Ликвидация кредитных организаций

Ликвидация кредитных организаций

Ликвидация кредитных организаций

Ликвидацию кредитной организации, как и любого юридического лица, можно разделить на добровольную и принудительную.

Добровольная ликвидация проводится по решению собрания акционеров (участников) кредитной организации, принудительная – по инициативе уполномоченного государством органа в судебном порядке.

При этом принудительная ликвидация кредитной организации может осуществляться либо в связи с нарушениями законодательства либо в связи с банкротством.

Добровольная ликвидация может производиться по любому основанию.

В соответствии с ч. ч. 8-9 ст.

23 ФЗ «О банках и банковской деятельности» в случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее акционеров (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется отдельным актом Банком России.

Акционеры (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.

Однако, если после принятия решения учредителями (участниками) кредитной организации о ее ликвидации Банк России отзывает у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение акционеров (участников) кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения, а также решения ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Иными словами, при наличии нарушений законодательства добровольная ликвидация осуществлена быть не может.

В случае возникновения признаков несостоятельности (банкротства), кредитная организация обязана принять решение о ликвидации кредитной организации и направлении в Банк России ходатайства об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (ст.4.2, п.5 ст.50.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

В соответствии со ст. ст. 23.1 — 23.4 ФЗ «О банках и банковской деятельности» Банк России в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки банкротства.

Если ко дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки банкротства либо наличие этих признаков установлено назначенной Банком России Временной администрацией, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом в порядке, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Кроме того, основанием для принудительной ликвидации кредитной организации в связи с нарушением законодательства являются следующие случаи:

— неоплата или неполная оплата уставного капитала кредитной организации ее учредителями в установленный срок (ч.6 ст. 15 ФЗ «О банках и банковской деятельности»);

— если арбитражным судом установлено отсутствие признаков несостоятельности (банкротства) или установлен факт фиктивного банкротства (п.2 ст.50.12 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»);

— при прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации, если иное не установлено ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (п.3 ст.50.13 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»);

— при непринятии Банком России в месячный срок решения о выдаче лицензии на осуществление банковских операций или при отказе в выдаче указанной лицензии в случае исполнения обязательств кредитной организации ее акционерами (участниками) или третьими лицами в конкурсном производстве (п.9 ст.50.37 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Практически исключена возможность принудительной ликвидации кредитной организации по общим основаниям, перечисленным в п.2 ст.61 Гражданского кодекса РФ, т. е.

в случае допущенных при ее создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона. Поскольку для принудительной ликвидации кредитной организации требуется обязательный отзыв лицензии (ст.23.

1 ФЗ «О банках и банковской деятельности»), что является специальным правилом, то и нарушения, допущенные кредитной организацией, должны попадать под основания для отзыва лицензий.

Процедура ликвидации кредитной организации в связи с нарушением законодательства регулируется ФЗ «О банках и банковской деятельности», а в не урегулированной им части – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

По процедуре ликвидация кредитных организаций в связи с нарушением законодательства отличается от их ликвидации в связи с несостоятельностью (банкротством) более короткими сроками рассмотрения дела в арбитражном суде (один месяц по сравнению с двухмесячным сроком) и проведения первого собрания кредиторов (не позднее шестидесяти дней по сравнению с девяносто днями). В остальном процедура ликвидации кредитной организации в связи с нарушением действующего законодательства максимально приближена к процедуре ликвидации по основаниям несостоятельности (банкротства).

Однако при этом действует принцип: если стоимость имущества кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований ее кредиторов, такая кредитная организация обязательно ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве (п.1 ст.51 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», п.4 ст.61 Гражданского кодекса РФ).

Данное правило применяется на всех стадиях ликвидации. Так, согласно п.3 ст.

51 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в случае обнаружения этого обстоятельства ликвидационная комиссия или ликвидатор ликвидируемой кредитной организации в любом случае обязаны в десятидневный срок обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом.

Тем самым можно сделать вывод, что кредитная организация может быть ликвидирована в связи с нарушениями законодательства в порядке, предусмотренном ФЗ «О банках и банковской деятельности», только при условии отсутствия у нее признаков банкротства.

Приоритет ликвидации по основаниям банкротства связан с тем, что конкурсный управляющий обладает более широкими полномочиями, чем ликвидатор, в частности, по обжалованию сделок кредитной организации, совершенных в преддверии банкротства, а также по применению субсидиарной ответственности по ее долгам к акционерам (участникам), членам совета директоров, руководителям кредитной организации.

Согласно ч.12 ст.23 ФЗ «О банках и банковской деятельности» ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом (налоговым органом) соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Приложение

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Источник: https://studopedia.su/19_163516_likvidatsiya-kreditnih-organizatsiy.html

Ликвидация кредитной организации | Банковское право | Шпоры для каждого!

Ликвидация кредитных организаций

По действующему банковскому законодательству, ликвидация кредитной организации может быть добровольная или принудительная.

Добровольная ликвидация кредитной организации осуществляется по инициативе учредителей (участников) кредитной организации.

Принудительная ликвидация кредитной организации проводится решением суда по инициативе Банка России.

ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990

Статья 23. Ликвидация или реорганизация кредитной организации

Ликвидация или реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с ФЗ с учетом требований настоящего ФЗ.

При этом государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей, установленных настоящим ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, представляются в Банк России. Перечень указанных сведений и документов, а также порядок их представления определяется Банком России.

Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

Взаимодействие Банка России и уполномоченного регистрирующего органа по вопросу о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или о государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение шести месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативными актами Банка России.

Если после принятия решения учредителями (участниками) кредитной организации о ее ликвидации Банк России на основании статьи 20 настоящего ФЗ принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение учредителей (участников) кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей (участников) кредитной организации или решения назначенной учредителями (участниками) кредитной организации ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Кредитная организация подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном статьей 23.1 настоящего ФЗ.

В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Источник: http://www.shpora.su/likvidaciya-kreditnoj-organizacii/

Ликвидация кредитных организаций. Основания и порядок прекращения деятельности кредитных организаций

Ликвидация кредитных организаций

Укрупнение и разделение банков и иных кредитных организаций. Правовые последствия реорганизации.

Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации.

Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:

­- слияние нескольких юридических лиц в одно;

­- присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;

­- разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;

­- выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;

­- преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую.

Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако все его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным (а в случаях присоединения — к существующим) юридическим лицам в порядке правопреемства, причем универсального (во всей своей совокупности).

Принимая решение о реорганизации юридического лица, его учредители (участники) должны не только взвешенно подходить к выбору организационно-правовой формы нового юридического лица, но и учитывать последствия, которые влечет реорганизация. Рассмотрим наиболее важные из этих последствий:

1. При реорганизации кредитных организаций с созданием иной кредитной организации ЦБ РФ рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций.

2. Необходимость письменного уведомления кредиторов о реорганизации.

3. Возможность предъявления кредиторами требования о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков.

4. Необходимость составления передаточного акта (в случаях слияния, присоединения и преобразования) или разделительного баланса (в случаях разделения и выделения).

В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства.

После утверждения названных документов лицами или органами, принявшими решение о реорганизации, они должны быть представлены для государственной регистрации вместе с учредительными документами вновь возникших юридических лиц.

Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения — с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК).

Ликвидация кредитной организации бывает двух видов — добровольная и принудительная.Первая проводится по инициативе учредителей (участников) кредитной организации. Вторая проводится решением суда по инициативе Банка России.

Учредители кредитной организации, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию, утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.

Кредитные организации, у которых есть основания для ликвидации, но которые не ликвидируются, способны причинить ущерб своим партнерам, а чаще всего даже не им, а клиентам.

Чаще всего речь идет о принудительной ликвидации кредитных организаций. Она предусмотрена ст. 23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Банк России обязан в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

Но если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности, которые обнаружил Банк России, или их выявила временная администрация, направленная в кредитную организацию после отзыва у нее лицензии, то ситуация меняется.

В этом случае Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной в порядке, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Он рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ, и с учетом особенностей, установленных Федеральным законом.

Заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий 1 месяца со дня подачи указанного заявления.

Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. Предварительное судебное заседание, предусмотренное Арбитражным процессуальным кодексом РФ, в этом случае не проводится.

Арбитражный суд направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России и в уполномоченный регистрирующий орган. Последний вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Источник: https://studopedia.su/4_28831_likvidatsiya-kreditnih-organizatsiy-osnovaniya-i-poryadok-prekrashcheniya-deyatelnosti-kreditnih-organizatsiy.html

Виды ликвидации кредитных организаций

Согласно ч. 13 ст. 23 Закона о банках и банковской деятельности ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом (налоговым органом) соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидацию кредитной организации, как и любого юридического лица, можно разделить на добровольную и принудительную.

Добровольная ликвидация проводится по решению собрания акционеров (участников) кредитной организации, принудительная – по инициативе уполномоченного государством органа в судебном порядке.

При этом принудительная ликвидация кредитной организации может осуществляться либо в связи с нарушениями законодательства либо в связи с банкротством.

Кроме того, существует внесудебный порядок исключения юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, из единого государственного реестра налоговым органом (ст. 21.

1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Однако, учитывая, что эта процедура может быть осуществлена только при отсутствии операций по банковским счетам таких юридических лиц в течение года, а также при отсутствии у них кредиторов, в отношении кредитных организаций она практически неприменима.

Соотношение добровольной и принудительной ликвидации

Добровольная ликвидация может производиться по любому основанию.

В соответствии с ч. 9–10 ст.

23 Закона о банках и банковской деятельности в случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее акционеров (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется отдельным актом Банком России[1].

Акционеры (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.

Однако, если после принятия решения учредителями (участниками) кредитной организации о ее ликвидации Банк России отзывает у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение акционеров (участников) кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения, а также решения ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Иными словами, при наличии нарушений законодательства добровольная ликвидация осуществлена быть не может.

В случае возникновения признаков несостоятельности (банкротства), кредитная организация обязана принять решение о ликвидации кредитной организации и направлении в Банк России ходатайства об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (ст. 4.2, п. 5 ст. 50.4 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).

Источник: https://studme.org/74516/pravo/likvidatsiya_kreditnyh_organizatsiy

3.6. Особенности ликвидации кредитных организаций: Ликвидация кредитной организации может быть: добровольной, то есть на

Ликвидация кредитных организаций

Ликвидация кредитной организации может быть: добровольной, то есть на основании решения ее учредителей; принудительной — по инициативе Банка России.

Особенности добровольной ликвидации кредитных организаций.

1. Специальная нормативная база. Порядок добровольной ликвидации кредитных организаций регламентируется нормами Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Законом о банках и нормативными актами Банка России .

———————————

См., например: указание ЦБ РФ от 24 июня 2011 г. N 2652-У «О порядке представления и рассмотрения ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций в случае прекращения деятельности кредитной организации в порядке ликвидации на основании решения ее учредителей (участников)».

2. Требования к перечню документов и сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, установлены Банком России. К таким документам относятся: ликвидационный баланс, справка ТУ ЦБ РФ, подтверждающая закрытие корреспондентского счета, и др.

3. Процедурные особенности. К таким особенностям относятся порядок обращения в соответствующие органы и сроки выполнения соответствующих процедур.

Сначала документы и сведения, необходимые для государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, передаются в Банк России (в ТУ ЦБ РФ, далее направляются в Департамент лицензирования и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ РФ), затем Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией направляет указанные сведения и документы в налоговый орган.

https://www.youtube.com/watch?v=HgL4BX7jWTI

Налоговый орган в течение 5 дней вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

4. Широкие полномочия ЦБ РФ. Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций, принимает на согласование промежуточный и ликвидационный балансы кредитной организации.

Особенности принудительной ликвидации кредитной организации. Порядок принудительной ликвидации регулируется помимо названных нормативных актов также Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Принудительной ликвидации кредитной организации предшествует отзыв Банком России лицензии на осуществление банковских операций.

В течение 15 рабочих дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии Банк России обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства) .

———————————

Если признаки банкротства будут выявлены ко дню отзыва лицензии или их наличие будет установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией после дня отзыва лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в порядке, установленном параграфом 4.1 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи указанного заявления.

Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций.

При рассмотрении заявления Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации предварительное судебное заседание, предусмотренное АПК РФ, не проводится.

Арбитражный суд направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России и налоговый орган, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

Банкротство кредитных организаций осуществляется по правилам конкурсного производства (§ 4.1 гл. IX ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») с особенностями, установленными Законом о банках.

Кандидатура ликвидатора определяется в зависимости от того, имеет ли кредитная организация лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц: если таковая имеется, то ликвидатором является Агентство по страхованию вкладов.

В противном случае ликвидатором арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего требованиям ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 20.2) и аккредитованного при Банке России в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций.

Ликвидатор кредитной организации организовывает собрания кредиторов, формирует перечень требований кредиторов, составляет промежуточный ликвидационный баланс, при необходимости организует реализацию имущества кредитной организации и др. Банк России осуществляет контроль за деятельностью ликвидатора.

Удовлетворение требований кредиторов кредитной организации осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его согласования с Банком России и в порядке очередности, предусмотренной § 4.1 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Принудительная ликвидация кредитной организации должна быть завершена в срок, не превышающий 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора кредитной организации.

Источник: https://sci-book.com/pravo-rossii-bankovskoe/osobennosti-likvidatsii-kreditnyih-48748.html

Принудительная ликвидация кредитных организаций

Ликвидация кредитных организаций

Урчукова Е.Х.

студентка 4 курсаФГБОУ ВО

«Российский государственный университет правосудия»

В последнее время в России происходит масштабный процесс сокращения количества банков. Это обусловлено несколькими факторами – ужесточением законодательных требований к капиталу и регулярной отчетности, активизацией надзорных органов, ростом конкуренции и консолидации отрасли.

В период с 1 января 2006 г. до 1 января 2016 г. лицензии на осуществление банковских операций отозваны у 463 кредитных организаций[1].

Банком России были проведены мероприятия по полномасштабной оптимизации количества банков, которые способны вести свою деятельность в соответствии с законом, не допуская никаких нарушений.

Согласно статистическим данным[2] только за 2016 г. 88 банков прекратили свою деятельность вследствие ликвидации или отзыва лицензии Банком России, из них 76 – в связи с отзывом лицензии.

В свою очередь ликвидация подразделяется на несколько видов: добровольная, принудительная по инициативе Банка России, ликвидация в связи с банкротством. Все три процедуры ликвидации имеют существенные различия.

Так, если при добровольной ликвидации решение о ликвидации принимается участниками кредитной организации в соответствии с п. 1 ст.

61 Гражданского кодекса Российской Федерации, то при принудительной ликвидации соответствующее решение принимается арбитражным судом в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Основанием ликвидации кредитной организации в связи с банкротством будет решение о признании банкротом и завершение конкурсного производства, принятое арбитражным судом. Представляется, что следует четко различать процедуру принудительной ликвидации кредитной организации и процедуру ликвидации в связи с банкротством: в первом случае у кредитной организации имеется достаточно денежных средств для расчета со всеми кредиторами.

В соответствии со сведениями о проведении ликвидационных мероприятий в кредитных организациях с отозванными лицензиями на осуществление банковских операций по состоянию на 01.10.

2016 превалирующее количество кредитных организаций было ликвидировано по решению о признании банкротом.

Однако, несмотря на актуальность проблемы банкротства, я бы хотела остановиться на рассмотрении процедуры принудительной ликвидации кредитных организаций.

Указанная процедура ликвидации начинается с отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Кредитные организации осуществляют свою деятельность на основании лицензии Банка России, которая дает им право осуществлять банковские операции для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности.

[3] В соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности кредитная организация, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, должна быть ликвидирована.

Отзыв лицензии — это лишение банка права на осуществление любых операций в сфере банковского сектора, которые были предусмотрены спецразрешением. Отозвать ее может только ЦБ РФ[4]. В случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

Основные причины, явившиеся основанием для отзыва в 2013 – 2015 гг. у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций, следующие:

  • Неисполнение федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, учитывая неоднократность применения мер воздействия.
  • Нарушение требований ФЗ от 7.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
  • Снижение достаточности капитала меньше, чем 2%.
  • Размер собственных средств ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату регистрации коммерческой организации.
  • Неспособность удовлетворить требования кредиторов.
  • Установление фактов существенной недостоверности отчетности[5].

 Основная причина отзыва лицензии – неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России (п. 6 ч. 1 ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности»). На втором месте – нарушение требований ФЗ от 7.08.2001 № 115-ФЗ. Так, в 2015 г.

Банком России в адрес правоохранительных органов направлены обращения с информацией о наличии в деятельности руководства и собственников 62 кредитных организаций признаков уголовно наказуемых деяний (в том числе предусмотренных  ст. 159 «Мошенничество», ст. 159.5 «Мошенничество в сфере страхования», ст.

160 «Присвоение или растрата», ст. 172.1 «Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации», ст. 195 «Неправомерные действия при банкротстве», ст. 196 «Преднамеренное банкротство» и ст. 201 «Злоупотребление полномочиями» Уголовного кодекса Российской Федерации).

По имеющейся в Банке России информации в отношении руководителей 40 кредитных организаций возбуждены уголовные дела. Остальные места занимают потеря капитала, ликвидности, что также довольно часто случается с банками. Стоит отметить, что по сравнению с 2014 г.

в 2015-м ликвидность реже встречается в качестве причины для отзыва лицензии.

Вопросы отзыва лицензии Банком России становились предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ[6].

В частности, интерес представляют вопросы о соразмерности ответственности в виде отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций за незначительные нарушения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность.

По мнению заявителя (кредитной организации), основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных п. 6 части первой ст. 20, противоречит ст. 8 (ч. 1), 34 (ч. 1) и 35 (ч. 2) Конституции Российской Федерации.

Однако Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы, мотивируя это тем, что данное законоположение направлено на соблюдение кредитными организациями нормативных актов, регламентирующих банковскую деятельность, в том числе в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и таким образом — на реализацию положения ст. 15 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, притом что отзыв лицензии на осуществление банковских операций как санкция за неисполнение нормативных требований предусмотрен лишь при неоднократности нарушений, что само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права кредитной организации.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций производится соответствующим приказом Банка России, который вступает в силу со дня принятия и может быть обжалован в суде в течение 30 дней со дня публикации в «Вестнике Банка России», что не приостанавливает действия указанного решения. Одновременно с этим ЦБ РФ назначает временную администрацию по управлению банком на срок не более 6 месяцев, которая действует в рамках законодательства о банкротстве РФ от имени Банка России. Временная администрация в течение 15 рабочих дней со дня отзыва лицензии обращается в арбитражный суд с требованием о ликвидации банка, за исключением случая, если ко дню отзыва лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства). В этом случае подается заявление о признании банка несостоятельным (банкротом).

Арбитражный суд принимает решение о начале процедуры принудительной ликвидации в том случае, если стоимость имущества ликвидируемого банка по предварительной оценке достаточна для погашения всех его обязательств перед кредиторами.

Причем суд не вправе возвращать исковое заявление о ликвидации кредитной организации по мотивам непредставления доказательств отсутствия признаков банкротства кредитной организации.

Так, в одном из дел суд указал, что если основанием предъявления искового заявления является факт отзыва лицензии у кредитной организации на осуществление банковских операций, то Банк России при обращении в суд обязан подтвердить только те обстоятельства, которые являются основанием подачи соответствующего заявления, но не обязан доказывать отсутствие обстоятельств, которые могут быть основанием для заявления иных требований.[7]

Арбитражный суд рассматривает заявление в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи, и принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. При рассмотрении заявления предварительное судебное заседание не проводится. Арбитражный суд направляет решение о ликвидации в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

С момента отзыва лицензии и до вступления в силу решения арбитража запрещается совершать сделки с имуществом кредитной организации.

Прекращается осуществление по корсчетам кредитной организации платежей на счета клиентов, однако кредитная организация имеет право взыскивать и получать задолженность, в том числе задолженность по ранее выданным кредитам, осуществлять возврат имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц.

В течение 45 рабочих со дня представления в Банк России всех документов осуществляется государственная регистрация кредитной организации в связи с ликвидацией, затем происходит внесение уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Агентство по страхованию вкладов.

Если кредитная организация не имела такой лицензии, ее ликвидатором будет утвержденный арбитражным судом арбитражный управляющий, который должен соответствовать требованиям Закона о банкротстве и быть аккредитованным при Банке России в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций.

Ликвидатор кредитной организации приступает к осуществлению своих полномочий со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации и действует до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации.

К обязанностям ликвидатора кредитной организации относится обязанность учитывать права и законные интересы как кредиторов кредитной организации, так и общества и государства в целом. Права и обязанности ликвидатора предусмотрены Законом о банках и Законом о банкротстве.

Контроль за деятельностью ликвидатора кредитной организации осуществляет Банк России путем проверки отчетности и проведения проверок деятельности ликвидатора.

Порядок проведения таких проверок закреплен Положением «О порядке проведения Банком России проверок деятельности конкурсного управляющего и ликвидатора кредитной организации» (утв. Банком России 05.02.2016 N 533-П).

Удовлетворение требований кредиторов кредитной организации осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом[8], начиная со дня его согласования с Банком России и в порядке очередности, предусмотренной Законом о банкротстве.

Если имеющиеся у кредитной организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор кредитной организации осуществляет реализацию имущества кредитной организации. Если стоимость имущества кредитной организации недостаточна, ликвидатор кредитной организации обязан направить в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации и может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора.

Отчет о результатах ликвидации кредитной организации с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов (заседании комитета кредиторов) кредитной организации и утверждается арбитражным судом.

По окончании ликвидации арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета ликвидатора кредитной организации о результатах ликвидации и завершении ликвидации. В десятидневный срок после вынесения такого решения ликвидатор обязан представить в Банк России указанное решение с приложением документов, перечень которых определяет Банк России.

С учетом изложенного представляется верной позиция ученых, которые классифицируют ликвидацию кредитных организаций по инициативе ЦБ РФ как меру правового принуждения, которая применяется при осуществлении последующего надзора, т.е.

надзора как за прекращением деятельности кредитной организации в целом (за прекращением существования конкретной кредитной организации как юридического лица), так и за прекращением специальной правоспособности кредитной организации путем отзыва у нее лицензии (всех или одной из нескольких) на осуществление банковских операций[9].

Банк России, будучи наделенным властными полномочиями по управлению банковской системой, посредством применения рассмотренной меры обеспечивает стабильность банковской системы, а, следовательно, экономической системы государства в целом.

[2] URL: http://www.banki.ru (дата обращения – 25.10.2016).

Источник: http://femida-science.ru/index.php/home/vypusk-3/item/123-prinuditelnaya-likvidatsiya-kreditnykh-organizatsij

Личный юрист
Добавить комментарий