Функции арбитражного управляющего в банкротстве

Функции арбитражного (финансового) управляющего — что делает и чем занимается

Функции арбитражного управляющего в банкротстве

14.03.17

Финансовый (арбитражный) управляющий — один из участников дела о банкротстве физических лиц. Он обладает специальным статусом и влияет на эффективность проводимых мероприятий на любом из этапов процедуры. Права и функции финансового (арбитражного) управляющего определены в законе «О несостоятельности» № 127-ФЗ.

Специалиста назначает суд после рассмотрения заявления о банкротстве. По закону он должен соответствовать следующим требованиям:

  • высшее образование (юридический, экономический профиль);
  • законченное обучение по специальным федеральным программам;
  • членство в саморегулируемой организации арбитражных управляющих (СРО);
  • двухлетний опыт в сфере управления;
  • застрахованная ответственность за причинение сторонам процесса материального ущерба.

Деятельность арбитражного (финансового) управляющего

Деятельность арбитражного управляющего заключается в координации действий должника и удовлетворении финансовых претензий его кредиторов. С этой целью специалист обеспечивает сохранность имущества потенциального банкрота и распоряжается им в интересах лиц, которые ждут возврата долга.

Под управлением специалиста проводится реструктуризация, частичная или полная реализация имущества на торгах. Вырученные средства идут на погашение долговых обязательств.

Важно! В отношении между должником и его кредиторами финансовый управляющий занимает нейтральную позицию. Он имеет доступ к информации, которая не подлежит разглашению. Законом о банкротстве установлено, что специалист должен соблюдать конфиденциальность. Его решения обязательны для широкого круга лиц и ведут к правовым последствиям.

Права финансового управляющего

Закон наделяет арбитражного управляющего такими правами:

  • Сбор информации о том, какие объекты движимого и недвижимого имущества находятся в распоряжении должника. Полномочия направлять запросы по этому поводу в органы местной, государственной власти, бюро кредитных историй.
  • Право оспаривать сделки должника с целью возврата в его распоряжение имущества. Возможно наложение взыскания на вернувшиеся объекты собственности.
  • Контроль плана реструктуризации задолженности. Что делает арбитражный управляющий с этой целью? Он требует от должника отчетов, как исполняется план.
  • Право на продажу собственности должника. Контроль проведения имущественных сделок, их отмена.
  • Созыв собрания кредиторов, если в ходе дела о несостоятельности в этом возникает потребность.
  • Право возражать по требованиям участников процедуры банкротства.

Важно! Управляющий имеет право требовать от должника раскрытия подробной информации о финансовом положении. Его интересует список движимого и недвижимого имущества, с помощью которого можно погасить долги. Важен и перечень лиц, кому должен потенциальный банкрот кроме людей и организаций, которые уже предъявили претензии.

Функции арбитражного управляющего

На каждой стадии дела о банкротстве функции и обязанности арбитражного управляющего различны. Он может выступать в качестве:

  • временного управляющего — в ходе наблюдения за процессом;
  • административного управляющего — при финансовом оздоровлении;
  • внешний управляющий — при процедуре внешнего управления;
  • конкурсный управляющий — на этапе конкурсного производства;
  • финансовый управляющий — в процедуре банкротства физического лица и ИП.

Функции арбитражного управляющего для должников:

  • оценка финансового состояния;
  • обеспечение защиты имущественных интересов;
  • формирование отчетов о ходе дела для кредиторов и судебных органов;
  • публикация сведений о банкротстве в единый федеральный реестр.

То, чем занимается арбитражный управляющий в пользу кредиторов:

  • проверка, является ли банкротство физического лица преднамеренным или фиктивным;
  • ведение реестра требований кредиторов;
  • проведение собраний с целью ания по значимым вопросам;
  • контроль перечислений денег кредиторам по утвержденному плану реструктуризации;
  • организация торгов с целью продажи собственности должника и удовлетворения прав кредиторов.

Дополнительные функции финансового управляющего:

  • четкое следование правилам закона и саморегулируемой организации, добросовестный труд в интересах общества, должника и его кредиторов;
  • разумный расход средств при ведении дела о банкротстве;
  • возмещение убытков, которые могут понести стороны по вине управляющего;
  • иные функции, которые предусмотрены законом.

Как назначить финансового управляющего?

При назначении арбитражного управляющего, функции которого определены законом о банкротстве физических лиц, суд принимает во внимание:

  • список специалистов, предложенный должником или кредиторами;
  • обственный реестр СРО арбитражных управляющих (когда иные кандидатуры не были представлены).

При подборе специалиста должники или их кредиторы могут воспользоваться услугами «Юридического бюро № 1». Помощь при банкротстве — наша специализация, поэтому в штате работают юристы и арбитражные управляющие с большим стажем работы. Эксперты проконсультируют и окажут комплексную правовую помощь по вопросам банкротства физических лиц.

Главные преимущества «Юридического бюро № 1»

  • Честность и ответственность в работе с доверителями. Специалисты оценивают риски процедуры банкротства физических лиц, информируют клиентов о возможном исходе дела. Вопросы решают оперативно, в рамках законодательства.
  • Обоснованное ценообразование. Стоимость услуг зависит от трудозатрат и действий, которые нужно выполнить по каждой процедуре. Мы работаем без посредников. Окончательная цена прописывается в договоре, впоследствии не меняется.
  • Работа на достижение целей клиента. Наши специалисты добиваются результата, который ждут заказчики. Они находят правильный выход из напряженной ситуации между должником и его кредиторами. При необходимости дело передается в суд. Его будет уполномочен вести наш арбитражный управляющий в Петербурге.

Мы готовы подключиться к работе над вашей ситуацией на любом этапе процедуры банкротства, предоставить правовую помощь и услуги финансового управляющего. Обращайтесь, специалисты проведут бесплатную консультацию, проанализируют вашу ситуацию и предложат оптимальное решение.

Источник: https://fizbankrot.com/arbitrazhnyj-upravlyayushhij/funktsii-arbitrazhnogo-upravlyayushhego/

Арбитражный суд Хабаровского края

Функции арбитражного управляющего в банкротстве

Проблемы правоприменения, а также острые научные дискуссии последнего времени относительно правовой природы института банкротства, а также функциях и полномочиях арбитражного суда, при ведении процедур применяемых в деле о банкротстве, подвигли законодателя к внесению изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Данные поправки содержат ряд принципиальных изменений, касающихся материально-процессуальных аспектов ведения процедур банкротства.

Действующим Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) предусмотрено пять процедур, применяемых в деле о банкротстве: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Каждая из процедур имеет свою цель, функции и сроки.

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Сущность и цели наблюдения состоят в том, чтобы в течение определенного периода, после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до рассмотрения дела, сбалансировать интересы сторон, т.е. предотвратить возможные недобросовестные действия как должника, так и кредиторов.

Наблюдение вводится арбитражным судом в случае признания требований заявителя по делу о банкротстве законными и обоснованными, при этом дело о банкротстве должно быть рассмотрено в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу.

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Задачей финансового оздоровления является улучшение платежеспособности должника путем использования его внутренних ресурсов.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем на два года.

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Внешнее управление — важнейшая стадия конкурсного процесса, призванная восстановить платежеспособность должника. В рамках внешнего управления проводятся активные мероприятия (как экономические, так и юридические) посредством действий внешнего управляющего.

Результатом осуществления мероприятий внешнего управления должно быть, во-первых, удовлетворение всех требований кредиторов; во-вторых, продолжение функционирования должника.

Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен, не более чем на шесть месяцев.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсное производство — это ликвидационная стадия конкурсного процесса, в течение которой на первый план выступает цель как можно более полного удовлетворения кредиторов.

Для достижения этой цели проводится реализация имущества должника.

Конкурсное производство может вводиться после наблюдения, финансового оздоровления либо внешнего управления, а также при невозможности осуществить расчеты с кредиторами.

Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, но не более чем на шесть месяцев.

Мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Особенность данного соглашения состоит в том, что, во-первых, возможно принуждение одних участников другими к его заключению и исполнению; во-вторых, в соответствии с условиями сделки возникает определенное количество правоотношений, связанных с прекращением, изменением обязательств, принятием на себя определенных обязанностей третьими лицами и др.; в-третьих, сделка вступает в силу не с момента согласования воли участников, а с момента утверждения ее судом.

При заключении мирового соглашения прекращается производство по делу о банкротстве, т.е. фактически платежеспособность должника восстанавливается.

Арбитражный суд в соответствии с нормами Закона банкротстве, а так же исходя из реального состояния должника и его платежеспособности, принимает судебный акт о введении той или иной процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Необходимо отметить, что у арбитражного суда отсутствуют цели и задачи, направленные на банкротство предприятия.

Напротив, суд выступает за осуществление восстановительных процедур, направленных на сохранение хозяйствующего субъекта, а не на его банкротство с целью продажи имущества предприятия по выгодным определённому кругу лиц ценам.

Для проведения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего.

Законом о банкротстве дается следующее понятие арбитражного управляющего — это гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Статус арбитражного управляющего в новой редакции Закона о банкротстве изменился. Приоритет отдан обязанности являться членом саморегулируемой организации. Ранее арбитражным управляющим мог стать гражданин, обязательно зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Порядок утверждения кандидатур арбитражных управляющих установлен конкретными нормами Закона о банкротстве.

Арбитражный суд утверждает временного управляющего, кандидатура которого указана в признанном обоснованным заявлении о признании должника банкротом, или временного управляющего, кандидатура которого представлена саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, указанной в таком заявлении (пункт 9 статьи 42 Закона о банкротстве).

Конкурсный управляющий утверждается судом на основании решения собрания кредиторов, из числа членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, изъявивших согласие быть утверждёнными арбитражным судом в деле о банкротстве (статья 127 Закона о банкротстве).

Аналогичные нормы содержатся в законе и об утверждении административного и внешнего управляющих.

Отстранение арбитражных управляющих согласно пункту 1 статьи 145 Закона банкротстве возможно в следующих случаях:

— на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей;

— в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов;

— в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица конкурсным управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица конкурсным управляющим.

Кроме того, отстранение арбитражного управляющего возможно при применении к последнему административного наказания в виде дисквалификации (статья 20.4 Закона о банкротстве).

Анализ статей Закона о банкротстве позволяет сделать вывод о существенном изменении законодателем порядка утверждения и отстранения арбитражного управляющего.

Во-первых, существенно изменен порядок утверждения арбитражного управляющего. В выборе утверждаемой судом кандидатуры арбитражного управляющего более не участвуют должник и заявитель по делу о банкротстве (представитель собрания кредиторов).

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих предоставляет информацию о соответствии кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Закона о банкротстве, арбитражному суду, который обязан утвердить указанную кандидатуру.

В связи с представлением саморегулируемой организацией одной кандидатуры арбитражного управляющего Законом о банкротстве не предусмотрено право отвода кандидатуре арбитражного управляющего.

Конкурсный кредитор, уполномоченный орган, являющийся заявителем по делу о банкротстве, а также собрание кредиторов вправе только предъявить дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, касающиеся образования, стажа работы, количества ранее проведенных процедур банкротства.

Таким образом, утверждая арбитражного управляющего, арбитражный суд руководствуется лишь формальными требованиями закона, предъявляемыми к кандидату.

Во-вторых, значительно снижена роль арбитражного суда в вопросах отстранения арбитражных управляющих.

К сожалению, действующий Закон о банкротстве, в отличие от норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. исключил инициативную возможность суда отстранения арбитражных управляющих в случае ненадлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей.

Тем самым лишив арбитражный суд возможности непосредственного контроля за деятельностью арбитражного управляющего, установив возможность его отстранения только в определенных Законом о банкротстве случаях.

Всё вышеуказанное позволяет сделать вывод о необходимости дополнительного изменения действующего законодательства о банкротстве, что позволит суду принимать решения, которые будут способствовать ужесточению судебного контроля при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также над деятельностью арбитражных управляющих, что приведёт к наиболее полному удовлетворению требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа.

______________________________________________________________

1. Федеральный закон от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Источник: http://khabarovsk.arbitr.ru/nashi_publikacii/2500.html

Полномочия и задачи конкурсного управляющего по банкротству

Функции арбитражного управляющего в банкротстве

Конкурсный управляющий по банкротству — это лицо, назначаемое из списка саморегулируемой организации. В его задачи входит оптимизация финансовых действий предприятия, находящегося в процедуре банкротства, для погашения задолженности перед кредиторами.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Само понятие входит в собирательное определение «арбитражный управляющий». Более подробно уяснить, кто такой конкурсный управляющий при банкротстве фирмы, поможет Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ, который содержит основные нормы, регулирующие положения вышеуказанного лица.

Правовой статус и полномочия

При наступлении стадии банкротства, которая связана с реализацией имущества должника, арбитражным судом назначается лицо, осуществляющее руководство организацией-должником. На законодательном уровне установлены следующие полномочия конкурсного управляющего при процедуре банкротства:

  • изучение финансового положения должника;
  • создание условий для сохранения имущества и минимизации рисков его утраты;
  • ведение реестра требований кредиторов;
  • установление местонахождения имущества должника с последующим отслеживанием и контролем;
  • проведение оценки имущества для покрытия долгов перед кредиторами;
  • учет имущества должника;
  • обращение с требованием о взыскании сумм долга.

Наряду с обязанностями также выделяют права конкурсного управляющего при банкротстве юридического лица:

  • управление имуществом должника;
  • работа с кадровым составом;
  • использование и хранение документов;
  • прекращение исполнения соглашений и сделок;
  • обращение в суд с заявлением о признании сделок недействительными.

Эти права и обязанности конкурсного управляющего при банкротстве имеют исчерпывающий перечень, установленный Федеральным законом № 127-ФЗ. Обширный перечень предоставленных полномочий является инструментом для эффективного взыскания долгов.

Ввиду приравнивания этого лица к руководителю организации-должника у кредиторов существуют определенные опасения в неверно выбранной стратегии погашения задолженности, несоблюдении функции конкурсного управляющего при банкротстве и злоупотребления правом.

С целью контроля за деятельностью управляющего собрание (комитет) кредиторов имеет право запрашивать отчет о производимой деятельности, сведения о материально-финансовом положении. Такая информация обязательна к предоставлению не реже одного раза в три месяца.

Ответственность и контроль за деятельностью

Процедура банкротства является объемной и сложной, ввиду этого не всегда удается привлечь к участию в нужную стадию компетентного специалиста.

В этом случае у кредиторов есть опасность остаться без денег. Для их защиты собранию (комитету) кредиторов предоставлено право отстранения назначенного лица.

В соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ, отстранение возможно в следующих случаях:

  • управляющий при банкротстве организации нарушил действующие нормы права, ввиду чего был исключен из саморегулируемой организации;
  • игнорирование обязанностей или если результат их исполнения не соответствует установленным нормам;
  • если существует вступивший в законную силу акт, устанавливающий привлечение к ответственности в виде дисквалификации;
  • возникновение ранее не известных обстоятельств, исключающих возможность привлечения ранее назначенного лица.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств представители собрания (комитета) кредиторов вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением. В случае подтверждения указанных в заявлении оснований суд выносит определение об отстранении конкурсного лица.

Статьей 20.4 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ установлена ответственность конкурсного управляющего при банкротстве, которая направлена на защиту финансового положения кредиторов. Если кредиторы понесли убытки в результате неграмотных действий конкурсного лица, последний будет обязан возместить их.

Порядок назначения и размер вознаграждения

При наступлении стадии конкурсного производства утверждается кандидатура управляющего, который должен быть членом саморегулируемой организации.

Если кредитор не указал организации, из числа которых производится выбор, эта обязанность возлагается на суд.

После получения соответствующего запроса саморегулируемая организация обязана направить сведения о соответствии выбранной кандидатуры требованиям ФЗ № 127-ФЗ. Если установлено соответствие требованиям, суд выносит акт о назначении.

Вознаграждение назначенного лица состоит из двух составляющих: фиксированной и переменной. Используя такую систему, законодатель создает заинтересованность и мотивирует к более эффективной работе по погашению долгов перед кредиторами.

Размер фиксированной суммы установлен ст. 20.6 ФЗ о банкротстве; конкурсный управляющий получает за выполнение своих функций денежное вознаграждение в размере 30 000 рублей. На основании пункта 13 статьи 20.

6, также подлежит выплачивать проценты в зависимости от размера суммы долга, которую удалось взыскать.

На законодательном уровне обязанность по оплате вознаграждения возложена на должника, но на практике часто ввиду отсутствия денежных средств у последнего оплату производит заявитель.

Источник: https://ppt.ru/art/bankrotstvo/konkursniy-upravliayshiy

Обзор новостей в сфере банкротства за март-апрель

Функции арбитражного управляющего в банкротстве

В этом выпуске:

1.

Законодательство — Правительство РФ одобрило законопроект, наделяющий арбитражных управляющих правом самостоятельно рассматривать обоснованность требований кредиторов к должнику и вносить их в реестр.

— МВД и ФНС высказались за отмену статей Уголовного кодекса о преднамеренном и фиктивном банкротстве. — Законопроект, уточняющий применение ликвидационного неттинга, был принят в первом чтении.

2. Новости судебной практики и правоприменения

— Конституционный суд разъяснил, как распределяются судебные расходы в деле о банкротстве. — Верховный суд установил очередность заявлений кредиторов при инициировании дела о банкротстве должника. — Верховный суд включил требование кредитора в реестр спустя год после его закрытия.

3. Громкие банкротства

— АО «Финарс Банк» признали банкротом.

— МТС Банк обанкротил совладельца кинотеатров «Люксор».

1.

Законодательство

1.1. Правительство РФ одобрило законопроект, наделяющий арбитражных управляющих правом самостоятельно рассматривать обоснованность требований кредиторов к должнику и вносить их в реестр. На сегодняшний день формирование реестра требований кредиторов относится к компетенции арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве.

В ноябре 2018 года Верховный Суд РФ внес в Государственную думу проект закона, расширяющего в этой части полномочия арбитражных управляющих. В случае принятия закона арбитражные управляющие будут самостоятельно рассматривать обоснованность требований кредиторов к должнику и вносить их в реестр.

Арбитражные управляющие будут обязаны в течение трех рабочих дней направлять по электронной почте копию поступивших требований кредиторов непосредственно лицам, имеющим право на возражения. На рассмотрение требований и возражений управляющему отводится 30 календарных дней.

Оспорить решение арбитражного управляющего можно будет в суде, который рассматривает дело о банкротстве. Один раз в два месяца управляющий обязан информировать суд обо всех включенных им в реестр требованиях. Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, должен будет публиковать отчеты в открытом доступе в картотеке арбитражных дел.

Правительством РФ были сделаны незначительные замечания к законопроекту. Оно поддерживает законопроект при условии его доработки. 1.2. МВД и ФНС высказались за отмену статей Уголовного кодекса о преднамеренном и фиктивном банкротстве.

Представители МВД и ФНС России рассказали о необходимости отменить статьи Уголовного кодекса РФ о преднамеренном и фиктивном банкротстве (ст. ст. 196, 197 УК РФ). Заявление было сделано на заседании общественного совета при МВД в апреле 2019 года.

Как объяснил один из руководителей Главного управления экономической безопасности МВД Андрей Семенов, указанные статьи УК РФ используются редко, так как действия правонарушителей могут охватываться иными составами кодекса. Например, вывод активов часто квалифицируется по статье 159 УК РФ (мошенничество) и статье 160 УК РФ (присвоение или растрата).

По данным МВД за 2017-2019 годы, было возбуждено более 250 дел по статьям о преднамеренном и фиктивном банкротстве, а привлечено к уголовной ответственности за этот период около 80 человек.

1.3. Законопроект, уточняющий применение ликвидационного неттинга, был принят в первом чтении. Госдума приняла в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект, позволяющий использовать механизм ликвидационного неттинга при банкротстве.

Ликвидационный неттинг — это специальный механизм подсчета окончательной суммы долга по совокупности финансовых сделок в рамках одного договора. Он позволяет сокращать кредитные риски сторон по финансовым договорам и способствует развитию финансового рынка.

Возможности ликвидационного неттинга позволяют завершить расчеты по сделкам при банкротстве, минуя традиционную очередь кредиторов.

То есть при банкротстве компании заинтересованная сторона, заключившая с ней соответствующее («генеральное») соглашение, может вернуть свои деньги в первоочередном порядке. Это дает профессиональным участникам финансового рынка и инвесторам дополнительную защиту.

В условиях действующего законодательства ликвидационный неттинг может попасть под оспаривание как сделка с предпочтением, а это создает существенные риски как для участников финансового рынка, так и для самого рынка.

2. Новости судебной практики и правоприменения
2.1. Конституционный суд разъяснил, как распределяются судебные расходы в деле о банкротстве.

Налоговый орган потребовал взыскать расходы на оплату вознаграждения арбитражного управляющего с бывшего директора организации-банкрота. Судом требование удовлетворено в полном объеме.

Бывший директор общества посчитал, что положения законодательства не позволяют взыскивать с руководителя организации-должника судебные расходы, понесенные налоговым органом, инициировавшим дело о банкротстве. В связи с этим он обратился в КС РФ.

Конституционный суд указал, что если за счет должника покрыть издержки не получается, то оплатить их должен заявитель, в данном случае – налоговый орган. Возложение расходов в полном объеме только на руководителя должника не отвечало бы критериям справедливости и соразмерности.

Более того, по мнению суда, налоговый орган не должен инициировать дело о банкротстве, если оно принесет только убытки государству как заявителю.

2.2. Верховный суд установил очередность заявлений кредиторов при инициировании дела о банкротстве должника.

Суд указал, что очередность возникновения права на подачу заявления о признании должника банкротом зависит от того, кто из кредиторов первым опубликовал информацию в Едином федеральном реестре о фактах деятельности юридических лиц. В определении сказано, что если кредитор не подчинился ст.

7 Закона о банкротстве и не опубликовал необходимые сведения, то цель оповещения всех заинтересованных лиц о намерении обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом не достигнута. В таком случае суд должен вернуть кредитору заявление.

В свою очередь, оставление заявления без движения невозможно, так как нарушение обязанности предварительно раскрыть соответствующую информацию носит неустранимый характер. Иное лишило бы кредитора, своевременно исполнившего обязанность по опубликованию намерения банкротить должника, права на представление кандидатуры арбитражного управляющего.

2.3. Верховный суд включил требование кредитора в реестр спустя год после его закрытия. Кредитор банка обратился к конкурсному управляющему за включением его требований в реестр по двум исполнительным листам. Управляющий отказал заявителю, потому что реестр уже закрылся.

Кредитор сослался на отсутствие вины в пропуске срока и на бездействие судебных приставов. Суд первой инстанции отказал кредитору в удовлетворении заявления. Апелляция, напротив, разрешила заявителю включиться в реестр, посчитав его требование обоснованным.

Кассационная инстанция отменила апелляционное постановление и оставила в силе определение суда первой инстанции. Кредитор обратился с жалобой в Верховный суд РФ.

В подтверждение своих доводов он предоставил переписку с должностными лицами ФССП, из которой следует, что факт невозбуждения исполнительного производства связан исключительно с бездействием судебного пристава.

ВС признал доводы жалобы обоснованными и включил требование кредитора в реестр, оставив в силе постановление суда апелляционной инстанции.

3. Громкие банкротства
3.1. АО «Финарс Банк» признали банкротом. Арбитражный суд г. Москвы 12.03.2019 вынес решение о признании столичного банка «Финарс Банк» банкротом. Функции конкурсного управляющего возложены на ГК АСВ.

ЦБ РФ отметил, что высокая вовлеченность кредитной организации в проведение сомнительных транзитных операций на протяжении длительного времени и рост их объема в условиях систематического несоблюдения введенных надзорным органом ограничений свидетельствовали об отсутствии намерений руководства и собственников банка осуществлять меры по нормализации его деятельности.

АСВ в сентябре 2017 года сообщило, что инвентаризация имущества Финарс Банка выявила недостачу на общую сумму 632,5 миллиона рублей.

Согласно данным отчетности, по величине активов на 1 апреля 2017 года Финарс Банк занимал 495-ое место в банковской системе РФ.

3.2. МТС Банк обанкротил совладельца кинотеатров «Люксор». Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.04.2019 Евгений Ленский признан банкротом, в отношении него введена процедура реализации имущества. Общая сумма требований кредиторов составляет 133 млн рублей.

Речь идет о задолженности по кредиту, который МТС Банк выдал сети «Люксор», а поручителем по нему выступал Ленский.

В прошлом году в ходе судебного разбирательства в Савеловском районном суде было заключено мировое соглашение с Ленским, но больше года этот долг не обслуживался и условия мирового соглашения не были выполнены.

Источник: https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/2019/05/ru-ru-alert-law-bankruptcy-issue7.html

Обязанности арбитражного управляющего. Функции арбитражного управляющего

Функции арбитражного управляющего в банкротстве

На данный момент должность арбитражного управляющего находится в процессе становления, в связи с этим, главной задачей является качественное повышение их правового статуса, квалификации арбитражных управляющих, уточнение их обязанностей, функций и ответственности.

В отношении банкротства управляющий наделяется статусом субъекта права, таким образом, это дает возможность контроля над волей управляющего со стороны заинтересованных лиц.

В этом проявляется общеправовая закономерность: с целью того, чтобы контролировать какое-либо явление, необходимо создать для него правовой статус и правовую форму деятельности.

Функции арбитражного управляющего носят двойной характер. С одной стороны, арбитражный управляющий — это работник должника, так как при возложении полномочий руководителя должника на арбитражного управляющего он становится «новым директором».

В этой должности арбитражный управляющий полностью контролирует работу предприятия, стремясь вывести его из долговой зависимости и сделать платежеспособным.

Для этого он может применять любые средства, которые не противоречат интересам кредиторов: реорганизации, сокращение персонала, повышение эффективности существующих на предприятии бизнес-процессов.

С другой стороны, арбитражный управляющий осуществляет профессиональную деятельность, несет профессиональные риски, выполняя юридическо — организационные функции: за вознаграждение обеспечивает сохранность имущества должника, управляет и распоряжается им в интересах всех кредиторов. С этой позиции он должен, прежде всего, обеспечить целостность переданного в управление имущества, не допустить его растрачивание заинтересованными лицами.

Общие обязанности арбитражного управляющего. Универсальные функции арбитражного управляющего

Обязанности арбитражного управляющего определены в п. 2 Статьи 20.3. Закона о банкротстве «Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве».

  1. Соблюдать законы РФ (включая Закон о банкротстве). Действовать разумно в интересах кредиторов, должника, общества. Соблюдать правила саморегулируемой организацией, членом которой он является.
  2. Защищать имущества должника (это могут быть как юридические, так и фактические меры);
  3. Вести анализ платежеспособности должника. Анализировать финансовую, хозяйственную, инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках (для того чтобы узнать, какие необходимо провести мероприятия);
  4. Вести реестр требований кредиторов, если его ведение не возложено на специализированную организацию — реестродержатель. Предоставлять реестр определенным лицам, органам (например для проведения общего собрания);
  5. Предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  6. Выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства. В случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;
  7. Предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;
  8. Разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд;
  9. Выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;
  10. Сохранять конфиденциальность информации, которая стала ему известна, в связи с исполнением своих обязанностей.
  11. Возмещать убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам в процессе исполнения своих обязанностей, которые должны быть возмещены с даты вступления в законную силу судебного акта о необходимости возместить убытки.
  12. Осуществлять иные установленные для каждой процедуры банкротства и указанные в Законе о банкротстве функции.

Обязанности арбитражного управляющего в период временного наблюдения. Функции арбитражного управляющего в ходе временного наблюдения

Закон о банкротстве определяет обязанности арбитражного управляющего в ходе временного наблюдения в статье 67 Закона о банкротстве.

  1. делать возможные, разумные и добросовестные шаги для обеспечения сохранности имущества должника;
  2. проводить анализ финансового состояния должника;
  3. выявлять кредиторов должника;
  4. вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  5. уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
  6. созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Обязанности арбитражного управляющего при процедуры финансового оздоровления. Функции арбитражного управляющего в период финансового оздоровления. 

 В п. 3 статье 83 определяются обязанности арбитражного управляющего в процедуре финансового оздоровления.

  1. вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  2. созывать собрания кредиторов в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
  3. рассматривать отчеты о ходе выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления (при наличии такого плана), представленные должником, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления;
  4. предоставлять собранию кредиторов или комитету кредиторов на рассмотрение информацию о ходе выполнения графика погашения задолженности в порядке и в объеме, которые установлены собранием кредиторов или комитетом кредиторов;
  5. осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;
  6. осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  7. осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов;
  8. в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения;
  9. исполнять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом обязанности.

Обязанности арбитражного управляющего в период внешнего управления. Функции арбитражного управляющего в ходе внешнего управления

Для внешнего управления специфические обязанности арбитражного управляющего определены в п. 2 статьи 99 Закона о банкростве.

  1. принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;
  2. разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;
  3. вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
  4. заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;
  5. принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
  6. вести реестр требований кредиторов;
  7. реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;
  8. информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
  9. представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;
  10. осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

В период конкурсного производства (ликвидации должника) особенные обязанности арбитражного управляющего определены в п. 2 статьи 129 Закона о банкротстве.

  1. принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества;
  2. привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  3. принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
  4. принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
  5. уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;
  6. предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
  7. заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;
  8. вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
  9. передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  10. заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;
  11. исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.

Доходы арбитражного управляющего

Деятельность арбитражного управляющего, безусловно, является оплачиваемой. Арбитражный управляющий получает вознаграждение за счет имущества должника. Если его имущества недостаточно, вознаграждение может выплачиваться кредиторами.

В любом случае размер вознаграждения утверждается арбитражным судом и не зависит от успеха деятельности арбитражного управляющего. Вознаграждение арбитражного управляющего и прибыль индивидуального предпринимателя имеют совершенно разную правовую природу.

 Вознаграждение арбитражного управляющего устанавливается арбитражным судом, а обязательства по уплате установленную сумму возникает на основе судебного акта.

Юридическая природа вознаграждения неоднозначна, законодательство использует по отношению к нему такие способы регулирования, которые к прибыли неприменимы.

Фиксированная сумма для временного управляющего составляет 30 (тридцать) тысяч руб в месяц, для административного – 15 тыс. руб в месяц, для внешнего – 45 тыс. руб в месяц, для конкурсного – 30 тыс. руб. Арбитражный суд вправе увеличить сумму вознаграждения.

Арбитражный управляющий имеет право на получение процентов. Проценты выплачиваются по окончанию дела в течении 10 календарных дней, и их сумма зависит от балансовой стоимости активов должника, а также от вида арбитражного управляющего (временный, конкурсный, внешний, административный).

Проблемы арбитражного управляющего

В рамках данного вопроса, рассмотрим материалы судебной практики.

По сведениям Арбитражного суда Челябинской области в 2010 г. увеличилось количество обращений и заявлений на бездействие арбитражных управляющих.

Для сравнения, в 2009 г. было зафиксировано только 3 жалобы на действия арбитражных управляющий, а в 2010 г. поступило 27 жалоб.

Это связано с усилением контроля со стороны уполномоченного органа — ФНС России. За десять месяцев 2007 г. из всех поступивших жалоб 96% инициировано уполномоченным органом.

Согласно ст. 223 АПК РФ дела о банкротстве рассматривают арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

П. 3 ст. 17 и п. 3 ст. 60 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» закреплена возможность обжалования в арбитражный суд действий арбитражного управляющего.

Закон в п. 1 ст.

22 дает право СРО обратиться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении от участия в деле о банкротстве своих членов, в действиях которых установлены нарушения законодательства о банкротстве, либо в случаях возникновения обстоятельств, препятствовавших утверждению лица в качестве временного, административного, внешнего или конкурсного управляющего, если такие обстоятельства возникли после утверждения арбитражного управляющего.

Количество показов: 20627

Источник: http://arbir.ru/articles/a_2823.htm

Личный юрист
Добавить комментарий