимости.

Поручительство и конкурсное производство

Для спасения градообразующих предприятий используется специальный этап, наличие которого не предусмотрено в стандартной процедуре банкротства — поручительство. В качестве поручителей могут выступать исключительно органы власти. На это этапе заключаются дополнительные соглашения с кредиторами и устанавливается отсрочка по кредитам.

В случае нарушения поручителем своих обязательств перед кредиторами вводится конкурсное производство. На этом этапе производится продажа предприятия другому собственнику. Имущественный комплекс реализовывается сразу полностью, потому что для региона важно сохранить функционирование предприятия.

После получения средств от продажи производится удовлетворение требований кредиторов. Важно отметить специфику очередности выплат:

  1. ликвидация негативных последствий для региона от банкротства предприятия;
  2. погашение задолженности по заработной плате;
  3. выплата различных компенсаций и выходных пособий сотрудникам;
  4. погашение задолженности по кредитам (законодательство допускает списание части долгов, если средств на их полную выплату после выполнения обязательств перед регионом и сотрудниками недостаточно).

Последствия

Выделяется несколько групп последствий банкротства градообразующих предприятий.

К экономическим последствиям можно отнести:

  • структурные изменения в экономике региона;
  • уменьшение темпов экономического роста в регионе;
  • уменьшение доходов бюджетов города и области.

Социальные последствия таковы:

  • безработица;
  • падение уровня жизни граждан в городе;

Также в некоторых случаях могут быть серьезные последствия для экологии региона.

Как будут спасать одно из крупный градообразующих предприятий, на примере расскажет видео ниже:

Источник: http://gollin.ru/bankrotstvo-gradoobrazuyushhih-predpriyatij-i-organizatsij-v-rossii/

банкротство градообразующих организаций статья

Банкротство градообразующих предприятий

Подлинное поражение, единственно непоправимое поражение, исходит не от врага, а от самого себя.

Понятие «градообразующее предприятие» характерно исключительно для российской экономики
, являясь своего рода юридической реалией, поэтому проблема признания несостоятельности таких организаций может возникать только в российском законодательстве и отсутствует в правовых системах других государств. Данная процедура чрезвычайно сложная, она имеет массу отрицательных последствий, поэтому необходимо вначале разобраться с определением термина.

Что подразумевать под градообразующим предприятием

Градообразующим может называться организация, имеющая статус юридического лица,
в штате которой содержится более 25% от работоспособного населения города
.

Данное определение регламентирует 169 статья закона «О несостоятельности».

Также к данной категории предприятий могут быть отнесены организации, штат которых превышает 5 тысяч сотрудников, а присвоение статуса зависит от важности конкретного предприятия для населенного пункта, в котором оно расположено.

Инициация банкротства

Банкротство градообразующих организаций инициируется в соответствии с установленными правилами признания несостоятельности юридических лиц. Заявление подается по месту регистрации субъекта. Инициатором процедуры могут выступать:

  1. руководство или учредители организации, которая не может выполнять свои финансовые обязательства;
  2. кредиторы, перед которыми предприятие имеет задолженность;
  3. прокурор;
  4. уполномоченные органы налоговых, таможенных и других государственных служб.

Кто принимает участие в рассмотрении заявления

Согласно законодательству, банкротство юрлиц

оформляется при наличии двух сторон (истца и ответчика, которые представлены должником и кредитором (или советом кредиторов)). Особенности рассмотрения дел о несостоятельности градообразующих предприятий подразумевают также наличие третьей стороны: органы местного самоуправления. Кроме того, принимать участие в деле могут представители региональной или федеральной власти.

Этапы признания несостоятельности организации

Если речь идет о градообразующих предприятиях, то основными становятся стадии финансового оздоровления и внешнего управления, которые могут отсутствовать при стандартном банкротстве юридических лиц.

Этап наблюдения включает анализ деятельности организации
. Особое внимание будет обращено на законность действий руководства или учредителей компании.

Арбитражный управляющийпроверит наличие или отсутствие сомнительных сделок и т.д.

В случае доказательства вины руководства или учредителей в ухудшении финансовых показателей предприятия они будут привлекаться к административной или даже уголовной ответственности, в зависимости от степени нарушений.

Стадия финансового оздоровления становится в данном процессе ключевой, поскольку она

дает возможность восстановить платежеспособность компании и избежать ее банкротства

. Наиболее часто выделяются дополнительные средства из регионального или федерального бюджета, которые позволяют вывести компанию из кризиса. Может применяться реструктуризация организации – например, некоторые филиалы будут отделены в самостоятельные компании. Максимальная продолжительность этапа составляет 24 месяца, но применительно к данной категории предприятий, он может быть продлен.

Стадия внешнего управления тоже важна при оформлении процедуры, поскольку она

подразумевает продажу части имущества

и увольнение некоторых сотрудников, но при этом действия внешнего управляющего не сказываются на финансовых показателях организации. Банкротство градообразующих предприятий на этой стадии можно предотвратить, продавая убыточные филиалы.

Поручительство над должником

Процедура признания финансовой несостоятельности подразумевает и такую возможность. Поручительство дает возможность получения отсрочки со стороны кредиторов, а поручителем могут выступать субъекты местной, региональной или федеральной власти, которые берут на себя денежные обязательства предприятия-должника.

Конкурсное производство

Если поручитель нарушил свои обязательства или же этапы финансового оздоровления и внешнего управления не привели к восстановлению платежеспособности,
в отношении организации может быть начато конкурсное производство
, подразумевающее продажу предприятия, однако реализовываться оно будет полностью, чтоб сохранить его деятельность.

Согласно законодательству, договор купли-продажи градообразующего предприятия обязывает нового владельца сохранить не менее 50% рабочих мест организации сроком до 3 лет. В случае нарушения условий договора, он расторгается арбитражным судом, и сделка признается недействительной.

Удовлетворение требований кредиторов

Особенности банкротства градообразующих предприятий

подразумевают некоторые нарушения очередности выплат средств кредиторам.

В первую очередь средства будут направлены на ликвидацию негативных последствий для региона
от признания несостоятельности предприятия.

Вторым пунктом идет выполнение обязательств перед работниками, согласно условиям трудовых договоров. Далее выплачиваются компенсации лицам, здоровью и жизни которых нанесен вред деятельностью организации.

В последнюю очередь удовлетворяются требования кредиторов. Если средств недостаточно, остаток долга списывается.

Следует отметить, что банкротство градообразующих предприятий – достаточно редкое явление, поскольку используются все законно возможные способы, чтобы избежать подобного.

Источник: https://bankrotb2b.ru/17/bankrotstvo-gradoobrazujushhih-organizacij-statja-5/

Банкротство градообразующих предприятий и организаций

Банкротство градообразующих предприятий

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления.

В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.

В случае если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление при условии предоставления поручительства но обязательствам должника. Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов.

Орган, представивший поручительство по обязательствам должника, определяет требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляет их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.

К упрощенным процедурам банкротства относятся банкротство ликвидируемого и отсутствующего должника.

1. Банкротство ликвидируемого должника. В случае если стоимость имущества должника – юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В этом случае собственник или учредители должника обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Нарушение этого правила является основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического лица.

При этом собственник (учредитель) несет субсидиарную ответственность по неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам.

Далее арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение одного месяца с момента публикации объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.

Восстановление месячного срока для предъявления кредиторами требований к ликвидируемому должнику законодательством не предусмотрено.

2. Банкротство отсутствующего должника.

В случаях, когда руководитель должника – юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить местонахождение юридического лица не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством РФ.

Особенностью рассмотрения дела о банкротстве в отношении отсутствующего должника является то обстоятельство, что закон предусматривает на это сокращенный срок (один месяц), поскольку в отношении данного должника не применяются процедуры наблюдения, финансовое оздоровление и внешнее управление.

Конкурсный управляющий осуществляет опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении отсутствующего должника. Одновременно он письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов, которые в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявлять свои требования[1].

Если в ходе конкурсного производства обнаружено имущество должника, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

В случае обнаружения признаков отсутствующего должника в ходе наблюдения, временный управляющий обязан подать заявление в арбитражный суд о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Арбитражный суд выносит соответствующее определение.

Одной из обязанностей временного управляющего является выявление признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Законодательство, регулирующее фиктивное и преднамеренное банкротство, представлено в табл. 11.3.

Таблица 113

Нормативные правовые акты, регулирующие фиктивное и преднамеренное банкротство

Нормативный документ

Краткое содержание

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», и. 3 ст. 10

Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», абз. 8 п. 2 ст. 20

Обязанность арбитражного управляющего выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства

Уголовный кодекс РФ (УК РФ), ст. 196

Преднамеренное банкротство Меры наказания:

  • – штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • – штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;
  • – принудительные работы на срок до пяти лет;
  • – лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 200 тыс. руб. или

в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового

УК РФ, ст. 197

Фиктивное банкротство Меры наказания:

  • – штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб.;
  • – штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • – принудительные работы на срок до пяти лет;
  • – лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или

в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо без такового

Кодекс об административных правонарушениях, ст. 14.12

Фиктивное банкротство влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет. Преднамеренное банкротство влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»

Определяет порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства

Порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства регламентирован постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 855, в соответствии с которым:

  • 1) проводится анализ документов должника за период не менее двух лет;
  • 2) проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с установленными правилами;
  • 3) в случае установления существенного ухудшения значений двух и более коэффициентов проводится анализ выявления признаков преднамеренного банкротства, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения.

Под существенным ухудшением значений коэффициентов понимается такое снижение их значений за какой-либо квартальный период, при котором темп их снижения превышает средний темп снижения значений данных показателей в исследуемый период[1].

В ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству РФ, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме[2].

При проведении проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства анализируются следующие документы должника за период не менее двух лет:

  • 1) учредительные документы;
  • 2) бухгалтерская отчетность;
  • 3) договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника;
  • 4) документы, содержащие сведения о составе органов управления, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия;
  • 5) перечень имущества на дату подачи заявления в арбитражный суд о признании должника несостоятельным;
  • 6) список дебиторов, размер долга которых составляет 5% и более с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления в арбитражный суд;
  • 7) справка о задолженности перед бюджетной системой с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых санкций на дату подачи заявления в арбитражный суд;
  • 8) перечень кредиторов, размер долга которым составляет 5% и более с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых санкций по каждому кредитору и срока наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее двух лет до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);
  • 9) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника;
  • 10) сведения об аффилированных лицах;
  • 11) материалы судебных процессов должника;
  • 12) материалы налоговых проверок должника;
  • 13) иные учетные документы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность должника.

Необходимые для проведения проверки документы запрашиваются арбитражным управляющим у кредиторов, руководителя должника, иных лиц. В случае отсутствия у должника необходимых для проведения проверки документов арбитражный управляющий обязан запросить надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.

Фиктивным банкротством (от лат. fictio – вымысел) в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ является обращение должника в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом при наличии возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

Фиктивное банкротство и его последствия наступают не только тогда, когда субъектом соответствующего заявления в арбитражный суд является сам должник, но также и иное лицо, указанное в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. Недобросовестность должника заключается именно в том, что он, имея возможность рассчитаться с кредиторами, тем не менее уклоняется от этого.

В соответствии со ст. 197 УК РФ фиктивное банкротство – это преступление в сфере экономической деятельности, состоит в заведомо ложном публичном объявлении руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица.

Преднамеренное банкротство (в соответствии со ст. 196 УК РФ) – это совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица действий (бездействия), заведомо влекущих его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

К ответственности за преднамеренное банкротство могут быть привлечены следующие лица[3]:

  • • учредители (участники) должника, так как их ответственность предопределена правом участия в высшем органе должника и принятия обязательных для него решений;
  • • собственники имущества юридического лица, которыми в соответствии с п. 2 ст. 113 и п. 8 ст. 114 ГК РФ являются собственники имуще-

ства, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия, – государство или муниципальное образование;

  • • члены коллегиальных органов управления, к которым могут быть отнесены члены совета директоров в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, члены коллегиальных органов управления в некоммерческих организациях;
  • • члены коллегиального исполнительного органа и единоличный исполнительный орган – это правление и дирекция, а непосредственно – директор, генеральный директор, председатель правления.

Источник: https://studme.org/44362/menedzhment/bankrotstvo_gradoobrazuyuschih_predpriyatiy_organizatsiy

Личный юрист
Добавить комментарий