Ликвидационная комиссия государственного органа

Инструкция: как правильно ликвидировать юрлицо

Ликвидационная комиссия государственного органа

Ликвидация юрлица — зеркальное отражение его регистрации. Трудность этого процесса прямо зависит от размера и формы юрлица, наличия у него долгов, нанятых работников, «громоздкости» имущества.

Иногда юридическое лицо «мертвым грузом висит» на предпринимателе, не принося дохода. В таком случае самое правильное решение — «закрыть и забыть». Раньше мы анализировали, как правильно учредить юридическое лицо, а в этот раз попытаемся разобраться во всех тонкостях процесса его ликвидации и составить пошаговую инструкцию.

В соответствии со ст. 104 Гражданского (далее — ГК) и ст.

 59 Хозяйственного (далее — ХК) кодексов Украины, юридическое лицо прекращается в результате реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации.

Ликвидация — это регламентированная законом процедура, результатом которой является прекращение деятельности юридического лица. При этом права и обязанности юрлица прекращаются, а не переходят к другим лицам.

Вспомните новость: iGov запустил сервис он-лайн регистрации СПД и юрлица по всей Украине!

Процедура ликвидации регулируется не только ГК и ХК, но и другими нормативно-правовыми актами, в частности, Законами «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований», «О хозяйственных обществах», «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» и пр.

Принять решение

Юридическое лицо ликвидируется:

  • по решению его участников или органа, уполномоченного на это учредительными документами. Такое решение, в зависимости от формы юрлица, может оформляться, например, протоколом общего собрания участников;
  • по решению суда.

Т.е. добровольно или принудительно. В контексте этой статьи мы будем рассматривать добровольный порядок.

Создать ликвидационную комиссию

Установить порядок и срок ликвидации

В соответствии с положениями ст. 105 ГК Украины, участники юридического лица назначают комиссию по его прекращению (по реорганизации, ликвидационную), ее председателя или ликвидатора, устанавливают порядок и срок заявления кредиторами своих требований. Кстати, ликвидационной комиссией может быть и сам орган управления юрлица.

Следует отметить, что ликвидационная комиссия не имеет статуса юридического лица, а предприятие, которое ликвидируется, в период ее работы статуса юридического лица не теряет, но дееспособность юридического лица осуществляется через ликвидационную комиссию. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами юрлица, кроме тех, которые остаются за участниками согласно законодательству Украины (например, утверждение ликвидационного баланса).

Стоит обратить внимание, что порядок ликвидации традиционно предусмотрен учредительными документами юридического лица.

Уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию

Согласно той же ст. 105 ГК Украины, участники юридического лица или орган, принявший решение о его прекращении, обязаны в течение трех рабочих дней со дня принятия решения письменно уведомить о нем орган, осуществляющий государственную регистрацию.

Получив такое сообщение, орган госрегистрации вносит в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (далее — Реестр) запись о решении относительно прекращения юридического лица.

Это требование направлено на защиту прав кредиторов, которые смогут узнать о намерениях юридического лица прекратить свою деятельность на начальной стадии, поскольку данные Реестра являются открытыми для общего ознакомления.

В соответствии со ст. 17 Закона «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований», для регистрации решения о прекращении юрлица регистратору необходимо предоставить следующие документы:

Вспомните новость: Банкротство юридических лиц

  • решение участников или соответствующего органа юрлица о прекращении юридического лица;
  • документ, которым утверждены персональный состав комиссии по прекращению (по реорганизации, ликвидационной комиссии) или ликвидатора, регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков и срок заявления кредиторами своих требований (в случае отсутствия указанных сведений в решении участников или соответствующего органа юридического лица).

Документы можно подать в оригинале или их нотариально заверенные копии.

Другие органы

ГФС

После регистратора необходимо нанести визит в Государственную фискальную службу и в органы пенсионного фонда.

В 3-дневный срок со дня внесения в Реестр сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, в территориальный орган ГФС, где налогоплательщик состоит на учете, необходимо подать следующие документы:

  • заявление о прекращении налогоплательщика по ф. №8-ОПП;
  • оригинал справки по ф. №4-ОПП;
  • копию распорядительного документа (решения) собственника или органа, уполномоченного на то учредительными документами, о ликвидации;
  • копию распорядительного документа об образовании ликвидационной комиссии.

В связи с ликвидацией назначается и проводится внеплановая документальная проверка юридического лица. В случае установления факта отсутствия задолженности налогоплательщика перед бюджетом орган государственной налоговой службы составляет справку по ф. №22-ОПП.

Пенсионный фонд

В соответствии с порядком ведения учетных данных и снятия с учета страхователей в органах Пенсионного фонда Украины (далее — ПФ), после получения от государственного регистратора уведомления о решении учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица орган Пенсионного фонда проводит документальную проверку страхователя относительно правильности начисления и уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование. На основании акта проверки страхователь осуществляет окончательные расчеты.

При наличии у страхователя задолженности орган ПФ заявляет требования как кредитор путем направления председателю ликвидационной комиссии, уполномоченному им лицу или ликвидатору справки о долге по всем видам платежей, а также документов, подтверждающих суммы недоимки. Закрывается дело страхователя после окончательного погашения им недоимки по уплате страховых взносов и других платежей или передачи долга по местонахождению правопреемника.

Пользуйтесь консультацией: Стоит ли судиться: особенности обжалования документов на проверку и результатов проверки

На основании справок об отсутствии задолженности по уплате страховых средств, предоставленных фондами социального страхования, орган Пенсионного фонда составляет справку об отсутствии задолженности по уплате страховых средств в ПФ и фонды социального страхования.

По обращению председателя ликвидационной комиссии, уполномоченного им лица или ликвидатора органом ПФ выдается справка об отсутствии задолженности, но не позднее третьего рабочего дня, следующего за днем регистрации справки. После окончания 3-дневного срока она направляется по почте по адресу, указанному в обращении.

Если есть работники…

Им необходимо сообщить о предстоящем увольнении (в связи с ликвидацией компании) не менее, чем за два месяца. И не просто «на словах», а письменно и под расписку. В соответствии с положениями ст. 49-2 КЗоТ, одновременно, т.е. также не менее, чем за два месяца, необходимо направить информацию о предстоящем высвобождении работников в Государственную службу занятости.

Согласно ч. 3 ст.

 22 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в случае, если работодатель планирует увольнение в связи с ликвидацией предприятия, он должен заблаговременно, не позднее, чем за три месяца, сообщить об этом первичным профсоюзным организациям, предоставив информацию о причинах последующих увольнений, количестве и категориях работников, которых это может касаться, и сроках проведения увольнений, а также провести консультации о мерах по предотвращению увольнений, сведению их к минимуму или смягчению их неблагоприятных последствий.

Уведомить кредиторов о ликвидации

В соответствии с ч. 4 ст. 105 ГК, срок заявления кредиторами своих требований к юридическому лицу, которое прекращается, не может составлять менее двух и более шести месяцев со дня публикации сообщения о решении относительно прекращения юридического лица.

Закрыть банковские счета

Согласно ч. 3 ст.

 111 ГК Украины, во время проведения мероприятий по ликвидации юридического лица до окончания срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) закрывает счета, открытые в финансовых учреждениях, кроме счета, который используется для расчетов с кредиторами.

Читайте статтю: Що треба знати підприємцю про обмеження перевірок органами контролю ?

Провести инвентаризацию и оценку имущества

В соответствии с положением об инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом Министерства финансов №879 от 02.09.2014 года, в случае прекращения предприятия является обязательным проведение инвентаризации, причем сплошной (полной).

Она охватывает все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в т.ч.

предметы, переданные в аренду или лизинг, ценности, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его пользовании, распоряжении или на хранении, условные активы и обязательства (залоги, гарантии и т.п.), бланки документов строгой отчетности и пр.

Выводы инвентаризации отражаются инвентаризационной комиссией в протоколе, который оформляется после ее окончания, передается на рассмотрение руководителя предприятия и утверждается им в течение пяти рабочих дней после завершения инвентаризации.

Оценка имущества и имущественных прав — это процесс определения их стоимости на дату оценки по процедуре, установленной нормативно-правовыми актами. Она проводится субъектом оценочной деятельности. Главным нормативно-правовым актом, посвященным этому вопросу, является Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине».

В аспекте ликвидации проведение оценки имущества является обязательным, если этот процесс касается государственных предприятий, коммунальных и с государственной долей имущества (долей коммунального имущества).

После указанных действий ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по закрытию обособленных подразделений юрлица (филиалов, представительств), если таковые имеются, и в соответствии с законодательством о труде осуществляет увольнение его работников. Лицензии, документы разрешительного характера и пр., а также печати и штампы, которые подлежат возврату органам государственной власти или местного самоуправления, возвращаются им ликвидационной комиссией (ликвидатором).

Составить промежуточный ликвидационный баланс

После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и данные о результатах их рассмотрения. Согласно ст. 11 ГК Украины, промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации.

Далее необходимо организовать взыскание дебиторской задолженности и продажу всех активов юрлица. Для этого ликвидационная комиссия (ликвидатор), согласно ст. 111 ГК, заявляет требования и иски о взыскании задолженности с должников юридического лица.

Читайте статью: ДОПУСКАТЬ ИЛИ НЕ ДОПУСКАТЬ ПРОВЕРЯЮЩИХ?

Рассчитаться с собственниками

Если после удовлетворения требований кредиторов от активов что-то осталось, то необходимо провести расчеты с собственниками (акционерами, участниками) юрлица.

Составить ликвидационный баланс

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации.

Что делать с имуществом?

Имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (в т.ч. по налогам, сборам, единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и пр.), передается участникам юридического лица, если иное не установлено его учредительными документами или законом.

Закрыть последний счет в банке

После проведения расчетов с кредиторами можно и нужно закрыть последний счет в банке.

В архив

Документы, которые подлежат длительному хранению (например, сведения о выплате заработной платы), необходимо передать в соответствующее архивное учреждение и получить об этом справку. Эта справка необходима для окончания процесса ликвидации.

И снова к регистратору

По окончанию процедуры прекращения, но не ранее истечения срока заявления требований кредиторами, необходимо снова направиться к регистратору для государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации.

В этот раз регистратору необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации;
  • справку архивного учреждения о принятии документов, согласно закону подлежащих долгосрочному хранению.

Последним шагом станет внесение в Реестр записи о государственной регистрации прекращения юридического лица. Только с этого момента юридическое лицо лишается своего статуса.

Автор консультации: Мария Дунай

Источник: Судебно-юридическая газета

Источник: https://protocol.ua/ru/instruktsiya_kak_pravilno_likvidirovat_yurlitso/

Порядок ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования

Ликвидационная комиссия государственного органа
           Пунктом 7 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г.

№ 1 (далее – Положения о ликвидации),  определено, что при ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в регистрирующий орган путем личного обращения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) либо лица, уполномоченного в соответствии с доверенностью действовать от имени председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), представляются:

заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора, заключении договора оказания аудиторских услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности) в соответствии с частью первой подпункта 3.1 пункта 3 Положения о ликвидации (в случае его заключения с аудиторской организацией, аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя), а также сведений, указанных в части первой пункта 12 Положения о ликвидации. Заявление о ликвидации подписывается председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) либо ликвидатором (в случае назначения ликвидатора). Если председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) является юридическое лицо, заявление о ликвидации подписывается руководителем этого юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) действовать от имени этого юридического лица;

решение о ликвидации. При этом решение, составленное на иностранном языке, должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);

легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанного документа (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о ликвидации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — для собственников имущества (учредителей, участников), являющихся иностранными организациями.

При прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган путем личного обращения индивидуального предпринимателя либо лица, уполномоченного в соответствии с нотариально удостоверенной доверенностью действовать от его имени, представляется заявление о прекращении деятельности по форме, установленной Министерством юстиции, подписанное прекращающим деятельность индивидуальным предпринимателем, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, заключении договора, названного в абзаце втором части первой настоящего пункта (в случае его заключения с аудиторской организацией, аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя), а также сведений, указанных в части первой пункта 12 Положения о ликвидации.

Пунктом 13 Положения о ликвидации определено, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган:

ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.

Индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий орган:

оригинал свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии — заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;

уведомление о завершении процесса прекращения деятельности с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности по форме, установленной Министерством юстиции.

09.06.2010

Источник: http://www.brestjust.gov.by/pages/poryadok_likvidacii_prekrascheniya_deyatelnosti_subyektov_hozyaystvovaniya228/

Ликвидационная комиссия — Answr

Ликвидационная комиссия государственного органа

Ликвидационная комиссия избирается по решению владельцев бизнеса или надзорных органов.

Деятельность ликвидационной комиссии регулируется статьей 62 Гражданского Кодекса РФ, при необходимости берется под контроль Министерства финансов или следственного комитета. В зависимости от ситуации, работа такой комиссии представляет собой формальность (если необходимо реструктуризовать бизнес) или входит в следственные действия (если выявлен незаконный бизнес). Участники комиссии, которая готовит документы для юридической ликвидации, утверждаются владельцем бизнеса (если процесс запускается добровольно) или представителем судебной власти (если организацию ликвидируют принудительно).

  • Лицо, ответственное за собственность ликвидируемой компании. Один из собственников или сторонний управляющий, который выставляет основные фонды компании (здания, сооружения, незавершенное строительство, производственные мощности) на торги с целью покрыть задолженность.
  • Лица, представляющие кредиторов юридического лица. Представители финансовых надзорных органов, банковских структур, коллекторских организаций. Задача участников — проследить за исполнением обязательств компании, прекращающей свою деятельность.
  • Работники Фонда государственного имущества участвую в комиссии, если ликвидируется государственная корпорация или меняется ее структура. Иногда их присутствие требуется, если закрывается строительная компания, бизнес, связанный с созданием и эксплуатацией социально значимых объектов.

Цель ликвидационной комиссии — погасить обязательства компании за счет собственных средств, закрыть или реструктурировать долг перед внешними заимодавцами. Если в отношении компании ведется следствие, предоставленные финансовые документы будут рассматривать правоохранительные органы. Юридическая ликвидация компании проводится в несколько этапов, каждый из них подтверждается надзорными органами.

  1. Оповещение налоговых органов и ЕГРЮЛ (государственного реестра юридических лиц) о принятом на собрании акционеров решении ликвидировать бизнес.
  2. Утверждение состава ликвидационной комиссии (выбор со стороны контролирующих органов или собственников бизнеса). Члены комиссии получают все финансовые документы, печати организации, официальные бланки и контакты кредиторов в течение 72 часов с даты назначения.
  3. Оповещение кредиторов организации о факте ликвидации, публикация графика подачи заявлений на получение задолженности. Срок подачи заявлений к рассмотрению должен быть не менее двух месяцев с даты начала ликвидации. Кредиторов уведомляют письменно, телефонными звонками или при личной встрече.
  4. Составление предварительного ликвидационного баланса предприятия, в котором содержатся все активы и пассивы бизнеса, сведения о размере дебиторской и кредиторской задолженности, предполагаемые шаги по их погашению.
  5. Реализация активов компании с целью покрытия долговых обязательств, работа с кредиторами, надзорными органами. Ликвидатор предоставляет документы в налоговую инспекцию или следственный комитет, составляет график выплат задолженностей, выставляет имущество на публичные торги.
  6. Выплаты кредиторам согласно установленной законом очередности, составление итогового ликвидационного баланса. Оставшиеся у компании активы распределяются между собственниками бизнеса, которые имеют на них права. По итогам мероприятия составляется акт ликвидационной комиссии, содержащий перечень ее участников, причину закрытия юридического лица, предпринятые в ходе ликвидации шаги.
  7. Запрос на регистрацию факта ликвидации в ЕГРЮЛ и получение свидетельства государственного образца. После этого ликвидационная комиссия завершает свою работу, а компания признается ликвидированной.

Статьи на эту тему

  • Ж Жизненный цикл предприятияОрганизацииСтадии, которые организация проходит за все время своего существования.
  • Кто такие CEO, CFO, CVO, CMOОрганизацииАббревиатуры для обозначения руководящих должностей на международном рынке.
  • К Конфиденциальная информацияОрганизацииСовокупность данных, хранящихся в виде бумажных документов или сведений на цифровых носителях, доступных для передачи заранее определённому узкому кругу лиц. Использование конфиденциальной информации регулируется законодательством РФ, несанкционированная передача таких сведений расценивается как правонарушение.

Источник: https://answr.pro/articles/918-likvidatsionnaya-komissiya/

Проект Постановления Правительства Российской Федерации О некоторых вопросах упразднения федеральных органов исполнительной власти (подготовлен Минфином России 29.04.2016)

Ликвидационная комиссия государственного органа

Досье на проект

Пояснительная записка

В целях совершенствования правового регулирования вопросов, связанных с упразднением федеральных органов исполнительной власти Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Функции и полномочия федерального органа исполнительной власти (далее — государственный орган) в случае принятия Президентом Российской Федерации решения о его упразднении (далее — решение об упразднении государственного органа) прекращаются либо передаются иному государственному органу или юридическому лицу, определенному решением об упразднении государственного органа.

2. Упраздняемый государственный орган ликвидируется в качестве юридического лица.

3. Государственный орган считается упраздненным с даты внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации юридического лица.

4. Финансовые, материально-технические и иные вопросы, связанные с реализацией решения об упразднении государственного органа, определяются правовым актом Правительства Российской Федерации.

5. Ликвидация государственного органа должна быть завершена в срок, установленный правовым актом Правительства Российской Федерации, не превышающий шести месяцев с момента вступления в силу решения об упразднении государственного органа, если иной срок не установлен решением об упразднении государственного органа.

6. Председатель ликвидационной комиссии государственного органа назначается правовым актом Правительства Российской Федерации.

Состав ликвидационной комиссии упраздняемого государственного органа назначается государственным органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Ликвидационная комиссия территориального органа государственного органа назначается руководителем упраздняемого государственного органа.

7.

В состав ликвидационной комиссии входят представители упраздняемого государственного органа, государственного органа, которому передаются полномочия упраздняемого государственного органа, государственного органа, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела, государственного органа, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом.

Количество членов ликвидационной комиссии центрального аппарата упраздняемого государственного органа не может превышать двадцати пяти.

Количество членов ликвидационной комиссии территориального органа упраздняемого государственного органа не может превышать пяти.

8. Представители государственного органа, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела, обеспечивают принятие в архивный фонд документов упраздняемого государственного органа, а также их комплектование, учет, хранение и использование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представители государственного органа, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, обеспечивают передачу прав на имущество, закрепленное за упраздняемым государственным органом, государственному органу, которому передаются полномочия упраздняемого государственного органа, либо распоряжение имуществом упраздняемого государственного органа иными способами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9. Инвентаризация имущества, финансовых обязательств и нефинансовых активов упраздняемого государственного органа осуществляется ликвидационной комиссией в течение одного месяца с момента ее назначения, если иное не установлено правовым актом Правительства Российской Федерации.

Ликвидационная комиссия упраздняемого государственного органа, являющегося ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации (государственного заказчика-координатора федеральной целевой программы), обеспечивает передачу государственному органу, определенному Правительством Российской Федерации в качестве ответственного исполнителя соответствующей государственной программы Российской Федерации (государственного заказчика-координатора федеральной целевой программы), иному юридическому лицу, отчетности о реализации ее мероприятий за истекший период, а также прав и обязанностей по государственным контрактам, заключенным в целях реализации государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ.

Ликвидационная комиссия обеспечивает передачу нефинансовых активов упраздняемого государственного органа другому лицу, определенному правовым актом Правительства Российской Федерации, в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Ликвидационная комиссия определяет перечень договоров (контрактов), подлежащих расторжению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Требования кредиторов упраздняемого государственного органа удовлетворяются в порядке, установленном гражданским законодательством.

11.

Финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации государственного органа осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных упраздняемому государственному органу в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных полномочий, на основании бюджетной сметы упраздняемого государственного органа, содержащей информацию, в том числе о расходах, возникающих в связи с принятием решения об упразднении государственного органа.

Изменения в бюджетную смету, вносимые в связи с принятием решения об упразднении государственного органа, и план мероприятий по сокращению должностей работников упраздняемого государственного органа утверждаются председателем ликвидационной комиссии.

Изменения в бюджетную смету, вносимые в связи с принятием решения об упразднении государственного органа, и план мероприятий по сокращению должностей государственной службы (должностей работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы) упраздняемого государственного органа направляются на согласование в государственный орган, уполномоченный на выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере финансового обеспечения государственной службы, в течение 15 рабочих дней с момента назначения ликвидационной комиссии.

12.

Полномочия учредителя федеральных государственных унитарных предприятий, некоммерческих унитарных организаций, за исключением религиозных организаций, осуществляемые упраздняемым государственным органом от имени Российской Федерации, возлагаются на государственный орган, осуществляющий от имени Российской Федерации полномочия по управлению федеральным имуществом, если иное не установлено правовым актом Правительства Российской Федерации.

13. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д. Медведев

Приведен проект Постановления Правительства РФ о некоторых вопросах упразднения федеральных органов исполнительной власти. Он предусматривает следующее.

Функции и полномочия органа в случае принятия Президентом РФ решения о его упразднении прекращаются либо передаются иному госоргану или юрлицу, определенному решением об упразднении.

Орган ликвидируется в качестве юрлица и считается упраздненным с даты внесения в ЕГРЮЛ сведений о такой ликвидации.

Финансовые, материально-технические и иные вопросы, связанные с реализацией решения об упразднении, определяются правовым актом Правительства РФ.

Ликвидация должна быть завершена в срок, установленный правовым актом Правительства РФ, не превышающий 6 месяцев с момента вступления в силу решения об упразднении, если иной срок не установлен таким решением.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56568927/

Официальная процедура ликвидации фирм

Ликвидационная комиссия государственного органа

Ликвидация предприятий — это форма прекращения деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Проведение этой процедуры возможно в двух случаях: по решению участников (акционеров) или органа, уполномоченного на то учредительными документами, либо по решению суда. Это так называемые принудительная и добровольная ликвидации.

Существуют определенные требования, невыполнение которых влечет за собой ликвидацию:

— если число участников ООО (ЗАО) превышает 50, оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. По истечении этого срока предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до установленного законом предела;

— если оставшаяся часть уставного капитала по истечении срока остается неоплаченной, общество обязано уменьшить размер уставного капитала и зарегистрировать это уменьшение либо прекратить свою деятельность путем ликвидации;

— если стоимость чистых активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

Суд может принять решение о ликвидации предприятия в случае допущения при создании предприятия грубых нарушений закона, которые носят неустранимый характер,

Предприятие может быть ликвидировано по иску налоговых органов. Неоднократные или грубые нарушения налогового законодательства — наиболее распространенное основание для подачи налоговыми органами исков о ликвидации предприятия. В таком случае налоговые органы заявляют в арбитражные суды иски на основании конкретных норм налогового законодательства и п.2 ст.62 ГК РФ.

Большое число исков о ликвидации предприятия налоговые органы предъявляют в связи с тем, что эти организации не приводят свои учредительные документы в соответствие с требованиями ГК РФ.


Принудительная ликвидация фирм

Принудительная ликвидация фирм проводится по решению суда в случаях:

— осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

— осуществления деятельности, запрещенной законом;

— осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

— наличия иных оснований, предусмотренных законом.

Кроме того, юридическое лицо может быть ликвидировано вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Государственные органы или органы местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление требований о ликвидации юридического лица, могут обратиться с иском в судебные органы.

Банкротство ликвидируемого должника является разновидностью упрощенных процедур банкротства. Данный вид банкротства часто на практике возникает, когда уже в ходе добровольной ликвидации компании выявляется задолженность, которую нечем погасить.

Упрощенная процедура банкротства характеризуется относительной оперативностью проведения судебного разбирательства и осуществления процедур банкротства (фактически используется только одна из них – конкурсное производство).

Причины, по которым должник (фирма) ликвидируется, значения не имеют. Они могут быть и не связаны с недостаточностью имущества для удовлетворения требований всех кредиторов. Важно другое. Если в процессе ликвидации выясняется, что фирма не в состоянии погасить требования кредиторов, то ликвидация данной фирмы должна продолжаться в соответствии с нормами закона о несостоятельности.

В качестве обязательного признака банкротства выступает установление факта недостаточности стоимости имущества ликвидируемой фирмы для удовлетворения требований кредиторов при наличии уже принятого решения о ликвидации. Это может быть выявлено как исполнительным органам управления, так и ликвидационной комиссией фирмы.

Руководитель фирмы-должника или председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) обязаны в этом случае обратиться в арбитражный суд с заявлением должника не позднее одного месяца с момента обнаружения недостаточности имущества фирмы-должника для удовлетворения требований кредиторов.

Неисполнение этой обязанности влечет субсидиарную ответственность вышеуказанных лиц, по обязательствам, возникшим после истечения указанного срока. Поэтому рекомендуется своевременно обращаться по вопросу ликвидации и банкротства к профессионалам во избежание ответственности (в том числе и субсидиарной).

Добровольная ликвидация

Добровольная ликвидация предприятий проводится в следующем порядке:

1. Принятие общим собранием общества решения о ликвидации общества и назначение ликвидационной комиссии; утверждение состава ликвидационной комиссии; утверждение проекта сроков и порядка ликвидации юридического лица.

2. Направление сообщения о ликвидации по установленной форме в налоговый орган по месту учета в 3-дневный срок с момента принятия решения о ликвидации. Уполномоченный налоговый орган выдает извещение о том, что фирма находится в стадии ликвидации и вносит об этом запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

3. Размещение сообщения о ликвидации общества, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот срок не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации) в органах печати.

4. Проведение заседания ликвидационной комиссии после окончания срока предъявления требований кредиторами, на котором утверждается проект промежуточного ликвидационного баланса. Проект должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого общества, перечень предъявляемых кредиторами требований, а также информацию о результатах их рассмотрения.

5. Согласование промежуточного ликвидационного баланса с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

6. Ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (в том случае, когда денежных средств общества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов).

7. Ликвидационная комиссия подает заявления о снятии с учета в налоговый орган и внебюджетные фонды, которые проводят проверки ликвидируемого общества. По окончании проверок данные органы выдают справки об отсутствии задолженности у общества соответственно перед бюджетом и внебюджетными фондами.

8. Со дня согласования с регистрирующим органом промежуточного баланса ликвидационная комиссия производит денежные выплаты кредиторам общества в следующей очередности:

— первая очередь — удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

— вторая очередь — производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

— третья очередь — удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого общества;

— четвертая очередь — погашается задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами;

— пятая очередь – производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом. В этом случае речь идет главным образом об обязательственных отношениях, не обеспеченных залогом.

9. После удовлетворения требований кредиторов предыдущих очередей и не ранее чем через 1 месяц после утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия приступает к расчетам с другими кредиторами.

10. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия проводит свое заседание, на котором утверждает проект ликвидационного баланса.

11. Производится согласование ликвидационного баланса с регистрирующим органом.

12. Ликвидационная комиссия распределяет между участниками (акционерами) оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество.

13. Ликвидационная комиссия отражает расчеты с кредиторами и с акционерами АО в ликвидационном акте.

14. По завершении расчетов с акционерами ликвидационная комиссия закрывает счета в банках (о закрытии каждого счета необходимо сообщить в налоговый орган по установленной форме в течение 10 дней).

15. Ликвидационная комиссия передает на хранение в архив документы по личному составу общества (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные ведомости), а также протоколы общих собраний общества. Прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган.

16. Ликвидационная комиссия подает в регистрирующий орган с целью последующей регистрации ликвидации общества, следующие документы:

— устав;

— справки из налогового органа и внебюджетных фондов о снятии с учета;

— справки из банков о закрытии счетов;

— письмо из органов статистики о снятии с учета;

— справку из архива;

— декларацию на уничтожение печати и штампов.

17. Регистрирующий орган выдает справку о ликвидации общества. С момента исключения из Единого государственного реестра и общество считается прекратившим свое существование.

18. Ликвидационная комиссия подает копии справок о ликвидации общества в налоговый орган и внебюджетные фонды.

19. Налоговый орган выдает уведомление о снятии общества с налогового учета.

Преимуществом добровольной ликвидации является то, что запись о юридическом лице исключается из Единого Государственного реестра, ОГРН и ИНН компании аннулируются, организация считается прекратившей свое существование.

Недостатками добровольной ликвидации является то, что это долгосрочный (от 4 до 8 месяцев) и бюрократизированный процесс, который, к тому же, в обязательном порядке, сопровождается налоговыми проверками.

В ООО НПЦ «Эгида» вы можете заказать юридическое и бухгалтерское сопровождение данной процедуры, но .

Наши сотрудники могут взять на себя обязательства по бухгалтерскому сопровождению процедуры) составление промежуточного и итогового ликвидационных балансов, представительство интересов заказчика в налоговых органах, проведение взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами ликвидируемой организации и т.п.).

Источник: http://agida11.ru/ofitsialnaya-protsedura-likvidatsii-firm/

Личный юрист
Добавить комментарий