Моратория это

РосКомСвобода требует ввести мораторий на системы распознавания лиц

Моратория это

Обработка биометрии граждан без их письменного согласия нарушает закон о персональных данных, а также право на частную жизнь (ст. 23 и 24 Конституции России).

«Пока применение подобных систем непрозрачно и никак не контролируется обществом, мы требуем введения моратория на использование таких технологий, — прокомментировал кампанию ведущий юрист РосКомСвободы Саркис Дарбинян.

– Мораторий — это введение запрета на использование, финансирование, субсидирование программ, использующих слежку за гражданами с помощью камер наблюдения. Для этого мы обратились в Савёловский районный суд города Москвы в защиту Алёны Поповой.

Параллельно мы будем требовать законодательного запрета подобных систем, а также проведём общественную кампанию для просвещения как можно более широкого круга лиц.

Мы очень долго изучали проблему с точки зрения российского и международного права, смотрели — как это происходит в мире и в России, и теперь готовы рассказывать о практиках, в том числе мировых, использования системы распознавания лиц. Мы готовы довести дела до международных судов».

.

➡️ Сайт кампании против распознавания лиц 

➡️ Петиция

.

В Савёловский районный суд Москвы было подано административное исковое заявление об обжаловании действий органов власти по применению городской системы видеонаблюдения и технологии распознавания лиц.

Иск в Савёловский суд

По мнению активистов, технологии уже, без каких-либо надлежащих нормативно-правовых обоснований и процедур, используются правительством Москвы и МВД для слежки за людьми в абсолютно закрытом режиме, о чем имеется в настоящий момент ряд доказательств.

Москвичка просит суд запретить распознавание лиц городской системой видеонаблюдения https://t.co/btQY9iNkxe

— Ведомости (@Vedomosti) October 6, 2019

Мэрия Москвы осенью 2017 г. сообщила, что в городе заработала система массового распознавания лиц, сказано в иске: тогда к ней было подключено более 3000 видеокамер. На сайте мэра Москвы сказано, что в 2019 г.

будет развернута общегородская система распознавания лиц – для розыска преступников, с этой целью обновлено 40% из 162 000 видеокамер.

По сообщению начальника отдела видеонаблюдения департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы Дмитрия Головина, в тестовом режиме система распознавания лиц применялась в Москве во время чемпионата мира по футболу – 2018 и удалось задержать 98 человек, которые числились в базах правоохранительных органов. Летом 2019 г. ДИТ заказал за 260 млн руб. у «Ситроникса» («дочки» АФК «Система») техническое решение для видеослежения с распознаванием лиц на массовых мероприятиях и юридическое обоснование законности слежки.

В апреле прошлого года Попова провела одиночный пикет около здания Госдумы, за что Тверской районный суд привлек её к административной ответственности и оштрафовал на 20 000 руб.

В ходе рассмотрения дела суд изучил записи с камер видеонаблюдения, на которых зафиксировано увеличение изображения (в 32 раза) с фиксацией на лице заявительницы – а это признаки применения технологии распознавания лиц.

Но по закону о персональных данных сведения, характеризующие физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности, отнесены к биометрическим персональным данным.

Их можно обрабатывать только при наличии согласия в письменной форме – кроме случаев, описанных в законах об обороне, безопасности и противодействии терроризму. Распознавание лиц в Москве по умолчанию и в режиме реального времени незаконно, делает вывод заявительница, и нарушает ее права на частную жизнь, гарантированные Конституцией.

В настоящее время Правительство Москвы и МВД продолжают расширять использование технологии распознавания лиц без каких-либо гарантий и инструментов надлежащего надзора, анонсируя подключение к указанной системе более 100 000 городских камер. Для этого власти собираются потратить более 13 млрд рублей.

РосКомСвобода начала сбор подписей в поддержку законодательного либо судебного запрета применения технологии распознавания лиц – российские власти двигаются в направлении серьезного ограничения прав на уважение частной жизни. С помощью видеослежки власть получает тотальный контроль за социальной реальностью: технология распознавания лиц сделает людей еще менее свободными.

.

«Московские власти сегодня не скрывают своего желания использовать технологию распознавая лиц для идентификации граждан, в том числе для обеспечения общественного порядка на массовых мероприятиях.

Какие риски это несет для прав человека мы все прекрасно понимаем, учитывая абсолютно непрозрачный порядок доступа к указанной технологии и широкие возможности для злоупотреблений.

Нам известен уже целый ряд случаев, когда система видеонаблюдения с функцией facial recognition использовалась для отслеживания и задержания активистов. Поэтому мы добиваемся принятия на текущий момент судебного и законодательного моратория на использование технологии.

По крайней мере, до того момента, пока последствия использования технологии для прав человека не  будут до конца изучены и не будут приняты все необходимые правовые гарантии, которые бы защищали москвичей от незаконного использования их биометрических данных.

  Сейчас мы ждём назначения слушания  в Савеловском суде и намерены пройти все судебные инстанции, вплоть до ЕСПЧ, требуя введения запрета для силовиков и городских властей по использовании технологии в общей системе городского видеонаблюдения.

  Следует отметить , что  это проблема сегодня актуальна не только для России, но и для всего мирового сообщества. Поэтому здесь мы выступаем единым фронтом с правозащитниками и юристами ЕС и США, где  сейчас также идет активное обсуждение моратория на использование этой технологии двойного назначения, которая без сомнений, несет в себе огромные риски для нетаргетированной слежки и ее несанкционированного применения в отношении отдельных лиц», – Саркис Дарбинян, РосКомСвобода.

.

Казус в том, что в законе о персональных данных есть специальная статья, которая говорит об особом статусе защиты персональных данных, замечает адвокат Международной «Агоры» Станислав Селезнев.

Но есть и изъятия из этой статьи, которые сформулированы так расплывчато, что под них можно подвести что угодно.

Таким образом, приходится обратиться к более общим нормам, указывает юрист, в том числе к Конституции, которая декларирует право на неприкосновенность частной жизни, подкрепленное обязанностью государства защищать права и свободы граждан и охранять права потерпевших от преступлений.

Селезнев полагает, что в Европе складывается консенсус: массовая неизбирательная слежка за гражданами – чрезмерное и очень опасное вмешательство в права человека. А такие страны, как Китай, полагают совершенно нормальным создавать кибернетические системы городского управления (как в Синьцзяне), которые полностью контролируют жизнь и перемещения людей при помощи биометрии, рассказывает он.

Инфраструктура для слежки уже существует, она создана даже не государствами, а глобальными корпорациями, говорит директор Ассоциации участников рынка данных Иван Бегтин, известны случаи, когда расследовавшие убийство полицейские запрашивали у таких корпораций запись переговоров жертв и получали эти данные.

То есть государство находится ближе к концу этой «пищевой пирамиды», предполагает Бегтин, но в некоторых странах, например в США, системы тотальной слежки встречают достаточно активное общественное противодействие и там их применение ограничено. Некоторые компании даже ­считают необходимым открыто декларировать, что не наме­рены внедрять технологии ­распознавания.

Но есть и страны, где общество демонстрирует пассивное согласие со слежкой, констатирует он, – например, в Китае. В России же трудно повлиять на такие процессы, поскольку отсутствует сильная представительная власть, заключает Бегтин.

При рассмотрении подобных исков перед судами встает вопрос доктринального характера, подчеркивает Селезнев: либо мы живем в патерналистском государстве, которое берет на себя решение всех вопросов и все решает за нас, либо в государстве, которое доверяет своим гражданам. Авторы иска не боятся получить ответ на этот вопрос, заверяет он.

В рамках кампании и поданного иска, правозащитники требуют признания незаконным действий Правительства Москвы и столичного ГУВД по применению технологии распознавания лиц на территории города Москвы, а также федерального запрета применения технологии распознавания лиц.

Использование технологий «Facial recognition» в системе городских камер для идентификации лиц — это одновременно и серьезный технологический прогресс, и огромный вызов для каждого человека: в целом ряде международных конвенций и национальных Конституций признано «право на приватность» как базовое право человека, которое без нашего ведома и согласия нарушают системы распознавания лиц. Режим тотальной слежки за каждым из нас — это последний шаг для объединения наших цифровых профилей и личностей в реальной жизни. Борьба за право быть анонимным на улицах городов развернулась сейчас во всех крупных городах мира, включая и Москву. Юристы, IT-специалисты, правозащитники требуют соблюдать права человека на неприкосновенность частной жизни, если на его распознавание нет выданного судом разрешения.

Системы распознавания лиц являются технологиями двойного назначения и могут использоваться для давления на общество. Массовое распознавание лиц должно быть запрещено до тех пор, пока не будет обеспечена полная прозрачность и безопасность его использования для граждан.

Искусственный интеллект для массового распознавания лиц обеспечит государство тотальным контролем над социальной реальностью, сделав власть всевидящей и, одновременно, невидимой для общества. Камеры сканируют всех в поле зрения — взрослых и детей – выхватывая наши глубоко личные биометрические данные без нашего согласия. Это грубое нарушение нашей конфиденциальности.

.

В рамках кампании был запущен сайт bancam.ru, который рассказывает о сути выдвигаемых нами требований, а также станет площадкой, на которой мы будем отчитываться о проделанной нами работе и делиться с вами новостями в этой области.

.

В чем проблема с распознаванием лиц?

Мы не давали согласия. По закону граждане должны давать согласие на обработку персональных данных, но в случае распознавания лиц — мы такого согласия не давали.

Злоупотребления. Те, кто имеют доступ к системе часто злоупотребляют ей: продают доступ за деньги или следят за своими родственниками и знакомыми.

Утечки данных. В России постоянно утекают наши данные. Очевидно, что и данные, полученные с помощью распознавания лиц, окажутся доступны людям с самыми разными намерениями и целями.

Массовая слежка. Мы не настолько доверяем государству и чиновникам, чтобы позволить им осуществлять тотальный контроль над нами.

Трансформация поведения. Постоянное нахождение под наблюдением меняет поведение граждан, как следствие это влияет на возможность мирного протеста.

Ошибки распознавания. В зависимости от национальности, возраста и пола процент ошибочного распознавания достигает 35%. Вы можете быть задержаны из-за ошибки системы.

.

Наши требования

Введение моратория — это позволит изучить практику применения технологий в других странах и выработать безопасные политики

Общественный контроль. Создание механизмов общественного контроля за доступом к нашим данным

Ответственность за утечки. Ужесточение наказания за злоупотребление доступа к данным и утечки.

.

Мы призываем вас присоединиться к нашей кампании — ваша поддержка даст нам ресурсы, чтоб бороться против массовой слежки. Вы можете подписаться на наши новости, а также рассказать о кампании в социальных сетях. 

Вы также можете подписать петицию с требованием введения моратория на использование «технологии распознавания лиц» правоохранительными органами и органами надзора в отношении лиц, не причастных к совершению каких либо правонарушений и не дававших согласие на использование их биометрических данных.

.

.

.

Источник: https://roskomsvoboda.org/50441/

Закон о рынке земли уже в Раде. Что в нем?

Моратория это

Анастасия Зануда ВВС News Украина

Копірайт зображення UNIAN Image caption Уже через год земля в Украине может стать настоящим товаром

Правительство подало на рассмотрение парламента законопроект, который должен запустить продажу земли сельскохозяйственного назначения в Украине.

Это чуть ли не первый случай, когда проект закона разместили изначально не на сайте Верховной Рады, а на сайте министерства, занимающегося его разработкой, — развития экономики, торговли и сельского хозяйства. Кроме того, главные тезисы проекта также обнародовал в своем министр экономики Тимофей Милованов.

Проект, который впоследствии был опубликон на сайте парламента, несколько отличается от обнародованного министерством.

Параллельно с этим в парламент свой законопроект подали и депутаты во главе с лидером «Батькивщины» Юлией Тимошенко. Но текст этого проекта пока отсутствует.

Авторы правительственного проекта считают, что документ должен сформировать «законодательное поле для введения рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения», а также обеспечить конституционное право граждан свободно распоряжаться своей собственностью.

В результате, как рассчитывают авторы земельной реформы, аграрная отрасль будет развиваться, инвестиции возрастут, вырастет и стоимость земли, поскольку сделки купли-продажи выйдут из тени.

Ранее ожидалось, что запуск рынка земли состоится после принятия отдельного закона «Об обращении земли». Собственно, такой вариант предлагали и во Всемирном банке, который пытался спрогнозировать последствия введения рынка земли.

Однако новое правительство решило пойти по пути внесения изменений в уже существующие законы, в том числе и в Земельный кодекс. Сам проект закона, который должен кардинально решить земельный вопрос, содержит 4 страницы. Сравнительная таблица к нему — 9 страниц.

Земельный кодекс, закрепивший гарантии права собственности на землю, был принят в 2001 году. Одновременно с этим был введен временный запрет на отчуждение земель сельхозназначения.

Тогда объясняли, что через некоторое время будет подготовлена вся законодательная база для успешного внедрения рынка земли. С тех пор Верховная Рада только регулярно продлевала мораторий на продажу земли. Последнее такое продление состоялось в конце 2018 года и действует до конца этого года.

За время действия моратория, считают в правительстве, в Украине сложился теневой рынок земли, на котором активно используются коррупционные схемы, а отсутствие конкуренции привело к падению арендной платы.

Кроме того, за это время, как заявил президент Зеленский, умерло около 1 млн владельцев участков, которые так и не смогли воспользоваться своим правом распоряжаться землей.

То, что владельцы земли де-факто не могут ею распоряжаться, подтвердил и Европейский суд по правам человека, который в мае 2018 года вынес решение в пользу двух украинских граждан, подавших жалобу на земельный мораторий.

Когда отменят мораторий?

Согласно тексту проекта, запрет на продажу земли сельскохозяйственного назначения отменят 1 октября 2020 года.

Кто сможет купить землю?

  • Граждане Украины;
  • юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Украины
  • территориальные общины;
  • государство.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут получать землю в собственность, если они унаследовали ее. Однако они будут обязаны продать земельный участок в течение года.

Без инопланетян, но с иностранцами?

Этот вопрос, как и в предыдущие годы, вызвал наибольшее количество замечаний, критики и возражений.

На аграрной конференции, где было представлено правительственное видение земельной реформы, президент Зеленский сразу заявил: «Первое и главное: земля принадлежит украинцам». Он также заверил, что «страшилки о китайцах, арабах или инопланетянах, которые вывезут нашу землю вагонами, — это бред».

Однако впоследствии, отвечая на вопросы участников конференции, премьер-министр Алексей Гончарук признал, что конечными бенефициарами украинских юридических лиц могут быть и иностранцы:

«В существующей модели могут быть иностранцы. В той модели, по которой мы сейчас дискутируем, это возможно».

По словам Гончарука, сейчас в Украине насчитывается более тысячи случаев, когда граждане других государств обрабатывают украинскую землю, хоть и не на правах собственности, а на правах аренды, и они заслужили право так или иначе принять участие в открытии рынка:

«Если сейчас ограничить и не предоставить никакого юридического инструмента для защиты подобных людей, это будет выглядеть так, словно Украина выгоняет иностранных инвесторов. Лично для меня это неприемлемая история».

По словам премьера, иностранцы также приносят современные технологии и инвестиции в украинское сельское хозяйство, создают рабочие места.

«Бояться нужно не юридических лиц. Не иностранцев или украинцев. Нужно бояться «черных «денег», — также прокомментировал «фобии», связанные с рынком земли министр экономики Тимофей Милованов.

Есть ли какие-то ограничения?

  • Совокупная площадь участков «в одних руках» (включая связанных лиц или юридических лиц, имеющих общего конечного бенефициарного владельца) не может быть больше 15% в одной области и 0,5% в Украине.
  • Арендатор будет иметь «преимущественное право» на покупку земельного участка.
  • Владельцы фермерских хозяйств на земле, принадлежащей им по праву постоянного пользования или наследования, будут иметь право выкупить землю с рассрочкой в ​​5 лет по цене нормативной денежной оценки такой земли без торгов.
  • Землю не смогут покупать физические или юридические лица, в отношении которых действуют санкции и список которых вводится решением СНБО, согласно закону «О санкциях». Прямого запрета на покупку земли российскими гражданами или компаниями нет.

Без «совка» и «схематоза»?

По словам президента Зеленского, очень важно, чтобы право на владение землей было настоящим, а не «гибридным».

«Очень важно: «полноценное» — это право владеть, пользоваться и распоряжаться своей землей, — заявил Владимир Зеленский. — Иначе у нас начинается Советский Союз, «совок». Когда граждане получали якобы свои квартиры, но не могли их продавать легально. И это — неправильно. Что появилось в результате? Незаконные «серые» схемы и махинации. То же сейчас происходит у нас с землей».

О том, что определенное «обращение» земли в Украине уже существует, заявил и министр экономики.

«Я хочу подчеркнуть — мы не запускаем оборот земли, ведь он уже есть. Мы хотим вывести его из тени, сделать его прозрачным и обеспечить одинаковые правила игры для всех украинцев», — заявил Милованов.

Копірайт зображення UNIAN Image caption Чиновники утверждают, что на рынке земли хотят поддержать фермеров. Однако на удешевление кредитов в проекте бюджета пока что заложено 4,4 млрд грн

Вместе с тем, чиновники отмечали и то, что главная «целевая аудитория» свободного рынка земли — не большие, а средние и малые фермерские хозяйства, которых нужно поддержать финансово при открытии рынка.

«Рынок земли может быть открыт только при условии, что у украинского гражданина, украинского бизнеса и фермера есть доступ к финансовым ресурсам, который позволят ему принять активное участие в этом рынке, с одной стороны, а с другой — если такой гражданин и фермер будут защищены , если не будет рейдерства, коррупции и прочего «схематоза», — заявил премьер-министр Алексей Гончарук.

На сегодня в бюджете заложено 4,4 млрд грн на удешевление кредитов для фермеров.

«Это будет сделано в двух формах. Форма номер один — прямое дотирование ставки. Форма номер два — создание фонда, в который будут вносить средства, в том числе и наши международные партнеры, чтобы гарантировать часть кредита, чтобы банки выдавали кредиты с большей готовностью», — заявила министр финансов Оксана Маркарова.

По данным, приведенным в пояснительной записке к законопроекту, в настоящее время тремя четвертями сельскохозяйственных угодий владеют частные лица — это более 30 млн га.

В Украине в общей сложности 42 млн га земли сельскохозяйственного назначения.

Что говорят люди?

Копірайт зображення UNIAN Image caption Украинцы традиционно негативно относятся к рынку земли

Согласно результатам опроса, проведенного Фондом «Демократические инициативы» и социологической службой Центра Разумкова в сентябре 2019 года, 49% украинцев не поддерживают закон о рынке земли. Поддерживают — лишь 31%.

Но, как отметила директор Фонда Ирина Бекешкина в интервью ЛигаБизнесИнформ, если спросить респондентов «должен ли человек, владелец земли, иметь право ее продать?», то та же половина отвечает, что владелец имеет такое право.

По словам Ирины Бекешкиной, опрос также свидетельствуют, что почти половина владельцев земли сдают ее в аренду, а не обрабатывают. «Обрабатывают только 48% владельцев. Причем 38% ведут на ней фактически натуральное хозяйство, для себя выращивают продукты, а не на продажу», — заявила ученый.

Другой опрос, также проведенный в сентябре Киевским международным институтом социологии, показал, что 52% опрошенных не поддерживают отмену моратория на продажу земли, а 64% опрошенных считают, что этот вопрос должен решаться на референдуме.

Положительно относятся к отмене моратория на продажу земли 35% опрошенных.

Следите за нашими новостями в и Telegram

Источник: https://www.bbc.com/ukrainian/features-russian-49869157

К отмене земельного моратория готовы. интервью с гендиректором госпредприятия «системы электронных торгов арестованным имуществом»

Моратория это

Генеральный директор СЕТАМ Виктор Вишнёв. прессслужба предприятия

В октябре прошлого года в Украине начался эксперимент по торговле правами аренды государственных земель сельхозназначения через систему электронных аукционов. Она позволяет стать арендатором онлайн. Сейчас уже можно сказать, что эта идея жива и работает.

Хотя не всегда все идет так, как бы этого хотелось Виктору Вишнёву, генеральному директору Госпредприятия «Система электронных торгов арестованным имуществом» (СЕТАМ), которое непосредственно организует электронные земельные аукционы.

Впрочем, в интервью он рассказал, что эта система готова продать миллионы гектаров государственных земель, как только отменят мораторий. Вот как это работает.

– Сколько земельных аукционов провели через вашу систему с октября прошлого года и что продавали?

– Уже прошло более двух тысяч успешных аукционов по продаже прав аренды государственных земель сельхозназначения.

– А какова их цель?

– Это наш пилотный проект с Госгеокадастром, с Кабмином. В первую очередь, мы пытались создать эффективный механизм, который бы позволял продавать права аренды. В Земельном кодексе вообще нет понятия электронных торгов.

И пилотный проект должен показать, что они эффективны, абсолютно открытые, честные и удобны для участников. Объявление о торгах размещается на нашем сайте и на сайте Госгеокадастра. Мы начали эту работу с октября 2018, и уже видим очень неплохие результаты.

Но мы ожидаем отмены моратория на продажу сельхозземли.

– Какой финансовый результат за это время?

Существующий Земельный кодекс не всегда соответствует сегодняшним реалиям.

– Мы продали права аренды на 140 миллионов гривен – столько будет поступать от арендаторов в госбюджет ежегодно. Вообще на торги выставили 90 тысяч гектаров, из них реализовано всего 36 тысяч. Ведь много аукционов или срывались, или не происходили вообще.

Существующий Земельный кодекс не всегда соответствует сегодняшним реалиям. Например, победитель аукциона может отказаться платить деньги и подписывать договор, и тогда аукцион срывается. Так, учасник теряет гарантийные взносы, но они, согласно законодательству, небольшие.

Это регистрационный взнос (около 960 гривен) и гарантийный взнос (несколько процентов от начальной цены).

– А что и сколько можно купить на вашем электронном аукционе?

– Это земля различного сельскохозяйственного назначения почти во всех регионах Украины.

Большим спросом пользуются крупные лоты. Можно купить и несколько сот гектаров одним массивом, а можно и 1-2 гектара. Каждому лоту во время реализации соответствует один кадастровый номер земельного участка.

Максимально у нас выставляли около 400 га одним массивом под одним кадастровым номером. У нас в стране сложно найти такой большой массив, чтобы несколько тысяч гектаров были под одним кадастровым номером.

– Как меняется цена во время аукциона?

– Начальную цену устанавливает Госгеокадастр. Она составляет около 8,3% от нормативно-денежной оценки земли. Раньше, когда землю продавали на обычных аукционах с молотка, цена росла на 12% от нормативно-денежной оценки. Сейчас она поднимается более чем на 18%. И некоторые лоты дорожают в несколько раз. У нас даже были случаи, когда стоимость аренды превышала нормативно-денежную оценку.

– А если говорить в абсолютных цифрах, то можно сказать, сколько стоит гектар?

– Общая сумма, которую мы выставили за аренду этих 36,5 тыс. га, которые удалось продать, составляла 52 миллиона гривен. А продали мы их за 140,5 млн грн.

– Насколько это отражает рыночную стоимость аренды земли в Украине и диапазон арендных ставок за гектар?

– Самое дорогое, что мы продали, — это 150 гектаров земли в Кировоградской области. Ежегодная аренда участка составляет 1,9 млн грн. Это будет 12,7 тыс. грн за гектар, то есть около $500 в год. Более точно сказать трудно, поскольку все зависит от характеристик лота.

– Кто может принимать участие в таких аукционах?

– На сегодняшний день это не регламентировано законодательством, то есть любой. И когда отменят мораторий, ситуация тоже изменится.

– На какой срок обычно продаются права аренды?

– Стандартно Госгеокадастр выставляет на 7 лет. Хотя нормативных документов по подобной регламентации нет, то есть они могут выставить на любой срок, и даже можно реализовывать не только права аренды, а можно продавать любое право.

– Сколько вообще планируется продать таким образом? Какой пул земли имеет государство для такой продажи?

Если отменят мораторий и примут решение о продаже земельных участков государственной собственности, то продаваться она тоже должна на конкурентных условиях через электронные аукционы.

– Сегодня в государственной собственности около 10 миллионов гектаров. Но не вся эта земля может быть передана в аренду.

Если отменят мораторий и примут решение о продаже земельных участков государственной собственности, то продаваться она тоже должна на конкурентных условиях через электронные аукционы. Ведь в условиях несформированного рынка земли мы фактически не имеем понимания, кто и сколько готов дать за тот или иной кусок земли.

А для электронных аукционов начальная цена не так уж и важна.

– На ваш взгляд, система готова к открытию рынка земли?

– Технически она абсолютно готова. Мы ждем исключительно законодательного урегулирования этой сферы.

– То есть вы могли бы переварить несколько миллионов гектаров.

– Вообще нет вопросов. У нас нет проблемы масштабирования. Если надо будет проводить по несколько тысяч аукционов ежедневно, то мы это можем сделать. Вопрос в экономической целесообразности.

Вы же понимаете, что если открыть рынок и выбросить весь объем на торги, то будет падать цена. Все надо делать умеренно, в течение длительного времени. А еще надо определиться с тем, какую землю надо продавать, а какую лучше сдавать в аренду.

И после этого решать, как именно и кто будет это делать.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

рынок земли Виктор Вишнёв CЭТАМ

Источник: https://thepage.com.ua/interview/k-otmene-zemelnogo-moratoriya-gotovy-intervyu-gendirektora-sistemy-elektronnyh-torgov-arestovannym-imushestvom

Мораторий — это механизм поддержки и защиты бизнеса

Моратория это

Премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев провёл совещание с руководителями проверяющих органов, на котором подписал постановление правительства «О введении временного запрета (моратория) на проведение проверок субъектов предпринимательства».

Глава кабмина отметил, что в программе правительства «Единство. Доверие. Созидание» в качестве одной из мер поддержки предпринимательства предусматривается введение временного запрета на проведение проверок. Мораторий вступает в силу с 1 января 2019 года и продлится до 1 января 2021-го.

Министр экономики Олег Панкратов сообщил, что с внедрением информационных технологий механизмы взаимодействия между государством и бизнесом меняются как юридически, так и технически.

«Поэтому форма контроля и проверок, которая традиционно применялась у нас, на практике давно уже не актуальна.

Мы перешли к техническому регулированию, что подразумевает саморегулирующуюся систему, которая обеспечивает безопасность обращаемых продуктов, товаров, в том числе безопасность процесса производства, транспортировки, хранения и утилизации.

В рамках технического регулирования через оценку соответствия и аккредитацию вполне возможно обеспечить безопасность оборота товаров на рынке без каких-либо проверок, — сообщил Олег Панкратов.

— Госоргану придётся периодически проводить контрольную закупку, что не является проверкой, сравнивать характеристику обращаемого на рынке товара с заявленными документами соответствия. Если они не совпадают, то передавать информацию органам по аккредитации, чтобы лабораторию, выдавшую данный сертификат, лишили аккредитации».

Именно этот механизм без вмешательства в деятельность бизнеса, как показала мировая практика, вполне достаточен, чтобы обеспечить безопасную продукцию на рынке.

«Предлагаемый мораторий направлен на то, чтобы стимулировать госорганы переходить на более современные способы взаимодействия с бизнесом. В первую очередь это касается налоговой службы.

Сегодня мы активно работаем над системой информатизации администрирования уплаты налогов, когда налоговая служба в онлайн-режиме сможет видеть все сделки, передвижение товаров, правильность отчисления уплаты налогов.

Уверен, что с внедрением этого механизма полностью отпадёт потребность в проверках с физическим присутствием инспектора на предприятии и уровень коррупции удастся свести на нет», — считает Олег Панкратов.

Мухаммедкалый Абылгазиев добавил, что вводимый мораторий на проверки субъектов предпринимательства ни в коем случае не представляет угрозу безопасности жизни и здоровью граждан.

«Хотел бы особо отметить, что в целях профилактики и предупреждения нарушений во время действия моратория уполномоченные органы начнут предоставлять консультативную помощь по вопросам соблюдения требований законодательства», — сказал премьер-министр, подчеркнув, что вводимый запрет на проверки бизнеса не должен стать формальностью, его надо рассматривать как действенный механизм поддержки предпринимательства.

«Это не популистская экономическая политика, а конкретный механизм поддержки и защиты бизнеса.

Мораторий облегчает условия для ведения бизнеса в Кыргызстане, но в то же время предполагает большую ответственность предпринимателей в части соблюдения законодательства», — подчеркнул Мухаммедкалый Абылгазиев, поручив Министерству экономики провести среди бизнес-сообщества широкую информационно-разъяснительную кампанию о целях и задачах моратория.

«Возлагаю персональную ответственность за выполнение подписываемого постановления на руководителей уполномоченных органов, прошу взять данный вопрос на личный контроль и не допускать необоснованных проверок субъектов предпринимательства», — сказал Мухаммедкалый Абылгазиев.

Мораторий распространяется на проверки субъектов предпринимательства, проводимые десятью уполномоченными органами, это: Социальный фонд, Госагентство антимонопольного регулирования, Госагентство по регулированию топливно-энергетического комплекса, Госслужба регулирования и надзора за финансовым рынком, Госинспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности, Госинспекция по экологической и технической безопасности, Департамент драгоценных металлов при Министерстве финансов; Департамент лекарственного обеспечения и медицинской техники при Минздраве, Департамент профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава, Управление по регулированию, контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации.

Источник: http://slovo.kg/?p=101276

Рынок земли. Быть или не быть?

Моратория это

Владимир Нагорный

29 августа 2019, 09:00

Бурные дискуссии, развернувшиеся в последнее время в Украине вокруг открытия рынка свободного обращения сельскохозяйственных земель, состав новой политической элиты, сформировавшейся после досрочных парламентских выборов, а также публичные высказывания приближенных к власти политиков дают основания считать достаточно реалистичным сценарий снятия моратория на продажу сельскохозяйственных угодий. На сегодня главной интригой является уже вопрос не о том, быть рынку или нет, а когда это произойдет и на каких условиях.

Рынку быть

По прогнозам аналитиков, вероятная дата открытия рынка —1 января 2020 года. Не исключена и возможность того, что Верховная Рада Украины введет поэтапную модель перехода к свободному обращению сельхозугодий. Сегодня обсуждают дату введения первого этапа с 1 июля следующего года. Суть от этого не меняется: снятие моратория на землю — только вопрос времени.

Владельцев паев (возможных продавцов) и предприятия аграрного сектора (потенциальных покупателей и инвесторов) очень интересуют условия, которые должны быть прописаны законодателями в соответствующем Законе «О рынке сельскохозяйственных земель в Украине» и нормативно-правовых актах, регулирующих рынок.

От этого будут зависеть главные составляющие последствий реформы — уровень цен и спрос. Во-первых, аграриев интересует, насколько либеральным будет рынок. К слову, это первый принципиальный вопрос, который следует решить еще на стадии подготовки проекта закона.

Речь идет о том, кто именно будет наделен правом покупать землю (только резиденты Украины или также и зарубежные инвесторы), каким образом будут защищены продавцы, какие ограничения устанавливать законом относительно максимальных размеров покупаемых/продаваемых участков на одно лицо и другие важные составляющие.

Ведь именно они должны четко определить условия процесса введения рынка земли. Чем на самом деле будут руководствоваться народные депутаты новоизбранного парламента, эмоциями или рациональными факторами, мы увидим уже в ближайшее время.

Читать по теме: Кейс МХП. Земельный банк: не всегда количество — это качество

Прогнозные цены

Определенная часть владельцев сельскохозяйственных земель готова продать землю. Примерно 10-15% пайщиков (в зависимости от региона) ждут только момента введения рынка. Поэтому вполне логично, что продавцов и покупателей прежде всего интересует цена.

На мой взгляд, за основу расчетов рыночной стоимости земли на первом этапе введения рынка можно взять аналитический прогноз компании IMF Group of Ukraine, который был подготовлен еще в 2016 году.

По данным этого агентства, при условии открытия земельного рынка в 2017 году прогнозируемая стоимость 1 га пашни в 2019-2020 годах должна была составлять $2220-2398. Считаю, что прогноз аналитиков сбудется в следующем году, но поправкой минус $400-500 за гектар. Почему минус? Сейчас объясню.

Предложение превысит спрос

Как я уже говорил, сейчас продать землю готовы почти 15% владельцев паев. Таким образом, сразу после открытия рынка на продажу будет выставлено более 4 млн га (15% площадей от паев в 27 млн га).

Огромное количество предложений по условия неготовности большинства потенциальных покупателей инвестировать в приобретение земли на первом этапе становления рынка создаст избыток, превышающий спрос.

Итак, цены в этот период будут падать.

В последующие годы, когда стихнет ажиотаж среди продавцов, а инвесторы убедятся в стабильности законодательных правил игры, рынок начнет постепенно выравниваться: количество предложений уменьшаться аналогично рынку жилой недвижимости — на 1-1,5% ежегодно (270-400 тыс. га). Соответственно, будет расти цена угодий.

Еще один весьма важный фактор, который будет влиять на формирование цен — уровень либеральности рынка. Он будет определять, кому законодательство позволит покупать землю. Если это будут исключительно резиденты Украины, ориентировочная стоимость составит $2,5-3 тыс. за гектар.

Это и есть экономически обоснованная стоимость, которая позволит аграриям окупить инвестиции в течение 5-6 лет, зарабатывая на одном гектаре $300-500 ежегодно.

Если же покупать землю позволят иностранным инвесторам, то цены будут ежегодно расти не меньше, чем на 20-30% пропорционально количеству субъектов, формирующих спрос.

Следует отметить: земельные участки будут инвестиционно привлекательными не только для операторов аграрной отрасли, но и для застройщиков. На первом этапе реформы усредненная стоимость земли составит $1,5 тыс.

за гектар, а годовая арендная плата будет колебаться в пределах $150 за гектар. Таким образом, 10-летний срок окупаемости инвестиций — достаточно весомый аргумент.

Даже без опыта аналитики в данной сфере можно утверждать, что окупаемость инвестиций в жилую или коммерческую недвижимость в Киеве составляет не менее 12-15 лет, а в регионах даже больше.

Какие земли станут золотыми?

Однозначно застройщиков будут интересовать земельные участки, расположенные в пригородных зонах крупных и средних городов. Поэтому и цены на «элитные» участки будут существенно отличаться от цен всех сельхозугодий, выставленных на продажу.

После приобретения целевое назначение таких участков будут менять, чтобы использовать их для строительства жилой и коммерческой недвижимости.

Итак, их стоимость будет определяться по ценам, аналогичным стоимости земель общественной и жилой застройки соответствующего региона.

Прогнозировать цены на участки под застройку очень сложно. Однако можно предположить, что, например, в радиусе 10-15 км вокруг Киева 1 га пригодных для строительства земель может стоить $50-100 тыс.

Будут и кардинально противоположные случаи. Например, залесенные земли будут покупать с существенным дисконтом от традиционной рыночной стоимости сельхозучастков, чтобы компенсировать затраты на рекультивацию. Соответственно, максимальная стоимость таких земель составит $800-1000 за гектар.

Итак, подводя итог вышесказанному, хочу еще раз заметить: все, что будет влиять на становление открытого рынка земли и формирования цен, зависит от законодателей.

Если земельная реформа приобретет чисто популистское или политическое содержание, переход к рыночной модели будет тяжелым, длительным и мучительным для Украины.

Если же модель новых земельных отношений в Украине прорастет из рационального зерна, рынок самостоятельно урегулирует все перекосы начального этапа и будет способствовать эффективному хозяйственному использованию бесценного ресурса нашей страны.

Владимир Нагорный, руководитель отдела земельной политики и имущественных отношений агроиндустриального холдинга  «Мироновский Хлебопродукт (МХП)»

Владимир Нагорный

Источник: https://latifundist.com/blog/read/2475-skolko-budet-stoit-zemlya-posle-snyatiya-moratoriya

Рынок земли: риски и возможности

Моратория это

Новость об отмене моратория и появлении рынка земли в Украине мало кого оставила равнодушным. Появилось много мнений о том каким он должен быть, его сообразности.

Правда в том, что Украина — это, без преувеличения, одна из главных и самых больших аграрных стран Европы. При этом ее земельной реформе 25 лет. Это даже не европейский, а общемировой рекорд.

Сразу за нами Мексика — 23 года.

С другой стороны, даже самые прогрессивно настроенные эксперты признают, что отправить рынок в свободное плаванье тоже нельзя. Какие риски подстерегают украинскую земельную реформу и каких ошибок стоит избежать?

Перемены (не) нужны

Землю моментально купят иностранные агрохолдинги

Через теневые механизмы аренды земли эти пессимистические прогнозы отчасти уже реализуются и многие иностранные юридические лица уже используют земельные участки в своих целях.

С другой стороны, все страхи на тему того, что кто-то придет и заберет наши земли, создали широкое поле для манипуляций.

Регулированная закупка и использование земли иностранными юридическим лицами — это допустимая мировая практика.

Находясь на территории Украины, любое предприятие платит налоги и делает свой вклад в развитие местной экономики. То, что оно может делать это в ущерб земельному банку, экологии и государственных интересов по обустройству аграрной инфраструктуры — действительно так.

Это уже свободно происходит со стороны отечественных арендаторов.

Ситуацию поможет исправить правильное и продуманное регулирование со стороны государства, которое будет с одной стороны давать преференции по ведению аграрного бизнеса для граждан страны, а с другой — четко регламентировать ограничения на использование земли.

Например, в Польше отечественные фермеры с владением до 300 га наделены конституционным статусом и являются доминирующим субъектом аграрного права.

В США в определенных штатах действуют ограничения на максимальные размеры владений для иностранцев.

В Германии и Франции действуют государственные органы-посредники, которые регулируют целевое использование земли и преферентное право местных фермеров на владение землями.

Землю будут покупать гораздо ниже ее реальной стоимости и ценности

Они вполне обоснованы потому, что наш рынок очень давно пребывал в отрыве от общемирового контекста. Это создает возможности для спекуляций и дешевой покупки земли у несознательных граждан.

Поэтому требуется тщательный подход к прозрачному ценообразованию в рамках страны, которое будет основываться на сравнении иностранных рынков земли, а также качества земельного банка за границей и в Украине.

К счастью, современные технологии мониторинга посевов уже сейчас вносят свою ощутимую лепту в создание прозрачной картины сельского хозяйства страны. Так, в результате совместной программы EOS Crop Monitoring и Института космических исследований НАНУ-ГКАУ в рамках программы Всемирного банка был проведен спутниковый анализ всего земельного банка Украины.

В частности, в Луганской и Закарпатской областях они выявили 2 и 0,7 тыс. га озимого рапса, ранее не зафиксированного Государственной службой статистики. В ряде других областей различие между официальными данными по рапсу и действительными иногда достигает 20%.

Землей завладеют те, кому будет интересна лишь краткосрочная выгода

А не успешный аграрный бизнес на множество десятилетий. С одной стороны, существует такая вероятность.

Но с другой — не стоит считать, что заинтересованные в украинской земле предприниматели не понимают её ценности и потенциала. Скорее стоит ожидать вложений, стремительного развития и роста.

Исключить этот сценарий можно повысив минимальные сроки аренды и владения на законодательном уровне.

Если у нас получится

Открытый рынок земли приведет к росту цен на участки

С 2016 по 2019 средняя цена на землю упала на 25%. Так, ориентировочно, самые дорогие участки и плодородные участки это Черкасская — $1 670 за га, Полтавская — $1 600, и Киевская — $1 240. Такая оценка рассчитана исходя из цен на аренду. На них негативно влияет отсутствие здоровой конкуренции, то есть при открытом и рационально устроенном рынке, ситуация значительно улучшится.

В страну придут новые инвестиции

Когда земли станут открытым белым активом, это приведет к понижению банками процентных ставок. По словам экс-министра экономического развития Айвараса Абрамавичуса: «банки получат высококачественный залог для долгосрочного финансирования всех секторов экономики».

Значительное ускорения роста ВВП

В размере 0,6%-1,6%, то есть от $0,7 до $1,5 млрд. На фоне общих текущих показателей в 2−3%, это очень существенно повлияет на экономику.

Параллельно с этим ожидается толчок в технологическом развитии, так как на фоне выхода рынка из тени, на нем появятся новые игроки и между ними усилится конкуренция.

В сухом остатке

Мораторию на продажу земли 15 лет, и он продлевался уже 7 раз. В общем это устаревшая практика, которая все еще практикуется в таких мировых странах, как Северная Корея, Куба, Венесуэла и Демократическая Республика Конго.

Страна, для которой аграрная промышленность является одним из ключевых локомотивов экономики, должна вывести свой рынок земли на современный уровень.

Согласно обещаниям нового правительства, законопроект должен быть готов уже к концу года, а рынок земли запуститься в 2020 году.

Уже сейчас Общественная коалиция за отмену земельного моратория провела третью конференцию на тему того каким он должен быть, чтобы учесть все возможные риски.

Источник: https://biz.nv.ua/experts/rynok-zemli-riski-i-vozmozhnosti-otmena-moratoriya-novosti-ukrainy-50041717.html

Личный юрист
Добавить комментарий