Одним из полномочий внешнего управляющего является

Внешний управляющий в процедуре несостоятельности предприятия

Одним из полномочий внешнего управляющего является

При проведении процедуры банкротства юридического лица, если есть вероятность вернуть предприятию состояние платежеспособности, одним из шагов является привлечение внешнего управляющего. Насколько широк круг его полномочий, какова роль и функции?

Порядок назначения

Привлечение со стороны арбитражного руководителя предприятия в такой сложный момент, когда на кону стоит само существование фирмы, должен быть действительно очень грамотным, причем не столько в отношении технологии производственных процессов, а и в юриспруденции, экономике, менеджменте.

Процедура назначения внешнего управляющего начинается после внедрения внешнего управления предприятия и регламентируется ст. 45 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Арбитражный суд извещает СРО внешних управляющих и требует предоставить информацию о лице, желающем получить должность временного руководителя разорившейся фирмы.

Но одного желания мало, каждый из кандидатов на это место должен обладать рядом качеств, регламентированных арбитражным судом:

• гражданство РФ;

• членство в СРО арбитражных управляющих;

• высшее образование;

• опыт работы на руководящих должностях;

• наличие стажировки в роли внешнего руководителя фирмы-банкрота;

• отсутствие судимостей и запрета на работу в должности руководителя.

В течение 2-7 дней с даты признания арбитражным судом предприятия банкротом, сама разорившаяся фирма и местные власти обязаны определиться со степенью и формой допуска к гос. тайне главы фирмы-должника и предоставить эти сведения в арбитражный суд и СРО. Только получив информацию о наличии тайны и степени ее секретности, члены СРО вправе коллегиально решить, кто именно достоин стать временным начальником в фирме-банкроте, и сообщить о своем выборе в арбитражный суд.

В п. 5 ст. 45 указано, что арбитражный суд, рассмотрев кандидатуру, может ее утвердить на должность внешнего управляющего, или же отказать.

При отказе СРО арбитражных управляющих должно предоставить иную кандидатуру, а если никто желания не изъявил или нет подходящего специалиста, СРО об этом должно поставить арбитражный суд в известность, после чего суд вынужден отложить вопрос о назначении внешнего управляющего на 30 дней.

Теперь сам должник и иные участники процесса о банкротстве юридического лица имеют возможность заявить о назначении внешнего руководителя из иной СРО. При отсутствии поступления ходатайств или в случае отсутствия кандидатуры, суд примет предложения от иных лиц.

Полномочия внешнего управления

Срок передачи всей документации, основных и временных фондов (по результатам инвентаризации), а также иных атрибутов власти внешнему управляющему составляет от 3-х дней до недели. Входить в курс дела внешний управляющий должен уже с даты введения внешнего управления, так как именно с этого времени полномочия его расширяются до таких пределов:

  • уволить прежнее руководство или трудоустроить его (возможен перевод);
  • органы управления предприятия и владельца имущества сдают свои полномочия и передают его в руки главы, пришедшего извне;
  • все те меры, которые ранее были предприняты с целью удовлетворения требований кредиторов, упраздняются;
  • аресты на все, что принадлежало должнику, отменяются (за исключением наложенных в рамках дела о банкротстве);
  • платежные обязательства в отношении кредиторов лишаются приоритетности;
  • обязательные платежи, как и требования кредиторов, подлежат взыскания в специальном порядке.

Полномочия внешнего управляющего позволяют ему запретить истребование кредитов, пока положение не стабилизируется.

Права и обязанности внешнего управляющего

Права и обязанности внешнего управляющего, назначенного арбитражным судом, регламентированы ст. 99 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ. В частности, п. 1 конкретизирует права, которые позволяют:

  • действовать в соответствии с планом внешнего управления, в том числе и в части распоряжения имуществом фирмы;
  • заключать мировые соглашения;
  • отказывать в исполнении договорных обязательств должником (ст. 102);
  • обращаться в арбитражный суд с исками и заявлениями относительно признания сделок недействительными, если должник заключил их в нарушение закона №127-ФЗ, а также требовать возмещения убытков, полученных в результате действий или, наоборот, бездействия членов управления должника и пр. лицами, пользовавшимися учредительными бумагами банкротящегося предприятия, и т.п.

Что касается обязанностей, то внешний управляющий должен принять имущество фирмы-задолжника, провести инвентаризацию, проанализировать деятельность и обнаружить недостатки в прежней системе руководства предприятия, приведшие к такому печальному итогу. В 3-дневный срок с момента окончания инвентаризации всего имущества, числящегося за должником, глава должен подать информацию о проделанной переписи в ЕФРСоБ. Также глава фирмы обязан:

  • составить план действий и подготовить его для одобрения собранием кредиторов;
  • проводить все виды учетов, вести отчетность;
  • заниматься уменьшением долгов;
  • составить перечень требований кредиторов;
  • постоянно докладывать комитету кредиторов о ходе выполнения мероприятий по оздоровлению предприятия и о достигнутых результатах;
  • предоставлять отчеты кредиторам по итогам внедрения программы внешнего управления, и пр.

Все должно работать на положительный результат, для чего нужен четкий и конкретный план.

Составление плана

В ст. 106 Закона №127-ФЗ конкретизирован срок, на протяжении которого назначенный арбитражным судом внешний управляющий должен подготовить план действий, и этот срок не может превысить 1 мес.

с момента утверждения на должности.

цель мероприятий внешнего управления – снова сделать фирму платежеспособной, то есть рассчитаться с долгами, что возможно в случае признания отсутствия признаков банкротства.

Собрание или комитет кредиторов вправе в любой момент пожелать предоставления отчета о ходе выполнения разработанного плана внешним управляющим.

Отчет внешнего управляющего

Отчеты в процессе восстановления платежеспособности фирмы носят скорее информативный характер, отражающий наличие позитивных сдвигов.

В случае, когда деятельность пришлого руководителя подходит к концу по истечению срока, отпущенного для попытки реанимировать компанию, или при досрочном сложении полномочий, отчет внешнего управляющего должен составляться в соответствии со ст. 90 Закона №127-ФЗ.

По требованиям этого законодательного документа, отчет должен быть готов к рассмотрению собранием кредиторов не позже, чем за 15 дней до даты прекращения деятельности внешнего арбитражного управленца. В отчете необходимо отразить такие цифры:

  • баланс на последнее 1-е число месяца, предшествующего отчетному;
  • итоги прибылей и убытков;
  • наличие на счетах должника средств, которые могут быть перечислены кредиторам в счет погашения задолженностей;
  • сводку оставшихся непогашенными долгов кредиторам и пр.

Важно, чтобы к отчету прилагался перечень оставшихся требований кредиторов. Так как назначенный арбитражным судом руководитель закончил свою работу, то он на основании достигнутых результатов, подтвержденных бухгалтерскими данными, должен приложить к отчету свои предложения о дальнейшей судьбе фирмы. Эти предложения могут содержать один из вариантов:

  • на основании восстановления платежеспособности предприятия прекратить внешнее управление за ненадобностью;
  • заключение мирового соглашения;
  • вследствие невозможности восстановить положительный баланс фирмы, признать ее банкротом и ввести конкурсное производство.

В Законе №127-ФЗ приглашенному внешнему управляющему отводится срок в 18 месяцев, и есть возможность один раз пролонгировать его еще на 6 мес. Если внешнее управление ожидаемых результатов на протяжении этого периода не принесло, то придется принимать решение перехода к стадии конкурсного производства.

Вознаграждение

Грамотный высококвалифицированный внешний управляющий, должен получать за свою работу вознаграждение, размер и источник которого регламентируется ст. 20.6 Закона №127-ФЗ. Именно для внешнего управляющего фиксированная сумма предусмотрена в размере 45 тыс. руб. в месяц.

В зависимости от сложности ситуации, собрание кредиторов вправе эту сумму увеличить. Кроме фиксированных выплат, арбитражный директор может рассчитывать на допоплнительное поощрение, которое может быть установлено в таких размерах (п. 12 ст. 20.6):

  • 3% от прироста суммы чистых активов спасаемого предприятия (если фирма будет признана банкротом, и назначат процедуру конкурсного производства);
  • 8% от суммы средств, которые сможет отдать фирма кредиторам (если дело о банкротстве закроют).

Проценты выплатят по окончанию срока полномочий внешнего руководителя, в случае, если результаты работы позволят это.

Разница между внешним управляющим и конкурсным

Внешний управляющий назначается для того, чтобы попытаться вытащить предприятие из долговой ямы в состоянии, когда дело о банкротстве только открыто, и фирма еще может быть восстановлена с плюсовым балансом, после чего арбитражный управленец считается выполнившим свою миссию, а фирма может продолжать функционировать. Если же ему не удалось возродить предприятие — долги не погашены, баланс отрицательный, то по истечению 18 мес. предприятие все-таки объявят банкротом.

Конкурсный руководитель приходит на предприятие уже после признания юридического лица банкротом. Деятельность этого должностного лица подчинена требованиям ст. 127 Закона №127-ФЗ, его функции и задачи кардинально отличны от тех, которые вменяются при внешнем управлении.

Банкротство предприятия не может быть признано в одночасье, законом предпринимаются различные меры и процедуры с целью восстановить платежеспособность компании. Среди таких мер есть и внешнее управление, когда назначенный арбитражным судом руководитель получает возможность избежать признания фирмы банкротом.

Источник: https://bankrotstvo-lite.ru/arbitrazhni-upravlyaucshi/vneshnij/

Внешнее управление как способ выхода из кризисного положения

Одним из полномочий внешнего управляющего является
Самодуров А.А., Вязанкина Е.А. «Стратегии бизнеса», №1 за 2018 год

В настоящее время в российской экономике сложилась ситуация, когда многим фирмам становится трудно занять свою нишу на рынке. Продолжающийся кризис в стране накладывает свой отпечаток и на деятельности предприятий.

Данная тема является актуальной, поскольку многие фирмы закрываются из-за неспособности конкурировать, т.к. рынок сбыта переполнен аналогичными товарами и, как следствие, у таких фирм образуются огромные долги, и они уже не способны расплачиваться по своим кредитным обязательствам, тогда для них наступает период банкротства.

В российском законодательстве банкротство, или несостоятельность, определяется как неспособность должника, признанная арбитражным судом, в полном объеме удовлетворить требования кредитов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 3 месяцев после истечения установленного срока. Другими словами, банкротство наступает тогда, когда организация не способна выплатить кредитную задолженность в течение заданного срока.

Факторов, приводящих предприятие в статус банкрота, множество. Их можно подразделить на внутренние и внешние.

К внутренним относят те факторы, которые зависят от деятельности предприятия, к ним можно отнести:

  • низкая квалификация персонала,
  • несовершенная организационная структура,
  • просчеты в инвестиционной политике и в области снабжения,
  • нерациональное использование денежных средств,
  • низкий уровень контроля над финансовыми операциями и др.

К внешним относятся те факторы, которые не связаны с ее деятельностью, такие как:

  • усиление конкуренции в отрасли;
  • снижение покупательской способности населения;
  • нестабильный уровень инфляции в стране;
  • повышение налогов, невостребованность товара на рынке и т.д.

Мировая практика показывает, что угроза банкротства от внутренних факторов составляет 70-75%, а от внешних — 25-30%. Банкротство российских предприятий, по статистке арбитражных судов, гласит, что угроза несостоятельности от внешних и внутренних факторов примерно одинаковы, т.е. составляют 50%.

В процедуре банкротства внешнее управление занимает третью ступень, и применяется она к должнику для восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению фирмой внешнему управляющему. Эта процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов и длится не более 18 месяцев, однако она может быть продлена на срок до 6 месяцев.

Стоит отметить, что внешнее управление распространяется только на юридических лиц или фермерские хозяйства.

Внешнее управление регулируется гл. 6 Федерального закона № 127 [1]. В ней рассматриваются его основные положения, а также полномочия внешнего управляющего.

Также этот закон приводит ряд требований и мероприятий по восстановлению платежеспособности, однако он не является исчерпывающим, поэтому непредусмотренные моменты могут быть внесены в план внешнего управления в соответствии с целесообразностью, определяемой внешним управляющим. Так, например, могут быть введены мероприятия по реструктурированию предприятия, закрытие нерентабельного производства, открытие новых производств, модернизация оборудования и переквалификация работников, освоение новых технологий и закупка нового оборудования.

Внешним управляющим может стать только квалифицированный специалист, он обязан иметь высшее юридическое или экономическое образование, также он должен пройти специальное обучение на курсах подготовки внешних управляющих для получения профессиональных знаний о несостоятельности. После освоения программы и успешной сдачи квалификационного экзамена кандидату выдается свидетельство -документ, подтверждающий наличие специальных знаний о несостоятельности.

К особенностям внешнего управления можно отнести создание на предприятии определенных экономически-правовых условий, к ним можно отнести следующее:

  • действующие руководители приостанавливают свои полномочия, т.е. они не могут контролировать и управлять фирмой в этот период;
  • передача управления фирмой внешнему управляющему по решению суда;
  • в фирме вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов;
  • управляющий вправе отменить действие невыгодных сделок, которые еще не исполнены договором;
  • внешний управляющий вправе совершать крупные сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов.

Под крупными сделками понимаются сделки или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более чем десять процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения такой сделки.

Внешнему управляющему необходимо составить план по восстановлению платежеспособности должника, т.е. разработать конкретные мероприятия, в течение месяца с момента утверждения его арбитражным судом, а также представить его собранию кредиторов.

При составлении плана управляющему стоит учитывать географическое положение фирмы, ее сферу деятельности, число конкурентов в данном секторе, размер долговых обязательств, объем производства и т.д.

План должен быть разработан таким образом, чтобы по истечении срока внешнего управления у должника не должно быть ни рубля долга, а также наличие минимальных средств для продолжения работы предприятия. Поэтому стоит провести анализ работы фирмы за последнее время, по максимуму учесть все возможные сложности, которые могут появиться во время внешнего управления.

Также в плане должен быть указан срок восстановления платежеспособности должника. Следовательно, при правильном составлении плана фирма-должник выйдет из кризисного положения.

По требованию собрания кредиторов или комитета кредиторов внешний управляющий должен предоставлять им отчет о ходе внешнего управления и реализации плана внешнего управления.

Окончанием процедуры внешнего управления является отчет о проведенных мероприятиях, который представляется собранию кредиторов и в последующем передается в арбитражный суд.

Для более полного представления процедуры внешнего управления автор предлагает рассмотреть его преимущества и недостатки.

Таблица 1 Преимущества и недостатки внешнего управления.

Из таблицы видно, что преимуществ внешнего управления больше, чем недостатков. Однако, чтобы добиться положительного результата, внешний управляющий должен обладать специальными знаниями, быть заинтересованным в улучшении экономического положения предприятия.

Если рассматривать внешнее управление со стороны кредитора, то при грамотном составлении плана внешним управляющим у кредитора появляется неплохой шанс возврата своих денежных средств, однако на практике это не всегда удается.

Стоит отметить, что кредиторы могут предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления.

Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов.

Внешний управляющий обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о получении требований кредитора.

Для фирмы-должника представлен целый спектр преимуществ от внешнего управления.

Во-первых, это восстановление работоспособности предприятия. Человек с новым взглядом на ситуацию, с еще не исчерпавшимся запасом идей готов предложить несколько способов выведения предприятия из кризисного положения и реализовать один из них на практике. Это позволит не только расплатиться по своим денежным обязательствам, но и запустить рабочий «механизм» заново.

Во-вторых, одним из преимуществ внешнего управления является мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Он подразумевает приостановление должником выполнения своих денежных и имущественных обязательств перед кредиторами и в части налоговых платежей.

Мораторий на требования кредиторов действует только по тем обязательствам, сроки по которым наступили до начала реабилитационной процедуры. Однако данное ограничение не распространяется на долги по зарплате, авторским гонорарам, алиментам.

Таким образом, мораторий позволяет управляющему спокойно вывести компанию из кризисного состояния.

В-третьих, это реструктурирование предприятия. Здесь подразумевается возможность изменения организационной структуры, реорганизация некоторых департаментов, увольнение сотрудников, тянущих предприятие на «дно». Это позволит избежать лишних затрат, а также покрытие некоторых долгов.

При правильной постановке задачи внешний управляющий сможет найти оптимальные решения в сложившейся ситуации. Это позволит фирме не только расплатиться со своими долгами, но и выйти на новый уровень, повысить конкурентоспособность.

Однако у внешнего управления есть свои недостатки. Внешний управляющий не знает всех особенностей предприятия, полностью ее истории, а также как она «вела» себя в определенный период времени. В этом случае внешнему управляющему также приходится действовать интуитивно, и такие принятые решения не всегда оказываются верными.

Одним из недостатков является отсутствие 100%-ной гарантии возврата всех долгов и восстановления предприятия. Это может зависеть и от размера долгов, числа кредиторов, запущенности ситуации, а также от профессионализма самого внешнего управляющего.

Для анализа результативности внешнего управления автор предлагает рассмотреть статистику дел, в которых проводилось внешнее управление в 2016 году.

Таблица 2 Статистика дел, по которым проводится внешнее управление, представлена за 2016 г. [3;4].

Из данной таблицы видно, что в 2016 году внешнее управление проходило в 865 фирмах-должниках. Из них лишь в 380 случаях было принято решение.

Таким образом, результативность внешнего управления составляет почти 44%, это удовлетворительный результат, однако это не всегда говорит о плохом и медленном внешнем управлении, здесь немаловажным является количество новых заявлений о признании фирмы несостоятельной (банкротом).

Для сравнения и более точного представления ситуации во внешнем управлении в России автор также предлагает проанализировать статистику дел в 2017 году.

Таблица 3 Статистика дел, по которым проводится внешнее управление, представлена за 6 месяцев 2017 г. [3;4].

Данная таблица показывает результаты внешнего управления. За 6 месяцев 2017 г. принято 166 решений, что составляет всего 25% из общего числа дел (659 дел).

Если сравнить данные за весь 2016 год и 6 месяцев 2017 года, то можно отметить положительную тенденцию во внешнем управлении.

Например, это остаток дел на конец отчетного периода: в 2016-м — 485 дел, в то время как в 2017-м за полгода этот показатель составляет уже 493, поэтому можно ожидать более положительного исхода дел во второй половине 2017 года.

Для анализа эффективности процедуры внешнего управления автор предлагает рассмотреть причины принятых решений по результатам внешнего управления в делах о банкротстве. Для анализа результативности внешнего управления автор предлагает рассмотреть статистику дел, в которых проводилось внешнее управление в 2016 году.

Таблица 4 Результаты проведения внешнего управления за 6 месяцев 2017 г. [3;4].

Данная таблица показывает, что положительный результат внешнего управления занимает чуть больше 20%. Это говорит о несовершенстве внешнего управления, поскольку одним из его преимуществ, как отмечалось выше, является восстановление работоспособности предприятия, но и также недостатком является отсутствие 100%-ной гарантии его восстановления.

Таблица 5 Причины прекращения производства по делу за 6 месяцев 2017 г. [3;4].

Из данной таблице видно, что из всех принятых решений о прекращении дела (35 дел) за 6 месяцев 2017 года мировое соглашение составляет более 77%, это свидетельствует о грамотном внешнем управлении, которое позволило расплатиться с кредиторами.

Таким образом, результативность внешнего управления зависит от [2]:

  • количества кредиторов и размера долговых обязательств фирмы должника;
  • длительности процедуры банкротства;
  • сферы деятельности, а также географического расположенияпредприятия;
  • привлечения руководства должника к административной или уголовной ответственности в связи с противоправными действиями;
  • полноты мер, предпринятых внешним управляющим при создании плана и его реализации;
  • взыскания внешним управляющим дебиторской задолженности с контрагентов должника.

На данный момент очень много предприятий сталкиваются с трудностями, об этом свидетельствует статистика внешнего управления.

В России, к сожалению, нельзя сказать, что внешнее управление находится на достойном уровне, поскольку число положительных исходов в период внешнего управления мало. Отчасти это связано как раз с экономической ситуацией в стране. Необходимо изучение международного опыта внешнего управления, а также адаптирование его к российской экономике.

Таким образом, для наиболее эффективной реализации внешнего управления внешнему управляющему необходимо производить мероприятия по устранению долговых обязательств фирмы-должника, усовершенствовать товар, внедрять технологии ноу-хау. Следует производить мониторинг рынка, это позволит изучить конкурентов. Грамотное составление плана и определение приоритетов позволит обеспечить достойный уровень конкурентоспособности.

Список литературы

Источник: https://www.cfin.ru/anticrisis/macroeconomics/government_program/external_management_as_way_out.shtml

Права работников в случае банкротства предприятия

Одним из полномочий внешнего управляющего является

16.05.2018

Наиболее уязвимыми кредиторами в процедуре банкротства являются работники предприятия, в том числе и бывшие. Вопрос невыплаты заработной платы в таких организациях становится одним из первостепенных для арбитражных управляющих, назначаемых судом для ведения банкротства должника.

В зависимости от введенной судом процедуры банкротства (наблюдение, конкурсное производство, внешнее управление, реструктуризация долгов гражданина) обязанности и полномочия арбитражного управляющего могут отличаться.

Процедуры банкротства

Если суд ввел процедуру банкротства — наблюдение. Данная процедура вводится в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, выявления кредиторской задолженности. Руководитель организации при этом продолжает осуществлять свои полномочия, соответственно, обязанность по выплате заработной платы лежит на нем.

Процедура банкротства — внешнее управление. Вводится судом крайне редко и исключительно на основании решения собрания кредиторов. Применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

С даты введения внешнего управления полномочия руководителя прекращаются, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Обязанность выплаты заработной платы лежит на арбитражном управляющем.

Процедура банкротства — конкурсное производство. Данная процедура банкротства вводится в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства полномочия руководителя должника прекращаются.

В обязанности конкурсного управляющего входит выявление, формирование и реализация конкурсной массы должника. Обязанность выплаты заработной платы лежит на конкурсном управляющем.

Виды задолженности

При банкротстве предприятий задолженность по заработной плате перед работниками должника подразделяется на два вида: текущая (задолженность, образовавшаяся до введения процедуры банкротства) и реестровая (задолженность, образовавшаяся после введения процедуры банкротства).

Требования кредиторов должника могут быть погашены арбитражным управляющим после проведения целого комплекса мероприятий по формированию конкурсной массы должника: поиск, выявление, возврат имущества должника, инвентаризация и оценка имущества, оспаривание сделок, привлечение к субсидиарной ответственности руководителя, взыскание дебиторской задолженности, а также реализация имущества должника.

Погашение требований кредиторов удовлетворяется в порядке очередности.

Это означает, что арбитражный управляющий приступает к погашению реестровой задолженности по заработной плате, включенной в реестр требований кредиторов второй очереди, только после погашения всей текущей задолженности и первоочередных требований кредиторов (ст.134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Денежные средства должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди распределяются между кредиторами включенными в реестр требований пропорционально суммам задолженности перед ними.

Конкурсный управляющий самостоятельно включает в реестр задолженность перед работниками по заработной плате без какого-либо судебного решения (ст.16 Закона о банкротстве).

В качестве дополнительной гарантии защиты прав бывшего работника, в случае невыплаты должником заработной платы может являться обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы.

Положительный судебный акт послужит гарантией при расчете должника с кредиторами.

Собрания работников – важный этап

В целях защиты прав и гарантий работников (бывших работников) предприятия-банкрота Законом о банкротстве на арбитражного управляющего возложена обязанность по организации и проведению собрания работников (бывших работников). Целью таких собраний является избрание представителя работников должника.

Представитель работников – лицо, уполномоченное для представления законных интересов работников, в том числе и бывших, при проведении процедуры банкротства. Он вправе участвовать в суде по делу о банкротстве предприятия – банкрота, в собраниях кредиторов должника (без права голоса). Он имеет беспрепятственный доступ ко всем документам о проведении процедуры банкротства.

Представитель работников должника, как участник арбитражного процесса по делу о банкротстве, имеет право обжаловать в судебном порядке действия арбитражного управляющего, решения собрания кредиторов и комитета кредиторов, в том числе связанных с очередностью, составом и размером требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовым договорам.

В нашей республике сложилась такая практика, что когда арбитражный управляющий созывает собрание работников (бывших работников), в большинстве случаев эти собрания признаются несостоявшимися по причине отсутствия кворума.

В случае проведения собрания в очной форме работники просто не принимают в нём участие, а в случае заочного ания — не направляют заполненные бюллетени по повестке собрания кредиторов. То есть цель проведения собрания работников не достигается — представитель работников не избран.

В соответствии с Законом о банкротстве арбитражный управляющий вынужден созывать вновь и вновь такие собрания, и результат все тот же — отрицательный. Что это означает? Расходуются деньги из конкурсной массы должника, и интересы работников в собрании кредиторов никто не представляет.

Чтобы этого избежать, Управление Росреестра по Чувашской Республике рекомендует серьезно и внимательно относится к своим правам, а также документам, которые направляет арбитражный управляющий в ваш адрес. Если вы получили информацию о проведении собрания, примите в нем самое активное участие, чтобы получить положенные денежные средства.

Источник: https://rosreestr.ru/site/press/news/prava-rabotnikov-v-sluchae-bankrotstva-predpriyatiya/?sphrase_id=10133883

Реализация прав работников на оплату труда (в случаях банкротства работодателей)

Одним из полномочий внешнего управляющего является

Реализация прав работников (бывших работников) в процедурах банкротства организаций Красноярского края

         Введение той или иной процедуры банкротства в отношении организации всегда свидетельствует о том, что она находится в трудном финансовом положении и, возможно, уже не в состоянии осуществлять свою экономическую деятельность надлежащим образом.

         Вместе с тем, действующее законодательство РФ построено таким образом, чтобы, несмотря на возникшие трудности и даже возможную ликвидацию организации, обеспечить максимальное соблюдение прав и законных интересов действующих и бывших работников организации.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Законодательная база

                Центральным актом, который регулирует отношения в сфере банкротства, является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

         В свободном доступе для ознакомления данный закон размещен в сети «Интернет» на следующих сайтах:

         — http://www.consultant.ru

         — http://www.garant.ru

         Его положения развиваются многими специализированными подзаконными актами, а особенности применения отражены в Постановлениях Пленумов Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ.

2. Сущность института банкротства

Банкротство это неспособность организации (должника) в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (абз. 2 ст. 2 Закона о банкротстве).

Для выхода из этой проблемной ситуации с наименьшими потерями Закон о банкротстве предусматривает ряд процедур, которые будут рассмотрены далее.

Для ведения данных процедур банкротства арбитражным судом утверждается специальный субъект профессиональной экономической деятельности – арбитражный управляющий, который в зависимости от вида процедуры банкротства выступает в качестве временного, финансового, внешнего или конкурсного управляющего. Особенности статуса арбитражного управляющего на различных процедурах банкротства также будут рассмотрены далее.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА И СТАТУСЕ РАБОТНИКОВ (БЫВШИХ РАБОТНИКОВ) ОРГАНИЗАЦИИ-БАНКРОТА

         Сведения о введении в отношении организации процедуры банкротства, а также все остальные сведения, касательно хода указанной процедуры, размещаются в свободном доступе:

         — в картотеке арбитражных дел в сети «Интернет» (http://kad.arbitr.ru) (необходимо воспользоваться поиском по номеру дела о банкротстве (например, А33-15189/2015), либо по наименованию ответчика – организации-банкрота (например, ООО Кондитер);

         — в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в сети «Интернет» (http://bankrot.fedresurs.ru) в разделе «Поиск должников»;

         — в газете «Коммерсантъ» в сети «Интернет» (http://kommersant.ru) в разделе «Объявления о несостоятельности».

В соответствии с Законом о банкротстве предусмотрены следующие процедуры банкротства:

         — наблюдение;

         — финансовое оздоровление;

         — внешнее управление;

         — конкурсное производство;

         — мировое соглашение.

         На сегодняшний день большинство организаций-банкротов проходит только такие процедуры как наблюдение и конкурсное производство. Реже вводится внешнее управление. Финансовое оздоровление фактически не применятся на территории РФ в целом и Красноярского края в частности. Мировое соглашение относится к процедурам банкротства лишь условно и также не получило широкого распространения.

         Таким образом, далее будут рассмотрены такие процедуры банкротства как наблюдение, конкурсное производство и внешнее управление, в том числе в силу того, что каждая из указанных процедур обладает своими особенностями, которые напрямую влияют на способы реализации работниками своих прав.

1. Процедура наблюдения

Наблюдение – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (абз. 13 ст. 2 Закона о банкротстве).

Наблюдение является первой процедурой банкротства, которая может завершиться как ее прекращением, так и введением последующих процедур, в том числе процедуры внешнего управления или конкурсного производства.

Процедуру наблюдения проводит временный управляющий.

С точки зрения реализации прав работников организации процедура наблюдения обладает следующими особенностями.

         Во-первых, при введении процедуры наблюдения организация продолжает свою обычную хозяйственную деятельность за исключением некоторых последствий, предусмотренных Законом о банкротстве (ст. 63, 64 Закона о банкротстве).

         Введение процедуры наблюдения не является само по себе основанием для приостановления выплаты заработной платы работникам, а также для увольнения работников должника по такой статье Трудового кодекса РФ как ликвидация организации.

         Во-вторых, введение процедуры наблюдения не является основанием для отстранения действующего руководства организации. Назначаемый для ведения процедуры наблюдения временный управляющий не является руководителем организации и не подменяет его функции.

         Таким образом, обязанность по выплате заработной платы работникам должника в процедуре наблюдения организации сохраняется за ее руководством.

Вместе с тем, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 67 Закона о банкротстве временный управляющий обязан, в том числе принимать меры по обеспечению сохранности имущества организации-должника.

Соответственно в случае получения работниками информации о том, что руководство организации производит отчуждение (продажу) имущества, либо совершает иные действия с имуществом, не обусловленные какими-либо объективными причинами, вопреки ранее действовавшим в организации порядкам, данную информацию следует немедленно доводить до временного управляющего. Указанное необходимо, в том числе для последующей оценки правомерности действий временного управляющего со стороны компетентных органов.

2. Процедура конкурсного производства

Конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (абз. 16 ст. 2 Закона о банкротстве).

Конкурсное производство вводится, когда арбитражный суд, по результатам процедуры наблюдения (либо без проведения процедуры наблюдения в установленных Законом о банкротстве случаях) признает, что организация, продолжая свою обычную хозяйственную деятельность, не сможет рассчитаться со всеми долгами в обозримом будущем.

         Сущность процедуры конкурсного производства заключается в продаже всего имущества организации-должника и соразмерном погашении долгов в соответствии с установленной Законом о банкротстве очередностью, в том числе долгов по заработной плате.

По общему правилу конкурсное производство завершается ликвидацией организации-банкрота и исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Таким образом, конкурсное производство является ликвидационной процедурой. В исключительных случаях, если в ходе процедуры конкурсного производства возникнут обстоятельства, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности организации-должника, может быть осуществлен переход к процедуре внешнего управления, которая будет рассмотрена далее.

Процедуру конкурсного производства проводит конкурсный управляющий.

С точки зрения реализации прав работников организации процедура конкурсного производства обладает следующими особенностями.

В отличие от временного управляющего в процедуре наблюдения, конкурсный управляющий в процедуре конкурсного производства является единоличным руководителем должника. Полномочия всех предыдущих руководителей организации-банкротстве прекращаются.

Именно на конкурсном управляющем лежат все основные функции по управлению должником, а также обязанность выплачивать заработную плату работникам (бывшим работникам) организации.

Важный момент заключается в том, что в соответствии с абз. 7 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязануведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства.

Соответственно, введение процедуры конкурсного производства является по общему правилу основанием для увольнения всех работников должника.

Однако, в том случае, если конкурсному управляющему необходимы работники для проведения процедуры конкурсного производства (для обеспечения сохранности имущества должника и т.д.), то трудовые отношения с отдельными работниками могут быть сохранены.

При этом, является недопустимой ситуация, когда конкурсный управляющий сохраняет в штатном расписании организации-банкротства отдельные ставки, однако принудительно увольняет конкретных лиц, занимавших эти ставки ранее, мотивируя это введением процедуры конкурсного производства, а затем принимает на них новых работников.

Данные действия конкурсного управляющего могут быть признаны незаконными, а уволенный работник – принудительно восстановлен в организации (органы, ответственные за указанную деятельность будут рассмотрены далее).

Введение конкурсного производства является основанием для приостановления погашения задолженности по заработной плате, за исключением текущей задолженности (подробнее данный вопрос будет рассмотрен далее).

3. Процедура внешнего управления

Внешнее управление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности (абз. 15 ст. 2 Закона о банкротстве).

Внешнее управление может быть введено как по результатам процедуры наблюдения, так и в ходе процедуры конкурсного производства.

Сущность процедуры внешнего управления заключается в том, что в результате реализации разработанного и одобренного арбитражным судом плана, происходит как погашение имеющейся у должника задолженности, так и общее восстановление его платежеспособности в будущем.

Таким образом, в отличие от конкурсного производства, данная процедура является восстановительной и не направлена на продажу всего имущества организации и прекращение ее деятельности.

Процедуру внешнего управления проводит внешний управляющий.

С точки зрения реализации прав работников организации процедура внешнего управления обладает следующими особенностями.

Также как и конкурсный управляющий внешний управляющий является единоличным руководителем организации и на нем лежит обязанность по выплате заработной платы в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Полномочия всех предыдущих руководителей прекращаются.

Введение внешнего управления не является само по себе основанием для увольнения работников организации, за исключением увольнения руководителя. Однако такие увольнения могут иметь место в связи с организационно-штатными мероприятиями (сокращение штата) с соблюдением гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.

Введение внешнего управления является основанием для приостановки погашения задолженности по заработной плате, за исключением текущей задолженности, подробнее данный вопрос будет рассмотрен далее.

III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАБОТНИКОВ С АРБИТРАЖНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ И ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ

1. Общие положения относительно взаимодействия с арбитражным управляющим

В целях упрощения порядка разрешения последующих споров, всё общение с арбитражным управляющим желательно строить в письменном виде путем направления заказной корреспонденции с уведомлением о вручении.

         Официальный адрес для направления корреспонденции арбитражному управляющему подлежит обязательному отражению в судебном акте арбитражного суда, которым арбитражный управляющий утверждается для ведения соответствующей процедуры банкротства.

Это может быть определение арбитражного суда о признании заявления о признании должника банкротом обоснованным и введении процедуры наблюдения, решение арбитражного суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства и так далее.

Соответствующие судебные акты размещаются в свободном доступе в сети «Интернет» в картотеке арбитражных дел (kad.arbitr.ru) (порядок поиска информации в картотеке указан выше).

         Также сведения об адресе для направления корреспонденции арбитражному управляющему в обязательном порядке должны содержаться в размещаемых им сообщениях в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в сети «Интернет» (http://bankrot.fedresurs.ru).

2. Задолженность работников (бывших работников) в процедурах банкротства

2.1. Виды задолженности по заработной плате, предусмотренные Законом о банкротстве

         Особенностью погашения любой задолженности (в том числе задолженности по заработной плате) организации-банкрота в процедурах конкурсного производства и внешнего управления является ее разделение на два основных вида – текущая и реестровая (в процедуре наблюдения любая задолженность, вне зависимости от даты ее возникновения, по общему правилу гасится в обычном порядке при условии наличия для этого денежных средств).

         Текущей является задолженность, которая возникла после принятия арбитражным судом заявления о признании должником банкротом. Принятие заявления о признании должника банкротом оформляется определением арбитражного суда, которое размещается в свободном доступе в сети «Интернет» в картотеке арбитражных дел (kad.arbitr.ru).

         Учет текущей задолженности по общему правилу обязан вести сам арбитражный управляющий.

         Реестровой задолженностью является задолженность, которая возникла до принятия заявления о признании должника банкротом.

         Данная задолженность подлежит включению в реестр требований кредиторов в порядке, который будет рассмотрен далее.

Источник: http://econ.krskstate.ru/socialparters/zarp/rpr?eyes=yes

Личный юрист
Добавить комментарий