Налог на прибыль в конкурсном производстве

Особенности налогообложения несостоятельного предприятия

Налог на прибыль в конкурсном производстве

Порядок уплаты налогов и порядок принудительного взыскания налогов на предприятии в ходе процедур банкротства устанавливаются с учетом положений Закона о банкротстве. Правила Налогового кодекса РФ корректируются правилами специального неналогового Закона, регулирующего отношения при банкротстве предприятия.

НК РФ не содержит отдельной статьи, устанавливающей правила уплаты налогов предприятием, находящимся в стадии банкротства, вероятно, потому, что банкротство — это частный случай ликвидации организации: согласно ст.

65 ГК РФ «признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию». Поэтому нужно руководствоваться общими правилами ст.

49 НК РФ при условии, что организация признана банкротом и возникает необходимость ликвидации организации.

Согласно п. 1 ст. 63 Федерального закона от 26 октября 2002 г.

№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного указанным Законом порядка предъявления требований к должнику. По смыслу гл. 8 НК РФ к таким требованиям относятся требования, непосредственно вытекающие из закрепленной в ст. 57 Конституции РФ обязанности налогоплательщика своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы: о взыскании задолженности по налогам и сборам и пеней за их несвоевременную уплату (при условии, что они не являются текущими применительно к ст. 5 Закона о банкротстве). После введения процедуры наблюдения налоговые органы лишаются права вне процедуры банкротства налагать аресты на имущество налогоплательщика, а также принимать иные ограничительные меры, например приостанавливать операции по счетам, принимать решение о принудительном взыскании налогов. Это касается платежей, не признаваемых текущими (под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные

платежи, срок исполнения которых наступил после введения соот-ветствующей процедуры банкротства) (ст. 5), последние взыскиваются в общем порядке.

В процессе процедуры внешнего управления организацией также предусмотрены некоторые особенности по уплате обязательных платежей. Последствия введения внешнего управления установлены в ст.

94 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», где сказано, что вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением текущих платежей (п. 1 ст. 95 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Обязательные платежи, срок уплаты которых наступил после введения процедуры внешнего управления, взыскиваются в общем порядке. Правовое значение имеет дата наступления обязанности по уплате соответствующих сумм налога.

Это подтверждает и арбитражная практика. Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 17 ноября 2004 г. по делу № Ф09-4909/04-АК при проверке в кассационном порядке решения Арбитражного суда Республики Башкортостан отменил решение и передал дело на новое рассмотрение в связи с тем, что не ясно время возникновения налоговых обязательств — до или после введения внешнего управления.

После введения внешнего управления налоговые органы не вправе каким-либо образом налагать ограничения (в том числе аресты) на имущество должника, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, в силу п. 1 ст. 94 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства налоговые органы утрачивают право взыскивать в общем порядке и текущие платежи. Пункт 4 ст. 142 Зако-

на «О несостоятельности (банкротстве)» четко устанавливает, что требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Судебная практика в основном положительная, суды руководствуются п. 4 ст. 142 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 4 мая 2005 г.

по делу № Ф04-2648/2005(10969-А61-37) при проверке в кассационном порядке решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа указал: «Кассационная инстанция поддерживает ссылку суда на пункт 4 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в силу которого требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, внесенных в реестр требований».

Обратиться с требованиями о взыскании налоговых санкций с банкрота также возможно только в рамках дела о банкротстве.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве).

Суд, возможно, подтвердит наличие задолженности, но погашаться она будет в порядке очередности. Подтвержденная решением суда сумма налоговой санкции подлежит включению в реестр требований кредиторов соответствующей очереди.

Исключением являются единый социальный налог и страховые взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что особо оговорено п. 5 ст.

134 Закона о банкротстве: при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (в том числе подоходный налог, страховые взносы и др.).

Отдельно следует рассмотреть налоги, связанные с реализацией конкурсной массы, и имущественные налоги, которые относятся к требованиям, погашаемым после всех долгов по реестру в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве.

В их число входят налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог, плата за загрязнение окружающей среды, а в случае применения организацией-банкротом специальных налоговых режимов — единый налог по УСНО или единый налог на вмененный доход.

Они уплачиваются в бюджет только после удовлетворения требований кредиторов первой — третьей очередей, заявленных в установленный срок.

Существует точка зрения об отсутствии экономических оснований для исчисления налогов, связанных с реализацией конкурсной массы при банкротстве [28].

Так, М. В. Чернова, аргументируя свою позицию, отмечает следующее. Пункт 3 ст. 3 НК РФ устанавливает, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание.

Налог на добавленную стоимость — это косвенный налог, по экономической сущности представляющий собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Она может быть определена как разница между стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) и затратами, относимыми к ее производству.

Добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товаров, услуг, приращенную непосредственно на данном предприятии. Создание добавленной стоимости возможно лишь в процессе производства, рассматриваемого в широком смысле как процесс создания разных видов экономического продукта.

Экономический продукт представляет собой результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной и информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и услуг.

Организация-банкрот ни одного из перечисленных видов экономического продукта не создает, поскольку ее хозяйственная деятельность прекращена, в связи с чем приращение добавленной стоимости в ходе ликвидационных процессов не происходит.

Принцип взимания налога на добавленную стоимость как разницы между НДС, исчисленным с цены реализации, и НДС, уплаченным в составе произведенных затрат на создание продукта (услуги), позволяет изъять в пользу государства часть именно добавленной стоимости, т.е. «реального вклада конкретного предприятия в создание продукта или услуги».

Таким образом, в ходе конкурсного производства при продаже имущества, составляющего конкурсную массу, создания добавленной стоимости организацией-банкротом не происходит. Значит, нет экономических оснований для исчисления налога на добавленную стоимость.

Исследователи рассматривают и другие проблемы, в частности М. В. Чернова акцентирует внимание на следующем. При реализации имущества должник выставляет покупателю счета-фактуры, в которых НДС выделен отдельной строкой.

Если покупатель осуществляет деятельность, облагаемую НДС, то он имеет право предъявить указанные суммы НДС к вычету. Организация-продавец, являясь банкротом, налог в бюджет не уплатит в связи с установленной очередностью по причине недостаточности денежных средств в конкурсной массе.

Следовательно, бюджет вынужден возместить суммы НДС покупателю имущества должника, хотя они не уплачены в бюджет продавцом.

Таким образом, в исчислении НДС при реализации конкурсной массы существуют следующее проблемы:

  • • отсутствие экономических оснований для исчисления НДС, поскольку не создается добавленная стоимость;
  • • потеря бюджетных средств в связи с предъявлением к вычету НДС, не уплаченного продавцом.

С аналогичных позиций исследователь рассматривает наличие экономических оснований для исчисления налога на прибыль.

Прибыль или убыток — это прежде всего финансовый результат деятельности организации, представляющий собой прирост (или уменьшение) стоимости собственного капитала, образовавшийся в процессе хозяйственной деятельности за определенный период.

В ходе конкурсного производства, как правило, происходит еще большее увеличение убытков организации-банкрота, которые уменьшают собственный капитал фирмы.

Наличие прибыли связано прежде всего с ведением предпринимательской деятельности, которая прекращается с открытием конкурсного производства. Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,

выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Целью конкурсного производства является не получение прибыли, а соразмерное удовлетворение требований кредиторов, т.е. погашение различных долгов.

В качестве прибыли предприятия-банкрота можно было бы рассматривать средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов по реестру. В соответствии с приказом Минфина России от 28 июля 1995 г. № 81 денежные средства, оставшиеся в собственности организации после удовлетворения требований кредиторов, зачисляются в уставный капитал.

Можно сказать, что указанные средства представляют прирост собственного капитала. Они распределяются между учредителями, акционерами (участниками) юридического лица. Наличие такой прибыли при банкротстве теоретически возможно.

Это связано с тем, что признаки банкротства в настоящее время определяются по критерию неплатежеспособности, а наличие и стоимость активов по балансу не учитываются.

В исчислении налога на прибыль при банкротстве М. В. Чернова выделяет следующие проблемы:

  • • сложность в соотнесении доходов и затрат (в уменьшение каких доходов можно относить внеочередные расходы по ведению конкурсного производства, возможно ли сальдирование финансовых результатов от продажи различных видов имущества, объектов основных средств);
  • • значительное количество операций по продаже основных средств, убытки по которым в целях налогообложения распределяются между несколькими отчетными периодами, чем не сможет воспользоваться организация-банкрот из-за ограниченности сроков конкурсного производства;
  • • отсутствие бухгалтерской документации, содержащей данные об учетной стоимости продаваемого имущества, ввиду несоблюдения порядка передачи дел руководством должника в ведение арбитражного управляющего.

К тому же работа арбитражного управляющего по исчислению налога на прибыль и НДС бесполезна, поскольку погашение всех долгов по реестру в конкурсном производстве нереально. Следовательно, исчисленные налоги не будут уплачены в связи с недостаточностью конкурсной массы.

Пока не погашены долги, образовавшиеся до банкротства, исчисление и уплата налогов, связанных с продажей имущества, приводят лишь к наращиванию неплатежей и удалению от цели конкурсного производства, состоящей в соразмерном удовлетворении требований кредиторов.

Вышеприведенные рассуждения во многом логичны, но действующее налоговое законодательство обязывает начислять и уплачивать налог на прибыль и налог на добавленную стоимость с операций по реализации конкурсной массы и предприятия-банкроты обязаны это делать.

Однако в связи с тем, что процедуры банкротства предприятия являются особым этапом жизнедеятельности предприятия, условия которого существенно отличаются от функционирования обычного предприятия, представляется целесообразным включить в статьи НК РФ дополнительные нормы, регулирующие особенности уплаты налогов при прохождении организацией отдельных процедур банкротства.

Источник: https://studref.com/324466/buhgalterskiy_uchet_i_audit/osobennosti_nalogooblozheniya_nesostoyatelnogo_predpriyatiya

Налог на прибыль в конкурсном производстве

Налог на прибыль в конкурсном производстве

В силу части 1 ст. 89 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» реализация на торгах имущества должника производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством РФ право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Поэтому арестованного имущества до момента его реализации на торгах осуществляет организация-должник.

Налог на имущество организаций Пунктом 1

Текущие налоги банка в конкурсном производстве

Кроме того, Президиум Верховного Суда РФ указал, что уполномоченный орган вправе требовать возмещения убытков арбитражным управляющим, не перечислившим в бюджет налог на доходы физических лиц, удержанный при осуществлении от имени должника текущих платежей в пользу граждан, если конкурсной массы (с учетом будущих поступлений) недостаточно для удовлетворения упомянутых требований уполномоченного органа. Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» исковые требования по текущим налоговым обязательствам рассматриваются в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Расчеты с кредиторами по текущим налоговым требованиям производятся конкурсным управляющим.

Таким образом, вопрос о взыскании обязательных платежей с налогоплательщика, который признан несостоятельным (банкротом), должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 26.10.

2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку в данном случае взыскание задолженности в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает принципы очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов, установленные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Виктор Бациев: «Налоги при банкротстве. Спорные подходы в правовом регулировании»

Мы имеем дело уже не с субъектом экономической деятельности, а с конкурсной массой — с имуществом должника, и с «душеприказчиком» этого имущества — конкурсным управляющим, задача которого — предпринять меры, направленные на формирование массы путем выявления имущества должника, оспаривания сделок, привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, и осуществить продажу активов по максимально возможной цене.

Обложение имущества должника в конкурсном производстве поимущественными налогами (налогом на имущество, земельным налогом), учет операций по продаже имущества для исчисления налога на прибыль, а также для определения суммы НДС, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет в случае, если ранее при приобретении соответствующих активов НДС, уплаченный продавцу, был заявлен должником в качестве налогового вычета, означает налогообложение конкурсной массы, ее уменьшение на сумму текущих налоговых обязательств вопреки интересам конкурсных кредиторов.

О налогообложении реализации конкурсной массы при банкротстве

N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Налоговые обязательства, возникшие до принятия арбитражным судом решения о признания организации банкротом, подлежат удовлетворению в претензионном порядке согласно реестру требований кредиторов в третью очередь. Налоговые платежи, обязанность по уплате которых возникает после признания организации банкротом и открытия конкурсного производства, погашаются после всех требований 1 — 3-й очередей по реестру.

Нормы налогового законодательства

yurburo61.ru

4 ст. 161 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2009 г.) признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные при проведении процедуры банкротства осуществлять реализацию имущества должника.

Достаточно часто средств, вырученных от продажи имущества должника (особенно в ситуации, когда значительная часть имущества была предоставлена в залог), не хватает для удовлетворения всех текущих требований. Инфо Таким образом, Закон N 6-ФЗ детализирует порядок и очередность удовлетворения требований по обязательным платежам по сравнению со ст.64 ГК РФ.

Уплата обязательных платежей на стадии конкурсного производства может осуществляться не только в четвертую очередь, но и в пятую очередь (в части штрафов и пеней), а также вне очереди или в последнюю очередь после удовлетворения всех требований кредиторов (в зависимости от срока возникновения задолженности и даты предъявления требования).

Налоговый и бухгалтерский учет при конкурсном производстве.

Пошаговая инструкция для конкурсного управляющего (Илларионов А.)

Кроме того, суд назначает конкурсного управляющего, устанавливает продолжительность процедуры и сроки представления отчета назначенным управляющим.

Конкурсное производство, как правило, длится 6 месяцев, но его срок может увеличиться еще на 6 месяцев. Для этого необходимо подать ходатайство в арбитражный суд.

Цель конкурсного производства — ликвидация предприятия и погашение его задолженности. Реестр — это единая система записей о кредиторах, которая содержит следующие сведения: — фамилия, имя, отчество, паспортные данные — для физического лица; — наименование, место нахождения — для юридического лица; — банковские реквизиты (при их наличии);

Налоги при банкротстве

Мы имеем дело уже не с субъектом экономической деятельности, а с конкурсной массой, с имуществом должника и с приказчиком этого имущества — конкурсным управляющим, задача которого предпринять меры, направленные на формирование массы путем выявления активов должника, оспаривания сделок, привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, осуществить продажу активов по максимально возможной цене.

Источник: http://snizim-nalogi.ru/nalog-na-pribyl-v-konkursnom-proizvodstve-77293/

Виктор Бациев: «Налоги при банкротстве. Спорные подходы в правовом регулировании»

Налог на прибыль в конкурсном производстве

Зададимся непростым вопросом: является ли должник в стадии конкурсного производства плательщиком налогов? Формальным ответом будет да, поскольку особенная часть НК РФ не содержит правил, исключавших бы организации, признанные банкротами, из числа плательщиков налогов.

Да и сам Закон о банкротстве, оперируя такой категорией, как текущие обязательные платежи (платежи, обязанность по уплате которых возникает после возбуждения дела о банкротстве и удовлетворяемые до расчета с реестровыми кредиторами), не исключает из их числа требования об уплате налогов, исчисленных за периоды конкурсного производства.

Правильно ли это?

Отсутствие указанных правил означает, что должник, не способный рассчитаться с кредиторами, продолжает признаваться субъектом экономической деятельности, способным генерировать доход, являющийся источником для уплаты налога. Хотя очевидно, что это не так.

В конкурсном производстве в большинстве случаев должниками предпринимательская деятельность не ведется.

Мы имеем дело уже не с субъектом экономической деятельности, а с конкурсной массой — с имуществом должника, и с «душеприказчиком» этого имущества — конкурсным управляющим, задача которого — предпринять меры, направленные на формирование массы путем выявления имущества должника, оспаривания сделок, привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, и осуществить продажу активов по максимально возможной цене.

Обложение имущества должника в конкурсном производстве поимущественными налогами (налогом на имущество, земельным налогом), учет операций по продаже имущества для исчисления налога на прибыль, а также для определения суммы НДС, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет в случае, если ранее при приобретении соответствующих активов НДС, уплаченный продавцу, был заявлен должником в качестве налогового вычета, означает налогообложение конкурсной массы, ее уменьшение на сумму текущих налоговых обязательств вопреки интересам конкурсных кредиторов.

Налог на прибыль будет возникать, поскольку имущество может быть продано по цене выше остаточной стоимости по балансу и сформируется налогооблагаемый доход.

Конечно, данный доход будет уменьшен на текущий убыток от реализации прав требований к дебиторам, иного имущества, если цена его продажи оказалась ниже остаточной, на убыток, образуемый при списании задолженности, не реальной к взысканию и т.д.

Вместе с тем ситуации могут быть различны, и итоговый финансовый результат может оказаться положительным. Конечно, необходимо сделать еще одну оговорку о том, что текущий доход, образуемый в периоде конкурсного производства, может быть погашен на убытки прошлых лет.

Но такое погашение возможно при документальной подтвержденности финансово-хозяйственных операций за период формирования убытка (что часто в конкурсном производстве трудновыполнимо ввиду ненадлежащего исполнения обязанности по передаче документов бухгалтерского учета арбитражному управляющему), и такое погашение не может привести к уменьшению текущего налога на прибыль более чем на 50%. Как итог, положительный финансовый результат от продажи имущества должника в конкурсном производстве облагается налогом на прибыль. Правильно ли это? Не думаю.

Обложение конкурсной массы означает, на наш взгляд, нарушение таких основных начал налогообложения, закрепленных ст. 3 НК РФ, как экономическая обоснованность налогообложения и фактическая способность налогоплательщика к уплате.

Реализацию названных начал мы видим в положениях ст. 217 НК РФ для граждан-банкротов, для которых доход от продажи имущества не признается налогооблагаемым. Для организаций аналогичного решения Налоговый кодекс не предусматривает.

Ранее (до 01.01.2009) Закон о банкротстве в п. 4 ст. 142 предусматривал правило, согласно которому обязательные платежи, возникающие в конкурсном производстве, подлежали удовлетворению после расчета с реестровыми кредиторами.

Этому положению было объяснение — оно исключало по существу налогообложение конкурсной массы в отсутствие соответствующих правил в НК РФ, устраняя конкуренцию требований текущих и реестровых кредиторов, с одной стороны, и требований по налогам, подлежавших исчислению в конкурсном производстве, с другой стороны. Необходимость налогообложения положительного финансового результата, сформированного за период конкурсного производства, возникала только тогда, когда должнику в результате эффективных мер, реализованных на данном этапе, удалось выйти из банкротства, рассчитавшись с кредиторами, и продолжить деятельность.

Взимание налога на прибыль при таком результате не вызывает сомнений и не нарушает основных начал налогообложения. Но там и тогда, когда налог на прибыль признается текущим требованием, выигрывая у реестровых кредиторов и уменьшая процент удовлетворения их требований, подобный вывод сделать нельзя.

Не меньше вопросов с точки зрения конкуренции требований вызывает и НДС.

С 1 января 2015 г. в соответствии с подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации имущества и имущественных прав должника в конкурсном производстве не признаются объектом обложения НДС. Данное регулирование вовсе не означает, что обязанности уплачивать НДС у банкрота не возникает.

Во-первых, из числа облагаемых НДС не исключены операции по выполнению работ, оказанию услуг, предоставлению имущества в пользование.

Во-вторых, в силу подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые должником к вычету при приобретении имущества, использовавшегося в деятельности, в рамках которой осуществлялись облагаемые НДС операции по реализации товаров (работ, услуг), подлежат восстановлению. Это означает следующее.

Допустим, компания приобрела станок со сроком полезного использования в шесть лет за 1 180 000 руб. Уплаченный продавцу НДС в 180 000 руб. был заявлен в качестве налогового вычета и тем самым на данную сумму был уменьшен налог, исчисленный компанией по операциям реализации.

За период полезного использования вся стоимость станка была бы учтена в составе расходов путем начисления амортизации и, как следствие, перенесена на облагаемый результат деятельности — операции по реализации произведенной продукции.

Но к моменту реализации станка в конкурсном производстве прошло лишь два года. Это означает, что из 180 000 руб. НДС, ранее заявленного в качестве вычета, часть налога в 120 000 руб.

, приходящаяся на остаточную стоимость (рассчитано как отношение оставшегося срока полезного использования в четыре года к первоначальному сроку в шесть лет), должна быть восстановлена и уплачена в бюджет.

Возникает налоговая нагрузка на конкурсную массу по НДС.

При этом данный налог на покупателей имущества должника не переносится, и они, не уплачивая налог в составе цены, не могут заявить его в качестве вычета. Это, конечно, влияет на ликвидность имущества должника. Покупателю, являющемуся плательщиком НДС, выгоднее купить имущество за 1 180 000 руб. с учетом НДС (заявляя 180 000 руб. в качестве налогового вычета), чем за 1 100 000 руб. без НДС.

Особенно несправедливо решение с восстановлением налога тогда, когда цена, по которой имущество продано в конкурсе, меньше, чем его остаточная стоимость.

В этом случае сумма НДС, подлежащая уплате в результате восстановления, будет больше, чем тот налог, который при признании рассматриваемых операций налогооблагаемыми (как это имело место до 1 января 2015 г.) был бы исчислен и выставлен покупателю.

И последнее.

При формальном делении требований на текущие и реестровые восстанавливаемая сумма НДС (как исчисленная за налоговый период после возбуждения дела о банкротстве) будет признаваться текущим платежом, что приводит к уменьшению процента удовлетворения требований реестровых кредиторов.

Такое решение не выглядит справедливым, оно заставляет задуматься над обоснованием позиции о квалификации рассматриваемого требования в зависимости от момента, когда право на вычет восстанавливаемого НДС было реализовано. Будет ли воспринят данный подход — покажет судебная практика.

Приведенные заметки показывают, что пора задуматься над системным регулированием вопросов налогообложения должников в конкурсном производстве. Решения могут быть разные. В основу же данных решений, как представляется, должна быть положена идея защиты прав кредиторов и недопущения уменьшения конкурсной массы путем налогообложения операций по реализации имущества должника.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/366988/

Налогообложение при банкротстве

Налог на прибыль в конкурсном производстве

Тема: Налоговая отчетность Организация проходит процедуру банкротства. Необходимо заполнить декларации по налогу на прибыль и НДС. Есть ли какие либо различия в их заполнении? 

Вопрос. Есть ли различия в заполнении деклараций по налогу на прибыль и НДС при банкротстве?

Ответ. При заполнении самих деклараций никаких пометок о нахождении организации в конкурсном производстве на титульных листах отчетности по НДС и налогу на прибыль нет.

Однако, если особые правила отражения операций при банкротстве по НДС, например.

Так, в письме ФНС России от 5 июля 2017 г.

№ СД-4-3/13059@ со ссылкой на письма Минфина России сказано, что в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).

На основании подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ ранее принятые к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), в дальнейшем используемым для операций по реализации товаров, не признаваемых объектом налогообложения НДС, подлежат восстановлению организацией-банкротом в налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги) начали использоваться для указанных операций.

Таким образом, если в ходе банкротства организация реализует имущество, то такие операции НДС не облагаются (раздел 7 декларации по НДС). Вместе с тем, по указанному имуществу входные суммы НДС подлежат восстановлению (раздел 3).

Специальных строк при реализации имущества банкрота при налоге на прибыль в декларации не предусмотрено.

На время проведения процедуры банкротства полномочия руководителя организации ограничиваются. Часть управленческих функций переходит к арбитражному управляющему, которого назначает суд (ст. 45 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

Кто может являться арбитражным управляющим

Арбитражным управляющим может быть только гражданин России. Работа в качестве арбитражного управляющего является для него частной практикой (предпринимательской деятельностью не является). Об этом сказано в пункте 1 статьи 20 Закона от 26 октября 2002 г.

№ 127-ФЗ, части 9 статьи 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 296-ФЗ.

При этом законодательство не запрещает арбитражному управляющему регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и вести самостоятельную деятельность (письмо Минэкономразвития России от 25 мая 2011 г. № д06-2649).

За исполнение обязанностей во время проведения процедуры банкротства организации арбитражному управляющему полагается вознаграждение, которое включает в себя:
– фиксированную сумму;
– изменяемую сумму (проценты).

Фиксированная сумма

Вознаграждение в части фиксированной суммы начисляется в течение всего периода деятельности арбитражного управляющего в следующих размерах: – административному управляющему – 15 000 руб. в месяц; – временному и конкурсному управляющему – 30 000 руб. в месяц;

– внешнему управляющему – 45 000 руб. в месяц.

В зависимости от объема и сложности работы, выполняемой арбитражным управляющим, арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов (мотивированного ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве) может увеличить фиксированную сумму вознаграждения.

Такие правила установлены пунктами 3 и 5 статьи 20.6 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

Сумма процентов

Как рассчитать сумму процентов по вознаграждению арбитражного управляющего

Сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего зависит от размера балансовой стоимости активов организации или размера удовлетворенных требований кредиторов. Размеры процентов приведены в пунктах 10–13 статьи 20.6 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

Например, сумма процентов по вознаграждению временного управляющего при балансовой стоимости активов организации до 250 000 руб. составляет четыре процента от балансовой стоимости активов. Балансовая стоимость активов организации определяется на последнюю отчетную дату, предшествующую началу процедуры банкротства (п.

 14 ст. 20.6 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

Проценты по вознаграждению выплачиваются арбитражному управляющему в течение 10 календарных дней с даты завершения процедуры банкротства (п. 9 ст. 20.6 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

Источники выплаты вознаграждения

За счет каких источников выплатить вознаграждение арбитражному управляющему

Вознаграждение арбитражному управляющему за исполнение обязанностей во время проведения процедуры банкротства организации выплачивают за счет имущества организации вне очереди, установленной для удовлетворения требований кредиторов (п. 2 ст. 20.6, п. 1 ст. 59 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

Бухучет

Арбитражный управляющий, исполняющий часть управленческих функций во время проведения процедуры банкротства организации, не становится штатным сотрудником организации, поэтому начисленное ему вознаграждение зарплатой не является.

При начислении вознаграждения используйте счет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». Функции арбитражного управляющего связаны с управлением в период процедуры банкротства.

Поэтому в бухгалтерском учете его вознаграждение списывайте как расходы по обычным видам деятельности (п. 5 и 7 ПБУ 10/99). При этом сделайте проводку:

Дебет 26 (44) Кредит 76
– начислено вознаграждение арбитражному управляющему.

Уплата НДФЛ и страховых взносов

Нужно ли платить НДФЛ и страховые взносы с суммы вознаграждения арбитражному управляющему

С доходов от частной практики арбитражный управляющий обязан самостоятельно заплатить:
– НДФЛ (подп. 2 п. 1, п. 2 ст. 227 НК РФ, письма ФНС России от 10 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9304, Минфина России от 8 октября 2010 г. № 03-11-11/261);
– взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ).

Таким образом, при выплате вознаграждения арбитражному управляющему удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы не нужно. Не начисляйте и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Этими взносами облагаются только те суммы, которые выплачиваются сотрудникам, работающим по трудовым договорам (п. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 1998 г. № 125–ФЗ).

Порядок расчета остальных налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

ОСНО

Как учесть вознаграждение арбитражному управляющему при расчете налога на прибыль

При расчете налога на прибыль сумму вознаграждения включайте в состав прочих расходов, связанных с управлением компанией (подп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо МНС России от 7 мая 2004 г. № 04–3–01/265).

Вознаграждение арбитражному управляющему является косвенным расходом. Поэтому, если организация рассчитывает налог на прибыль методом начисления, сумму вознаграждения полностью относите на расходы текущего месяца (подп. 1 п. 1 ст. 318 НК РФ). При кассовом методе учитывайте ее в день выплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Пример выплаты вознаграждения временному арбитражному управляющему. Организация применяет общую систему налогообложения

В марте 2017 года в отношении ООО «Альфа» возбуждена процедура банкротства. Организацией руководит временный арбитражный управляющий. Фиксированный размер вознаграждения арбитражного управляющего составляет 30 000 руб. в месяц. Вознаграждение выплачивается наличными из кассы.

В марте 2017 года бухгалтер «Альфы» сделал в учете такие проводки:

Дебет 26 Кредит 76
– 30 000 руб. – начислено вознаграждение временному арбитражному управляющему;

Дебет 76 Кредит 50
– 30 000 руб. – выплачено вознаграждение временному арбитражному управляющему.

При расчете налога на прибыль за март 2017 года бухгалтер включил в состав прочих расходов 30 000 руб.

Проценты по вознаграждению будут выплачены арбитражному управляющему в течение 10 календарных дней с даты завершения процедуры банкротства.

УСН

Можно ли учесть вознаграждение арбитражному управляющему в расходах при упрощенке

Организации на упрощенке, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, не могут включать вознаграждение арбитражному управляющему в состав затрат, уменьшающих налоговую базу. Расходы на внешнее управление организацией в закрытом перечне расходов не предусмотрены (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Если организация платит единый налог с доходов, то выплата вознаграждения арбитражному управляющему на сумму налога также не влияет. Расходы на выплату вознаграждения нельзя исключать из суммы налога, а страховые взносы на него организация не начисляет (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

ЕНВД

Выплата вознаграждения арбитражному управляющему на сумму налога не влияет. ЕНВД рассчитывается исходя из вмененного дохода. Расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему нельзя исключать из суммы налога, а страховые взносы на него организация не начисляет (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).

Совмещение ОСНО и ЕНВД

Как учесть вознаграждение арбитражному управляющему при совмещении ОСНО и ЕНВД

Если арбитражный управляющий контролирует организацию, которая наряду с общей системой налогообложения платит ЕНВД, его вознаграждение нужно распределять.

Начисленную сумму списывайте на затраты пропорционально доходам, полученным от различных видов деятельности (п. 9 ст. 274, п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Подробнее о том, как распределить расходы, относящиеся к разным налоговым режимам, см.

 Как учесть при расчете налога на прибыль расходы, если организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД.

Пример распределения вознаграждения временного арбитражного управляющего. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма «Гермес»» продает товары оптом и в розницу. С оптовой торговли организация платит общие налоги. Розничная торговля переведена на ЕНВД. Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно. В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

В январе в отношении «Гермеса» возбуждена процедура банкротства. Организацией руководит временный арбитражный управляющий. Фиксированный размер вознаграждения временного арбитражного управляющего составляет 30 000 руб. Вознаграждение выплачивается наличными из кассы.

Бухгалтер организации распределил сумму вознаграждения временного арбитражного управляющего за январь следующим образом.

Сумма доходов, полученных «Гермесом» в январе от различных видов деятельности, составляет: – по оптовой торговле – 2 400 000 руб.;

– по розничной торговле – 850 000 руб.

Других доходов у организации не было.

Доля доходов от оптовой торговли в сумме доходов от всех видов деятельности составила:
– 2 400 000 руб. : (2 400 000 руб. + 850 000 руб.) = 0,738.

Сумма вознаграждения, которая относится к деятельности организации на общей системе налогообложения, составила:
– 30 000 руб. ? 0,738 = 22 140 руб.

Эту сумму бухгалтер учел при расчете налога на прибыль за январь.

Сумма вознаграждения, которая относится к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, равна:
30 000 руб. – 22 140 руб. = 7860 руб.

В январе бухгалтер «Гермеса» сделал следующие записи:

Дебет 44 субсчет «Общехозяйственные расходы по оптовой торговле» Кредит 76
– 22 140 руб. – начислено вознаграждение временному арбитражному управляющему, относящееся к деятельности организации на общей системе налогообложения;

Дебет 44 субсчет «Общехозяйственные расходы по розничной торговле» Кредит 76
– 7860 руб. – начислено вознаграждение временному арбитражному управляющему, относящееся к деятельности, облагаемой ЕНВД.

2. Из письма ФНС России от 5 июля 2017 г. № СД-4-3/13059@

Вопрос: Об НДС при реализации организацией-банкротом товаров, изготовленных в ходе ее текущей производственной деятельности.

Ответ:

В соответствии с письмом Минфина России Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу о порядке применения налога на добавленную стоимость налогоплательщиком-банкротом и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/236289-nalogooblojenie-pri-bankrotstve

Личный юрист
Добавить комментарий