Как закрыть некоммерческую организацию пошаговая инструкция

Процедура поэтапной ликвидации некоммерческой организации

Как закрыть некоммерческую организацию пошаговая инструкция

Под ликвидацией некоммерческой организации понимается полное прекращение существования данного предприятия в качестве юридического лица безо всякого перехода каких-либо прав (или обязанностей) иному хозяйствующему субъекту. Соответственно, некоммерческая организация после ликвидации полностью прекращает существование и как юридическое лицо, и как участник гражданских правовых отношений.

Законодательство о ликвидации юридических лиц

Согласно статье 61 (пункт 2) Гражданского кодекса, ликвидация ЮЛ может быть проведена в следующих случаях:

1. по решению учредителей ликвидирующейся организации, либо по решению уполномоченного на то органа, а также по истечении срока, на который юридическое лицо создавалось, либо после достижения поставленных перед организацией целей;

2. по решению суда ликвидация некоммерческой организации может быть проведена, если:

— в процессе создания некоммерческой организации были допущены грубейшие нарушения законодательства, которые нельзя устранить в силу непреодолимых обстоятельств;

— деятельность некоммерческой организации осуществлялась без соответствующего разрешения (лицензии) либо с нарушением Конституции или иных законодательных актов РФ;

— деятельность, осуществляемая юридическим лицом, запрещена законом;

— деятельность некоммерческой организации (в том числе общественного, религиозного объединения, благотворительного или иного фонда) систематически велась в противоречие тех целей, которые предусмотрены Уставом данной организации;

— в иных случаях, которые предусматривает Гражданский кодекс.

Порядок ликвидации фонда

Только судом может приниматься решение о ликвидации фонда, после подачи соответствующего заявления заинтересованными лицами (согласно ст. 119, пункт 2 Гражданского кодекса).

Фонд может быть ликвидирован в случаях, когда:

 у фонда нет достаточных средств (имущества) для осуществления целей и получить необходимое имущество не представляется возможным;

 цели, поставленные перед фондом, не могут быть достигнуты, а произвести необходимые изменение данных целей невозможно;

 фонд уклоняется, в процессе ведения своей деятельности, от тех целей, которые предусматривает устав;

 в иных случаях, предусмотренных законом.

Для ликвидации некоммерческой организации потребуются ксерокопии следующих документов:

 свидетельство о регистрации юрлица (ОГРН);

 свидетельство о постановке на учет в ИФНС;

 устав организации;

 при наличии, учредительный договор;

 протокол (решение) учредителей, содержащий сведения о назначении руководителя организации;

 приказ о назначении главного бухгалтера;

 свидетельства о госрегистрации изменений, которые были внесены в учредительные документы (если таковые имелись);

 выписка из ЕГРЮЛ;

 паспорта всех учредителей (участников), а также руководителя и главного бухгалтера предприятия.

Напоминаем, что должны предъявляться ксерокопии перечисленных документов.

Процедура ликвидации некоммерческой организации обычно проводится в 3 этапа.

Первый этап включает принятие непосредственно самого решения о ликвидации организации, а также формирование соответствующей ликвидационной комиссии (в процессе создания комиссии назначается ликвидатор).

Согласно ст. 62 (пункт 1) Гражданского кодекса, после принятия решения о ликвидации учредители юрлица обязаны в срочном порядке, в письменной форме оповестить о данном решении соответствующий государственный орган, который внесет в Единый госреестр информацию о том, что начат процесс ликвидации организации.

Согласно Закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст.20, п.1), также учредители некоммерческой организации в трехдневный срок обязаны оповестить в письменной форме территориальный регистрирующий орган, приложив соответствующее решение о ликвидации организации.

В УФРС по СК учредители юрлица либо принимавший решение о ликвидации орган, должны в обязательном порядке передать следующие документы:

1. Уведомление формы РН0005 о том, что решение о ликвидации принято. 2. Уведомление о том, что ликвидационная комиссия сформирована и назначен ликвидатор некоммерческой организации (форма РН0006).

3. Копия паспорта руководителя ликвидационной комиссии.

4. Протокол собрания с информацией о принятии решения о ликвидации и соответствующем создании ликвидационной комиссии.

5. Свидетельство, подтверждающее госрегистрацию организации, – ксерокопия.

6. Свидетельство о присвоении государственного регистрационного номера – ксерокопия.

7. Свидетельство о постановке на учет организации в территориальном налоговом органе (ИНН/КПП) – ксерокопия.

8. Свидетельство о постановке на учет по месту жительства в налоговом органе ликвидатора как физического лица (ИНН/КПП) – ксерокопия.

Перечисленные в пунктах 1,2,4 документы обязательно предоставляются оригиналами в двух экземплярах. Остальные документы предъявляются в одиночных копиях.

Спустя 2-3 месяца после того, как заявления о ликвидации предприятия будет рассмотрено, Министерство юстиции РФ выдаст соответствующие фиксирующие ликвидацию документы.

Второй этап состоит непосредственно из самого процесса ликвидации некоммерческой организации и предполагает следующие шаги:

1. Публикацию в СМИ сообщения о ликвидации организации. 

Согласно Закону РФ «О некоммерческих организациях», статья 19, ликвидационная комиссия обязана разместить в специализированных органах печати информацию о том, что данная некоммерческая организация приступила к процессу ликвидации, а также о сроках и порядке заявления требований кредиторами. Кстати, срок, в который кредиторы имеют право заявить о своих требованиях, не должен превышать двух месяцев после того, как было опубликовано сообщение о начале процесса ликвидации некоммерческой организации.

Данный пункт считается выполненным после размещения объявления о ликвидации в специализированном печатном издании, которым является «Вестник государственной регистрации» (контактная информация: пр-т Нахимовский, 32, офис 1312, г.Москва; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Телефоны: (495) 755-90-08, 755-90-06).

2. Уведомление кредиторов юридического лица о том, что данное предприятие проходит процесс ликвидации.

3. А также составляется промежуточный ликвидационный баланс, после чего, соответственно, утверждается.

После того, как сроки предъявления кредиторами их требований истекут, составляется ликвидационный баланс. В нем содержится информация об имуществе ликвидируемой организации. После списка следует перечень требований, которые были предъявлены кредиторами, а также результаты их рассмотрения

После утверждения учредителями некоммерческой организации составленного ликвидационного промежуточного  баланса, в УФРС по СК должен быть представлен следующий пакет документов:

1. Оригинальное Уведомление о том, что промежуточный ликвидационный баланс некоммерческой организации составлен (по форме РН0007).

2. Непосредственно ликвидационный промежуточный баланс, утвержденный учредителями предприятия и содержащий отметку налогового органа по месту регистрации некоммерческой организации.

3. Протокол, содержащий сведения об утверждении ликвидационного (промежуточного) баланса.

4. Бланк заявки на публикацию в органах печати сообщения о ликвидации организации.

Документы из пунктов 1-3 предоставляются оригиналами в двух экземплярах. Бланк заявки может быть подан в ксерокопии.

Третий (заключительный) этап процедуры ликвидации некоммерческой структуры предполагает следующие действия:

1. Осуществляются расчеты с кредиторами ликвидирующейся организации.

2. Составляется ликвидационный баланс.

3. Производится государственная регистрация учреждения в связи с ликвидацией.

Для проведения государственной регистрации в связи с ликвидацией организации необходимо в УФРС по СК предъявить следующий пакет документов:

1. Два экземпляра заявления по форме РН0008, о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией.

2. Ликвидационный баланс, утвержденный учредителями некоммерческой организации и содержащий отметку налогового органа по месту расположения организации.

3. Протокол, свидетельствующий об утверждении ликвидационного баланса.

4. Квитанцию (либо платежное поручение), подтверждающую уплату установленной государственной пошлины.

5. Определение арбитражного суда, подтверждающее завершение конкурсного производства (в том случае, если организация ликвидируется в процессе банкротства).

6. Свидетельство о госрегистрации некоммерческой организации (оригинал).

7. Акт, подтверждающий уничтожение печатей и штампов некоммерческой организации.

Документы из пунктов 1-3 и 6-7, должны быть в оригиналах по два экземпляра.

Для того чтобы зарегистрировать ликвидацию организации также необходимо предъявить документ, который подтвердит предоставление сведений в орган Пенсионного фонда по месту расположения организации (согласно ст. 21 Закона «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Пошлина  за госрегистрацию ликвидации некоммерческой организации взимается в размере 800 рублей. Данная пошлина не должна уплачиваться только в случае, если юридическое лицо ликвидируется с применением процедуры банкротства.

Сроки, в течение которых осуществляется госрегистрация ликвидации некоммерческих организаций.

В связи с процессом ликвидации юридического лица, соответствующая государственная регистрация должна быть осуществлена не позднее 10 рабочих дней.

Далее регистрирующий орган, основываясь на решение о внесении в ЕГРЮЛ записи (решения) о госрегистрации, а также на основании предоставленных документов и сведений, должен:

• внести в ЕГРЮЛ соответствующую запись в срок не более 5-ти рабочих дней, после получения необходимых документов, сведений;

• направить документ УФРС по СК, подтверждающий факт внесение записи в Единый госреестр, а также выписку из ЕГРЮЛ, для выдачи их заявителю в течение 1 рабочего дня, после того, как внесена соответствующая запись.

В течение последующих 3-х рабочих дней, после получения подтверждающих о внесении соответствующей записи в госреестр документов, УФРС по СК должен выдать заявителю перечисленные документы.

Случаи отмены решения о ликвидации организации.

В том случае, если учредители либо уполномоченный орган от юридического лица примет решение об отмене ликвидации некоммерческого предприятия, тогда необходимо будет предоставить заявление по форме РН0004 в УФРС по СК с заполненным пунктом 4.2, а также приложить к заявлению копию решения, отменяющего решение о ликвидации предприятия. Заявителем в данной ситуации может быть лицо, обладающее правом в дальнейшем действовать от имени данной организации без доверенности, и назначенное с соблюдением законодательства РФ, и в соответствии с учредительными документами организации.

Заявление РН0004, которое заполняется в связи с отменой решения о ликвидации организации, может предоставляться на любом этапе ликвидации в УФРС по СК, но только до того момента, пока в Единый госреестр не внесена запись о полной ликвидации юридического лица.

Указанное заявление и копия решения об отмене ликвидации некоммерческой организации являются основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, отменяющей ликвидацию организации.

Однако данная запись не может отменить (либо исключить) сведения и записи, уже внесенные в ЕГРЮЛ в процессе ликвидации организации.

При предоставлении заявления формы РН0004 необходимо также заполнить приложение «Б», в котором указывается решение о назначении лица, владеющего правом в дальнейшем осуществлять действия без доверенности от лица некоммерческой организации.

См. также:

Документы для регистрации некоммерческих организаций Регистрация некоммерческих организаций Скачать заявление на регистрацию некоммерческой организации при ее создании

Рекомендуем сервис по ведению бухгалтерии, облегчающий работу (только для ООО и ИП на упрощенной системе налогообложения)

Источник: http://www.reghelp.ru/likvidacija_nko.shtml

Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации

Как закрыть некоммерческую организацию пошаговая инструкция

НКО (некоммерческая организация) — это объединение, созданное для определенных целей. Они могут быть социальными, гражданско-правовыми или благотворительными. Некоммерческая организация не занимается извлечением прибыли или ее распределением между своими членами.

Доход в некоммерческой организации возможен, но допускается его трата только на цели, оговоренные в уставе. Иными словами участники НКО не могут воспользоваться им в виде чистой прибыли для личных целей за редкими исключениями, предусмотренными 116 ст. ГК.

Например, образовательное учреждение может вести предпринимательскую деятельность в виде оказания платных услуг по обучению или сдавая помещения в аренду.

Тем не менее, некоммерческая организация является юридическим лицом, а значит должна быть зарегистрирована, а при необходимости и ликвидирована в установленном законом порядке.

Имущество организации также может быть приобретено на деньги, полученные от членских взносов. При ликвидации оно не подлежит возврату. Членские взносы могут быть внесены не только в виде финансов, но и в любой допустимой уставом форме.

Причины и способы ликвидации НКО

Под ликвидацией подразумевают полную остановку деятельности и прекращение существования данного объединения. Процедура может быть проведена по инициативе создателей некоммерческой организации (некоммерческого предприятия) или по решению суда.

Иногда устав организации может подразумевать ее ликвидацию при следующих обстоятельствах:

  • Достигнуты цели, ради которых создавалось объединение.
  • Истек срок, запланированный для существования НКО, прописанный в ее уставе.
  • Орган (по составу отличный от учредителей организации) принял решение о ее ликвидации.

Арбитражный или иной суд может вынести вердикт о прекращении существовании НКО по следующим причинам:

  1. НКО неоднократно и грубо нарушала действующее законодательство.
  2. Нарушения являются неустранимыми.
  3. Сфера фактической деятельности организации не соответствует заявленным в ее уставе целям и задачам.
  4. Подозрения в экстремизме.

Учредители НКО  или установленный уставом орган принимают решение о ликвидации НКО главным образом по следующим причинам:

  • финансирование организации недостаточно для ее дальнейшего существования;
  • поставленные цели не могут быть достигнуты, а задачи реализованы;
  • смена поля деятельности, внутренней политики, стратегий функционирования организации.

Кроме того причиной прекращения деятельности любого юридического лица, в том числе некоммерческой организации, может быть банкротство. Инициатором в данном случае может являться как сама НКО, так и иные структуры (налоговая служба, пенсионный фонд и пр.), при обращении их в суд.

Критерием признания организации банкротом является неспособность ее погасить долги в течение трех месяцев.

Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации. Сроки ликвидации НКО в общем случае составляют от 4 месяцев до полугода. Этот процесс регулируется 61-64 статьями Гражданского кодекса, а также Федеральными законами «О некоммерческих организациях» и  «О государственной регистрации ЮЛ и ИП».

Четкое следование всем инструкциям, а также соблюдение временных рамок по подаче документов в регистрирующий орган позволит избежать штрафных санкций и не даст процедуре затянуться на более длительный срок.

Порядок ликвидации некоммерческой организации в общем виде состоит из следующих этапов:

  1. Общее собрание, на котором принимается решение о ликвидации, или вынесение соответствующего решения в судебном порядке.
  2. Назначение ликвидатора. Им может стать единичное лицо или группа лиц, в таком случае говорят о ликвидационной комиссии. Дальнейшие действия по всем вопросам, связанным с закрытием организации, осуществляет ликвидатор. Результат собрание протоколируется и скрепляется подписями всех его участников.
  3. В трехдневный срок после собрания в регистрирующий орган подается заявление по форме РН0005 (бланк), протокол решения о ликвидации (образец), уведомление о назначении и составе ликвидационной комиссии по форме РН0006 (бланк), а также ксерокопии данных документов: свидетельства о регистрации и постановки на учет в налоговом органе, ИНН, выписки из Единого государственного реестра, паспорта/паспортов членов ликвидационной комиссии, при наличии в НКО главного бухгалтера/руководителя его паспорта и приказа о назначении, устава организации. Эти же документы ликвидатор обязан направить в Управление Минюста по юридическому адресу организации (это является особенностью ликвидации НКО, прочие ЮЛ к данной структуре отношения не имеют), в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Регистрирующий орган перенаправляет после проверки документы в налоговую службу. Ее сотрудники регистрируют начало ликвидации некоммерческой организации.
  4. Направление сообщения в СМИ. Для уведомления всех лиц, так или иначе заинтересованных в деятельности и ее прекращении НКО, используется периодическое издание «Вестник государственной регистрации». В сообщении указываются название некоммерческой организации, сроки представление требований по задолженностям (не менее двух месяцев), а также все контактные данные НКО — телефоны, адреса (юридический, фактический), электронную почту при желании, чтобы кредиторы могли связаться с учредителями или руководителями организации и предъявить свои претензии. Ликвидационная комиссия до полного окончания процедуры закрытия объединения должна хранить документы, подтверждающие публикацию заявления. К ним относится номер периодического издания и бланк сообщения.
  5. Составление ПЛБ. Промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ) нужен для сведения воедино всех активов и пассивов организации. ПЛБ утверждается органом, который принял решение о ликвидации НКО. Он помогает систематизировать все доходы и расходы НКО и облегчает налоговую проверку, если ИФНС решает, что ее проведение необходимо. Уведомление о его составлении оформляется по форме РН0007 (бланк) и подается в отделение ИФНС.
  6. Расчет с кредиторами  при наличии задолженностей. Он организуется после предъявления требований в указанный в публикации срок. Сначала оплата производится сотрудникам организации, вслед за этим — негосударственным фондам и банкам, потом — прочим физическим и юридическим лицам. При несогласии с предъявленным требованием возможно решение вопроса через суд. Если капитала организации недостаточно для погашения всех задолженностей, ликвидатор осуществляет продажу имеющегося на ее балансе имущества. В случае ликвидации методом банкротства оно продается в рамках конкурсного производства. Оставшееся имущество распределяется между членами НКО, если уставом  не определено иное. При невозможности его разделение оно отходит государству.
  7. Составление ЛБ. При отсутствии долгов ликвидационный баланс (ЛБ) полностью идентичен промежуточному, в противном случае он будет отличаться на выплаченную сумму.
  8. Оплата государственной пошлины. Она составляет 800 рублей для всех юридических лиц. Не производится ее оплата, если ликвидация ЮЛ связана с банкротством.
  9. Исключение некоммерческой организации из ЕГРЮЛ. Это является знаком окончательной ликвидации объединения. В регистрирующий орган подаются следующие документы: заявление от лица учредителей по форме РН0008 (оригинал и копия), протокол о составлении ЛБ и сам ликвидационный баланс, квитанция об оплате госпошлины или заключение арбитражного суда, свидетельство о регистрации организации, документ, подтверждающий отсутствие печатей/штампов или их уничтожение. По факту данной процедуры выдается свидетельство. Все необходимые документы подаются единым пакетом лично ликвидатором или доверенным лицом.

Случаи отмены решения о ликвидации организации. В ряде случаев  ликвидацию, осуществленную принудительным путем, некоммерческая организация может попытаться отменить.

Для этого необходимо грамотное составление судебного иска. Для положительного решения вопроса необходимо оспорить причины, вызвавшие ликвидацию. Это возможно в следующих случаях:

  1. Инициатором являлась налоговая служба, причина принудительного закрытия фирмы — отсутствие фактической деятельности. В данной ситуации НКО должна доказать обратное, представив суду документы или свидетельские показания.
  2. Оспариваемый акт нарушает права НКО как юридического лица.
  3. Имеются доказательства ложности или неправомерности обвинений, выдвинутых против НКО, на основании которых было прекращено существование организации.

Сами учредители также могут остановить процесс ликвидации. Для этого подается форма Р14001. Процедура осуществляется ликвидационной комиссией. К форме прикладывается заявление об отмене ликвидации.

В подавляющем большинстве случаев бухгалтерия некоммерческой организации достаточно проста и не вызывает вопросов и сомнений у сотрудников налоговой службы при подаче деклараций и промежуточного баланса. Если НКО не вела предпринимательской деятельности, процедура ликвидации протекает быстрее и проще.

Налоговые проверки в этом случае чаще всего не производятся. Компания, которая не имела в принципе никаких движений по счетам, также  вправе рассчитывать на утверждение промежуточного ликвидационного баланса без выездных проверок.

При нежелании самостоятельно заниматься закрытием НКО ее руководители или учредители могут обратиться к фирме-посреднику. Стоимость их услуг зависит от выбранного способа ликвидации.

Цена на услугу по добровольному прекращению деятельности составляет порядка 30.000 рублей. Альтернативная ликвидация методом присоединения или слияния — 60.000 рублей и более.

Цена увеличивается до 90.000 рублей, если она сопровождается переводом фирмы в другой регион. Если планируется ликвидация путем смены руководства или юридического адреса, ее стоимость будет составлять от 20.000 до 40.000 рублей.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://1likvidaciya.ru/juridicheskogo-lica/likvidacija-nekommercheskoj-organizacii.html

Ликвидация автономной некоммерческой организации

Как закрыть некоммерческую организацию пошаговая инструкция

Под автономной некоммерческой организацией (АНО) понимается хозяйственный субъект без членства. Существование такого предприятия поддерживается за счет взносов, которые поступают на добровольной основе.

Основной целью организаций автономного типа является не получение прибыли, а обеспечение специфических направлений инфраструктуры. АНО сегодня это учреждения здравоохранения, спорта и культуры.

Некоммерческие организации имеют особый налоговый статус, присвоение которого дает право получения государственных льгот.

Основы деятельности автономных некоммерческих организаций:

  • Лица из состава учредителей, которые внесли имущество в качестве взноса в уставный капитал, теряют на него право. Объекты переходят в собственность курируемых ими организаций;
  • Учредители и сама организация не являются взаимозависимыми, в связи с чем не несут ответственности по результатам деятельности (обязательствам);
  • Юридические владельцы АНО согласно законодательству, осуществляют надзор за созданными ими предприятиями. Эта норма применяется и в том случае, если учредителями являются юридические лица (субъекты Федерации или муниципальные образования). Основное требование к органу управления – это наличие в коллегии не мене двух человек. Также должен быть создан исполнительный орган (директор).

Решение о ликвидации автономной организации

В случае, если возникает необходимость в прекращении деятельности АНО с некоммерческим уклоном, придется соблюсти установленную законодателем процедуру.

Алгоритм ликвидации из реестра юридических лиц подразумевает проверку финансового-хозяйственной деятельности, уведомление контрагентов и подготовку пакета документов. Особое внимание к деятельности АНО объясняется применением льготного режима налогообложения.

Правда, за учредителями сохраняется право не разглашать реальных причин закрытия предприятия.

Тем не менее, частыми причинами закрытия автономных некоммерческих предприятий являются отклонение от основной цели, невозможность выполнения основных задач, нарастающая финансовая нестабильность и даже банкротство.

Полный перечень условий, при которых становится возможной ликвидация автономного некоммерческого предприятия:

  • Подготовленные документы;
  • Запротоколированное собрание участников, на котором принято решение о прекращении деятельности АНО;
  • Поданное в установленном порядке уведомление в средства массовой информации о предстоящей ликвидации;
  • После того, как объявление будет активировано, отсчитывается начало процесса закрытия. Срок, установленный законодателем, составляет два месяца;
  • Формирование комиссии, которая будет наблюдать за процессом прекращения деятельности. Также назначается ликвидатор АНО (ответственное лицо, управляющий);
  • Подготовка бухгалтерской отчетности, составление ликвидационного баланса;
  • Составление промежуточного баланса.

Законодательно предусматривается несколько алгоритмов, которые могут использовать учредители для исключения АНО из единого государственного реестра:

  • Предприятие можно закрыть в режиме добровольной ликвидации. Решение принимается учредителями;
  • Прекратить деятельность некоммерческой организации можно с использованием альтернативного варианта. Например, можно закрыться способом поглощений более крупным предприятием;
  • Для АНО подходит вариант реструктуризации;
  • Для автономных некоммерческих организаций допускается закрытие способом смены состава учредителей.

Автономное предприятие некоммерческого профиля может ликвидироваться по решению судебных органов. Тесное взаимодействие с другими организациями на фоне ослабевающего финансирования нередко приводит руководство в тупик.

Кредиторы, которые опасаются за свои средства, могут инициировать обращение в суд с требованием принудительно закрыть организацию, которая стоит на пороге банкротства.

В этом случае учредители избавляются от необходимости проводить все этапы добровольной ликвидации, ведь причина закрытия становится очевидной.

После того, как управляющий орган АНО получает соответствующее решение, ему следует направить документ в налоговый орган, после чего предприятие будет снято с учета.

В ходе ведения хозяйственной деятельности предприятия тесно сотрудничают с другими юридическими лицами. Нередко единственным выходом из ситуации является закрытие с целью погашения накопившихся долгов.

Ликвидация юридического лица в этом случае может быть инициирована как руководством предприятия, так и кредиторами. Для начала оформления документов на закрытие и подачу объявления необходимо решение суда.

В отличие от обществ с ограниченной ответственностью, в АНО учредители не несут ответственности, в том числе за наличие долгов.

Пошаговая инструкция ликвидации АНО

Закрытие автономных некоммерческих предприятий имеет много общего с действиями при ликвидации остальных типов юридических лиц. Вместе с тем, требование к четкому оформлению документов остается таким же.

Наличие ошибок или мелких недочетов может спровоцировать затягивание процесса и повышение внимания со стороны государственных органов, которые осуществляют надзор за сменой юридического статуса предприятий.

Ознакомиться с перечнем мероприятий, которые проводят предприятия АНО при ликвидации, можно в актуальной версии Гражданского Кодекса:

  • Учредители оформляют свое решение о ликвидации некоммерческой организации. Именно с протокола начинается процесс подготовки документов для внесения изменений в реестр юридических лиц. На заседании автономной организации принимается ответственное решение, которое заверяется всеми участниками. В последующем протокол должен быть передан в Министерство юстиции. Документируется не только завершающий этап ания, но и сам процесс ания;
  • На следующем этапе создается специальная комиссия, в ведении которой будет проверка финансово-хозяйственной деятельности, надзор за оформлением отчетных бухгалтерских документов. На этот же период назначается ликвидатор – независимый эксперт, который отвечает за сопровождение всего процесса;
  • Руководитель проекта ликвидации инициирует обращение в средства массовой информации о намерении закрыть автономное некоммерческое предприятие. С момента официального опубликования проходит два месяца, в течение которых формируется список дебиторов и кредиторов. Намечается план истребования дебиторской задолженности и список очередности погашения имеющихся за АНО долгов;
  • Главным бухгалтером юридического лица проводится проверка финансовых показателей, сводные данные служат для формирования промежуточного баланса;
  • Имеющиеся активы предприятия используются для погашения кредиторской задолженности в порядке установленной очередности;
  • По истечении двух месяцев с момента официального оповещения предпринимателей в средствах массовой информации, подается заявление в налоговую инспекцию. Пакет документов, который прикладывается к заявке, внимательно изучается инспекторами, принимается решение.

После того, как проведены все мероприятия, ликвидатор АНО получает соответствующее уведомление об исключении предприятия из единого государственного реестра.

Документы для ликвидации АНО

Закрытие организации всегда сопровождается сбором целого пакета документов. Этому этапу процесса следует уделить особое внимание, если руководитель АНО не желает попасть в неприятную ситуацию, связанную с затягиванием ликвидации. Стандартный перечень документов, которые должны быть отработаны безупречно. В налоговую инспекцию представляются:

  • Оригинал свидетельства, подтверждающего факт государственной регистрации (ОГРН);
  • Заявление, в котором предприятие выражает свое намерение прекратить существование;
  • Завершающий баланс автономной некоммерческой организации. На отчете уже должна стоять отметка налогового органа, подтверждающая проверку финансово-хозяйственной деятельности;
  • Квитанция или иной документ, который подтвердит уплату государственной пошлины;
  • Справка об изъятии печати, принадлежавшей юридическому лицу или распоряжение о передаче печати;
  • Подтверждения о полных расчетах с негосударственными фондами;
  • Выписка из публикации о ликвидации предприятия;
  • Реквизиты всех учредителей АНО и главного бухгалтера, паспортные данные, ИНН как физических лиц. Особенное внимание следует уделить смене участников в течение отчетного налогового периода;
  • Копии устава организации и государственного реестра.

Стоимость закрытия

При наличии в штате квалифицированных сотрудников, таких как юрист и бухгалтер, процесс оформления документов при ликвидации АНО пройдет без затруднений. Однако при отсутствии таких работников нелишним будет обратиться в специализированные организации.

Там не только предоставят опытного юриста, но и предоставят гарантию прохождения всех этапов добровольной ликвидации. Стоимость таких услуг обычно варьируется, составляет от 30000 рублей. Максимальная стоимость договора аутсорсинга может меняться в зависимости от объема работ и уровня фирмы.

АНО с долгами надо будет готовить большую сумму.

Государственная пошлина за совершение официальной регистрации юридических лиц остается в разумных пределах. Так, в числе документов для снятия с учета квитанция об оплате 400 рублей. Именно столько понадобится для оплаты.

Последствия ликвидации АНО в сравнении с другими видами некоммерческих предприятий

По общему правилу, руководящий состав автономных некоммерческих предприятий не может быть привлечен к ответственности. Вместе с тем, конкретный перечень взысканий можно изучить в руководящих документах, которые регламентируют порядок существования того или иного типа предприятия:

  • Для общественных и религиозных объединений, фондов, некоммерческих партнерств и потребительских кооперативов. Члены и участники не отвечают по обязательствам предприятия (притязаниям кредиторов);
  • Для частных учреждений предусматривается ответственность по обязательствам, которые стали следствие ведения предприятием финансов-хозяйственной деятельности. Если для погашения кредиторской задолженности недостаточно средств в активе юридического лица, на возвращение долгов могут привлекаться средства учредителей или их имущество;
  • АНО независимы от финансового состояния своих участников;
  • Ассоциации или союзы не отвечают по финансовым обязательствам своих учредителей, но участники несут субсидиарную ответственность по долгам своих предприятий. Уровень взысканий определяется учредительным договором;
  • По товариществам собственников недвижимости также не предусматривается наступление ответственности по обязательствам организации.

Ликвидация АНО – установленный законодателем порядок исключения организации из списка юридических лиц. Основной причиной для принятия такого решения является стратегический просчет руководства.

Вместе с тем не стоит воспринимать закрытие в качестве спасительного круга при наступлении кредиторов. Ликвидация всегда сопровождается тотальной налоговой проверкой.

По этой причине руководителям коммерческих (некоммерческих) проектов всегда стоит думать о своей репутации при ликвидации предприятия и стараться сдать организацию налоговой без последствий.

Источник: https://bankrotstvoved.ru/likvidaciya-predpriyatiya/ano

Как закрыть общественную организацию пошаговая инструкция

Как закрыть некоммерческую организацию пошаговая инструкция

Основной закон государства (КРФ) гарантирует каждому право создавать на своё усмотрение общественные организации (далее – ОО) без предварительного соглашения органов власти и местного самоуправления. Объединения подлежат обязательной государственной регистрации и приобретают статус юридического лица (далее – ЮЛ).

Порядок ликвидации зарегистрированной ОО не отличается от порядка ликвидации любого другого юр. лица. Но существует ряд особенностей. Например, общественное объединение может существовать и без регистрации. В этом случае оно не приобретает прав ЮЛ и не нуждается в ликвидации.

Правовые основы деятельности

Создание, регистрация, деятельность и ликвидация ОО регулируется КРФ и ФЗ №82. Общественной организацией называется основанное на членстве, созданное на  базе совместной деятельности добровольное объединение людей. Такие объединения создаются с целью защитить законные права и интересы.

Общественные организации независимо от их формы равны перед законом.

Подобное равенство распространяется и на участников ОО: учредители и основатели имеют одинаковые права с людьми, получившими членство.

Общественные организации не  занимаются коммерческой или государственной деятельностью.

Одна из отличительных особенностей – членство в таких объединениях могут получить как ЮЛ, так и физические лица (ФЛ).

Руководит общественной организацией выборный орган. Он занимается реализацией прав и несёт ответственность за свою деятельность.

Членами ОО могут быть только лица, достигшие 18-летнего возраста. Одно из основных обязательств ОО – иметь устав.

Что касается права, то общественная организация может иметь свою символику. Регистрация только добровольная.

Если члены и основатели хотят чтобы объединение приобрело статус ЮЛ, то регистрация необходима.

К общественным организациям относятся:

  • политические партии;
  • массовые общественные движения;
  • профсоюзы и т.д.

Учредителями ОО могут быть физические и юридические лица. Членство предоставляется по аналогичному принципу, только с одним условием – ЮЛ должно пройти процедуру госрегистрации.

Одним из важнейших условий, определяющих статус ОО, является тот факт, что государство не участвует в их деятельности.

Уполномоченные органы и общественные организации соблюдают принцип невмешательства в работу друг друга.

Деятельность ОО строится также и на конституционных принципах свободы, гласности и законности.

Общественные организации обладают рядом налоговых льгот, которые предоставляются государством, но оно, в свою очередь, устанавливает определённые требования к уставным документам ОО.

Цели

Основной целью, которую преследует общественное объединение, является защита прав и интересов его членов. Например, для политической партии – это выражение воли ее членов и участие в формировании органов власти.

А вот массовые общественные движения преследуют не только политические цели.

Их участники не имеют фиксированного членства. Целью существования профсоюзов является защита социально-трудовых прав их участников.

Законодательство

Деятельность общественных организаций регулируют следующие н-п акты:

  • КРФ;
  • ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ»;
  • ТК РФ.

К законодательным актам, которые регулируют порядок создания, функционирования и ликвидации ОО относится ряд нормативно-правовых документов, направленных на противодействие экстремистской деятельности в стране. К источникам права в данном случае можно также отнести законы, устанавливающие порядок деятельности политических партий, общественных движений и профсоюзов.

Варианты прекращения работы

Ликвидировать общественное объединение  можно:

  • добровольным способом;
  • в принудительном порядке;
  • альтернативным способом.

Завершение деятельности в добровольном порядке предусматривает проведение собрания основателей организации (партийного съезда) и принятия соглашения о ликвидации.

Принудительный порядок предполагает ликвидацию по решению суда. Оно может быть вынесено, только если своей деятельности ОО не придерживалась условий указанных в ст.

44 ФЗ №82.

Альтернативная ликвидация всегда добровольная.

В этом случае учредители общественного объединения решают для себя будут ли они сами участвовать в ликвидационной процедуре или им нужен представитель.

Посредником между госорганами, участвующими в закрытии ОО и основателями может быть компания, предоставляющая услуги по ликвидации под ключ или грамотный юрист.

Ликвидация общественной организации: пошаговая инструкция

При ликвидации ОО должна прекратить своё существование как юридическое лицо и как участник гражданско-правовых отношений.

Порядок завершения деятельности следующий:

  1. На первом этапе проводится собрание участников, на котором принимается решения о ликвидации. Если организация имеет статус ЮЛ и статутными документами не предусмотрено иного, ее ликвидация будет правомерной при наличии зафиксированного согласия учредителей.
  2. Основатель(-ли), принявшие решение о завершении деятельности, назначают ликвидатора или ликвидационную комиссию (далее – ЛК). При назначении они обязаны принять во внимание пожелания всех членов ОО, так как их право принимать участие во всех аспектах деятельности объединения не может быть нарушено.
  3. Порядок и сроки ликвидации устанавливает ЛК сразу после назначения. Это правило распространяется и на комиссии, которые приглашаются извне при альтернативном завершении деятельности общественного объединения.
  4. Члены ЛК публикуют в СМИ сообщение о ликвидации и сроки, допустимые для предъявления требований. Кредиторы и другие лица, у которых могут быть претензии к организации могут предъявить их только благодаря этому уведомлению. Сроки, отведённые для выдвижения требований, должны быть соблюдены даже, если у организации нет долгов пред третьими лицами.
  5. О принятии ликвидационного решения уведомляются ПФ, ФСС, ИФНС РФ, а также соответствующее управление МинЮста.
  6. Отсылаются письменные сообщения кредиторам о завершении деятельности организации. Это делается с целью доказать соблюдение процедуры, в случае если кредиторы, не заявившие свои требования в срок, попытаются обратиться в суд о взыскании. Предпочтительно отсылать письма с уведомлением.
  7. После того как пройдены все этапы, связанные с уведомлением третьих лиц и госорганов, ЛК приступает к составлению промежуточного ликвидационного баланса (далее – ПЛБ). В нем должны быть отражены все активы и пассивы объединения. Документ подлежит согласованию с руководством организации, ПЛБ заверяется органом, который принял решение о ликвидации.
  8. Следующий этап – удовлетворение требований кредиторов.
  9. Составление остаточного ЛБ. Порядок его утверждения аналогичный регламенту, предусмотренному для промежуточного ликвидационного баланса. Оба документа фиксируются по соответствующему протоколу.
  10. Предпоследний этап – распределение остаточного имущества. Если в уставе указанно, куда или кому должны перейти остатки имущества, то используются положения правоустанавливающего документа; в ином случае проводится съезд или собрание участников.
  11. Распределяют имущество учредители общества. Если члены ОО не могут прийти к согласию в вопросе распределения, они имеют право передать дело на рассмотрение в суд.
  12. Если организация носила статус ЮЛ, ее необходимо исключить из ЕРЮЛа.

После внесения в реестр сообщения о ликвидации ОО, процедуру можно считать завершённой полностью. Структурные подразделения завершают свою деятельность в случае ликвидации основного общества.

Собрание, решение, ликвидаторы

Для того чтобы начать ликвидационный процесс изначально необходимо провести собрание. На него должны быть приглашены все участники организации.

Соглашение о ликвидации считается правомочным, если «за» проали 100% участников собрания.

Очень часто на практике уставами это количество сокращается к двум третьим от общего числа присутствующих.

Общественная организация, обладающая статусом ЮЛ, может быть ликвидирована по согласию учредителей.

Когда основатель один – выносится его единоличное решение, если иное не предусмотрено статутом. Ход собрания фиксируется протоколом.

На собрании формируется ЛК и устанавливается порядок ее деятельности.

Инициалы членов созданной комиссии указываются в протоколе собрания (съезда). Учредители или основатели организации могут быть участниками ЛК.

Эта комиссия становится законным представителем ОО в судах и государственных органах. В своей работе она должна опираться на положения Гражданского кодекса РФ.

Подача документов

После создания или приобщения извне ЛК на комиссию возлагаются обязательства, связанные с формированием и подачей документов в различные инстанции.

Члены данной комиссии занимаются размещением публикации в СМИ. Кроме того, они должны отправить уведомления в государственные органы.

Для этого используются формы Р15001 и Р15002.

Скачать образцы можно здесь:

Р15002

Р15001

Все сообщения отправляются до составления проекта ПЛБ. Особенно тщательную проверку документов будет проводить управление МинЮста. Во многом это обосновано тем, что данный орган занимается регистрацией юр. лиц, а также внесением изменений в Единый реестр ЮЛ.

Источник: https://rubizinvest.com/kak-zakryt-obschestvennuyu-organizatsiyu-poshagovaya-instruktsiya/

Личный юрист
Добавить комментарий