Несостоятельность государства

Несостоятельное государство и несостоятельность государственного управления

Несостоятельность государства

Несостоятельное государство и несостоятельность государственного управления

И.В. Понкин, доктор юридических наук, профессор

Статья посвящена исследованию существенных признаков, видов, природы, причин, проявлений несостоятельного государства и несостоятельного государственного управления. Показано содержание научных дискуссий по данной теме.

В статье предложено авторское определение несостоятельного государства, представлены классификации видов несостоятельного государства.

Автор исследует причины и условия деградации государства и государственного управления к несостоятельному.

Ключевые слова: несостоятельное государство, несостоятельное государственное управление, несостоятельность государственного управления, публичное управление, правительство, суверенитет, дестабилизация государства.

Постановка проблемы.

В современных условиях прогрессирующего слома системы международных отношений, сложившейся после Второй мировой войны, особую актуальность в рамках теории публичного управления получает разработка теории несостоятельного государства, способов обрушения суверенного государства, прежде всего — такого обрушения вследствие внутренних процессов в таком государстве, инициированных зарубежными государствами-акторами.

Несостоятельное государство — это и мера крайне нежелательного в публичном управлении, в государственном строительстве и развитии. Исследование меры должного в организации и реализации эффективного публичного управления, анализ моделей эффективного публичного управления будут более исчерпывающими и более объективными, если осмыслить противоположное состояние публичного

управления — когда таковое вследствие критических недостатков его проектирования, организации и реализации является дисфункциональным или несостоятельным (две формы негативных состояний государства).

По мнению Кьяры Джиорджетти, несостоятельное государство — это уже феномен современного международного сообщества [8, с. 179].

Актуальность данной темы определяется и тем, что несостоятельные государства, развалившиеся государства и некоторые квазигосударства[13; 15]се-годня считаются одним из источников угроз (в том числе — террористических [16, с.

422]) международному порядку.

Согласно Стиворту Патрику, несостоятельные государства на международной арене считаются слабым звеном в коллективной безопасности в мире, в том числе потому, что такие государства нередко обеспечивают условия, при которых международные террористи-

ческие группировки могут свободно осуществлять свою деятельность [17].

Но также и потому, что под прикрытием этой риторики сегодня рушатся суверенные государства, не имеющие отношения к организации или финансированию терроризма.

В качестве наиболее известных примеров несостоятельных государств (во всяком случае, в определенные периоды их истории) приводят Сомали, Либерию, Сьерра-Леоне, Боснию и Герцеговину, Руанду, Судан, Ливан, Конго [24, с. 1]. Добавим сюда также Украину, Йемен, Гаити.

Несостоятельным («обрушенным») государством на излете своего существования стал СССР (чья в это была вина — не предмет настоящей статьи).

Нельзя не отметить, что в современных реалиях Российской Федерации фиксируется множество критических проблем (ошибочная ориентация российской политической элиты исключительно на свободный рынок [1, с.

8-15], фактически утрата должного государственного управления в сфере культуры и в сфере общего образования, редуцированность финансового суверенитета России, дискриминация русского народа и многое другое), определяющих достаточно серьезные риски обрушения российской государственности. Хотя, конечно, такие риски сегодня существенно ниже, нежели в 1990-е годы.

А.Д. Керимов обоснованно пишет о «серьезных промахах, принципиальных ошибках» нынешней российской власти «на наиболее значимых, стратегических направлениях, о заблуждениях, которые в долгосрочной перспекти-

ве неизбежно приведут к трагическим, более того, непоправимым последствиям» [1, с. 5].

Полностью свободный саморегулирующийся рынок, парадигма которого заложена сегодня в основу государственного управления в сфере экономики в России, в действительности, по оценке Г.В.

Мальцева «предоставленный самому себе, лишенный поддержки нерыночных социальных факторов, прежде всего политической опоры на государство, он стагнирует, кренится и падает, «выращивает» в себе кризисы, инфляции и прочие беды» [2, с. 510-511].

Поэтому проблема угроз деградации государства к несостоятельному состоянию с повестки дня в России не снята, тем более, в условиях современной необъявленной гибридной войны против России со стороны США, Великобритании и ряда других государств.

История концепта несостоятельного государства. Сегодня уже невозможно точно и достоверно определить приоритет настоящего авторства понятия «несостоятельное государство» (франц. — État en déliquescence; англ. — Failed state; испанск. — Estado fallido; итальянск.

— Stato fallito; не-мецк. — Gescheiterter Staat), но принято считать, что впервые понятие «несостоятельное государство» (именно в такой формулировке — «Failed state») было использовано в 1992 году американскими авторами Джеральдом Б. Хелманом и Стивеном Р. Ратнером [12, р.

3-20].

Впрочем, очевидно, что теоретические истоки и отдельные содержательные элементы концепта несостоятельного государства датируются существенно более ранними периодами.

После указанных авторов это понятие стало достаточно широко употребляться в научной литературе.

Концепт «несостоятельного государства» как развернутый комплекс идей возник не позднее середины 1990-х годов.

Позже это понятие стало использоваться и в официальных документах. Так, в числе ключевых международных угроз «несостоятельные государства» были обозначены в Стратегии национальной безопасности США 2006 года (пункт «С» раздела IV) [23].

Сложность исчерпывающе точного определения концепта несостоятельного государства обусловлена существенной идеологической окрашенностью этого понятия в его обиходном употреблении, нередко используемого для обоснования внешней военной и/или экономической интервенции в отношении суверенного государства.

Как справедливо отмечает В.А. Том-синов, «доктрина несостоятельного государства при дальнейшей ее разработке, несомненно, будет иметь серьезные последствия для международного правопорядка.

Она расширяет возможности для вмешательства одних государств во внутренние дела других и вместе с тем подрывает основополагающий принцип международного права — суверенное равенство государств» [3, с.

23].

Тем не менее, как научный концепт несостоятельное государство подлежит исследованию.

Условия, признаки и проявления несостоятельного государства. В самом широком значении, понятие несостоятельного государства отражает развал всех основных структур закон-

ной публичной власти и публичного управления, неспособность государства выполнять свои основные публичные функции.

Несостоятельное государство может быть описано через определенные дескриптивные признаки.

Линейки таких признаков существенно разнятся в исследованиях различных авторов [4, с. 1495; 11, с. 6; 18, с. 470; 21; 25].

По мнению Эдварда Ньюмана, несостоятельным государством называется государство, которое не в состоянии поддерживать предоставление государственных услуг, обеспечивать надлежащее функционирование государственных органов и учреждений и централизованный контроль над своей территорией, т. е. центральная государственная власть де-факто в таком государстве не существует [16, с. 422].

Британский Исследовательский центр изучения кризисных государств определяет несостоятельное государство как государство в состоянии его распада, т. е.

такое государство, которое более не в состоянии выполнять свои функции по обеспечению даже базовой своей безопасности, функции по развитию, не в состоянии осуществлять эффективный контроль над своей территорией и границами, более не поддерживает условия для собственного существования.

Антонимом по отношению к понятию «несостоятельное государство» выступает понятие «прочное государство», однако абсолютно четкую границу между двумя этими понятиями затруднительно, поскольку, например, даже в несостоятельном государстве некоторые его элементы

(такие, как, к примеру, местные органы публичного управления) могут еще продолжать свое существование и функционирование [5].

Несостоятельное государство, как его интерпретируют Брайан Дюбе, Про-сид Манатса и Коуэн Дзива, — это такое государство, в котором произошел распад властных структур, главным образом, функции которых направлены на обеспечение порядка и законности, дезинтеграция самого государства в целом. Несостоятельность государства также влечет за собой отсутствие органов, представляющих государство на международном уровне [6, с. 4].

Томас Д. Грант предложил (с учетом позиции Жана-Жермена Гро [10, с. 455471]) следующие признаки несостоятельного государства [9, с. 52]:

• полное отсутствие правительства, либо неспособность имеющегося правительства обеспечивать выполнение государством своих международных обязательств;

• отсутствие правительства, способного обеспечить общественный порядок на всей или на большей части территории государства;

• разрушение общественного порядка на большей части территории государства в такой степени, что личная безопасность практически не обеспечена, а все или большая часть форм конструктивной коммунальной или корпоративной деятельности прекращена вследствие неопределенностей и вследствие разгула насилия;

• сложившееся положение дел происходит не от преходящих явлений (голод, наводнения, краткосрочный политический кризис), но, скорее, от-

ражает устойчивые системные проблемы, которые не могут быть разрешены посредством обычных ограниченных мер (законодательные реформы, новые финансовые структуры, поддерживаемые международными кредитными учреждениями, материальная помощь от стран-доноров).

С учетом показанных выше позиций, возможно обобщенно выделить следующие дескриптивные признаки несостоятельного государства:

• полная или критически значительная неспособность государства осуществлять свою

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/nesostoyatelnoe-gosudarstvo-i-nesostoyatelnost-gosudarstvennogo-upravleniya

Украинский национализм показал свою несостоятельность

Несостоятельность государства

01.09.2019 16:23:00

Население страны ждет перемен

Депутаты от фракции «Слуга народа» получили ключевые посты в Верховной раде. Фото со страницы Дмитрия Разумкова в

Приход нового президента Украины и кардинальное обновление кадрового состава Верховной рады по итогам выборов 2019 года подвело черту под пятилетним периодом правления Петра Порошенко и доминирования радикальных националистических партий в стенах украинского парламента и властных кабинетах. Это породило в обществе ожидания перемен к лучшей жизни и решения ключевых проблем.

Через несколько лет после прихода к власти радикальные националисты стали терять поддержку среди населения. Культ евроинтеграции и курс на движение в Европу сменились разочарованием.

Ориентация на формирование «национального государства» заслонила собой реальные экономические и политические проблемы, привела к утрате контроля над частью территорий. В погоне за достижением политических целей социальные проблемы игнорировались.

В итоге массированное давление националистических сил на оппонентов, дополненное ухудшением социальной ситуации, привело к дискредитации не только курса на создание национального государства, но и самой национально ориентированной элиты.

Поражение Порошенко на президентских выборах и победа партии «Слуга народа» на выборах в Верховную раду стали результатом разочарований населения в политиках, многие из которых находятся у власти с 90-х годов прошлого века. Несменяемость представителей политической элиты, политические скандалы на протяжении многих лет подрывали доверие к власти.

В результате в обществе возрос запрос на изменения политической элиты, которые привели к власти Владимира Зеленского и его партию «Слуга народа». Большую роль в этом сыграло отсутствие у Зеленского публичных контактов с представителями финансово-промышленных групп, неучастие в работе государственных структур.

В то же время за счет съемок в ряде художественных фильмов Зеленский оказался фигурой, которая была раскручена.

Последние выборы в Верховную раду и их итоги принципиально отличаются от всех парламентских выборов, которые проходили после получения Украиной независимости.

До нынешних выборов ни одна политическая сила не имела такого уровня поддержки, который мог позволить ей получить в парламенте больше половины депутатских мест. Однако это удалось партии «Слуга народа», которая опиралась на рейтинг президента Зеленского.

Успех пропрезидентской политической силы, как и победы на президентских выборах Зеленского, связан с запросом общества на новые лица в украинской политике.

Новый состав украинского парламента обновился практически на 80%. Многие тяжеловесы украинской политики не прошли в парламент, проиграв представителям партии «Слуга народа». В то же время кадровое обновление украинского парламента не гарантирует высокую эффективность его работы. Отсутствие навыков законодательной работы, популизм могут свести на нет все громкие заявления новых депутатов.

Интересной выглядит ситуация с оппозицией. В отличие от прошлых созывов, когда в стенах украинского парламента политические силы в основном делились на два лагеря, в нынешней Верховной раде расстановка сил будет отличаться. В число оппозиции, по всей видимости, будет входить партия «Голос» Святослава Вакарчука, «Европейская солидарность» Порошенко и «Батькивщина».

Эти политические силы, несмотря на близость взглядов по ключевым вопросам внешней политики, вряд ли будут объединяться. Для них будет характерно самостоятельное участие в политическом процессе, что в целом отвечает интересам президента.

Для партии «Слуга народа» пока не стоит задача консолидации с другими политическими силами, поскольку президенту вряд ли нужно конституционное большинство.

Отдельное положение в парламенте займет «Оппозиционная платформа – За жизнь», которая прошла в парламент благодаря поддержке населения юго-восточных регионов. Представители этой партии выступают за решение конфликта на востоке страны, восстановление отношений с Россией.

Однако позиция данной политической силы не совпадает со взглядами президента и парламентского большинства, а также остальных партий, которые прошли в Верховную раду. Их приоритетом по-прежнему является прозападный политический курс. Так называемые оранжевые силы не будут создавать коалиции с «Оппозиционной платформой – За жизнь».

Наконец, большое влияние на развитие политической ситуации будет оказывать внесистемная оппозиция, а также региональные законодательные органы.

Президент и парламент будут находиться под сильным влиянием внешних сил. Для ЕС и США ключевой задачей остается сохранения Киевом сложившегося внешнеполитического курса.

Кроме того, на деятельность будущего правительства и работу парламента будут оказывать влияния радикальные политические силы, которые не намерены мириться с поражением на парламентских выборах.

Тем не менее  значительный уровень поддержки, полученной президентом Зеленским и его политической силой, позволяет принять решения, которые могут оказать положительное влияние на экономическую ситуацию и приблизиться к решению конфликта в Донбассе.

С учетом непростых отношений Киева с отдельными областями задача по решению проблемы конфликта в Донбассе и в целом межрегиональных противоречий представляется малоразрешимой.

Впрочем, в случае прогресса в этом вопросе Украина лишь вернется к ситуации, сложившейся в стране на момент распада СССР, когда на территории бывшей союзной республики фактически было две Украины, каждая из которых имела свои взгляды на будущее нового государства.

На протяжении длительного времени украинские власти не только ничего не делали, чтобы устранить их или сгладить исторически сложившиеся различия между востоком и западом, но и использовали этот фактор в политической борьбе, особенно в периоды предвыборных кампаний.

Возможно, президенту и парламенту будет не хватать профессионализма и опыта. Скажется стремление к принятию популистских решений.

Кроме того, наличие экономических проблем и отсутствие возможности для внешнеполитического маневра будут служить сдерживающим фактором в деятельности парламента и правительства.

Тем не менее парламентское большинство, которое получил президент в Верховной раде, позволяет сформировать правительство, способное приступить к решению накопившихся социально-экономических проблем и урегулированию конфликта на востоке Украины.

Источник: http://www.ng.ru/courier/2019-09-01/12_7664_ukraina.html?id_user=Y

Гражданское и торговое право зарубежных стран

Несостоятельность государства

В рамках Европейского Союза существует единый общеевропейский нормативный правовой акт, регулирующий отношения, складывающиеся в сфере процедур банкротства, юридически предусматривающих частичное или полное лишение прав должника и назначение ликвидатора. Это Регламент ЕС № 1346/2000 от 29 мая 2000 г.

«О процедуре несостоятельности» (Council Regulation (ЕС) № 1346/2000 of 29 May 2000 On in solven cyproceedings). Вступивший в силу 31 мая 2002 г.

, он распространяет свое действие на несостоятельность всех организаций, за исключением несостоятельности страхователей, кредитных организаций, инвестиционных предприятий, оказывающих услуги по обслуживанию держателей фондов или ценных бумаг для третьих лиц, а также на предприятия по коллективному инвестированию.

В юридическое понятие «ликвидатор» входят в соответствии с пунктом b ст. 2 данного Регламента любое лицо или орган, чьими функциями являются управление и ликвидация имущества должника. Эти национальные органы перечислены в Приложении «С» к данному Регламенту.

Хрестоматийным решением в сфере применения упомянутого Регламента стало решение Суда ЕС по запросу Верховного суда Ирландии. В данном решении уточнено положение Регламента № 1346/2000 и сформулирован критерий, в соответствии с которым предписывается определять форум, компетентный для принятия решения об открытии процедуры банкротства. Фабула спора состояла в следующем.

Компания Eurofood IFSC Ltd., учрежденная в 1997 г. в соответствии с законодательством Ирландии и являющаяся при этом дочерней компанией итальянского концерна Parmalat SpA, оказывала возмездные услуги исключительно ему. После того как в 2003 г.

началась процедура банкротства концерна Parmalat SpA в соответствии с итальянским законодательством, в ирландские суды поступил ряд заявлений кредиторов-контрагентов компании Eurofood об открытии процедуры ее банкротства Таким образом, суды государственной судебной системы Италии и Ирландии приняли заявления к рассмотрению.

назначив различных ликвидаторов.

Суды Ирландии руководствовались при принятии заявления о начале процедуры банкротства формальным пониманием положений Регламента № 1346/2000, в соответствии с которыми право инициировать процедуру банкротства имеет суд того государства, в котором находится «центр основного интереса» (the centre of main interests) должника (п.

12-14, 17 Преамбулы), т.е. того государства в соответствии с законами которого должник учрежден и имеет главный административный офис. Суды Италии, в свою очередь, исходили из того, что «центр основного интереса» (center of main interests (CoMI)) Eurofood находится в Италии, поскольку компания обслуживала исключительно итальянский концерн Parmalat SpA. Данный конфликт юрисдикций и стан предметом рассмотрения Суда ЕС.

Указанным выше решением Суд ЕС, во-первых, подтвердил, что нормы Регламента № 1346/2000 содержат правило о том, что процедура банкротства, открытая с соблюдением предусмотренной законом процедуры в одном из государств — участников Европейского Союза, обладает юридической силой и признается во всех без исключения государствах — участниках ЕС. Соответственно суды других государств-участников, действуя на основе принципа взаимности, не имеют права оспаривать юрисдикцию того суда, в котором была открыта процедура банкротства. Вместе с тем из данного правила предусмотрено исключение. Государство — участник ЕС имеет право не признавать инициированной в иностранном государстве — участнике ЕС процедуры банкротства, когда это очевидным образом противоречит государственной политике, фундаментальным принципам права либо конституционным правам и свободам граждан.

Национальное законодательство Испании о банкротстве (конкурсное законодательство) основано на Конкурсном законе 2003 г. В том же году был принят Органический закон 8/2003 от 9 июля 2003 г. о реформе конкурсного законодательства и внесении изменений в Органический закон 6/1985 от 1 июля «О судебной власти».

Именно в соответствии с новыми положениями испанский законодатель отказался от термина «банкротство» — «quiebra», заменив его термином «конкурс» — «concurso».

Профессор Университета Комплутенсе (Мадрид) Мария Линасеро де ла Фуэнтс (de la Fuente) указывает на то, что термин «банкротство» является значимым, поскольку имеет карательный подтекст. Заменяющий его термин «конкурс» приближен к реальному содержанию данной процедуры. Кроме того, термин «конкурс» больше соответствует испанской юридической тратиции.

Так, в сочинениях испанских юристов XVII столетия Амадо Родригеса (Rodriguez) (Tractatus de concursu, 1616). Франсиско Сальгадо де Сомоса (Salgado de Somoza) (Labyrinthus creditorum con currentium, 1646) используется термин «банкротство» — «invalidez».

Термин «несостоятельность» («insolvencia»), в свою очередь, используется в источниках англосаксонской и немецкой систем права.

Торговый кодекс Испании 1885 г. употребляет по отношению к рассматриваемым в данной главе правовым отношениям прежнее понятие «quiebra» — банкротство. Этому институту посвящены ст.

874-885 («Общие положения о банкротстве»), 86-897 («Типы банкротств и участники правоотношений), 898-907 («Соглашения должников (quebrados) и кредиторов»), 908-919 («Права кредиторов при банкротстве») и, наконец, ст.

920-922 посвящены реабилитации потенциальных банкротов.

Нормы ст. 923-929 Торгового кодекса Испании регулировали процесс банкротства коммерческих организаций вообще. Специальные положения установлены правилами ст. 930-941. В соответствии с ними осуществляется банкротство железнодорожных предприятий и других. С вступлением в юридическую силу с 1 сентября 2004 г. Конкурсного закона указанные нормы были отменены.

Проведено реформирование положений Гражданского кодекса. Конкурсный закон 2003 г. содержит 230 статей. Помимо этого, приняты дополнительные положения об особенностях конкурсного производства в отношении особых видов должников — спортивных организаций, кредитных организаций, страховщиков (Дополнительные положения 2 и 2bis данного Закона).

В соответствии с нормами данного Закона банкротом может объявлено любое физическое или юридическое лицо, кроме организаций, составляющих в соответствии с испанским законодательством территориальную организацию государства; автономных сообществ Испании, органов и должностных лиц, составляющих территориальную организацию государства, организаций публичной власти и прочих юридических лиц публичного права.

Источник: https://isfic.info/foretor/graztor43.htm

Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности (1997 год)

Несостоятельность государства

Дата принятия: 30 мая 1997 года

Цель

Типовой закон призван помочь государствам подкрепить законодательство о несостоятельности современной правовой базой, необходимой для более эффективной организации производства по делам о трансграничной несостоятельности в отношении должников, испытывающих финансовые трудности либо оказавшихся в состоянии банкротства. Основная задача закона состоит не столько в том, чтобы способствовать унификации материально-правовых норм законодательства о несостоятельности, сколько в том, чтобы сделать возможным и облегчить сотрудничество и взаимодействие между разными судебными системами при уважении различий в национальных процессуальных нормах. Для целей Типового закона под трансграничной несостоятельностью понимается ситуация, когда несостоятельный должник имеет активы в нескольких государствах или когда некоторые из кредиторов должника находятся не в том государстве, в котором ведется производство по делу о несостоятельности.

Значение для международной торговли

Хотя начиная с 1990-х годов число дел о трансграничной несостоятельности значительно возросло, создание национальных и международных режимов, регулирующих связанные с ними вопросы, шло недостаточно быстрыми темпами.

Отсутствие таких режимов нередко ведет к применению в вопросах трансграничной несостоятельности неадекватных и несогласованных подходов, которые приводят к непредсказуемым результатам и требуют много времени, а также недостаточно прозрачны и лишены необходимых средств для урегулирования несоответствий, а иногда и противоречий между национальными законами и режимами несостоятельности. Эти факторы препятствуют сохранению стоимости активов предприятий, оказавшихся в сложном финансовом положении, и затрудняют их спасение.

Основные положения

В Типовом законе рассматриваются четыре основных элемента, имеющих ключевое значение для успешного ведения дел о трансграничной несостоятельности: доступ, признание, судебная помощь и сотрудничество.

a) Доступ

Соответствующие положения предоставляют представителям иностранного производства по делу о несостоятельности и иностранным кредиторам право обращаться за помощью в суды принимающего закон государства, а представителям местного производства, возбужденного в принимающем закон государстве, — право обращаться за помощью к другим странам.

b) Признание

Одна из основных целей Типового закона — установить упрощенный порядок признания соответствующего иностранного производства, позволяющий избегать легализации и других требующих много времени процедур, которые нередко подлежат применению в подобных случаях, и обеспечивающий определенность в отношении решений о признании.

Эти ключевые положения Типового закона предусматривают признание постановлений иностранных судов о возбуждении соответствующего иностранного производства и назначении иностранного представителя.

При условии удовлетворения определенным требованиям соответствующее иностранное производство подлежит признанию либо в качестве основного производства, осуществляемого в месте нахождения центра основных интересов должника на момент возбуждения производства, либо в качестве неосновного производства, осуществляемого в месте нахождения предприятия должника.

Признание иностранного производства на основании Типового закона имеет ряд последствий, главным из которых является оказание судебной помощи для содействия осуществлению иностранного производства.

c) Судебная помощь

Один из основных принципов Типового закона заключается в том, что судебная помощь, необходимая для упорядоченного и справедливого ведения производства по делу о трансграничной несостоятельности, должна оказываться в рамках иностранного производства.

Перечисление в Типовом законе возможных видов судебной помощи не имеет целью привнести последствия иностранного закона в систему регулирования вопросов несостоятельности государства, принимающего Типовой закон, или предписать оказание судебной помощи, предусмотренной законодательством принимающего Типовой закон государства, в рамках иностранного производства.

Законом предусмотрены следующие основные виды судебной помощи: судебная помощь временного характера, оказываемая по усмотрению суда в период с момента подачи ходатайства о признании и до принятия решения по этому ходатайству, автоматическое приостановление производства и любых исполнительных действий после признания основного производства, а также судебная помощь, оказываемая по усмотрению суда в рамках как основного, так и неосновного производства после их признания.

d) Сотрудничество и координация

Соответствующие положения Типового закона регулируют вопросы сотрудничества между судами государств, в которых находятся активы должника, и координации возбужденных в отношении него параллельных производств.

Типовой закон прямо наделяет суды правом сотрудничать в областях, подпадающих под его действие, и вступать в непосредственные сношения с иностранными партнерами.

Закон также предусматривает возможность сотрудничества между судами и иностранными представителями и между самими представителями — как иностранными, так и местными.

Положения о координации параллельных производств призваны способствовать принятию решений, в наибольшей степени отвечающих целям обоих производств, независимо от того, идет ли речь о внутреннем и иностранном производстве или о нескольких иностранных производствах.

Дополнительная информация

Типовой закон сопровождается руководством по принятию.

Руководство предназначено главным образом для исполнительных органов власти и законодателей, занимающихся подготовкой необходимой нормативно-правовой базы для введения Типового закона в действие; оно также содержит ценную информацию, которая может оказаться полезной для судей и других пользователей, включая практических и научных работников, которым приходится иметь дело с вопросами толкования и применения Типового закона.

Информация о делах, связанных с применением и толкованием Типового закона, публикуется в системе ППТЮ (Прецедентное право по текстам ЮНСИТРАЛ).

Источник: https://uncitral.un.org/ru/texts/insolvency/modellaw/cross-border_insolvency

Failed States Index 2010: несостоятельности государств мира 2010 года

Несостоятельность государства

Два ведущих американских политологических института, влиятельный американский журнал Foreign Policy и общественная организация Американский Фонд Мира (The Fund for Peace), опубликовали новый, шестой по счёту, экспертный рейтинг «несостоятельности» государств мира — Failed States Index 2010, который отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране. Первые места в рейтинге заняли 37 самых неблагополучных государств во главе с Сомали. В то же время 13 стран во главе с Норвегией формируют зону благополучия и стабильности государственных институтов. Полный рейтинг несостоятельности государств мира 2010 года с индикаторами приведён в таблице ниже.

Индекс несостоятельности государств выпускается с 2005 года. При составлении рейтинга экспертами в течение года анализируются страны мира с помощью специального системного инструмента оценки конфликтов (Conflict Assessment System Tool). Анализ проводится на основании 12 критериев — так называемых индикаторов «несостоятельности» государства, которые объединены в три группы: социальные, экономические и военно-политические (характеристики индикаторов приведены в таблице ниже). Для общей оценки состояния страны эксперты подвергают анализу способность пяти ключевых государственных институтов — политического руководства, армии, полиции, судебной системы и гражданских служб — обеспечить безопасность государства и его граждан. С помощью программного обеспечения сканируются десятки тысяч информационных материалов, размещённых в открытых источниках и подсчитывается количество негативных и позитивных оценок по всем двенадцати индикаторам. Затем эксперты анализируют всю совокупность информации для каждой страны и выставляют окончательную оценку по шкале от 0 (наивысшая степень стабильности — максимально низкие риски и угрозы) до 10 (наименьшая степень стабильности — максимально высокие риски и угрозы) с использованием десятых долей. Общий результат — сумма всех индикаторов (максимальная — 120 баллов) становится определяющей при составлении рейтинга. Таким образом, крайне нестабильное государство теоретически могло набрать все 120 баллов, однако до этого пока не дошло — занявшая верхнюю строчку в этом сомнительном первенстве Сомали обеспечила себе «лидерство» со 114,3 баллами.

Если в 2005 году была дана оценка 75 государствам, то в 2006 их число достигло 146, а с 2007 года Failed States Index измеряется для 177 стран. Все государства в рейтинге разбиты на четыре цветовые группы: 1.

Красный цвет — критическиий уровень рисков; 2. Оранжевый — опасный уровень рисков; 3. Желтый — стабильные государства; 4. Зеленый — самые стабильные государства.

Последних в 2010 году оказалось 13 (так же как и в прошлогоднем рейтинге — см. публикацию).

Failed States Index 2010 — Карта мира

Наименее дееспособным государством в мире, по мнению составителей рейтинга, является Сомали. Этой стране уже третий год подряд достаётся «почетное» первое место.

Сомали — государство в Северо-Восточной Африке, существующее в настоящее время только на бумаге — так называемая «страна без правительства» (согласно определению ООН), которая уже длительное время находится в состоянии гуманитарной катастрофы.

Начиная с 1991 года (после свержения президента Мохаммеда Сиада Барре) страна погрузилась в полный хаос и как государство прекратило своё существование.

Всё это время в Сомали идёт гражданская война, отсутствуют единое правительство, единая валюта и иные атрибуты централизованной власти, а реальная власть находится в руках разнообразных племенных кланов, полевых командиров и их военных группировок, а также нескольких непризнанных псевдогосударственных образований, наиболее крупными из которых являются Сомалиленд и Пунтленд. В урегулировании конфликта всё это время безуспешно принимают участие ООН, Африканский Союз, Соединённые Штаты Америки и ряд других государств. Тем не менее, международные организации всё чаще указывают на то, что Сомали представляет угрозу не только для своего населения, но и для всего региона в целом. Все последние годы эта страна неизменно возглавляет разнообразные международные рейтинги неблагополучия.

В первую пятёрку рейтинга самых несостоятельных, кроме Сомали, вошли такие традиционно неблагополучные государства, как Чад, Судан, Зимбабве и Демократическая Республика Конго.

Во всех этих странах правят крошечные элиты, на их территориях идут боевые действия, экономическая ситуация близка к катастрофической, а население живёт в крайней нищете.

Кроме того, в группу из 37 самых «несостоятельных» государств входят, в частности, такие страны, как оккупированные вооружёнными силами США и их союзников по антитеррористической коалиции Афганистан (6 место) и Ирак (7 место), обладающие ядерным оружием Пакистан (10 место) и Северная Корея (19 место), единственная «несостоятельная» страна западного полушария — Гаити (11 место), а также два «несостоятельных» государства на территории бывшего СССР — Узбекистан (36 место) и Грузия (37 место), которая замыкает перечень нестабильных стран. Лидером неблагополучия среди регионов мира по-прежнему остаётся африканский континент. Большая часть мест в «красной зоне рейтинга» досталась странам Африки южнее Сахары. Следует отметить, что в рамках публикации Failed States Index 2010 журнал Foreign Policy подготовил специальный фоторепортаж, который получил название «Открытки из ада» (Postcards from Hell) и посвящён положению населения в наиболее неблагополучных государствах (см. здесь).

Группа с умеренным уровнем нестабильности насчитывает 92 государства, которые расположились с 38 по 129 место в общем индексе из 177 стран. Россия находится в этой группе — на 80 месте, улучшив свои позиции по сравнению с предыдущим годом сразу на 9 пунктов.

Соседи России по рейтингу — Индия (79 место) и Таиланд (81).

К факторам, которые негативно влияют на позицию России, эксперты относят проблемы сепаратизма и общую политическую нестабильность на российском Северном Кавказе, неравномерность экономического развития, неэффективную работу государственных структур, высокую степень криминализации.

Из бывших советских республик самые худшие позиции у Узбекистана (36 место), Грузии (37), Таджикистана (38), Киргизии (45), Азербайджана (55) и Туркменистана (65). Молдова заняла 58 место, став самым нестабильным государством Европы. Беларусь — 82 место, Армения — 101, Казахстан — 103, Украина — 109.

Для сравнения: в списке с умеренным уровнем нестабильности находятся такие государства, как Египет — 49 место, Израиль — 54, Индонезия — 61, Китай — 62, Таиланд — 81, Турция — 89, Мексика — 96, Бразилия — 119, а замыкает этот перечень Монголия — 129 место.

Перечень стабильных стран насчитывает 34 государства, которые расположились с 130 по 164 место в общем рейтинге. Открывает этот пречень Панама (130 место), а закрывает Япония (164), которая выбыла из списка наиболее стабильных стран в 2008 году.

Все прибалтийские государства оказались среди стабильных стран: Латвия — 135 место, Эстония — 140, Литва — 146.

Для сравнения: Объединённые Арабские Эмираты занимают 137 место, Польша — 142, Греция — 147, Италия — 149, Испания — 151, Чехия — 152, Южная Корея — 153, Чили — 155 (самое стабильное государство Латинской Америки), Германия — 157, Соединённые Штаты Америки — 158, Франция — 159, Великобритания — 161.

Государства, которые расположились со 165 по 177 место, считаются самыми стабильными и наиболее подходящими для нормальной человеческой жизни.

Всего их 13: Исландия, Канада, Нидерланды, Люксембург, Австрия, Австралия, Новая Зеландия, Дания, Ирландия, Швейцария, Швеция, Финляндия и Норвегия, которая в очередной раз стала самой благополучной страной рейтинга (177 место).

Во всех перечисленных странах «зеленой зоны», по оценкам экспертов, наличествует полная стабильность.

Исследователи отмечают, что несмотря на уменьшение числа межгосударственных конфликтов за последние годы, в мире растёт количество линий политической нестабильности, а целый ряд государств находится на пороге деградации институтов власти.

По их оценкам, сегодня более 2 миллиардов человек живут в нестабильных государствах, балансирующих на грани экономического и политического кризиса.

Кроме того, неблагополучные государства являются не только угрозой для сопредельных стран и регионов, но и угрозой для окружающей среды, так как существует сильная корреляция между стабильностью государства и устойчивостью экологической системы на его территории.

Оценка количества государств, находящихся в нестабильном состоянии, периодически проводится различными организациями на основе определённого набора показателей и с использованием разных терминологических подходов, однако наиболее широкое распространение для обозначения государств в «пограничном состоянии» получило определение «несостоятельные». Так, американский лингвист и политолог Ноам Хомски суммировал некоторые характерные черты несостоятельного государства следующим образом. Во-первых, это неспособность или нежелание государства защитить своих граждан от насилия, а то и от гибели. Во-вторых, склонность власти считать себя выше закона — как национального, так и международного. И, в-третьих, такое государство страдает от серьёзного «дефицита демократии, лишающего формально действующие демократические институты реального содержания».

Очевидно, как и другие модели, эта аналитическая модель не лишена доли субъективизма, но, тем не менее, является достаточно наглядным сравнительным инструментом.

Помимо оценки риска и прогнозирования конфликтов, авторы рейтинга подчёркивают его способность провоцировать дебаты и дискуссии, особенно в тех странах, которые имеют высокий рейтинг по индексу. Постоянное развитие индексов мира, конфликтов и нестабильности является частью более широкого движения «сделать важное измеримым».

Кроме того, подобные индексы остаются ценным источником для дискуссий и диалога, а также привлечения внимания к глобальному миру и решению конфликтных вопросов.

Показатели:

Социальные показатели:

  • I–1. Уровень демографического давления.
  • I–2. Уровень миграции беженцев и/или перемещённых лиц.
  • I–3. Наличие недовольных и мстительно настроенных групп
  • I–4. Устойчивая и перманентная эмиграции из страны.

Экономические показатели:

  • I–5. Неравномерность экономического развития.
  • I–6. Уровень экономической нестабильности.

Политические показатели:

  • I–7. Уровень делегитимизации и криминализации государственных структур.
  • I–8. Наличие и качество общественных услуг.
  • I–9. Уровень нарушений прав человека.
  • I–10. Уровень влияния аппарата государственной безопасности в качестве «государства в государстве».
  • I–11. Уровень влияния групповых и/или клановых элит.
  • I–12. Степень вмешательства других государств или внешних политических субъектов.

Источник: https://gtmarket.ru/news/state/2010/06/22/2579

Экономика

Несостоятельность государства

  1. Понятие несостоятельности (провалов) рынка (несовершенство конкуренции, общественные блага, внешние эффекты).
  2. Монополизация рынков и государственная политика.
  3. Общественные блага.

    Неконкурентность и неисключаемость чистых общественных благ. Проблема «безбилетника».

  4. Положительные и отрицательные внешние эффекты в производстве и потреблении. Методы решения проблемы внешних эффектов.

Фиаско рынка.

Роль государства в рыночной экономике

Фиаско рынка представляет собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. Из многих возможных причин фиаско рынка три заслуживают особого внимания. Это: внешние эффекты, общественные блага  и недостаточная конкуренция.

Внешние эффекты

Один из типов провалов рынка является неспособность рынка обеспечить передачу  информации о редкости в форме цен. Для того, чтобы рынки эффективно функционировали. Цены должны отражать альтернативную стоимость производства товаров.

Однако возникают ситуации, при которых действия агентов на рынке оказывают воздействие на третьих лиц, то есть на тех, кто не является в данной сделке ни продавцами, ни покупателями. Эти случаи известны под названием внешние эффекты.

Внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных сделок третьих лиц, не получившие отражения в ценах. Возникают они в результате, как производства, так и потребления товаров и услуг.

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами).

MSC = MPC + MEC,

где MSC – предельные общественные издержки (marginal social cost);

MPC – предельные частные издержки (marginal private cost);

MEC – предельные внешние издержки (marginal external cost).

Отрицательный внешний эффект

Классическим примером внешнего эффекта является загрязнение окружающей среды. Целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства.

Это означает, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды.

Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений.

Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска. Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q1 т бумаги при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке E1, в которой предложение, равное предельным частным издержкам MPC, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т.е. MPC = MSB.

Предельные социальные издержки равны сумме предельных частных издержек и предельных внешних издержек. Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q2 при росте цены до Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC (см. рис.1).

Рис. 1

Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.

MSB =MPB + MEB,

где MSB – предельные общественные выгоды (marginal social benefit);

MPB – предельные частные издержки (marginal private benefit);

MEB – предельные внешние издержки (marginal external benefit).

Прекрасный пример положительного внешнего эффекта это предоставление высшего образования. В обществе каждый его член выигрывает оттого, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом.

Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Не удивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества.

Рыночное равновесие Е1 устанавливается  в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: MPB = MSC.

Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т.е. в точке Е2 (см. рис.2).

Рис.2

Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем, по сравнению с эффективным, объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние.

Экономическая роль государства заключается в том, чтобы вмешиваться там, где рынки оказываются неспособными эффективно распределять ресурсы. Правительство может предпринять ряд шагов для корректировки возникающего внешнего эффекта.

Одним из подходов является принятие закона, предписывающего установку на комбинате оборудования, контролирующего уровень загрязнения, что предотвратит загрязнения окружающей среды. Альтернативой этому может стать введение налога.

Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды – это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь.

Общественные блага

Общественные блага, как и внешние эффекты, являются примером провалов рынка.

Чисто общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

Свойствонеконкурентности в потреблении означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

Свойство неисключаемости в потреблении  означает, что нельзя исключить из потребления тех, кто отказывается за это благо платить. Чисто общественное благо обладает положительным эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод.

Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром.

Такая ситуация получила название проблемы безбилетника,зайца.

В тех случаях, когда рынок оказывается неспособным обеспечить предложение общественных благ, предполагается вмешательство государства. Примеры общественных благ: национальная оборона, фундаментальные научные исследования и другие.

Источник: http://ozl.mgou.ru/lessons/kurs-obucheniya-po-ekonomike-za-2015-2016-uchebnyj-god/programma-za-2-semestr/nesostoyatelnost-rynka-i-rol-gosudarstva-v-ekonomike/

Личный юрист
Добавить комментарий