Обеспечительные меры в третейском разбирательстве

Спор в третейском суде

111110. Какие дела подведомственны третейским судам? Какие требования предъявляются к кандидатурам третейских судей? Что представляет собой третейское соглашение? Может ли третейский суд распорядиться о принятии обеспечительных мер в отношении предмета спора? На ком лежат расходы, связанные с разрешением спора?

Порядок образования и деятельности третейских судов регулируется специальным законодательством РФ и международными актами. Основополагающими российскими правовыми актами в этой области являются Федеральный закон от 24 июля 2002 г.

№ 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» и Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».

Среди многочисленных международных документов, принятых по вопросам арбитражного (третейского) разбирательства, необходимо отметить Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже 1961 г.

Подведомственность дел третейскому суду определяется соглашением сторон и императивными (обязательными) нормами законодательства РФ.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ (далее – Закон) предусматривает возможность передачи на разрешение третейского суда любых споров, вытекающих из гражданских правоотношений (ст.

2 ГК РФ), исключая из подведомственности данных судов споры, возникающие из налоговых, финансовых, административных правоотношений, а также те споры, которые соответствующими законами прямо отнесены к ведению арбитражного суда или сzуда общей юрисдикции (например, дела о банкротстве). При этом Закон не ограничивает стороны только отношениями, носящими договорный характер.

В третейский суд можно передать для рассмотрения спор и по поводу отношений, возникших из причинения вреда, защиты прав собственника, а также любых других прав, носящих гражданско-правовой характер.

Что касается подведомственности споров по субъектному составу, то вышеназванный Закон относит к компетенции третейского суда споры с участием и физических лиц, и организаций. Существовавшие ранее правовые акты определяли подведомственность дел третейскому суду значительно уже.

Так, ныне утратившее силу Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденное Постановлением ВС РФ от 24 июня 1992 г. № 3115-1, не предусматривало передачу на разрешение третейского суда споров с участием граждан, не являющихся предпринимателями, а Положение о третейском суде – Приложение № 3 к ГПК РСФСР 1964 г.

– передачу в третейский суд споров между гражданами и юридическими лицами.

Ответ на вопрос: «Какие требования предъявляются к кандидатурам третейских судей?» – можно найти в ст. 8 Закона.

Согласно этой статье третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование, а в случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

Следует отметить, что требование к образованию третейского судьи введено законодателем впервые. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

Третейским судьей не может быть физическое лицо:

– не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством;

– имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности;

– полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, не совместимых с его профессиональной деятельностью;

– которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.

При наличии хотя бы одного из вышеперечисленных обстоятельств лицу, претендующему на роль третейского судьи, может быть заявлен отвод.

Обязательным условием для разрешения спора третейским судом является наличие между его сторонами третейского соглашения (соглашения сторон о передаче спора на разрешение третейского суда).

третейского соглашения определяют сами стороны: в него могут включаться условие о передаче спора в какой-либо конкретный постоянно действующий третейский суд или специально приглашаемым для его рассмотрения арбитрам; место будущего третейского разбирательства, язык, на котором будет вестись; порядок обмена корреспонденцией и другие необходимые условия, которые в силу закона могут быть определены сторонами по своему усмотрению.

Несколько слов о видах третейских соглашений, известных практике.

– третейский договор – соглашение, представляющее собой самостоятельный договор о разбирательстве в третейском суде споров между его сторонами (как уже возникших, так и тех, которые могут возникнуть в будущем);

– третейская оговорка – соглашение о разрешении в третейском суде споров, возникающих из гражданско-правового договора; подобная оговорка включается в такой договор в качестве одного из его условий;

– третейская запись – соглашение о передаче на разрешение третейского суда уже возникшего спора.

Третейское соглашение может быть заключено как до возникновения спора, так и после, в том числе в ходе рассмотрения спора в суде общей юрисдикции или арбитражном до принятия этими судами решения по существу спора.

Оно должно быть заключено в письменной форме, т.е.

либо путем подписания сторонами единого документа, либо путем их обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию такого сообщения (ст. 7 Закона).

Третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора. Признание договора недействительным не влечет автоматического признания таковым и третейского соглашения.

Что касается возможности третейского суда распорядиться о принятии обеспечительных мер в отношении предмета спора, то соответствующие полномочия предоставлены ему ст. 25 Закона.

Если стороны не договорились об ином, то третейский суд может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми, а также потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами. Причем обращение стороны в компетентный суд (арбитражный или суд общей юрисдикции по месту осуществления третейского разбирательства или месту нахождения имущества – предмета спора) с заявлением об обеспечении иска и принятие таким судом обеспечительных мер не могут рассматриваться как несовместимые с соглашением о передаче спора в третейский суд или отказ от такого соглашения. В то же время компетентный суд с учетом конкретных обстоятельств дела может отказать в принятии обеспечительных мер, если для их принятия отсутствуют предусмотренные законом основания, а также если сочтет достаточными обеспечительные меры, принятые ранее третейским судом (см. например, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 7 июля 2004 г. № 78).

Рассмотрение компетентным судом заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, и вынесение им определения об обеспечении иска или об отказе в его обеспечении осуществляются в порядке, установленном арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Определение об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, может быть отменено компетентным судом, вынесшим это определение, по заявлению одной из сторон. Решение третейского суда об отказе в удовлетворении исковых требований является основанием для отмены компетентным судом обеспечительных мер.

По поводу расходов, связанных с разрешением спора третейским судом, можно сказать следующее: они возмещаются сторонами третейского разбирательства. Если правилами постоянно действующего третейского суда не определено, что расходы, связанные с разрешением спора этим судом, несут стороны, такие расходы включаются в состав расходов постоянно действующего третейского суда (третейский сбор).

Распределение расходов между сторонами осуществляется третейским судом в соответствии с соглашением сторон, а при отсутствии такового – пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям.

В отличие от судебных расходов, которые несут стороны гражданского и арбитражного судопроизводства, на стороны третейского разбирательства дополнительно возложена обязанность выплачивать гонорар третейским судьям, нести расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства, а также иные расходы, определяемые третейским судом (п. 1 ст. 15 Закона). Размер гонорара третейских судей определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного судьями на третейское разбирательство и любых других относящихся к делу обстоятельств (п. 3 ст. 15 Закона). В постоянно действующем третейском суде размер гонорара третейских судей определяется составом третейского суда в соответствии со шкалой гонораров третейских судей, предусмотренной правилами постоянно действующего третейского суда, а при отсутствии таковой – с учетом обстоятельств, перечисленных в п. 3 ст. 15 Закона.

Индира Чабаева,  юрист

Источник: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1264036

Обзор практики рассмотрения судами общей юрисдикции дел о легализации определения третейского суда об обеспечении иска

Обеспечительные меры в третейском разбирательстве

Статья 29 Регламента Арбитражного третейского суда города Москвы предусматривает, что иск предъявляется по месту фактического нахождения Третейского суда, указанному на официальном сайте.

Арбитражный третейский суд города Москвы принимает и рассматривает иски сторон, заключивших третейское соглашение о рассмотрении спора в Арбитражном третейском суде города Москвы, независимо от места нахождения (проживания) сторон.

В соответствии с частью 3 статья 1 Федерального закона от 29.12.

2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» в арбитраж (третейское разбирательство) по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 1, 2 статьи 7 арбитражное соглашение является соглашением сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме.

Рекомендуемая форма арбитражного соглашения для включения в договор в раздел «разрешение споров»: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в открытом режиме, в государственный суд или в Арбитражный третейский суд г. Москвы (АТСМ) (юр.адрес: г. Москва, ул. Шкулева, д. 9, к.

1) в соответствии с его Регламентом, по выбору истца. Стороны ознакомились с Регламентом. Назначение судьи доверяется председателю третейского суда. Участие сторон и арбитров в заседаниях допускается по видеоконференцсвязи. Решение третейского суда окончательно.

Исполнительный лист выдается по месту третейского разбирательства».

Гражданин Ц. обратился в Арбитражный третейский суд г. Москвы по месту осуществления третейского разбирательства: 123154, г. Москва, ул. Народного Ополчения, д.29, стр.3 с исковым заявлением к гражданину С. о взыскании процентов и неустойки по кредитному договору.

Исковое заявление гражданина Ц. принято к производству и возбуждено дело АТС-5519/17.

В соответствии со ст.

17 Федерального Закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» если стороны не договорились об ином, третейский суд по заявлению любой стороны может распорядиться о принятии какой-либо стороной обеспечительных мер, которые он считает необходимыми. Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с указанными мерами. Постановления и иные процессуальные акты третейского суда о принятии обеспечительных мер подлежат выполнению сторонами.

Обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию (п. 2 ст. 74 Регламента Арбитражного третейского суда г. Москвы).

Постановлением Арбитражного третейского суда г. Москвы по делу АТС-5519/17 по заявлению Ц. об обеспечении иска Арбитражный третейский суд г. Москвы распорядился о принятии обеспечительных мер. Поскольку ст.

17 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской федерации» позволяет третейскому суду лишь распорядиться о принятии обеспечительных мер, а принудительное их исполнение возможно лишь посредством обращения в государственный суд, Ц.

обратился в государственный суд с заявлением стороны третейского разбирательства по делу Арбитражного третейского суда г. Москвы АТС-5519/17 об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде.

Ц. обратился в суд о принятии обеспечительных мер и просил наложить арест в пределах суммы исковых требований на земельный участок, принадлежащий С. Также просил суд взыскать с ответчика госпошлину.

Хорошевским районным судом города Москвы указанное заявление было удовлетворено частично по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 139 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска.

Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 140 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одной из предусмотренных законом к обеспечению иска является наложение ареста на имущество, принадлежа ответчику и находящееся у него или других лиц.

При этом меры по обеспечению иска должны быть соразмерны заявленному истцом требованию (часть 3 статьи 140 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, обеспечительные меры применяются как гарантия исполнения решения суда.

Как предусмотрено статьей 5 ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», по вопросам, регулируемым настоящим Федеральным законом, никакое судебное вмешательство не должно иметь места, кроме как в случаях, когда оно предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Указанное положение означает, что в случае рассмотрения дела третейским судом им могут быть произведены любые процессуальные действия в соответствии с его регламентом в пределах компетенции, определенной арбитражным соглашением, наличие которой презюмируется, если сторонами не доказано иное.

Отсутствие у третейского суда компетенции доказывается в рамках третейского разбирательства.

Как следует из части 1 ст. 17 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» третейский суд по заявлению любой стороны может распорядиться о принятии какой-либо стороной обеспечительных мер, которые он считает необходимыми, если стороны не договорились об ином.

Соглашением сторон также может быть предусмотрено, что постоянно действующее арбитражное учреждение вправе распорядиться о принятии какой-либо стороной обеспечительных мер, которые оно считает необходимыми до формирования третейского суда (ч. 2 ст. 17 указанного закона).

Постановлением Арбитражного третейского суда города Москвы приняты меры по обеспечению иска, наложен арест в пределах суммы исковых требований на земельный участок, принадлежащий С.

Исходя из характера возникшего спора, размера задолженности по договору, того, что непринятие мер по обеспечению иска может сделать затруднительным исполнение судебного акта, принятого по настоящему делу, суд приходит к выводу о возможности применения мер обеспечения иска в виде ареста на имущество ответчика С.

на сумму заявленных исковых требований и запрета совершать сделки, направленные на отчуждение недвижимого имущества – земельного участка.

Указанные меры обеспечения в пределах суммы исковых требований, являются адекватной мерой защиты интересов истца при ненадлежащем исполнении должником своих обязательств.

Исходя из смысла вышеприведенных правовых норм, применение таких обеспечительных мер, как наложение ареста на имущество и запрета совершать сделки, направленные на отчуждение принадлежащего ответчику имущества, не ставится в зависимость от доказанности факта отчуждения имущества какой-либо из сторон по делу, а обусловлено возможностью совершения лицами, участвующими в деле, таких недобросовестных действий и направлено на защиту интересов лиц, имущественные права которых нарушены.

Соответственно, само по себе непредставление доказательств того, что исполнение решения суда может быть затруднено или станет невозможным из-за виновных и умышленных действий ответчика, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленного ходатайства о принятии мер по обеспечению иска.

Кроме того, гарантией защиты прав ответчика являются нормы ст. 146 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что в случае отказа истцу в удовлетворении иска ответчик вправе предъявить к истцу иск о возмещении убытков, причиненных ему мерами по обеспечению иска, принятым по просьбе истца.

Пунктом 12 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ предусмотрено, что при обращении в суд с заявлением об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, заявитель уплачивает госпошлину в сумме 300 руб. Как усматривается из материалов дела, при обращении в суд с заявлением об обеспечения иска, рассматриваемого в третейском суде, Ц.

были понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. Указанные расходы связаны с легализацией определения третейского суда об обеспечении иска, то есть с обращением в компетентный районный суд, и не входят в перечень расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, предусмотренных ст.

22 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

Как установлено в ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.

В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Из указанных положений следует, что распределение судебных расходов производится судом после разрешения дела, и присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда, пропорционально удовлетворенным требованиям или пропорционально требованиям, в удовлетворении которых истцу отказано.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что во взыскании расходов по уплате госпошлины заявителю должно быть отказано, поскольку их возмещение истцу является преждевременным. Заявитель не лишен права обратиться в суд с заявлением о возмещении указанных расходов после вступления решения третейского суда в законную силу.

Обзор подготовлен отделом анализа судебной практики и проблем правоприменения Арбитражного третейского суда города Москвы.

Председатель
Арбитражного третейского суда г. Москвы Кравцов А.В. 

новостью в социальной сети:

Источник: http://souz-u-t-s.ru/details/novosti_syda/Obzor-praktiki-rassmotreniya-sudami-obshej-yurisdiktcii/

Обеспечительные меры

Обеспечительные меры в третейском разбирательстве

  • Иск рассматривается на 10 раб. день с даты подачи. Обязательная претензионная форма не требуется (только договорная). По Закону, Решение Третейского суда сразу вступает в законную силу и подлежит исполнению. Отменить решение в госсуде можно только при отсутствии Компетенции у Третейского суда рассматривать спор. 
  • Арбитражное решение или оценка отдельных доказательств принимается по аналогии с предыдущими арбитражными решениями судей АТСМ (по заявлению стороны иска о наличии такого прецедента). Подробнее..
  • На Решения Третейского суда выдается Гос. Исполнительный лист в течение 30 дней, который исполняется Гос. Судебными приставами. Подробнее..
  • Суд бесплатно оказывает помощь в оформлении и подаче Исполнительных листов Судебным Приставам, с дальнейшим консультированием до их исполнения и возврата задолженности. Подробнее..
  • Требования к Судьям – высшее юридическое образование и стаж работы более 5 лет в определенной отрасли экономики. Судью выбирают сами стороны, обеспечивая независимость процесса. Подробнее о судьях..
  • Истцы и Ответчики бесплатно консультируются по процессуальным вопросам (подготовка, проверка Искового заявления или Отзыва на иск и др.). Подробнее..
  • Иски от региональных и иностранных Истцов к региональным и иностранным Ответчикам рассматриваются или по СКАЙПУ!!!.
  • Размер арбитражного сбораравен размеру Государственной пошлины по искам в Арбитражные суды. Договорные неустойки и судебные расходы взыскиваются в Полном объеме. Взыскателю не требуется привлечение дополнительных юристов. Подробнее..
  • Является официальным третейским судом для Правительства Москвы и Правительства Московской области, членов «Деловая Россия», Ассоциации Региональных Банков России, Ассоциации Инвесторов Москвы, Лизингового Союза, Ассоциации Строителей России, Ассоциации «Оборонстрой», 19 гильдий, 38 СРО строительного комплекса.Посмотреть весь список..

Обеспечительные меры, государственными судами в нашей стране принимаются крайне сложно. Все это знают(

Какие же возможности есть в третейском судопроизводстве в части Обеспечительных мер?

Консультации по тел. 8 (499) 501-15-90 доб. 33 или по поче d@a-tsm.ru.

1 возможность: Обеспечительные меры может принять сам Третейский суд АТСМ для добровольного исполнения Ответчиком (но, без исполнительного листа). Арбитражным сбором не облагается.

Ч. 1 ст. 17 ФЗ-382. Если стороны не договорились об ином, третейский суд по заявлению любой стороны может распорядиться о принятии какой-либо стороной обеспечительных мер, которые он считает необходимыми.

Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с указанными мерами.

Постановления и иные процессуальные акты третейского суда о принятии обеспечительных мер подлежат выполнению сторонами.

Какие Обеспечительные меры принимает Третейский суд АТСМ?

Ст. 74 Регламента Третейского судьи Кравцова: 

1. Третейский суд может распорядиться о принятии обеспечительных мер аналогичных мерам, предусмотренным процессуальным законодательством государственного суда (АПК РФ и ГПК РФ).

2. Обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию.

3. Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами. 

Таким образом, Третейский суд АТСМ может принять следующие Обеспечительные меры (кроме ареста, т.к. банки исполняют только исполнительный лист):

1) запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

2) возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;

3) передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу;

Какие документы надо собирать?

1. Ходатайство о принятии Обеспечительных мер в виде обязания Ответчика внести гарантийное обеспечение на банковский счет Третейского суда 

2. Документы и обоснования, подтверждающие риски неисполнения решения суда 

2 возможность: Обеспечительные меры может принять сам Третейский суд АТСМ (арест через 115-ФЗ)

По Ходатайству Истца, Третейский суд АТСМ может рассмотреть вопрос о наличии признаков 115-ФЗ в действиях Ответчика. При установлении Третейским судом данных признаков, «Постановление Третейского суда о наличии признаков 115-ФЗ» будет направлено в Росфинмониторинг, а также в Банк к расчетному счет Ответчика, для блокировки счета банком.

После получения Исполнительного листа на решение третейского суда о взыскании денежных средств с Ответчика, этот Исполнительный лист предъявляется в Банк Ответчика для списания денежных средств. Согласно действующего законодательства, Исполнителей лист государственного суда подлежит преимущественному исполнению банками.

КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ НЕОБЫЧНЫХ СДЕЛОК, подпадающих под 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (наиболее распространенные, выделены жирным шрифтом). 

3 возможность: Обеспечительные меры может принять государственный суд (с исполнительным листом)

По основаниям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и по правилам настоящей главы обеспечительные меры могут быть приняты арбитражным судом по заявлению стороны третейского разбирательства по месту нахождения третейского суда, либо по месту нахождения или месту жительства должника, либо месту нахождения имущества должника (ч. 3 ст. 90 АПК РФ и ч. 3 ст. 139 ГПК).

Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю (ч. 2 ст. 90 АПК РФ и ч. 2 ст. 139 ГПК РФ).

Какие Обеспечительные меры принимает государственный суд?

Мерами по обеспечению иска могут быть (ч.1 ст. 140 ГПК РФ):

1) наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц;

2) запрещение ответчику совершать определенные действия;

3) запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства;

1. Обеспечительными мерами могут быть (ст. 91 АПК РФ):

1) наложение ареста на денежные средства (в том числе денежные средства, которые будут поступать на банковский счет) или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц;

2) запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

3) возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;

4) передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу;

Какие документы надо собирать?

1) Заявление в Третейский суд АТСМ о принятии Обеспечительных мер составляется в порядке ст. 73 Регламента Третейского судьи Кравцова. Рассмотрение Ходатайства о принятии обеспечительных мер Третейским судом АТСМ, оплачивается арбитражным сбором в размере 100% арбитражного сбора по основному иску.

2) Заявление в государственный суд составляется в соответствии со ст. 92 АПК РФ.

3) К заявлению стороны третейского разбирательства об обеспечении иска в государственный суд, прилагаются заверенная председателем постоянно действующего третейского суда копия искового заявления, принятого к рассмотрению третейским судом, или нотариально удостоверенная копия такого заявления и заверенная надлежащим образом копия соглашения о третейском разбирательстве (ч. 5 ст. 92 АПК).

На что следует обратить внимание?

1) Обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию (ч. 2 ст. 91 АПК и ч. 2 ст. 140 ГПК).

2) Необходимо доказать намерение Ответчика не исполнять Арбитражное решение третейского суда (ч. 2 ст. 90 АПК РФ и ч. 2 ст. 139 ГПК РФ).

Для доказывания, следует:

а) При подаче иска в Третейский суд, заявить Ходатайство о принятии Обеспечительных мер Третейским судом, в виде «Запрета распоряжения денежными средствами на расчетном счете» или в виде «Обязания Ответчика внести денежные средства (соразмерные сумме иска) на депозитный счет Третейского суда АТСМ».

При неисполнении Ответчиком Постановления третейского суда АТСМ, заявить в Государственный суд: об уклонении от его исполнения в добровольном порядке. Тогда, Заявление о принятии Обеспечительных мер, следует подавать в Государственный суд, как сторона третейского разбирательства (ч. 3 ст. 90 АПК РФ и ч. 3 ст.

139 ГПК).

б) дождаться вынесения Арбитражного решения АТСМ и заявить в Государственный суд: об уклонении Ответчика от его исполнения в добровольном порядке. Тогда, Заявление о принятии Обеспечительных мер, следует подавать в Государственный суд при подаче Заявления о выдаче исполнительного листа на исполнение решения третейского суда.

Источник: http://a-tsm.ru/obespechenie_iska/

На следующей неделе адвокаты могут получить особый знак и новые стандарты оказания юрпомощи

Обеспечительные меры в третейском разбирательстве

Важная новелла нового АПК (ч.З ст.90) — государственный арбитражный суд вправе принять обеспечительные меры в отношении иска, который рассматривается в третейском суде. Она взаимосвязана с аналогичным положением ст.25 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» и ст.9 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже».

До недавнего времени судебная практика по данному вопросу была противоречивой и государственные суды оказывали содействие сторонам третейского разбирательства только путем выдачи исполнительных листов по актам третейских судов об обеспечении иска.

Практики удовлетворения обращений стороны третейского разбирательства непосредственно в государственный суд об обеспечении иска, рассматриваемого третейским судом, не было, по крайней мере, автору такая практика не известна. Однако и до нового АПК ст.

9 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» и регламенты многих третейских судов и международных коммерческих арбитражей предусматривали возможность обращения стороны арбитражного или третейского разбирательства в суд с просьбой о принятии мер по обеспечению иска.

При понимании данной новеллы важно отметить следующее.

Во-первых, параллельно с обеспечительными мерами, применяемыми государственными судами (императивный способ), сохраняется возможность использования диспозитивного способа обеспечения исковых требований, применяемого самим третейским судом. Данный способ предусмотрен в п.1, 2 ст.

26 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», ст.

17 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже», где говорится о том, что, если стороны не договорились об ином, третейский суд может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми. Здесь имеется в виду добровольное обеспечение, которое производится без применения мер принуждения. Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами.

По порядку принятия решений об обеспечении иска диспозитивным способом можно различать разрешение вопросов путем принятия определения, арбитражного решения, приказа или решения. В частности, положениями и регламентами ряда арбитражей предусмотрено такое право председателей соответствующих судов (п.

6 Положения о МКАС, п.4 Положения о МАК, ст.11 Регламента Третейского суда НАУФОР и т.д.). При рассмотрении дела арбитражем обеспечительные меры осуществляются путем принятия промежуточного решения или определения.

Исходя из частноправовой природы арбитража стороны арбитражного разбирательства вправе исполнить добровольно решение арбитража об обеспечении иска, т.е. воздержаться с этой целью от определенных действий (отчуждения ценныхбумаг, резервирования денежных средств на счете), которые необходимы для обеспечения иска.

При этом другая сторона также может обеспечить возможные убытки другой стороны путем, например, резервирования средств.

Юридическую силу промежуточное решение третейского суда либо постановление председателей МКАС или МАК об обеспечении иска приобретало только после выдачи по нему исполнительного листа на основании определения государственного суда. Если в отношении обеспечительных мер председателей МКАС и МАК таких проблем, судя по известной практике, не было, то промежуточные решения третейских судов вызывали разное отношение в судебной практике.

Во-вторых, обеспечительные меры для содействия третейскому разбирательству применяются только в отношении иска, который уже принят к рассмотрению третейским судом, что следует из смысла ч.5 ст.92 АПК. В отношении третейского разбирательства не могут применяться предварительные обеспечительные меры (ст.99 АПК) до возбуждения дела в третейском суде.

В-третьих, возникает вопрос о том, в отношении каких третейских судов возможно применение таких обеспечительных мер. На наш взгляд, бесспорна возможность обращения за мерами обеспечения иска от стороны третейского разбирательства в том случае, когда третейский суд образован в соответствии с Федеральным законом «О третейском суде в Российской Федерации».

Кроме того, такое обращение возможно и от стороны арбитражного разбирательства международного коммерческого арбитража, образованного на территории Российской Федерации, в соответствии со ст.9 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже».

Сложнее дать ответ на вопрос, вправе ли обратиться за обеспечительными мерами сторона арбитражного разбирательства, происходящего за рубежом, в отношении имущества должника, находящегося на территории Российской Федерации.

Было бы позитивным такое толкование данного вопроса, которое бы допускало обращение сторон международного коммерческого арбитража, образованного за рубежом, за применением обеспечительных мер в отношении имущества и денежных средств другой стороны, находящейся на территории Российской Федерации.

В-четвертых, обеспечительные меры могут применяться не только в период собственно третейского разбирательства, но и во время рассмотрения заявления о признании и принудительном исполнении решения третейского суда и международного коммерческого арбитража, в период отложения рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение. Данное правило следует из ч.5 ст.238 АПК, п.2 ст.36 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже».

Источник: http://lawtoday.ru/razdel/biblo/arbit-proces/132.php

Полномочия третейского суда в вопросе принятия обеспечительных мер

Обеспечительные меры в третейском разбирательстве

  • 1. Если соглашением сторон не предусмотрено иное, третейский суд по ходатайству любой стороны может распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер, которые он считает необходимыми.
  • 2.

    Незамедлительно после вынесения определения о применении обеспечительной меры третейский суд уведомляет стороны о заявленном ходатайстве о применении обеспечительной меры и вынесении определения о применении данной меры, одновременно предоставляя стороне, в отношении которой принимается данное определение, возможность изложить свою позицию, и незамедлительно принимает решение по любому возражению этой стороны против вынесения определения о применении обеспечительной меры.

  • 3. Третейский суд может изменить, приостановить или отменить предписанную им обеспечительную меру по заявлению любой из сторон или, в исключительных случаях и после предварительного уведомления сторон, по собственной инициативе.
  • 4. Сторона, ходатайствующая о применении обеспечительной меры, несет ответственность за причиненные ими любой стороне издержки и убытки, если третейский суд установит, что применение данной меры было излишним.

Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с обеспечительной мерой и присудить возмещение издержек и убытков в любой момент разбирательства.

5. Вынесенная третейским судом обеспечительная мера имеет обязательную силу для сторон спора и может быть исполнена ими в добровольном порядке либо в принудительном порядке путем обращения к компетентному суду в порядке, предусмотренном процессуальным законом государства.

Признание и приведение в исполнение определения третейского суда о применении обеспечительной меры посредством обращения к компетентному суду возможно в случае отказа или уклонения стороны, против которой вынесено решение о применении обеспечительной меры, от добровольного исполнения предписания третейского суда.

6. Ходатайство о применении обеспечительной меры может быть также подано стороной в компетентный государственный суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством государства.

Обращение стороны в компетентный государственный суд с заявлением об обеспечении иска и принятие этим судом обеспечительной меры не могут рассматриваться как несовместимые с соглашением о передаче спора в третейский суд или как отказ от такого соглашения.

Сторона, ходатайствующая о применении обеспечительной меры путем обращения в компетентный государственный суд, должна уведомить об этом третейский суд.

  • 1. Третейский суд по просьбе любой из сторон третейского разбирательства вправе распорядиться о принятии другой стороной спорного правоотношения обеспечительных мер в отношении предмета спора. При этом третейский суд самостоятельно определяет подлежащие применению обеспечительные меры. Следует учитывать, что третейский суд, являясь негосударственным юрисдикционным органом, не обладает публичными распорядительными правами, вследствие чего рассматриваемое его правомочие является, скорее, предложением одной из сторон спорного правоотношения не совершать на добровольной основе каких-либо действий в отношении предмета спора. Никаких негативных последствий несоблюдения подобного предписания третейского суда действующее законодательство не предусматривает.
  • 2. Сразу после вынесения определения о применении обеспечительной меры третейский суд информирует стороны спорного правоотношения о поступлении соответствующего ходатайства и результатах его рассмотрения. Кроме того, третейский суд предоставляет стороне, в отношении которой им применена обеспечительная мера, возможность изложить свою точку зрения по данному вопросу. Третейский суд обязан отреагировать на любое возражение стороны спорного правоотношения, против которой введена обеспечительная мера.
  • 3. После вынесения определения о применении обеспечительной меры третейский суд по заявлению любой из сторон третейского разбирательства правомочен:
  • 1) изменить ее;
  • 2) приостановить ее;
  • 3) отменить ее.

Указанные правомочия могут быть реализованы третейским судом и по собственной инициативе, притом что изменить, приостановить или отменить избранную обеспечительную меру третейский суд по собственной инициативе может лишь в исключительных случаях и только после предварительного уведомления спорящих сторон о своих намерениях.

4. Сторона спорного правоотношения, инициировавшая применение обеспечительной меры, может быть подвергнута ответственности, если третейским судом будет установлено, что применение испрашиваемой ей обеспечительной меры было излишним и от этого противоположная сторона понесла убытки и издержки.

В связи с этим третейский суд может, распорядившись о принятии одной из сторон рассматриваемого спорного правоотношения обеспечительных мер, потребовать предоставления надлежащего встречно обеспечения. Данное правомочие обусловлено тем, что только таким образом можно минимизировать негативные последствия в случае необоснованного заявления стороной о применении обеспечения иска.

Получив встречное обеспечение, третейский суд в любой момент третейского разбирательства при наличии к тому оснований может присудить возмещение издержек и убытков, явившихся следствием излишнего применения обеспечительной меры.

5. Вынесенная третейским судом обеспечительная мера должна быть исполнена сторонами спорного правоотношения в добровольном порядке, так как имеет для них обязательную силу.

В случае неисполнения в добровольном порядке принятой третейским судом обеспечительной меры у заинтересованной стороны третейского разбирательства в соответствии с комментируемой нормой возникает право на обращение в компетентный государственный суд с соответствующим заявлением. Порядок подобного обращения регламентируется национальным цивилистическим процессуальным законодательством.

Модельный закон в комментируемом пункте подразумевает, что в данной ситуации компетентный государственный суд при наличии к тому достаточных оснований признает и приведет в исполнение определение третейского суда о применении обеспечительной меры.

Аналогичное положение закреплено в ст. 17 Закона Республики Армения от 22 января 2007 г. № ЗР-55 «О коммерческом арбитраже», в ст. 17 Закона Республики Молдова от 22 февраля 2008 г. № 24 «О международном коммерческом арбитраже», в ст.

25 Закона Туркменистана от 16 августа 2014 г. № 101-V «О международном коммерческом арбитраже» и в ст. 32 Закона Республики Узбекистан от 16 октября 2006 г. № ЗРУ-64 «О третейских судах».

В других национальных законах стран СНГ о третейский судах применен, на наш взгляд, более верный подход: обеспечительные меры, принятые третейским судом, могут быть исполнены исключительно на добровольной основе; в случае необходимости в принудительном обеспечении иска заинтересованная сторона третейского разбирательства обращается непосредственно в компетентный государственный суд.

6. Комментируемый пункт предусматривает ситуацию, когда у стороны третейского разбирательства возникает необходимость в применении принудительных мер по обеспечению иска. В этом случае она имеет право обратиться с соответствующим заявлением в компетентный государственный суд.

В силу императивного предписания модельного закона подобное обращение заинтересованной стороны третейского разбирательства в компетентный государственный суд не может рассматриваться в качестве несовместимого или противоречащего соглашению сторон о передаче спорного правоотношения на рассмотрение и разрешение третейского суда.

Обращение заинтересованной стороны третейского разбирательства в компетентный государственный суд с заявлением об обеспечении иска, рассматриваемого третейским судом, также не свидетельствует о ее отказе от достигнутого соглашения о передаче спора в третейский суд.

Компетентный государственный суд в подобной ситуации не подменяет третейский суд, а лишь оказывает ему содействие в совершении несвойственный третейским судам публичных действий распорядительного характера.

О своем обращении в компетентный государственный суд с заявлением об обеспечении иска заинтересованная сторона третейского разбирательства должна поставить в известность третейский суд.

Источник: https://studme.org/217129/pravo/polnomochiya_treteyskogo_suda_voprose_prinyatiya_obespechitelnyh

Личный юрист
Добавить комментарий