Приостановка конкурсного производства

Пленум ВАС РФ уточнил вопросы банкротства

Приостановка конкурсного производства

Даже в давно, казалось бы, известных ситуациях всегда возникают новые проблемы, требующие разъяснений со стороны высших судебных инстанций.

Вот и пленум ВАС РФ в очередной раз вынес постановление о некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве (N 35).

Суд обобщил практику последних лет и ответил на большое количество вопросов, ранее вызывавших затруднение у кредиторов при их разрешении на практике.

Права кредиторов в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» N127-ФЗ довольно обширны, однако единой нормы в тексте закона нет.

По смыслу закона о банкротстве основными правами кредиторов являются: право на подачу заявления о признании должника банкротом; сохранение права на удовлетворение их требований в полном объеме и гарантия отсутствия удовлетворения одного кредитора или нескольких кредиторов в ущерб прочим кредиторам (ст.

9 Закона о банкротстве); право на получение информации о движении дела о банкротстве и участие в рассмотрении требований прочих кредиторов, включая обжалование принятых судебных актов.

Кроме того, кредитор имеет право на оспаривание сделок должника (при соблюдении определенных процедур) и на заключение мирового соглашения, а также на участие и контроль в проведении процедуры банкротства на любой стадии. Речь идет о контроле за формированием конкурсной массы, действиями и расходами арбитражного управляющего, определении начальной стоимости имущества должника (реализуемого посредством конкурса).

Если упростить, то у кредитора есть в процедуре банкротства право выбора между активной и пассивной позициями, которые позволяют либо реализовать все предоставленные законом о банкротстве права, либо только основные (участие в собрании кредиторов и получение расчета по итогам проведенной процедуры).

Порядок реализации предоставленных прав понятен и прозрачен, но на практике возникают значительные трудности. Одним из первых в 127-ФЗ указано право кредитора на подачу заявления о признании должника банкротом (п.1 ст. 11).

Основанием для его подачи является вступившее в законную силу решение суда и его неисполнение должником в течение более чем трех месяцев (ст. 33 Закона о банкротстве).

При условии, что такое решение не оспаривается на дату подачи или в ходе рассмотрения заявления и не отменено.

Прямо ни в законе о банкротстве, ни в АПК РФ не указано, что должен делать суд, если решение, являющееся основанием для подачи заявления кредитора, оспаривается или в период рассмотрения обоснованности заявления кредитора — отменено. Но на практике вопросы возникают постоянно. ВАС РФ своим постановлением эти трудности разрешил.

В частности, установлено, что если решение, являющееся основанием для подачи заявления, оспаривается, то рассмотрение заявления кредитора приостанавливается, если решение (даже в период рассмотрения обоснованности заявления кредитора) было оспорено должником и по делу принят новый судебный акт, то заявителю отказывают в удовлетворении его заявления и введении процедуры банкротства.

Однако такое приостановление рассмотрения обоснованности заявления кредитора может привести к негативным последствиям для кредитора и нарушить его право на своевременное погашение кредиторской задолженности.

Это разъяснение позволяет должнику (если с момента вынесения решения не прошло более двух месяцев или будет восстановлен пропущенный срок исковой давности для подачи кассационной жалобы) злоупотребить своим правом и при получении от кредитора извещения о подаче заявления в суд о признании должника банкротом на основании вступившего в законную силу решения направить в суд кассационной инстанции соответствующую жалобу. Это позволит должнику выиграть время и направить все силы на увеличение кредиторской задолженности или погашение кредиторской задолженности другим кредиторам в ущерб имущественных интересов кредитора, заявившего о несостоятельности должника. Да, такие сделки можно будет впоследствии оспорить, но для этого кредитору придется пройти долгую цепочку. Получив отказ от управляющего, подать иск об отстранении управляющего. Получив и здесь отказ, следует подать иск об оспаривании сделки.

Поскольку ранее подобных разъяснений не было, то суды по-разному решали этот вопрос. Опять же здесь есть возможность для злоупотребления со стороны должника.

Должник после выдачи кредитору исполнительного листа вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочке исполнения или о приостановлении исполнения.

Например, суд удовлетворяет соответствующее заявление и кредитор вынужден будет ждать определенное время, хотя (зачастую) кредитору уже будет известно о финансовых затруднениях должника, но возможности подать заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) в суд у кредитора не будет.

У кредитора есть в процедуре банкротства право выбора между активной и пассивной позициями, которые позволяют либо реализовать все предоставленные законом права, либо только основные

А значит, при подаче кредитором заявления о признании должника банкротом кредитор должен быть убежден, что решение суда вступило в силу и не обжалуется должником, а суд не вынес акт, устанавливающий отсрочку/рассрочку исполнения решения.

Еще одним проблемным вопросом в практике являлся вопрос об оспаривании определения о введении процедуры банкротства, которые также могли привести к нарушению прав кредиторов в случае удовлетворения требований одного кредитора или нескольких кредиторов и как следствие невозможности исполнения должником денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами.

В пункте 4 Постановления ВАС РФ наконец-то закрепил жесткое правило, что определение о введении наблюдения может быть обжаловано и пересмотрено только до окончания наблюдения, то есть до даты введения следующей процедуры. Судом установлено, что суд прекращает производство по таким жалобам (даже в ходе их рассмотрения), если введена следующая процедура.

ВАС РФ не сформировал новых положений, он лишь объединил практику последних двух лет, когда суды приходили именно к таким выводам, однако ввиду неоднозначности положений Закона о банкротстве и АПК РФ (в соотношении друг к другу) должники использовали это для затягивания процедуры.

Интересным примером таких действий должника является дело N А56-81594/2009, в рамках которого на дату принятия решения о признании должника банкротом и введении конкурсного производства в суде кассационной инстанции рассматривалась жалоба на определение о введении наблюдения. При этом если бы судом кассационной инстанции было бы принято постановление об отмене определения о введении определения, это повлекло бы нарушение прав всех кредиторов, поскольку на тот момент процедура наблюдения длилась с 2009 года.

Источник: https://rg.ru/2012/08/14/bankrotstvo.html

Торги на стадии конкурсного производства

Приостановка конкурсного производства

Торги в конкурсном производстве — ключевая процедура дела о финансовой несостоятельности. Целью мероприятия является удовлетворение требований истцов.

Деньги, вырученные в ходе торгов, идут на оплату долгов всех категорий заимодателей.

Именно поэтому за ходом процедуры реализации имущества недобросовестного заемщика внимательно следят все стороны, заинтересованные в соразмерном и максимальном распределении полученных средств: должник, кредиторы, управляющие.

Этапы заключающей стадии банкротства

Смысл конкурсного производства заключается в том, чтобы пропорционально распределить конкурсную массу среди кредиторов.

Этапы конкурсного производства производства:

  1. Признание недобросовестного должника банкротом. Решение считается принятым с дня публикации в государственных изданиях. С этого момента все сроки долгов «обнуляются». Кредиторы становятся равноправными независимо от даты появления задолженности.
  2. Заимодатели не могут больше предъявлять требования к заемщику иначе как в границах конкурсного производства. Штрафные санкции, неустойки снимаются, проценты перестают начисляться.
  3. Назначается арбитражный управляющий. В обязанности управляющего входит анализ материального положения заемщика, формирование конкурсной массы.
  4. Распродажа имущества.
  5. Удовлетворение требований заимодавцев.

Этапы торгов в конкурсном производстве

Формированием конкурсной массы занимается арбитражный управляющий. С этой целью он может привлекать специалистов: аудиторов, бухгалтеров. За участниками процесса остается право на обжалование данной управляющим оценки. Реализация имущества заемщика осуществляется на специальных электронных площадках.

Этапы торгов в конкурсном производстве:

  1. Продажа «на повышение». Проводится по типу обычного аукциона: побеждает лицо, заплатившее наибольшую цену. Стартовая цена исчисляется по рыночной стоимости, шаг составляет 5-10%.
  2. Снижение рыночной цены на 20-30% на нереализованное на первом этапе имущество.
  3. Продажа низколиквидной собственности «на понижение»: побеждает тот, кто первым заявит о своем желании совершить покупку.

Нереализованное имущество могут забрать заимодатели. В случае их отказа собственность возвращается банкроту.

Приостановление торгов

Торги в конкурсном производстве могут быть приостановлены антимонопольным комитетом на основании жалобы, поступившей от должника или от кредитора на действия организаторов процесса. Комиссия ФАС принимает решение об обоснованности или необоснованности жалобы. Если жалоба обоснована, аукцион не начинается до рассмотрения.

До окончания рассмотрения жалобы на приостановление торгов антимонопольным комитетом договора не должны заключаться. Все заключенные в период приостановки договора считаются недействительными. По рассмотрении жалобы ФАС выдает организаторам аукциона обязательные к исполнению предписания.

Положение

Положение о торгах в конкурсном производстве разрабатывается арбитражным управляющим и утверждается на собрании в рамках Закона о банкротстве и ГК. В положении определяются сроки, условия, порядок проведения мероприятия.

Положение о торгах в конкурсном производстве может включать следующие пункты:

  • Общие положения. Информация о должнике, законах, на основании которых составлен регламент, терминах, используемых в документе.
  • Продажа имущества. Описание лотов с указанием цены, срок проведения аукциона.
  • Подготовительные мероприятия. Указание на необходимость информационного сообщения о дате, порядке проведения мероприятия. Описание функций организатора.
  • Условия участия в торгах. Указываются участники, размер задатка, сроки подачи заявок и другие нюансы.
  • Порядок ведения. Особенности допуска заявителей. Условия, при которых участник аукциона может получить отказ.
  • Проведение. Этапы проведения: «на повышение», «на понижение», «шаг аукциона».
  • Условия, при которых процедура может быть признана недействительной.

Правила проведения торгов в конкурсном производстве

В последних редакциях закона предпочтение отдается аукционным торгам в конкурсном производстве. Исключением являются случаи, когда процесс приобретения связан с выполнением определенных условий (например, покупка культурных ценностей).

В приоритете остаются открытые торги с традиционным пошаговым аукционом. В настоящее время процедура реализуется на электронных площадках. Портал выбирается арбитражным управляющим.

После регистрации организатор подает заявку. В заявке указываются сведения о дате проведения каждого этапа аукциона, величине снижения цены на втором и третьем этапах и другая информация.

В период продажи предложения участников о цене размещаются на сайте в открытой форме. Доступ к информации имеют лишь зарегистрированные на площадке пользователи.

Если в течение часа с момента продажи лота предложений от покупателей не поступает, процесс завершается автоматически. Каждое предложение продлевает срок на 30 минут.

По окончании последних 30 минут оператор направляет все предложения организатору аукциона.

Составляется протокол, который заверяется электронной подписью организатора. В течение трех рабочих дней организатор торгов в конкурсном производстве присылает оператору площадки договора по сделкам или сведения об отказах победителей. Соответствующая информация размещается на портале в доступной форме.

Организатор

Организатором аукциона в конкурсном производстве может быть как арбитражный управляющий, так и привлеченная со стороны компания. Поскольку реализация имущества проводится на электронных порталах, общение между участниками мероприятия и управляющим сводится к минимуму. Применение электронных порталов значительно снижает риск коррупции.

Организатор обязан опубликовать информацию о начале реализации имущества заемщика не менее чем за 30 дней до начала процедуры. В обязанности управляющего также входит рассмотрение заявок от участников аукциона.

Основания для отказа:

  • Несоответствие документов установленным нормам или их недостоверность.
  • Несоответствие заявления установленным нормам.
  • Отсутствие задатка на момент составления протокола с перечнем участников.

Основанием для организации торгов в конкурсном производстве является электронное соглашение с соответствующей площадкой. Программное обеспечение гарантирует соблюдение организатором всех условий: соблюдение сроков этапов мероприятия и публикацию необходимых отчетов. Предложения и заявки поступают к оператору, организатор получает сформированные специальной программой протоколы.

Оспаривание торгов в конкурсном производстве

Оспаривать процедуру  торгов и результаты в конкурсном производстве может любое заинтересованное лицо: покупатель, должник, конкурсный кредитор. Решение находится в компетенции арбитража.

Закон определяет перечень оснований для признания процедуры недействительной:

  • Неверная оценка имущества.
  • Нарушение порядка проведения продажи.
  • Необоснованное отстранение кандидата в участники аукциона.
  • Проведение процедуры ранее указанного срока.

Заинтересованное лицо может обратиться в арбитраж или в ФАС. Согласно решению Президиума ВАС, соответствующая служба может рассматривать жалобы в рамках антимонопольного закона. Антимонопольный комитет может приостановить процесс до окончания рассмотрения жалобы, а в случае обнаружения существенных нарушений аннулировать результаты процедуры.

Срок оспаривания

Завершающим этапом процедуры банкротства является соответствующее решение арбитражного суда. Это решение в срок от 30 до 60 дней вносится в государственную организацию, регистрирующую юридических лиц. Сведения о ликвидации несостоятельного должника вносятся в ЕГРЮЛ.

По законуобжалование торгов  в конкурсном производстве может быть произведено до появления записи в ЕГРЮЛ. Это правомерно, поскольку с появлением записи прекращается правоспособность должника как юридического лица. С этого момента договора, заключенные ранее с этим лицом, не могут быть оспорены.

Закон оставляет за заинтересованным лицом право подачи заявления в суд. Иск может содержать требование возместить убытки, последовавшие вследствие неправомерных действий организатора торгов. Подавать заявление можно до окончания срока исковой давности.

Признание торгов недействительными

В ГК указано, что при наличии достаточных оснований аукцион может быть признан недействительным. Все договора, заключенными в рамках прошедшего мероприятия, также признаются нелегитимными.

Последствия признания торгов в конкурсном производстве недействительными:

  • Все средства, полученные от должника в рамках заключенных сделок, возвращаются в конкурсную массу.
  • Если вернуть деньги или имущество невозможно, покупатель возмещает стоимость имущества и убытки.
  • Возвращенная в конкурсную массу собственность подлежит последующей продаже в рамках текущей процедуры банкротства.

Имущество собственнику не может быть возвращено в том случае, если оно было передано муниципальной организации. Вложенное в уставные капиталы ОАО имущество может быть изъято только после того, как учредительные документы указанного ОАО будут признаны недействительными. Поскольку это невозможно, собственность не возвращается.

Источник: https://bankrotstvoved.ru/bankrotstvo-yuridicheskih-lits/torgi-v-konkursnom-proizvodstve

Приостановление производства по делу о банкротстве ст. 58 закона «О банкротстве (несостоятельности)»

Приостановка конкурсного производства

Приостановление производства по делу означает, что по делу, по которому было начато производство, не могут быть вынесены решение или определение.

Остановка судебного разбирательства связана с наступлением обстоятельств, с которыми закон связывает необходимость остановить процесс.

Приостановление производства по делу является самым значительным по последствиям способом остановить процесс, поэтому все основания для этого строго указаны в законе.

При приостановлении производства по делу судья арбитражного суда связан жестким перечнем оснований, прямо названных в законе.

При приостановлении процесса могут быть совершены только обеспечительные действия – обеспечение доказательств и обеспечение иска, так как в противном случае может быть утрачена возможность исполнения будущего решения суда или возможность доказывания определенных обстоятельств.

Отмена мер обеспечения иска в период приостановления является не законной (не соответствует процессуальному закону). Приостановление производства по делу приостанавливает и течение всех процессуальных сроков, а со дня возобновления производства течение сроков продолжается. Приостановление бывает обязательным и необязательным.

Перечень оснований для обязательного приостановления закреплен законодательно и является исчерпывающим. Обращает на себя внимание тот факт, что в статье не называются в числе лиц, участвующих в деле, таких субъектов, как третьи лица, которые участвуют в заключении мирового соглашения, а также лица, предоставляющие обеспечение (поручительство) для введения внешнего управления в отношении градообразующего должника.

Кроме того, права лиц, участвующих в деле, ограничены для таких субъектов, как работники должника (хотя они и не исключены из числа конкурсных кредиторов, т.е. являются таковыми).

Не признаются лицами, участвующими в деле, текущие кредиторы, срок исполнения требований которых наступил после возбуждения производства по делу о банкротстве — это установлено п. 2 ст. 5 Закона «О банкротстве «несостоятельности».

Единственным правовым последствием приостановления производства по делу (в соответствии со ст.58) является невозможность принятия судом следующих актов:

● решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

● решение об отказе в признании должника банкротом;

● определение о введении финансового оздоровления;

● определение о введении внешнего управления;

● определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

● определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

● определение об утверждении мирового соглашения.

Остальные же определения по приостановленному делу суд принимать не вправе. Из всего этого следует вывод, что в случае приостановления производства по делу суд не может решить его по существу в течении неопределённого времени, а не приостановление всех процессуальных действий.

Возобновление производства по делу о банкротстве осуществляется арбитражным судом путем вынесения определения по заявлению лиц, участвующих в деле либо, по собственной инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших приостановление дела, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство было приостановлено.

Определение суда о возобновлении производства, а также об отказе в его возобновлении в силу п. 2 ст. 147 АПК может быть обжаловано.

Вопросы банкротства и реструктуризации российских предприятий всегда являются предметом острых дискуссий, и регулируются ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127.

Действия российского руководства всегда были направлены на выведение экономики из состояния неплатежеспособности через ликвидационные процедуры. Эксперты считают, что такой подход на сегодняшний день себя исчерпал.

Научно-техническое перевооружение предприятий является более насущной задачей.

Это требует таких государственных мер в масштабах все страны, которые могут быть применимы как к индустриальному комплексу в целом, так и конкретному предприятию-должнику.

Суть антикризисного управления — своевременно предвидеть и предотвратить критическую ситуацию.

Только с помощью государственной инициативы и изменения системы арбитражного управления можно поменять направленность антикризисного управления. Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятий – эффективный механизм борьбы с неплатежеспособностью, это своего рода прогнозирование , планирование экономической ситуации.

Признать несостоятельным крупное социально-значимое, градообразующее предприятие сложно. Такая процедура будет достаточно капиталоемкой, и способной нанести достаточно серьезный удар для региона.

Для государства все-таки выгодно, чтобы должник восстановил свою платежеспособность и продолжал работать.

Применение арбитражных процедур приносит результат, когда ведется поиск экономических стимулов для развития производства.

На российском рынке, как утверждают специалисты существует переизбыток кадров занятых в антикризисных услугах. При этом эффективность их работы не высока.

Одна из категорий арбитражных управляющих в своей деятельности опирается на позитивный опыт зарубежных специалистов. Другая категория арбитражных управляющих готова пойти на любые сделки лишь бы заработать. Именно они зачастую являются проводниками криминального вмешательства, рейдерства.

Наличие небольшого количества узких специалистов (менеджеров) является совершенной моделью антикризисного управления. Именно такие специалисты решают вопросы реабилитационной направленности.

Слабость современной правовой базы показывает анализ ситуации с банкротством. Примерно только 5% правовых норм федерального и регионального законодательства реализуются на практике. Остальные же не работают совсем либо работают не в полной мере.

Пьянкова Ольга Николаевна

Специалист по экономике и праву

Количество показов: 10770

Источник: http://arbir.ru/articles/a_2533.htm

Реализация прав работников на оплату труда (в случаях банкротства работодателей)

Приостановка конкурсного производства

Реализация прав работников (бывших работников) в процедурах банкротства организаций Красноярского края

         Введение той или иной процедуры банкротства в отношении организации всегда свидетельствует о том, что она находится в трудном финансовом положении и, возможно, уже не в состоянии осуществлять свою экономическую деятельность надлежащим образом.

         Вместе с тем, действующее законодательство РФ построено таким образом, чтобы, несмотря на возникшие трудности и даже возможную ликвидацию организации, обеспечить максимальное соблюдение прав и законных интересов действующих и бывших работников организации.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Законодательная база

                Центральным актом, который регулирует отношения в сфере банкротства, является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

         В свободном доступе для ознакомления данный закон размещен в сети «Интернет» на следующих сайтах:

         — http://www.consultant.ru

         — http://www.garant.ru

         Его положения развиваются многими специализированными подзаконными актами, а особенности применения отражены в Постановлениях Пленумов Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ.

2. Сущность института банкротства

Банкротство это неспособность организации (должника) в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (абз. 2 ст. 2 Закона о банкротстве).

Для выхода из этой проблемной ситуации с наименьшими потерями Закон о банкротстве предусматривает ряд процедур, которые будут рассмотрены далее.

Для ведения данных процедур банкротства арбитражным судом утверждается специальный субъект профессиональной экономической деятельности – арбитражный управляющий, который в зависимости от вида процедуры банкротства выступает в качестве временного, финансового, внешнего или конкурсного управляющего. Особенности статуса арбитражного управляющего на различных процедурах банкротства также будут рассмотрены далее.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА И СТАТУСЕ РАБОТНИКОВ (БЫВШИХ РАБОТНИКОВ) ОРГАНИЗАЦИИ-БАНКРОТА

         Сведения о введении в отношении организации процедуры банкротства, а также все остальные сведения, касательно хода указанной процедуры, размещаются в свободном доступе:

         — в картотеке арбитражных дел в сети «Интернет» (http://kad.arbitr.ru) (необходимо воспользоваться поиском по номеру дела о банкротстве (например, А33-15189/2015), либо по наименованию ответчика – организации-банкрота (например, ООО Кондитер);

         — в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в сети «Интернет» (http://bankrot.fedresurs.ru) в разделе «Поиск должников»;

         — в газете «Коммерсантъ» в сети «Интернет» (http://kommersant.ru) в разделе «Объявления о несостоятельности».

В соответствии с Законом о банкротстве предусмотрены следующие процедуры банкротства:

         — наблюдение;

         — финансовое оздоровление;

         — внешнее управление;

         — конкурсное производство;

         — мировое соглашение.

         На сегодняшний день большинство организаций-банкротов проходит только такие процедуры как наблюдение и конкурсное производство. Реже вводится внешнее управление. Финансовое оздоровление фактически не применятся на территории РФ в целом и Красноярского края в частности. Мировое соглашение относится к процедурам банкротства лишь условно и также не получило широкого распространения.

         Таким образом, далее будут рассмотрены такие процедуры банкротства как наблюдение, конкурсное производство и внешнее управление, в том числе в силу того, что каждая из указанных процедур обладает своими особенностями, которые напрямую влияют на способы реализации работниками своих прав.

1. Процедура наблюдения

Наблюдение – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (абз. 13 ст. 2 Закона о банкротстве).

Наблюдение является первой процедурой банкротства, которая может завершиться как ее прекращением, так и введением последующих процедур, в том числе процедуры внешнего управления или конкурсного производства.

Процедуру наблюдения проводит временный управляющий.

С точки зрения реализации прав работников организации процедура наблюдения обладает следующими особенностями.

         Во-первых, при введении процедуры наблюдения организация продолжает свою обычную хозяйственную деятельность за исключением некоторых последствий, предусмотренных Законом о банкротстве (ст. 63, 64 Закона о банкротстве).

         Введение процедуры наблюдения не является само по себе основанием для приостановления выплаты заработной платы работникам, а также для увольнения работников должника по такой статье Трудового кодекса РФ как ликвидация организации.

         Во-вторых, введение процедуры наблюдения не является основанием для отстранения действующего руководства организации. Назначаемый для ведения процедуры наблюдения временный управляющий не является руководителем организации и не подменяет его функции.

         Таким образом, обязанность по выплате заработной платы работникам должника в процедуре наблюдения организации сохраняется за ее руководством.

Вместе с тем, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 67 Закона о банкротстве временный управляющий обязан, в том числе принимать меры по обеспечению сохранности имущества организации-должника.

Соответственно в случае получения работниками информации о том, что руководство организации производит отчуждение (продажу) имущества, либо совершает иные действия с имуществом, не обусловленные какими-либо объективными причинами, вопреки ранее действовавшим в организации порядкам, данную информацию следует немедленно доводить до временного управляющего. Указанное необходимо, в том числе для последующей оценки правомерности действий временного управляющего со стороны компетентных органов.

2. Процедура конкурсного производства

Конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (абз. 16 ст. 2 Закона о банкротстве).

Конкурсное производство вводится, когда арбитражный суд, по результатам процедуры наблюдения (либо без проведения процедуры наблюдения в установленных Законом о банкротстве случаях) признает, что организация, продолжая свою обычную хозяйственную деятельность, не сможет рассчитаться со всеми долгами в обозримом будущем.

         Сущность процедуры конкурсного производства заключается в продаже всего имущества организации-должника и соразмерном погашении долгов в соответствии с установленной Законом о банкротстве очередностью, в том числе долгов по заработной плате.

По общему правилу конкурсное производство завершается ликвидацией организации-банкрота и исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Таким образом, конкурсное производство является ликвидационной процедурой. В исключительных случаях, если в ходе процедуры конкурсного производства возникнут обстоятельства, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности организации-должника, может быть осуществлен переход к процедуре внешнего управления, которая будет рассмотрена далее.

Процедуру конкурсного производства проводит конкурсный управляющий.

С точки зрения реализации прав работников организации процедура конкурсного производства обладает следующими особенностями.

В отличие от временного управляющего в процедуре наблюдения, конкурсный управляющий в процедуре конкурсного производства является единоличным руководителем должника. Полномочия всех предыдущих руководителей организации-банкротстве прекращаются.

Именно на конкурсном управляющем лежат все основные функции по управлению должником, а также обязанность выплачивать заработную плату работникам (бывшим работникам) организации.

Важный момент заключается в том, что в соответствии с абз. 7 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязануведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства.

Соответственно, введение процедуры конкурсного производства является по общему правилу основанием для увольнения всех работников должника.

Однако, в том случае, если конкурсному управляющему необходимы работники для проведения процедуры конкурсного производства (для обеспечения сохранности имущества должника и т.д.), то трудовые отношения с отдельными работниками могут быть сохранены.

При этом, является недопустимой ситуация, когда конкурсный управляющий сохраняет в штатном расписании организации-банкротства отдельные ставки, однако принудительно увольняет конкретных лиц, занимавших эти ставки ранее, мотивируя это введением процедуры конкурсного производства, а затем принимает на них новых работников.

Данные действия конкурсного управляющего могут быть признаны незаконными, а уволенный работник – принудительно восстановлен в организации (органы, ответственные за указанную деятельность будут рассмотрены далее).

Введение конкурсного производства является основанием для приостановления погашения задолженности по заработной плате, за исключением текущей задолженности (подробнее данный вопрос будет рассмотрен далее).

3. Процедура внешнего управления

Внешнее управление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности (абз. 15 ст. 2 Закона о банкротстве).

Внешнее управление может быть введено как по результатам процедуры наблюдения, так и в ходе процедуры конкурсного производства.

Сущность процедуры внешнего управления заключается в том, что в результате реализации разработанного и одобренного арбитражным судом плана, происходит как погашение имеющейся у должника задолженности, так и общее восстановление его платежеспособности в будущем.

Таким образом, в отличие от конкурсного производства, данная процедура является восстановительной и не направлена на продажу всего имущества организации и прекращение ее деятельности.

Процедуру внешнего управления проводит внешний управляющий.

С точки зрения реализации прав работников организации процедура внешнего управления обладает следующими особенностями.

Также как и конкурсный управляющий внешний управляющий является единоличным руководителем организации и на нем лежит обязанность по выплате заработной платы в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Полномочия всех предыдущих руководителей прекращаются.

Введение внешнего управления не является само по себе основанием для увольнения работников организации, за исключением увольнения руководителя. Однако такие увольнения могут иметь место в связи с организационно-штатными мероприятиями (сокращение штата) с соблюдением гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.

Введение внешнего управления является основанием для приостановки погашения задолженности по заработной плате, за исключением текущей задолженности, подробнее данный вопрос будет рассмотрен далее.

III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАБОТНИКОВ С АРБИТРАЖНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ И ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ

1. Общие положения относительно взаимодействия с арбитражным управляющим

В целях упрощения порядка разрешения последующих споров, всё общение с арбитражным управляющим желательно строить в письменном виде путем направления заказной корреспонденции с уведомлением о вручении.

         Официальный адрес для направления корреспонденции арбитражному управляющему подлежит обязательному отражению в судебном акте арбитражного суда, которым арбитражный управляющий утверждается для ведения соответствующей процедуры банкротства.

Это может быть определение арбитражного суда о признании заявления о признании должника банкротом обоснованным и введении процедуры наблюдения, решение арбитражного суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства и так далее.

Соответствующие судебные акты размещаются в свободном доступе в сети «Интернет» в картотеке арбитражных дел (kad.arbitr.ru) (порядок поиска информации в картотеке указан выше).

         Также сведения об адресе для направления корреспонденции арбитражному управляющему в обязательном порядке должны содержаться в размещаемых им сообщениях в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в сети «Интернет» (http://bankrot.fedresurs.ru).

2. Задолженность работников (бывших работников) в процедурах банкротства

2.1. Виды задолженности по заработной плате, предусмотренные Законом о банкротстве

         Особенностью погашения любой задолженности (в том числе задолженности по заработной плате) организации-банкрота в процедурах конкурсного производства и внешнего управления является ее разделение на два основных вида – текущая и реестровая (в процедуре наблюдения любая задолженность, вне зависимости от даты ее возникновения, по общему правилу гасится в обычном порядке при условии наличия для этого денежных средств).

         Текущей является задолженность, которая возникла после принятия арбитражным судом заявления о признании должником банкротом. Принятие заявления о признании должника банкротом оформляется определением арбитражного суда, которое размещается в свободном доступе в сети «Интернет» в картотеке арбитражных дел (kad.arbitr.ru).

         Учет текущей задолженности по общему правилу обязан вести сам арбитражный управляющий.

         Реестровой задолженностью является задолженность, которая возникла до принятия заявления о признании должника банкротом.

         Данная задолженность подлежит включению в реестр требований кредиторов в порядке, который будет рассмотрен далее.

Источник: http://www.econ.krskstate.ru/socialparters/zarp/rpr/0/print/yes

Приостановление дела о банкротстве. Приостановка конкурсного производства. Что это такое

Приостановка конкурсного производства

Прекращение производства по делу о банкротстве считается чуть ли не самой эффективной антикризисной мерой, в результате которой будет предотвращено полное разорение организации, сохранятся ее активы и удастся отдать долги по кредитным обязательствам.

Основания для прекращения

Дело о банкротстве завершают, когда:

  • во время внешнего управления либо финансового оздоровления удалось восстановить платежеспособность заемщика;
  • стороны пришли к обоюдному согласию и решили заключить мирное соглашение;
  • претензии истца, ввиду которых было открыто дело о признании объекта банкротом, оказались безосновательными;
  • все кредиторы, которые участвовали в деле, отозвали собственные требования;
  • любые требования кредиторов удалось удовлетворить при прохождении одного из процессов банкротства;
  • закончено конкурсное производство в связи с оплатой долга;
  • нет денежных средств, которые нужны для возмещения судебных затрат на сам процесс банкротства.

Процедура прекращения производства

  1. Прежде чем определиться с конкретными шагами, которые придется предпринять, необходимо знать, как остановить дело. Стоит заметить, что наиболее часто встречаемым способом погашения задолженности является заключение мирового соглашения.

    Именно так получается растянуть выплату задолженности на значительное время, либо при погашении требований кредиторов. Иногда для остановки дела используются косвенные способы, в частности, выкуп требований.

  2. Закрытие финансовых претензий. Обычно в этих целях суд постановляет провести реструктуризацию задолженности на более долгий срок.

    Если же заемщик не может даже так отдать задолженность, наступает этап продажи его собственности. При этом нужно иметь ввиду, что если производство по делу закончено, это не значит, что все долги погашены.

    В обязательном порядке подлежат взысканию требования по алиментным платежам , кредиторов по текущим платежам, перечисления, необходимые для возмещения вреда здоровью.

  3. Сбор окончательной документации и ходатайство. Чтобы обозначить собственные требования по отношению к какому либо лицу, заинтересованное лицо должно подать ходатайство.

    Отправляется оно в арбитражный суд. Существует множество случаев, когда именно это заявление стало причиной, по которой не было допущено банкротство. Заявителю главное предоставить веские доказательства этого. Помимо самого ходатайства заемщик обычно передает в суд пакет документации.

    В него входит:

    • отчет, который составлял управляющий извне;
    • свидетельство, подтверждающее наличие государственной регистрации юр. лица;
    • документ, подтверждающий, что заявитель имеет право обратиться с данным вопросом в суд;
    • протокол собрания кредиторов;
    • список требований займодателей.

Ликвидация

Причиной для ликвидации компании не должно стать завершение делопроизводства в виду нехватки денег на оплату судебных издержек, необходимых для ведения процесса.

Ликвидация начинается из-за признания компании неплатежеспособной. Что касается прекращения производства, то ввиду нехватки денег заемщик продолжает работать как юридическое лицо. Потом его можно будет ликвидировать, пользуясь общими причинами, которые подробно изложены в Гражданском кодексе.

В реальной жизни ликвидация — достаточно сложный процесс, ведь при наличии определенных причин займодатель вправе начать повторное дело о банкротстве. Однако признаки сознательного банкротства юридического или физического лица могут и не быть найдены, если управляющий будет достаточно профессионален в своей деятельности.

Обратите внимание!

Ликвидировать юридическое лицо, денежных средств и активов которого недостаточно для погашения обязательств перед кредиторами, можно исключительно с помощью банкротства.

Последствия прекращения производства

Законодательство нашей страны предусматривает определенную ответственность начальника предприятия, а иногда и учредителя с главным бухгалтером за действия (бездействия) во время процедуры банкротства (и до нее).

Если нарушаются нормы законов, последствия будут достаточно серьезными. Мера наказания назначается в зависимости от конкретных обстоятельств. Ответственность в данном случае может быть:

  • уголовной;
  • гражданской;
  • административной.

Нарушения процесса и наказания

  1. Фиктивная несостоятельность характеризуется заведомо ложными сведениями о финансовом состоянии организации. В данном случае на должностных лиц накладывают административные штрафные санкции до 10000 рублей, либо им грозит дисквалификация от полугода до 3 лет.

    В случае особо крупного ущерба штраф может достигать 300000 рублей, либо его рассчитывают, исходя из заработной платы за 2 года. Альтернативой в данном случае может стать лишение свободы до 6 лет и штраф до 80000 рублей.

  2. Преднамеренная несостоятельность характеризуется действием (бездействием), которое намеренно привело к неспособности отвечать по своим обязательствам. Наказания аналогичные, с той разницей, что при особо крупных размерах штраф может достигать 500000 рублей, а штраф при лишении свободы доходит до 200000 рублей.
  3. Если заемщик не подает заявление в арбитраж, возникает субсидиарная ответственность учредителя, начальника, управляющего, либо комиссии по ликвидации. Она рассчитывается, исходя из убытков, которые были нанесены из-за этого нарушения.

Мирное соглашение

В рамках мирного соглашения проводятся определенные процедуры, направленные на прекращения производства по делу. В основном оно нужно, чтобы восстановить финансовую независимость гражданина либо юридического лица, восстановить способность выполнять собственные обязательства.

Спорные моменты в данном случае регулируют с помощью переговоров и предоставления друг другу некоторых уступок. Обычно такой способ прекращения производства выгоден для обеих сторон. Владелец компании, стоящей на грани банкротства, может предотвратить ее крах и сохранить активы. Кредиторы получают единственную реальную возможность вернуть свои деньги обратно.

Особенности прекращения производства?

Закончить производство по делу о банкротстве можно на разных его стадиях.

  1. При завершении производства нужно выполнить все действия, которые требуется пройти в конкурсном производстве. Это составление конкурсной массы, перечисление денег кредиторам, передача документации в архив, сдача баланса и пр. Если все данные действия будут выполнены, процедура завершается, а заемщика исключают из ЕГРЮЛ.
  2. В наблюдении можно прекратить производство лишь в том случае, когда закончился срок давности для предъявления требований кредиторами.

Достоинства и недостатки прекращения производства

Что касается достоинств процедуры, можно выделить следующие факторы:

  • на практике гасятся все существующие задолженности, поэтому ни банковские организации, ни коллекторские агентства не имеют права требовать дальнейшего исполнения кредитных обязательств;
  • ограничение выезда за рубеж может стать последствием только одного процесса — продажи собственности, в то время как в рамках обычного наказания предусматривается запрет на покидание страны при превышении величины задолженности 10000 рублей;
  • при проведении первичной процедуры банкротства кредиторы не имеют права подавать иски на взыскание долгов по их недоимкам. Единственное, на что они имеют право — это заявить о необходимости их включения в список должников;
  • составляется план реструктуризации долговых обязательств , при котором учитываются жизненные и семейные обстоятельства заемщика. Другими словами, должнику идут навстречу;
  • при проведении процедуры банкротства заемщик оказывается под защитой законодательства нашей страны. Что это значит? При банкротстве нельзя подавать исковые заявления на должника в суд общей юрисдикции, требовать выплаты задолженности, использовать другие неправомерные в данном случае действия .

Но во время процедуры банкротства есть и негативные стороны:

  • реализация практически всей собственности заемщика, в том числе и недвижимости, взятой в ипотеку;
  • отсутствие возможности списать все долговые обязательства полностью;
  • появление ограничения в правах и финансовой деятельности;
  • время проведения банкротства сильно затянуто, процедура может длиться несколько лет;
  • за банкротство придется отдать немало денег, а отсутствие финансирования и без того ограниченное материальное положение должника далеко не во всех случаях позволяет это сделать.

Заключение

Итак, прекращение производства по делу о банкротстве нам понятно, что дальше? После проведения процедуры все обязательства должника прекращаются, а полномочия возвращаются. Вот почему данная процедура имеет большое значение для заемщика. Если должник не может изыскать денежные средства на проведение данной процедуры, необходимо обратиться к поручителю.

Переуступка прав на квартиру при банкротстве застройщика
Игорь, 30 июня 2017 года, 15:56

Здравствуйте. Квартира в доме Су-155 полностью оплачена. Договор долевого участия по 214-ФЗ зарегистрирован в органах госрегистрации. Есть положительное решение суда о включении в реестр требований. Акт приёмо-передачи не…

уважительность причин пропуска срока предъявления требования
Лариса, 25 мая 2017 года, 16:01

Добрый вечер! Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.08.2016 потребительский жилищно-строительный кооператив «НПЧ-строй» признан банкротом. Открыто конкурсное производство на 6 мес. Я являюсь пайщиком кооператива и купила 2-х комнатную квартиру…

Здравствуйте!такая ситуация,заказали памятник в ноябре 2016,сейчас,в мае только решили узнать,что с нашим памятником,а фирма оказывается обанкротилась.,что нам делать? Удасться ли вернуть заплаченную сумму?

Банкротство: Судебная практика

Для целей признания обоснованным требования дольщика и включения его в реестр требований кредиторов необходимо представление доказательств наличия договора, предусматривающего передачу жилого помещения, и оплаты в рамках этого договора

О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве

В связи с возникающими в судебной практике процессуальными вопросами, касающимися рассмотрения дел о банкротстве, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

Рассмотрение заявления о признании должника банкротом

Источник: https://staffaltay.ru/priostanovlenie-dela-o-bankrotstve-priostanovka-konkursnogo-proizvodstva-chto/

Личный юрист
Добавить комментарий