Банкротство участников рынка ценных бумаг

Статья 185.1. Особенности банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов

Банкротство участников рынка ценных бумаг

Законы

1. Особенности банкротства финансовых организаций, установленные статьями 183.1 — 183.26 настоящего Федерального закона, распространяются на профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов с учетом положений статей 185.2 — 185.7 настоящего Федерального закона.

2.

Для целей настоящего параграфа под клиентом профессионального участника рынка ценных бумаг, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее — управляющая компания) понимается физическое или юридическое лицо, с имуществом которого указанными профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией совершаются операции на основании федерального закона или заключенного договора, в том числе владелец инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда и лицо, передавшее имущество в оплату инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда (далее также — клиент).

  • Глава IX. Особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц
    • Статья 168. Общие положения банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц
    • Статья 169. Статус градообразующих организаций
    • Статья 170. Рассмотрение дела о банкротстве градообразующей организации
    • Статья 171. Введение внешнего управления градообразующей организацией под поручительство
    • Статья 172. Продление финансового оздоровления или внешнего управления в отношении градообразующей организации по ходатайству органа местного самоуправления
    • Статья 173. Поручительство
    • Статья 174. Погашение требований кредиторов в ходе финансового оздоровления или внешнего управления в отношении градообразующей организации
    • Статья 175. Продажа предприятия градообразующей организации
    • Статья 176. Продажа имущества градообразующей организации, признанной банкротом
    • Статья 177. Общие положения банкротства сельскохозяйственных организаций
    • Статья 178. Наблюдение, финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации и внешнее управление сельскохозяйственной организацией
    • Статья 179. Особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций
    • Статья 180. Общие положения о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций
    • Статья 181. Основания для признания кредитной организации банкротом
    • Статья 182. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве кредитных организаций
    • Статья 183. Утратила силу
    • Статья 183.1. Меры по предупреждению банкротства финансовой организации
    • Статья 183.10. Функции временной администрации в случае ограничения полномочий исполнительных органов финансовой организации
    • Статья 183.11. Функции временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов финансовой организации
    • Статья 183.12. Срок деятельности временной администрации
    • Статья 183.13. Анализ финансового состояния финансовой организации
    • Статья 183.14. Прекращение деятельности временной администрации
    • Статья 183.15. Досрочное прекращение деятельности временной администрации
    • Статья 183.16. Признаки банкротства и рассмотрение дела о банкротстве финансовой организации
    • Статья 183.17. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве финансовой организации
    • Статья 183.18. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве финансовой организации
    • Статья 183.19. Заявление о признании финансовой организации банкротом
    • Статья 183.2. Основания для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации
    • Статья 183.20. Заявление контрольного органа о признании финансовой организации банкротом
    • Статья 183.21. Заявление временной администрации о признании финансовой организации банкротом
    • Статья 183.22. Документы, прилагаемые к заявлениям временной администрации и контрольного органа о признании финансовой организации банкротом
    • Статья 183.23. Принятие заявления о признании финансовой организации банкротом и возбуждение производства по делу о банкротстве финансовой организации
    • Статья 183.24. Особенности судебного разбирательства по делу о банкротстве финансовой организации
    • Статья 183.25. Требования к арбитражному управляющему в деле о банкротстве финансовой организации
    • Статья 183.26. Особенности установления требований кредиторов в деле о банкротстве финансовой организации
    • Статья 183.3. Изменение структуры активов и пассивов финансовой организации
    • Статья 183.4. Изменение организационной структуры финансовой организации
    • Статья 183.5. Назначение временной администрации финансовой организации
    • Статья 183.6. Временная администрация финансовой организации
    • Статья 183.7. Функции временной администрации
    • Статья 183.8. Последствия назначения временной администрации
    • Статья 183.9. Ограничение и приостановление полномочий исполнительных органов финансовой организации
    • Статья 184. Утратила силу
    • Статья 184.1. Дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации
    • Статья 184.10. Особенности удовлетворения требований кредиторов страховой организации
    • Статья 184.11. Особенности утверждения мирового соглашения
    • Статья 184.2. Особенности определения признаков банкротства страховой организации
    • Статья 184.3. Особенности осуществления функций временной администрации страховой организации в случае приостановления полномочий исполнительных органов страховой организации
    • Статья 184.4. Особенности заявления о признании страховой организации банкротом
    • Статья 184.5. Право требования страхователей и иных лиц в случае признания страховой организации банкротом и открытия конкурсного производства
    • Статья 184.6. Право требования профессионального объединения
    • Статья 184.7. Продажа имущественного комплекса страховой организации
    • Статья 184.8. Продажа страхового портфеля страховой организации
    • Статья 184.9. Передача страхового портфеля страховой организации
    • Статья 185. Утратила силу
    • Статья 185.1. Особенности банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов

    • Статья 185.2. Особенности последствий назначения временной администрации профессионального участника рынка ценных бумаг, управляющей компании
    • Статья 185.3. Реестр клиентов профессионального участника рынка ценных бумаг, управляющей компании
    • Статья 185.4. Введение наблюдения в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг, управляющей компании
    • Статья 185.5. Особенности удовлетворения требований клиентов профессионального участника рынка ценных бумаг, управляющей компании
    • Статья 185.6. Особенности конкурсного производства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг, управляющей компании
    • Статья 185.7. Особенности продажи имущества профессионального участника рынка ценных бумаг, управляющей компании
    • Статья 186.1. Особенности банкротства негосударственных пенсионных фондов
    • Статья 186.10. Особенности продажи имущества негосударственного пенсионного фонда
    • Статья 186.11. Ограничение продажи предприятия и замещения активов негосударственного пенсионного фонда
    • Статья 186.2. Дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства негосударственного пенсионного фонда
    • Статья 186.3. Покрытие расходов временной администрации негосударственного пенсионного фонда
    • Статья 186.4. Особенности установления требований кредиторов в деле о банкротстве негосударственного пенсионного фонда
    • Статья 186.5. Особенности использования средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений
    • Статья 186.6. Счета негосударственного пенсионного фонда в ходе конкурсного производства
    • Статья 186.7. Порядок удовлетворения требований кредиторов за счет средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений
    • Статья 186.8. Особенности удовлетворения требований кредиторов негосударственного пенсионного фонда
    • Статья 186.9. Передача обязанности по выплате негосударственной пенсии
    • Статья 187-189. Утратили силу
    • Статья 190. Общие положения банкротства стратегических предприятий и организаций
    • Статья 191. Меры по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций
    • Статья 192. Лица, участвующие в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации
    • Статья 193. Арбитражный управляющий в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации
    • Статья 194. Финансовое оздоровление стратегических предприятий и организаций
    • Статья 195. Внешнее управление стратегическими предприятиями и организациями
    • Статья 196. Конкурсное производство стратегических предприятий и организаций
    • Статья 197. Общие положения банкротства субъектов естественных монополий
    • Статья 198. Лицо, участвующее в деле о банкротстве субъектов естественных монополий
    • Статья 199. Рассмотрение дела о банкротстве субъектов естественных монополий
    • Статья 200. Внешнее управление субъектом естественной монополии
    • Статья 201. Продажа имущества должника — субъекта естественной монополии

Источник: http://www.electorat.info/encyclopedia/7518.html

Особенности банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг

Банкротство участников рынка ценных бумаг

В ходе конкурсного производства имущественный комплекс может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом.

Специфика правового регулирования банкротства страховых организаций состоит в необходимости охраны интересов страховщиков, так как имущество такого юридического лица формируется из страховых премий и обязанностей страховщика по осуществлению страховых выплат.

Особенности банкротства финансовых организаций

Тема 15.

План.

1. Особенности банкротства страховых организаций.

2. Особенности банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Закон не содержит понятия «финансовая организация», оно дается в «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями от 30 декабря 2001 г.).

Финансовая организация — юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг.

В число финансовых организаций в целях Закона «О несостоятельности (банкротстве), как это следует из п.1 ст.180 Закона, включены: кредитные организации, страховые организаций, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

1. Особенности банкротства страховых организаций.

Страховые организации — коммерческие юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, создаваемые в форме обществ. Их деятельность регламентируется прежде всего Законом РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г., 8, 10 декабря 2003 г.)[5].

Отметим, что возможность возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) страховой организации не связывается с наличием у нее лицензии — заявление может быть подано независимо от того, отозвана или нет лицензия.

При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, наряду с другими лицами, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью (п.1 ст.183 Закона).

В случае введения в отношении должника — страховой организации процедур банкротства, должник или конкурсный управляющий обязан в течение десяти дней с даты введения процедуры наблюдения или конкурсного производства уведомить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью, о введении в отношении должника соответствующей процедуры банкротства.

Если по договорам страхования, заключенным страховщиком на дату принятия решения о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства (ст.185 Закона):

страховой случай не наступил, эти договора прекращаются (кроме случаев продажи страховой организации как имущественного комплекса в ходе конкурсного производства).

Страхователи или выгодоприобретатели по этим договорам имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал;

страховой случай наступил, страхователи или выгодоприобретатели имеют право требовать осуществления страховой выплаты.

В случае принятия решения о признании страховой организации банкротом и открытии конкурсного производства требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке (ст.186 Закона):

— первая очередь — требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования;

— вторая очередь — требования выгодоприобретателей, страхователей по иным договорам обязательного страхования;

— третья очередь — требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования;

— четвертая очередь — требования иных кредиторов.

В соответствии со ст.

84 Закона, в ходе внешнего управления продажа имущественного комплекса страховой организации быть осуществлена по правилам, предусмотренным для продажи предприятия-должника и с учетом требований федеральных законов, регулирующих страховую деятельность. В случае продажи к покупателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества страховой случай не наступил.

Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация, имеющая лицензию на осуществление соответствующего вида страхования и обладающая активами, достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования.

Как и при банкротстве страховых организаций, при рассмотрении дела о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле специальный полномочный орган — федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующую саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг (п.1 ст.187 Закона).

В случае введения процедур банкротства арбитражный управляющий (имеющий соответствующий аттестат, выданный федеральным органом исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг) обязан в течение десяти дней с даты введения процедур банкротства направить соответствующее уведомление:

— в федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг;

— в саморегулируемую организацию, членом которой является профессиональный участник;

— клиентам (в уведомлении предлагается дать распоряжение о действиях, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту).

С момента введения внешнего управления или конкурсного производства ценные бумаги клиентов, находящиеся в управлении, во владении должника или учитываемые им, подлежат возврату клиентам,если иное не предусмотрено соглашением собственника указанного имущества с должником или арбитражным управляющим. В случае отсутствия согласия клиентов на передачу именных ценных бумаг, учитываемых должником, иной организации, имеющей соответствующую лицензию, данные учета передаются реестродержателю этих ценных бумаг.

Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих им ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество указанных ценных бумаг, находящихся в распоряжении должника, возврат таких ценных бумаг осуществляется пропорционально требованиям клиентов.

Размер принадлежащих каждому клиенту и подлежащих возврату денежных средств, находящихся на специальном брокерском счете, устанавливается на основе бухгалтерского учета должника.

Требования клиентов в неудовлетворенной их части признаются денежными обязательствами и удовлетворяются (погашаются) в порядке, предусмотренном для конкурсного производства.

В случае введения конкурсного производства в отношении должника, осуществляющего (Ст.189 Закона):

— хранение и (или) учет прав на ценные бумаги, принадлежащие его клиентам, профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан передать эти ценные бумаги другому указанному клиентом профессиональному участнику рынка ценных бумаг;

— ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, реестра владельцев паев ПИФа, реестра участников негосударственного пенсионного фонда или реестра требований кредиторов, такой профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан в течение месяца с даты введения конкурсного производства передать информацию и документы, входящие в состав таких реестров, другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг, указанному клиентом или арбитражным управляющим.

В конкурсную массу должника — профессионального участника рынка ценных бумаг не включаются ценные бумаги и иное имущество клиентов, включая денежные средства, принадлежащие им и:

— находящиеся на специальном брокерском счете;

— входящие в состав специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами и сформированных организаторами торгов или клиринговыми организациями.

Ограничения совершения сделок или проведения операций по учету прав на ценные бумаги, не распространяются на сделки с ценными бумагами клиентов или проведение операций по учету прав на ценные бумаги, осуществляемые по поручениям клиентов и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу (кроме конкурсного производства) (ст.188 Закона).

Источник: https://studopedia.su/6_23279_osobennosti-bankrotstva-professionalnih-uchastnikov-rinka-tsennih-bumag.html

Банкротство участников рынка ценных бумаг | Зона права

Банкротство участников рынка ценных бумаг

Участники рынка также продолжают следить за политической обстановкой в Великобритании.

В минувшую пятницу стало известно, что число кандидатов на пост лидера Консервативной партии Великобритании сократилось до шести человек.

При этом фаворитом на выборах считается экс-глава МИД Британии Борис Джонсон, который выступает против еще одного переноса сроков реализации Brexit (выхода страны из Евросоюза).

Институт банкротства кредитных организаций в Российской Федерации. Понятие и признаки банкротства кредитной организации.

Основные процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение).

Особенностью нынешнего этапа в развитии рынка ценных бумаг является его дерегуляция, что выражается в небольшом наборе средств и объектов государственного регулирования, вследствие недостатка существования данного сегмента по времени.

3.3 Банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг

Если в вопросе несостоятельности застройщика ранее присутствовало исключительно понятие недостроенный многоквартирный дом, то отныне в текст добавилось еще одно — жилой дом блокированной застройки.

Ограничение совершения сделок или проведения операций по учету прав на ценные бумаги при применении процедур банкротства, за исключением конкурсного производства, не распространяются на ценные бумаги его клиентов или проведение операций по учету прав на ценные бумаги, осуществляемые по поручениям клиентов и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве.

Общая характеристика антикризисного законодательства. Понятие и признаки несостоятельности юридического лица. Процессуальные особенности банкротства. Процедуры банкротства юридического лица. Финансовое оздоровление. Конкурсное производство.

Деятельность последних связана с несомненным риском, причем гораздо большим, чем в других сферах предпринимательских отношений. Это означает и большую возможность профучастников оказаться неплатежеспособными (банкротами).

От того, насколько будут защищены интересы инвесторов и эмитентов, являющихся клиентами профучастников, в рамках процедур, применяемых в деле о банкротстве, в немалой степени зависит и стабильность всего фондового рынка.

При этом ключевое значение имеют вопросы, связанные с последствиями банкротства профучастников для эмиссии и обращения ценных бумаг инвесторов и эмитентов, выступающих предметом их договоров с профучастниками, т.е. с юридической судьбой ценных бумаг после открытия банкротного процесса и введения соответствующих процедур.

Банкротство профессиональных учасников рынка ценных бумаг

Тем временем, констатирует руководитель «Информационно-аналитического центра „Альпари“» Александр Разуваев, основные российские фондовые индексы РТС и МосБиржи «торгуются около нуля». При этом, по его словам, фундаментальными «бычьими» факторами, влияющими на торги, остаются «недооцененность бумаг и ожидание смягчения политики ФРС».

Особенности процедур банкротства, установленные _ст. 187 Закона о банкротстве, подлежат применению в том случае, если производство по делу о банкротстве возбуждено арбитражным судом в отношении должника — профессионального участника рынка ценных бумаг, т.е.

лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, предусмотренную ст.3 — 9 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г., на основании лицензий, выданных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (далее ФКЦБ).

В эту категорию не попадают банки и иные кредитные организации, хотя и осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

Становление и историческое развитие ценных бумаг, ее виды, определение и признаки в Российской Федерации. Особенности эмиссионных и неэмиссионных ценных бумаг. Проблема обращения дробных и бездокументарных ценных бумаг, доверительное управление ими.

Основные виды ценных бумаг. Регулирование отношений, возникающих при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, создания и деятельности профессиональных участников рынка законодательством России. Принципы и цели государственного регулирования.

В январе 1998 года был опубликован новый Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”, который вступил в силу с 1 марта 1998 года.

Основополагающим принципом государственного устройства России, согласно Конституции РФ, является единство системы государственной власти.

Действующий федеральный закон о банкротстве является основным нормативным актом в РФ, который устанавливает конкретные основания для признания банкротом юридического лица и возможного списания долга. ФЗ о несостоятельности в настоящее время является одним из важнейших нормативных актов для экономики страны.

Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь лицензию арбитражного управляющего, а также аттестат, выдаваемый государственным органом Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг. Порядок выдачи таких аттестатов должен быть установлен ФКЦБ.

Отдельные этапы (процедуры) банкротства

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм. Основанием правового регулирования несостоятельности (банкротства) являются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

По состоянию на 11:26 мск немецкий DAX потерял 0,02%, французский CAC 40 прибавил 0,08%. Значение британского FTSE 100 увеличилось на 0,14%.

14.5. Особенности банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг

Важнейшим и обязательным инструментом правового регулирования отношений, складывающихся в рыночной экономике, является институт банкротства.

Как отмечает главный аналитик Промсвязьбанка Михаил Поддубский, «ключевым событием текущей недели на данный момент представляется заседание Федрезерва (американского Центробанка — ред.

), итоги которого будут объявлены в среду».

«Подавляющее большинство участников рынка ожидает сохранения на предстоящем заседании ставки неизменной, но при этом весомое внимание будет уделено риторике регулятора», — говорится в обзоре эксперта.

В таком случае особую роль в функционирования указанного сегмента финансового рынка приобретают профессиональные торговые посредники — профессиональные участники рынка ценных бумаг (далее – профучастники).
В эту категорию не попадают банки и иные кредитные организации, хотя и осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

Дипломная работа — Юриспруденция, право, государство

Действие данного ФЗ распространяется в первую очередь на юридических лиц. Многие вопросы этого акта описываются в соответствии с Гражданским и Уголовным Кодексами.

Не будет преувеличением утверждать, что проблема формы государства является одной из самых древних и наиболее разработанных.

Современное российское законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, все еще находится в процессе становления и поиска вариантов правового закрепления институтов, образующих эту деятельность.

Всего в федеральном законе о банкротстве выделено десять основных глав:

  • Предупреждение несостоятельности;
  • Разбирательство дел в арбитражном суде;
  • Наблюдение;
  • Финансовое оздоровление и его условия;
  • Внешнее управление;
  • Конкурсное производство;
  • Мировое соглашение;
  • Особенности процедуры для отдельных категорий;
  • Банкротство гражданина.

Субъекты процедуры и орган проведения

Сей проект, сделан в помощь студентам и абитуриентам обучающимся по специальностям «Правоведение» и «Юриспруденция».

На проекте постоянно будет выкладываться свежая информация касающаяся выше описанных специальностей, то бишь: Конституция РФ, кодексы, законы, федеральные законы, Постановления Правительства Москвы, Указы Президента, обзоры, книги, журналы, учебники, учебные пособия, лекции, методические материалы, ссылки на рефераты.

Ведущие фондовые индикаторы стран Западной Европы в ходе сегодняшних торгов показывают разнонаправленную динамику, а участники рынка ждут итогов стартующего во вторник двухдневного заседания Федеральной резервной системы (ФРС) США.

В то же время, реформирование отечественной экономики, проведенное в начале 90-х годов прошлого века, явилось основой возрождения рынка ценных бумаг в России.

Фондовой рынок представляет из себя достаточно сложный механизм взаимодействия трех основных его участников: эмитентов, инвесторов и специальных посредников между ними – профессиональных участников.

И инвесторы, и эмитенты сами по себе не могут эффективно использовать возможности рынка ценных бумаг – в одних случаях им не хватает специальных познаний в области совершения сделок с ценными бумагами, в других – их участие в операциях с ценными бумагами прямо ограничено законом.

Похожие главы из других работ:

Становление рынка ценных бумаг Российской Федерации. Этапы развития РЦБ России. Современный этап развития рынка ценных бумаг. Ключевые проблемы его становления. Место рынка ценных бумаг России среди конкурирующих рынков других стран. Виды ценных бумаг.

В дополнение к лицам, указанным в ст.

31 Закона о банкротстве, в арбитражном процессе по делу о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг участвует ФКЦБ, которая является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг.

В январе 1998 года был опубликован новый Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”, который вступил в силу с 1 марта 1998 года. Новый закон по некоторым позициям значительно отличается от старого и включает в себя целый ряд положений, являющихся новыми для российского законодательства.

В нем обнаруживается стремление законодателей обеспечить по возможности исчерпывающее регулирование соответствующих отношений.

Вместе с тем, в ряде случаев это оказалось невозможным, в силу специфики некоторых групп правоотношений, например, таких как регулирование профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, требующих излишне детальной регламентации, выходящей за рамки регулирования данного закона.

Источник: http://auction63.ru/khozyaystvennoe-pravo/3198-bankrotstvo-uchastnikov-rynka-cennykh-bumag.html

14.5. Особенности банкротства профессиональных участников рынка

Банкротство участников рынка ценных бумаг
Понятие профессионального участника рынка ценных бумаг (далее — ПУРЦБ). Согласно ст. 1 гл. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. от 5 января 2006 г.) «О рынке ценных бумаг» ПУРЦБ — это юридическое лицо, которое

2 По состоянию на март 2006 г.

резерв гарантийного фонда РСА на случай банкротства или отзыва лицензий страховых компаний равен 1,315 млрд. руб. В 2005 г. выплаты РСА из гарантийного фонда по полисам страховщиков с отозванными лицензиями составили более 90 млн руб. (Гладунов О. Полис страха / О. Гладунов // РГ.

— 2006. — 6 марта).

3 СЗ РФ. — 1996. — № 17. Ст. 1918.

188

осуществляет такие виды деятельности, как брокерская, дилерская, клиринговая, депозитарная, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Как правило, кредитные организации имеют статус ПУРЦБ.

Возникает вопрос, какие нормы будут регулировать их банкротство? Здесь следует иметь в виду, что особенности банкротства, установленные для ПУРЦБ, применяются только к тем кредитным организациям, которые осуществляют депозитарную деятельность.

Значение института банкротства ПУРЦБ. ПУРЦБ совершает сделки, прежде всего, не с собственным имуществом, а с имуществом своих клиентов.

В связи с этим конкурсное право повышает защиту прав клиентов, обеспечивая возврат клиентам их ценных бумаг, а в некоторых случаях и денежных средств, находящихся в распоряжении должника; либо передачу ценных бумаг, данных реестров другому ПУРЦБ, осуществляющему аналогичную деятельность.

Банкротство ПУРЦБ не должно умалить возможности владельцев ценных бумаг и иных клиентов ПУРЦБ по реализации своих гражданских прав. Рассматриваемый институт обеспечивает повышение профессионализма и качества деятельности арбитражного управляющего с учетом специфики деятельности на рынке ценных бумаг.

Кроме того, его положения позволяют привлечь иных участников фондового рынка к совместному решению проблем, возникающих в ходе банкротства. Как и правовое регулирование банкротства иных финансовых организаций, данный институт конкурсного права имеет «прокредитор-скую» направленность.

Современное конкурсное право уделяет банкротству ПУРЦБ крайне мало внимания: ему посвящено только три статьи Закона о банкротстве (ст. 187-189).

Особенности судебного этапа банкротства ПУРЦБ.

1. Расширен круг лиц, которых арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле о банкротстве. Такими лицами являются:

189

а) федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг (в настоящее время — это Федеральная служба по финансовым рынкам1);

б) саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг2, членом которой является должник.

2. Ужесточены требования к профессиональным качествам арбитражного управляющего. Он должен иметь соответствующий аттестат, выданный Федеральной службой по финансовым рынкам.

Но ни объем квалификационных требований, ни порядок и условия выдачи аттестата до настоящего времени не определены, что, по сути, делает невозможным назначение арбитражного управляющего при ведении процедур банкротства в отношении ПУРЦБ 3.

3. Дополнен перечень лиц, которые должны быть уведомлены о введении в отношении должника процедур банкротства. К ним отнесены: клиенты должника, Федеральная служба по финансовым рынкам, саморегулируемая организация, членом которой является должник.

4. Сняты общие ограничения на совершение сделок в ходе процедур банкротства (кроме конкурсного производства) с ценными бумагами клиентов должника, а также на проведение операций по учету прав на ценные бумаги клиентов4. Это правило применяется в том случае, если ПУРЦБ действует по поручению клиента и это поручение подтверждено клиентом после возбуждения производства по делу о банкротстве5.

5. В ходе внешнего управления ценные бумаги клиентов подлежат возврату клиентам либо могут быть переданы другой

190

организации, ведущей аналогичную деятельность на рынке ценных бумаг.

Например, депозитарий заключает с собственником ценных бумаг договор о счете депо (депозитарный договор), по которому принимает на себя обязанности по хранению сертификатов ценных бумаг или учету и переходу прав на ценные бумаги.

В обязанности депозитария входят: регистрация фактов обременения ценных бумаг депонента; выполнение распоряжений депонента в отношении депонирования ценных бумаг и др.

В случае возбуждения производства по делу о банкротстве депозитария, собственник ценных бумаг (депонент) вправе получить сертификат ценных бумаг либо дать депозитарию распоряжение о передаче сертификата на хранение в иной депозитарий.

6.

С момента введения конкурсного производства ценные бумаги клиентов, находящиеся в управлении, во владении должника или учитываемые им, подлежат возврату клиентам, если иное не предусмотрено соглашением собственника указанного имущества с должником или арбитражным управляющим. Кроме того, в конкурсную массу ПУРЦБ, осуществляющего брокерскую деятельность, не включается также имущество клиентов, находящееся на специальном брокерском счете профучастника1.

Если должник не располагает достаточным количеством ценных бумаг определенного вида, возврата которых требуют клиенты, оставшиеся в распоряжении должника ценные бумаги соответствующего вида распределяются между клиентами пропорционально их требованиям.

В результате клиентам возвращаются не все принадлежащие им ценные бумаги, а только их часть. Требования клиентов в неудовлетворенной их части признаются денежными обязательствами и удовлетворяются в общем порядке, предусмотренном для конкурсного производства.

ПУРЦБ, осуществляющие хранение и (или) учет прав на ценные бумаги, ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, реестра владельцев паев паевого инвестиционного фонда, реестра участников негосударственного пенсионного фонда или реестра требований кредиторов, передают ценные бумаги, ин

191

формацию и документы другому ПУРЦБ, указанному клиентом

или арбитражным управляющим.

Подводя итог рассмотрению особенностей банкротства финансовых организаций (кредитных организаций, страховых организаций, ПУРЦБ), хотелось бы очертить тенденции их дальнейшего развития.

Стратегия развития финансового рынка РФ на 2005-2008 годы подчеркивает, что в перспективе целесообразно установить единые принципы банкротства для всех видов финансовых организаций; унифицировать меры, применяемые для предупреждения несостоятельности, а также процедуры, используемые при признании финансовой организации банкротом.

Единые принципы банкротства позволят избежать необоснованного создания конкурентных преимуществ финансовых организаций, путем установления больших гарантий, предоставляемых их клиентам при банкротстве данного вида финансовых организаций.

Источник: https://lib.sale/konkursnoe-pravo-rosii/145-osobennosti-bankrotstva-professionalnyih.html

Признаки банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг

Банкротство участников рынка ценных бумаг

Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 137-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 43. Ст. 4190. Далее — Закон о несостоятельности 2002 г., Закон о банкротстве.

не устанавливает специальных критериев и признаков банкротства профучастников фондового рынка (ст. 187-189). В силу требований ст.ст. 168, 180 Закона о несостоятельности 2002 г., они должны определяться аналогично общим критериям и признакам банкротства юридических лиц.

Исключение составляют профучастники — кредитные организации, банкротство которых (кроме депозитариев) предполагает наличие особых условий, содержащихся в Федеральном законе от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 9. Ст.

1097. Далее — Закон о несостоятельности кредитных организаций., который не содержит особенностей применительно к профучастникам фондового рынка.

Таким образом, рассмотрение критериев и признаков банкротства юридических лиц, совместно с критериями и признаками, используемыми для установления несостоятельности кредитных организаций, позволит в полной мере раскрыть предмет настоящего параграфа нашего исследования.

Признавая используемый в Законе о несостоятельности 2002 г. термин «несостоятельность» вполне удачным и отражающим юридическое существо самого института Заключающееся, по мнению С.Э. Жилинского, в том, что хозяйствующий субъект оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства, взятые на себя по доброй воле или возложенные на него в силу сложившихся обстоятельств (См.

: Предпринимательское право. Правовая основа предпринимательской деятельности: Учебник для вузов / Предисл. проф. В.Ф. Яковлева.- М.: Норма. Изд-е 5. 2009. С.824)., мы не можем не остановиться на определении, сформулированном выдающимся русским цивилистом императорской России Г.Ф. Шершеневичем.

В своем труде «Конкурсное право» русский ученый указывает, что несостоятельность — это «известное состояние имущества, которое по официальному засвидетельствованию внушает предположение в недостаточности его для покрытия всех долгов, лежащих на нем»См.: Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право. — Казань, типография Императорского Университета. Изд-е 2. 1898. С. 78.. Интерес представляет понимание Г.Ф.

Шершеневичем несостоятельности как состояния имущества, которое лишь создает предположение, но не устанавливает факта.

Подобный подход лишний раз свидетельствует о неоднозначности самого института несостоятельности. Ведь, подавая соответствующее заявление в арбитражный суд, конкурсный кредитор или уполномоченный орган лишь предполагают несостоятельность должника.

Данное предположение, в свою очередь, основывается на фикции, что превышение пассивов над активами (для критерия неоплатности), либо неспособность вовремя удовлетворять требования кредиторов (для критерия неплатежеспособности) указывают на возможную несостоятельность.

Возбуждая производства по делу о банкротстве, арбитражный суд тем самым официально засвидетельствывает предположение в недостаточности имущества должника для покрытия имеющихся долгов (что является, в конечном счете, сутью указанных двух критериев).

Признавая должника банкротом, арбитражный суд как бы трансформирует предполагаемое банкротство в действительное. На невозможность суда автоматически, лишь при наличии признаков банкротства, признать должника несостоятельным указывает формулировка ст. 53 Закона о банкротстве. Согласно п. 1 ст.

53 решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника, предусмотренных ст.

3 Закона о банкротстве, при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве. Другими словами суд должен действительно убедиться в несостоятельности должника и в отсутствии возможностей для введения процедур, применяемых в деле о банкротстве, способных стабилизировать его финансовое состояние или предотвратить официальное банкротство.

Таким образом, можно говорить о несостоятельности предполагаемой, наличие признаков которой необходимо для возбуждения дела о банкротстве, и несостоятельности действительной, квалифицирующей состояние должника как фактически неплатежеспособное.

В таком контексте представляется совершенно оправданным указание М.В. Телюкиной на наличие внешних и сущностных признаков банкротства. См.: Телюкина М.В. Основы конкурсного права. — М.: Волтерс Клувер, 2009. — С. 101.

Первые необходимы для возбуждения производства по делу о банкротстве; вторые — для классификации несостоятельности должника.

Ученый считает, что признаки, достаточные для инициирования банкротства, должны применяться только на стадии возбуждения производства по делу о несостоятельности, а признаки банкротства — при решении вопроса об успешности окончания внешнего управления при признании должника банкротом Аналогичной точки зрения придерживается Ю.А. Свирин, относящий к признакам, необходимым для того, чтобы арбитражный суд принял заявление о банкротстве должника — юридического лица, наличие задолженности в сумме не менее ста тысяч рублей и неисполнения ее в течение более трех месяцев. В отношении отдельных категорий должников могут устанавливаться специальные условия, наличие которых необходимо для начала банкротного процесса. В свою очередь, признаки, достаточные для признания юридического лица банкротом, суть наличие задолженности любой суммы и срок ее неисполнения более трех месяцев (см.: Свирин Ю.А. Конкурсное право. — Изд-во Багира-2, 2009. С.18-22)..

Как нами указывалось выше законодатель в ст. 53 Закона о несостоятельности 2002 г. придерживается несколько иной точки зрения — наличие признаков, указанных в ст. 3 данного нормативного правового акта, еще недостаточно для признания должника банкротом. Должны быть исчерпаны или быть практически бессмысленными возможности восстановления платежеспособности должника.

Последние и есть, на наш взгляд, основной, сущностный момент фактического банкротства. Подобный вывод подтверждается еще тем соображением, что между внешними и сущностными признаками, предлагаемыми указанными выше авторами практически нет разницы.

Даже более того, признаки предположительной несостоятельности более «суровы» нежели признаки несостоятельности фактической, что явно не отвечает целям института банкротства.

В этой связи, представляется более верной терминология «признаки предполагаемой несостоятельности» и «признаки установленной (действительной) несостоятельности».

Рассмотрим непосредственно признаки несостоятельности юридических лиц, характерные, как мы выяснили, и для профессиональных участников рынка ценных бумаг.

1. Наличие субъекта, который может быть объявлен несостоятельным.

Согласно п. 2 ст. 1 Закона о несостоятельности 2002 г. перечень лиц, которые могут быть признаны банкротом, определяется ГК РФ. Ст. 65 ГК РФ предусматривает возможность признания банкротом как коммерческие, так и некоммерческие юридические лица.

Исключения составляют только казенное предприятие, учреждение, политическая партия и религиозная организация. До внесения Федеральным законом от 3 января 2006 года № 6-ФЗ изменений в названную статью законодатель ограничивал круг субъектов, которые могут быть признаны несостоятельными. Согласно п. 1 ст.

65 ГК РФ в редакции, действовавшей до 2006 года, несостоятельным могло быть признано любое коммерческое юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в организационно-правовой форме потребительского кооператива или фонда. Т.е.

некоммерческие организации могли быть признаны банкротом в виде исключения из общего правила.

Таким образом, фондовая биржа, созданная в форме некоммерческого партнерства, несостоятельной признаны быть не могла.

Подобное положение явно создавало дисбаланс в правовом статусе фондовых бирж в пользу тех из них, которые выбрали некоммерческое партнерство в качестве организационно-правовой формы деятельности.

С другой стороны, отсутствие гарантий для кредиторов удовлетворить, в случае неплатежеспособности подобной фондовой биржи, свои требования пусть и не полностью, но хотя бы в определенной части, не добавляло последней популярности.

Изменения, коснувшиеся перечня субъектов, могущих попасть под процедуру банкротства, устранили, как мы видим, отмеченный дисбаланс в правовом статусе отдельных профессиональных участников рынка ценных бумаг и позволяют использовать предложенные законодателем формы организации деятельности фондовых бирж в полном объеме.

2. Неспособность удовлетворять в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам.

Под денежным обязательством ч. 4 ст. 2 Закона о банкротстве понимает обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию.

Подобное понимание денежного обязательства нельзя признать удачным. Законодатель объединяет классическое, цивилистическое денежное обязательство с обязанностью, возникающей в силу участия должника в бюджетных правоотношений.

При этом не вполне понятно как следует различать обязанность, о которой идет речь в ч. 4 ст.2, и обязанность по уплате обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, являющейся согласно ч. 5 ст.

2 разновидностью обязательных платежей, отличных от денежного обязательства.

По нашему мнению, подход, существовавший до изложения Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 296-ФЗ ст. 2 Закона о несостоятельности 2002 г. в новой редакции, являлся более верным. Денежное обязательство четко отличалось от обязанностей, возникающих из оснований, установленных бюджетным законодательством, и понималось исключительно в рамках обязательства гражданско-правового.

Кроме того, упоминание неких обязательств, возникающих по основаниям, предусмотренным бюджетным законодательством, как разновидности денежных обязательств содержится только в статье 2 Закона о банкротстве.

Так, при определении одного из ключевых вопросов института несостоятельности — состава и размера денежных обязательств, законодатель совершенно «забывает» про новый введенный им вид денежных обязательств — в ст.

4 Закона о несостоятельности 2002 г. о них не говорится ни слова.

Источник: https://studbooks.net/1159660/pravo/priznaki_bankrotstva_professionalnyh_uchastnikov_rynka_tsennyh_bumag

Личный юрист
Добавить комментарий