Реализация конкурсной массы проводится путем

Конкурсное производство: реализация имущества должника (заметка 4.1)

Реализация конкурсной массы проводится путем

ВНИМАНИЕ: В СВЯЗИ С ВЫХОДОМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОММЕНТАРИЯ, В ОСНОВУ КОТОРОГО ВОШЛИ УКАЗАННЫЕ ЗАМЕТКИ, — ЗДЕСЬ ОНИ ПРИВОДЯТСЯ В УСЕЧЕННОМ ВАРИАНТЕ.

————-

Оглавление.

Заметка №1 общее об открытии кокнурсного производства:

Конкурсное производство: открытие и общие последствия этого (заметка  №1)
Заметка №2 о требованиях к банкроту

Конкурсное производство: общая характеристика требований к банкроту; текущие требования (заметка 2.1)
Конкурсное производство: порядок предъявления реестровых (зареестровых) требований (заметка 2.2)
Заметка №3 о формировании конкурсной массы:

Конкурсное производство: сбор информации о должнике (заметка 3.1)
Конкурсное производство: алгоритм работы с долгами банкрота (заметка 3.2)
Конкурсное производство: оспаривание сделок должника (заметка 3.

3)
Конкурсное производство: взыскание убытков с лиц, имеющих право/возможность определять поведение должника (заметка 3.4)
Конкурсное производство: привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц (заметка 3.

5)
Конкурсное производство: счета должника, инвентаризация и оценка имущества (заметка 3.6)

Заметка №4 о реализации имущества должника:

Конкурсное производство: реализация имущества должника (заметка 4.1)
Конкурсное производство: реализация имущества должника без проведения торгов (заметка 4.2)

Конкурсное производство: отдельные вопросы реализации имущества должника (заметка 4.3)
Заметка №5 о расчетах с кредиторами:

Конкурсное производство: расчеты с кредиторами (заметка 5)

Заметка №6 о контрлое за процедурой и кокнурсным управляющим:

Конкурсное производство: контроль за деятельностью арбитражного управляющего. Отстранение, освобождение от исполнения обязанностей (заметка 6.1)

Конкурсное производство: собрание (комитет) кредиторов (заметка 6.2)

Конкурсное производство: персональный контроль кредитора за конкурсным управляющим (заметка 6.3)

Конкурсное производство: судебный контроль за конкурсным управляющим и процедурой через рассмотрение отчетов и жалоб на него; отстранение/освобождение управляющего (заметка 6.4)

Заметка №7 о завершении / прекращении процедуры:

Конкурсное производство: прекращение / завершение конкурсного производства (заметка 7)

———

Стандартное примечание: часть четвертой заметки, из планируемого ряда, о конкурсном производстве; они (заметки) имеют прикладной характер и касаются общих вопросов проведения процедуры конкурсного производства, а также вопросов, которые я посчитал интересными.

В итоге, примерно до конца марта, должен получиться цикл заметок с моим мнением о процедуре, по всем ключевым ее этапам.

Сразу оговорюсь, что текст написан применительно к конкурсному производству в отношении хозяйственных обществ (не являющихся отдельными категориями должников), против которых открыто конкурсное производство по общим правилам.

————

План заметки:

I. Общий обзор способов реализации имущества должника

II. Реализация имущества посредством торгов.

        A. Утверждение собранием (комитетом) кредиторов предложения о продаже имущества      должника.

        B. Первые / повторные торги.

        C. Публичное предложение.

        D. Особенности заключения договора купли-продажи по итогам торгов.

—————-

         I. Общий обзор способов реализации имущества должника

Одной из основных задач конкурсного производства является реализация имущества должника на наиболее выгодных условиях. Это позволяет достичь главной цели процедуры — наиболее полного удовлетворения требований кредиторов.

Для получения максимальной выручки в приемлемый срок ЗоБ предусматривает порядок реализации имущества должника (ст. ст. 110, 132, 139, 140, 148 ЗоБ).

Перед тем как приступить к реализации имущества посредством того или иного способа должны наличествовать следующие условия:

1) должна быть проведена и опубликованы результаты инвентаризация соответствующего имущества на ЕФРСБ (абз. 3 п. 2 ст. 129 ЗоБ);

2) должна быть проведена его (имущества) оценка независимым оценщиком, если того требует закон (в частности, в отношении заложенного имущества либо если в установленный срок к конкурсному управляющему обратился с соответствующим требованием конкурсный кредитор (уполномоченный орган)[1] либо без привлечения такового (п. 5 ст. 130 ЗоБ);

3) должно быть принято соответствующее решение собрания (комитета) кредиторов (об утверждении предложения о продаже имущества должника, об определении порядка реализации имущества балансовой стоимостью на последнюю отчетную дату до открытия конкурсного производства менее 100 000р., об одобрении соглашения об отступном, зачете).

По общему правилу имущество подлежит реализации путем проведения торгов (исключения рассмотрены ниже).

Схематично процедуру реализации имущества должника можно представить следующим образом:

1) первые торги;

2) повторные торги (в случае, если имущество не было реализовано по результатам первых торгов);

3) публичное предложение (в случае, если имущество не было реализовано по результатам первых торгов);

4) предложение кредиторам нереализованного имущества (если предыдущие процедуры реализации имущества не позволили реализовать его);

5) передача нереализованного имущества участникам должника по их заявлениям (если предыдущие процедуры реализации имущества не позволили реализовать его);

6) передача нереализованного имущества органам местного самоуправления (передача в федеральную собственность, если оно не может принадлежать органам самоуправления).

Торги могут не проводиться в отношении:

1) в отношении имущества, являющегося готовой продукцией должника — реализуется в порядке по усмотрению конкурсного управляющего;

2) в отношении имущества, балансовая стоимость которого составляет не более 100 000 рублей на последнюю отчетную дату до введения процедуры конкурсного производства (имущество, не являющееся готовой продукцией) — реализуется в порядке, определенном собранием (комитетом) кредиторов, которое может предусматривать иной порядок реализации (наприрмер, путем заключения прямых договоров купли-продажи, без проведения торгов).

При этом реализации имущества, балансовая стоимость которого составляет не более 100 000 рублей на последнюю отчетную дату до введения процедуры конкурсного производства (имущество, не являющееся готовой продукцией), должна предшествовать публикация результатов инвентаризации на ЕФРСБ и должен быть учтен срок на возможное предъявление кредиторами (уполномоченным органом) требования на проведение его оценки (п. 1 ст. 139 ЗоБ).

Если поступило требование о проведении его оценки, то оно должно быть оценено и результаты такой оценки должны быть учтены при его реализации; такое поведение будет отвечать принципу добросовестности.

          II. Реализация имущества посредством торгов.

Самым распространенным порядком реализации имущества в ходе конкурсного производства является — реализация посредством электронных торгов.

Нормы, регулирующие порядок проведения торгов в ходе конкурсного производства, установлены в ст. ст. 110, 111, 138, 139 ЗоБ; применению также подлежат общие нормы ГК РФ о торгах — ст. ст. 447 — 449.1 ГК РФ.

Торгами является особый порядок заключения договора, состоящий в том, что собственник вещи или иное управомоченное лицо организует состязание между лицами на предмет наиболее приемлемых (выгодных) условий договора. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.[2]

Торги могут проводиться в следующих формах: аукцион, конкурс и в иной форме, которая предусмотрена законом (п. 4 ст. 447 ГК РФ в редакции ФЗ от 08.03.2015г. №42-ФЗ). Для конкурсного производства такой “иной формой” торгов является публичное предложение (п. 4 ст. 139 ЗоБ).

Аукцион является торгами на повышение цены, участники которого не должны принимать на себя обязательства по выполнению каких-либо условий в отношении торгуемого имущества; победителем признается лицо, предложившее большую цену в ходе торгов[3].

——————

[1] ст. 130, п. 1 ст. 139 ЗоБ

Источник: https://zakon.ru/Blogs/konkursnoe_proizvodstvo_realizaciya_imuschestva_dolzhnika_zametka_41/42084

Продажа имущества банкрота без торгов путем заключения прямого договора — это исключительный способ пополнения конкурсной массы

Реализация конкурсной массы проводится путем

Отчуждение активов банкрота без торгов законно, только если их балансовая стоимость менее 100 000 руб.

Но если такая продажа за символическую цену в принципе не сможет привести к ощутимому пополнению конкурсной массы, то следует применить последствия невозможности продажи.

То есть предложить имущество кредиторам в качестве отступного (Определение ВС РФ от 02.11.2017 № 305-ЭС17-9625 по делу № А40-46798/2013).

Суть дела

ЗАО «ПИК» (далее — должник, банкрот) владело 49% долей в уставном капитале ООО «Андрюшкинское горнорудное предприятие», позже оно приобрело еще 51-процентную долю. В конце 2013 г. суд признал ЗАО «ПИК» банкротом и открыл в отношении него конкурсное производство.

В реестр кредиторов включились две компании — ООО «Эстериал» (99,9%) и ООО «Глобал Кредит Резерв» (0,1%). В рамках банкротства должника в октябре 2016 г. состоялось собрание кредиторов.

В нем участвовал только один кредитор — ООО «Эстериал», которое обладало 99,9% от общего числа всех кредиторов.

На этом собрании были приняты решения о продаже принадлежащих должнику долей участия в уставном капитале ООО «Андрюшкинское горнорудное предприятие» в размере 49 и 51% уставного капитала по прямым договорам купли-продажи по цене не ниже одного рубля за каждую из долей. То есть не на торгах.

Другой кредитор (ООО «Глобал Кредит Резерв») посчитал принятые решения незаконными и подал заявление в суд о признании их недействительными. По его мнению, они нарушали право кредиторов на соразмерное удовлетворение требований к должнику в деле о банкротстве.

Дело в том, что имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем 100 000 руб., продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов (п. 5 ст. 139 Федерального закона от 26.10.

2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее — Закон о банкротстве). То есть собрание кредиторов может самостоятельно принять такое решение. А поскольку бухгалтерская стоимость долей превышала 100 000 руб.

, значит, 100% доли в уставном капитале ООО «Андрюшкинское горнорудное предприятие» можно было реализовать только на торгах. Согласно выписке из ЕГРЮЛ номинальная стоимость 100-процентной доли в уставном капитале ООО «Андрюшкинское горнорудное предприятие» составляла 235 294 118 руб.

А действительная стоимость 100-процентной доли в уставном капитале ООО «Андрюшкинское горнорудное предприятие» была равна 234 759 000 руб.

В то же время оценщик, к которому обратился конкурсный управляющий, определил, что стоимость долей 49 и 51% в уставном капитале ООО «Андрюшкинское горнорудное предприятие» равна 0 руб. Однако кредитор банкрота, оспаривающий решение собрания кредиторов, настаивал на том, что эти отчеты оценщика нельзя было использовать в целях п. 5 ст. 139 Закона о банкротстве.

Во-первых, они не содержали информации о бухгалтерской стоимости долей. Во-вторых, отчеты были составлены не на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства (18.12.2013), а существенно позднее (30.06.2016).

То есть отсутствовали основания полагать, что бухгалтерская стоимость доли в уставном капитале ООО «Андрюшкинское горнорудное предприятие» на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляла менее 100 000 руб.

Исходя из этого, кредитор (ООО «Глобал Кредит Резерв») решил, что оспариваемые им решения собрания кредиторов об изменении установленного законом порядка реализации имущества (не на торгах, а по прямому договору) были приняты с превышением пределов компетенции собрания кредиторов.

Еще он заявлял, что доля в уставном капитале ООО «Андрюшкинское горнорудное предприятие», являющаяся имущественным правом, может быть реализована только посредством проведения торгов в электронной форме в силу прямого указания Закона о банкротстве (абз. 4 п. 3 ст. 111 Закона о банкротстве). При этом для принятия решения по ее реализации в любом случае не может применяться п. 5 ст. 139 Закона о банкротстве.

Судебное разбирательство

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований кредитора (ООО «Глобал Кредит Резерв»). Он указал, что решение собрания кредиторов должника может быть признано недействительным в следующих случаях:

  • если оно нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц;
  • если оно принято с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов (п. 4 ст. 15 Закона о банкротстве).

Суд первой инстанции решил, что в данном случае не было нарушения прав кредиторов, как и доказательств, свидетельствующих о принятии собранием кредиторов решений с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции.

Кредитор не оспорил отчет оценщика о рыночной стоимости долей (в порядке, установленном п. 6 ст. 130 Закона о банкротстве). Поэтому суд применил к спорным правоотношениям специальные положения п. 5 ст.

139 Закона о банкротстве, допускающие возможность определения порядка продажи имущества должника решением собрания кредиторов.

Апелляция полностью согласилась с судом первой инстанции.

Позиция ВС РФ

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила судебные акты нижестоящих инстанций и признала недействительным решение собрания кредиторов банкрота о продаже принадлежащих ему долей участия в уставном капитале ООО «Андрюшкинское горнорудное предприятие».

Вторая кассация указала, что отчуждение имущества, в том числе имущественных прав должника путем заключения прямого договора купли-продажи без проведения торгов, является исключительным способом пополнения конкурсной массы. Его можно использовать лишь при наличии совокупности условий:

  • если балансовая стоимость продаваемого актива составляет менее 100 000 руб. и
  • такой способ продажи санкционирован решением собрания кредиторов или комитета кредиторов (п. 5 ст. 139 Закона о банкротстве).

При этом в ситуации, когда бухгалтерский учет должника является недостоверным (не отражает действительное положение дел), сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, нельзя использовать для отграничения имущества, имеющего незначительную стоимость и потому подлежащего реализации в упрощенном порядке (без проведения торгов) в силу Закона о банкротстве.

Обосновывая низкую рыночную стоимость 100-процентной доли участия в уставном капитале предприятия, конкурсный управляющий сослался не на данные бухгалтерского учета, а на подготовленные по его заказу отчеты об оценке, согласно которым эта стоимость являлась нулевой.

Вывод судов о том, что кредитор (ООО «Глобал Кредит Резерв»), не оспорив в отдельном процессе результат оценки, не вправе заявить о недостоверности оценки в рамках спора о недействительности решения собрания кредиторов, ошибочен. Он противоречит разъяснениям Президиума ВАС РФ, изложенным в п. 2 информационного письма от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком».

По сути, суды первой и апелляционной инстанций уклонились от проверки доводов и исследования доказательств кредитора, полагавшего, что стоимость 100-процентной доли участия в предприятии составляла более 100 000 руб.

Так, кредитор указывал, что общая стоимость активов предприятия, доля участия в котором оценивалась, превышала совокупный размер задолженности предприятия перед его кредиторами (несмотря на возбуждение в отношении него дела о банкротстве).

Оценщик немотивированно определил 95-процентный дисконт актива предприятия в виде дебиторской задолженности контрагента перед ним.

Если эти доводы соответствовали действительности, то решение собрания кредиторов нарушило общее правило о продаже долей участия в корпоративной организации стоимостью свыше 100 000 руб. на электронных торгах (абз. 4 п. 3 ст. 111 Закона о банкротстве).

Спорные решения собрания кредиторов суды не должны были признать законными и в том случае, если имелись основания согласиться с утверждениями конкурсного управляющего должника и мажоритарного кредитора о полной неликвидности 100-процентной доли участия в предприятии.

В таком случае продажа доли по усмотрению арбитражного управляющего по прямому договору купли-продажи третьему лицу за символическую цену (за два рубля) в принципе не могла привести к сколько-нибудь ощутимому пополнению конкурсной массы.

Поэтому участникам отношений, вытекающих из несостоятельности должника, фактически следовало констатировать объективную невозможность реализации этой доли ввиду ее полной неликвидности и применить последствия невозможности продажи. То есть нужно было воспользоваться п. 8 ст.

142 Закона о банкротстве, предложив долю в качестве отступного кредиторам.

При этом суды должны были рассмотреть вопрос о том, была ли воля конкурсного управляющего должником (кредитора по текущим обязательствам) и мажоритарного реестрового кредитора (ООО «Эстериал»), настаивающих на продаже доли за два рубля третьему лицу, направлена на отказ от погашения их требований путем принятия этой же доли в качестве отступного и на добровольное ограничение своих притязаний к получающему отступное кредитору суммой, равной предложенной ими цене продажи.

Таким образом, решения, принятые на собрании кредиторов, в любом случае противоречили Закону о банкротстве и нарушали право кредиторов на соразмерное удовлетворение требований в деле о банкротстве ЗАО «ПИК».

Источник: https://www.eg-online.ru/article/361027/

Требования законодательства о банкротстве, регулирующие формирование конкурсной массы организаций-должников и порядок ее реализации для удовлетворения требований кредиторов

Реализация конкурсной массы проводится путем
03.07.2012  / Центральный аппарат

Практика прокурорского надзора показывает, что основные претензии обращающихся в органы прокуратуры лиц, в том числе граждан, связаны с продажей в рамках реализации конкурсной массы должников объектов недвижимого имущества, в том числе социального значения, а также имущественных прав (право требования).

В связи с этим необходимо разъяснить следующее.

В соответствии со ст.131 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

В силу указанной статьи Закона в конкурсную массу не входит имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, а также иное предусмотренное законодательством имущество.

Согласно ст.

129 Закона с целью выявления конкурсной массы конкурсный управляющий проводит инвентаризацию имущества должника.

Таким образом, в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий формирует конкурсную массу должника из всего имущества и имущественных прав должника, выявленных путем инвентаризации на дату открытия конкурсного производства и в ходе этого производства, за исключением имущества, которое в соответствии с законодательством в конкурсную массу не включается. Конкурсный управляющий должника осуществляет действия по выявлению всего имущества и имущественных прав должника с одной целью – обращения их в денежные средства.

Статьей 132 Закона определен состав имущества, не включаемого в конкурсную массу, а также предусмотрены действия конкурсного управляющего в зависимости от отдельных видов имущества.

В конкурсную массу не включаются: имущество, изъятое из оборота; социально значимые объекты, объекты культурного наследия и иные объекты, продажа которых может быть осуществлена в соответствии с действующим законодательством путем проведения торгов в форме конкурса. К объектам, не включаемым в конкурсную массу должника, относятся объекты коммунальной инфраструктуры, жилищный фонд социального использования.

Тем не менее, не относя вышеуказанные объекты к составляющим конкурсную массу должника, Закон предусматривает их продажу в процедуре конкурсного производства с исполнением определенных условий.

Продаже не подлежит только жилищный фонд социального использования, который передается собственнику такого фонда.

В соответствии с п.4 ст.132 Закона социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством РФ должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном ст.110 Закона.

Начальная цена продажи данных объектов устанавливается на основании определенной в соответствии с отчетом об оценке их рыночной стоимости. Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением.

В случае продажи объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы.

После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.

В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.

При расторжении судом указанных соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования.

Социально значимые объекты, не проданные в вышеуказанном порядке, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Передача социально значимых объектов и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.

Наравне с другим имуществом включению в конкурсную массу должника подлежат имущественные права должника, к которым относится право требования, в том числе дебиторская задолженность должника.

В силу ст.140 Закона конкурсный управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) приступить к уступке прав требования должника путем их продажи, которая осуществляется в порядке и на условиях, установленных статьей 139 Закона, если иное не установлено федеральным законом или не вытекает из существа требования.

Законом предусмотрена продажа предприятия как имущественного комплекса и продажа части имущества должника.

Статья 110 Закона установила, что при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на средства индивидуализации должника, его продукцию (работы, услуги) (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам. Продажа предприятия осуществляется путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством РФ осуществляется путем проведения конкурса.

Продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов, за исключением случая наличия в составе предприятия имущества, относящегося в соответствии с законодательством Российской Федерации к ограниченно оборотоспособному имуществу.

В случае продажи объекта культурного наследия народов РФ к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей по соблюдению установленных в соответствии с Федеральным законом от 25.06.

2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ограничений права пользования данным объектом культурного наследия, требований к его сохранению, содержанию и использованию и т.д.

Начальная цена продажи предприятия определяется в порядке, установленном Законом, решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости этого предприятия, определенной в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного арбитражным управляющим.

В соответствии со ст.111 Закона после проведения инвентаризации и оценки имущества должника арбитражный управляющий вправе приступить к продаже части имущества должника.

В этом случае продаже на торгах, проводимых в электронной форме, подлежат: недвижимое имущество; ценные бумаги; имущественные права; заложенное имущество; предметы, имеющие историческую или художественную ценность; вещь, рыночная стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, в том числе неделимая вещь, сложная вещь, главная вещь и вещь, связанная с ней общим назначением (принадлежность).

Согласно ст.

139 Закона в течение месяца с даты окончания инвентаризации и оценки предприятия должника, имущества должника (далее в настоящей статье — имущество должника) конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложения о продаже имущества должника, включающие в себя сведения о составе имущества, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса (в случае, если продажа имущества в соответствии с законодательством РФ осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения.

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже.

Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 — 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона.

Продажа предприятия осуществляется путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством РФ осуществляется путем проведения конкурса (имущество, не включаемое в конкурсную массу в соответствии со ст.132 Закона).

Выигравшим аукцион признается участник, предложивший наиболее высокую цену за продаваемое предприятие (далее — победитель аукциона).

Начальная цена продажи предприятия определяется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости этого предприятия, определенной в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного внешним управляющим и действующего на основании договора.

Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду с иными сведениями, предусмотренными Законом, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 Закона.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Победителем торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения признается участник торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.

Прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей Т.Н.Гирина

Источник: http://www.prokuror-tula.ru/prosecutors-office/explanation/central-office/2072/

Реализация конкурсной массы при процедуре банкротства

Кенжегуль Рабаева,

гл. специалист Департамента Комитета

по работе с несостоятельными должниками

МФ РК по Мангистауской области

Конкурсная масса — имущество должника-банкрота, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства, а именно основные и оборотные средства, нематериальные активы, дебиторская задолженность, пр.

и активы, находящиеся на балансе должника. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 апреля 2006 года № 326 утверждены Правила проведения торгов по продаже имущества (активов) должника.

Участником торгов является физическое или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке для участия в торгах. Торги проводятся двумя методами: английский и голландский.

Английский метод торгов — метод торгов, при котором стартовая цена повышается с заранее объявленным шагом до момента, когда остается один участник, предложивший наиболее высокую цену.

Голландский метод торгов — метод торгов, при котором стартовая цена понижается с объявленным шагом до момента, когда один из участников согласится купить лот аукциона по объявленной цене.

Продажа имущества должника-банкрота осуществляется продавцом путем проведения торгов в соответствии с планом продажи имущества (активов) должника (далее — план продажи), согласованным и утвержденным в установленном Правилами порядке. План продажи составляется продавцом на основании данных инвентаризации и оценки конкурсной массы.

Для проведения оценки имущества продавец на конкурсной основе привлекает оценщика, имеющего лицензию на осуществление оценочной деятельности, оплата услуг которого производится за счет имущества должника. В случае недостаточности средств для привлечения оценщика конкурсный управляющий с согласия комитета кредиторов, в соответствии со статьей 14 Закона Республики Казахстан «О банкротстве», вправе выставить имущество на торги по балансовой стоимости.

При составлении плана продажи стартовые цены объектов продажи по английскому и голландскому методу торгов устанавливаются в размере не ниже оценочной стоимости, а при отсутствии оценки — по балансовой стоимости.

Дебиторская задолженность выставляется на торги по голландскому методу со стартовой ценой в размере ее номинального значения.

Для организации и проведения торгов продавец вправе привлечь организатора торгов, оплата услуг которого производится за счет имущества должника, в пределах сметы, утвержденной комитетом кредиторов.

В случае, если суммарная стартовая стоимость всех предлагаемых лотов по плану продажи не превышает 300 месячных расчетных показателей, публикация сообщения о проведении торгов производится в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующего региона по месту нахождения должника и (или) его имущества, и на интернет-ресурсе уполномоченного органа.

После публикации информационного сообщения каждый желающий имеет свободный доступ к информации об имуществе должника, выставленном на торги.

К участию в торгах допускаются физические и юридические, в том числе иностранные юридические лица, прошедшие регистрацию в установленном порядке.

Участники торгов регистрируются на следующий день после опубликования информационного сообщения, прием заканчивается за час до начала торгов.

Для регистрации в качестве участника торгов необходимо представить: заявку на участие в торгах; паспорт или удостоверение личности; копию платежного документа, подтверждающего внесение гарантийного взноса; документ, удостоверяющий полномочия представителя.

Гарантийный взнос для участия в торгах по каждому лоту при английском методе составляет 10% от стартовой цены лота, при голландском методе — 10% от минимальной цены лота.

Гарантийный взнос не возвращается участнику торгов в случае неподнятия аукционного номера при объявлении стартовой цены при английском методе торгов или при достижении минимальной цены при голландском методе торгов.

Торг проводит организатор торгов. При недостаточности средств для привлечения организатора торгов торги проводятся конкурсным управляющим.

Результаты торгов по каждому проданному лоту оформляются протоколом о результатах торгов, который подписывается в тот же день продавцом, организатором торгов и победителем по окончании аукциона по каждому лоту.

Победитель обязан заключить письменный договор купли-продажи с указанием о том, что право собственности на объект у покупателя возникает после полной оплаты.

При отсутствии заявок или подаче только одной заявки на участие в торгах; при неявке всех участников торгов или когда явился только один из участников; при отсутствии поднятых аукционных номеров или поднятия только одного аукционного номера — торги считаются несостоявшимися. В таком случае имущество повторно выставляется на торги.

Если повторно выставленное на торги имущество не реализовано, данное имущество подлежит передаче по минимальной цене, указанной в плане продажи, кредиторам соответствующей очереди, не получившим удовлетворения своих требований в полном объеме, с их согласия, в общую долевую собственность.

Авансовый платеж вносится в размере не менее 30 процентов от цены продажи имущества в срок не позднее пяти банковских дней со дня подписания договора купли-продажи. Авансовый платеж является обеспечением надлежащего исполнения покупателем обязательств по договору купли-продажи.

Гарантийный взнос засчитывается в счет причитающегося авансового платежа. Оставшаяся сумма вносится не позднее 30 календарных дней со дня подписания договора купли-продажи. В случае просрочки окончательного платежа продавец вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке. При расторжении договора вследствие просрочки окончательного платежа авансовый платеж не возращается.

В случае расторжения договора купли-продажи вследствие просрочки окончательного платежа имущество предлагается следующему за победителем участнику торгов, предложившему наиболее высокую цену. При его отказе имущество повторно выставляется на торги.

Средства, полученные от продажи имущества, а также суммы гарантийных взносов, не подлежащих возврату в соответствии с Правилами, направляются на погашение административных расходов конкурсного производства и требований кредиторов в соответствии с очередностью, установленной Законом Республики Казахстан «О банкротстве».

Источник: https://www.zakon.kz/4533587-realizacija-konkursnojj-massy-pri.html

Процедура банкротства. Каковы возможные способы участия собственника имущества при его реализации?

Реализация конкурсной массы проводится путем

Точно можно этим воспользоваться?

Консультация предоставлена 23.04.2015 г.

В отношении муниципального унитарного предприятия, занимающегося теплоснабжением, вводится процедура банкротства.

Каков порядок реализации конкурсным управляющим имущества банкротящегося муниципального унитарного предприятия, включающего в себя котельные и тепловые сети? Каковы возможные способы участия собственника имущества при его реализации?

Прежде всего отметим, что под конкурсным управляющим понимается гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон N 127-ФЗ) полномочий, а также, в случаях, предусмотренных указанным законом, Агентство по страхованию вкладов.

Из приведенной нормы следует, что конкурсный управляющий действует на стадии конкурсного производства до его окончания или до прекращения дела о банкротстве (ст. 127 Закона N 127-ФЗ).

При этом с даты его утверждения и до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника — унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом N 127-ФЗ, в том числе распоряжается имуществом должника (п.п. 1 и 3 ст. 129 данного Закона).

В соответствии с п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном главой VII данного Закона.

Согласно п. 3 ст. 139 Закона N 127-ФЗ в ходе конкурсного производства после проведения инвентаризации и оценки имущества должника его продажа осуществляется в порядке, установленном п.п. 3-19 ст. 110, п. 3 ст. 111 Закона N 127-ФЗ.

Как следует из п. 3 ст. 110 Закона N 127-ФЗ, при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенные для ведения предпринимательской деятельности, в том числе здания, строения, сооружения и оборудование. По общему правилу продажа такого имущества производится путем проведения торгов в виде открытого аукциона в электронной форме (п. 7 ст. 110, п. 3 ст. 111 Закона N 127-ФЗ).

Вместе с тем необходимо помнить, что, во-первых, в состав имущества должника, составляющего конкурсную массу, не включается имущество, изъятое из оборота (п. 1 ст. 132 Закона N 127-ФЗ).

Такое имущество не подлежит продаже на торгах, а принимается от конкурсного управляющего его собственником и закрепляется за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего о наличии такого имущества.

Во-вторых, продажа имущества ограниченного в обороте, осуществляется путем проведения закрытых торгов, в которых принимают участие только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу (п. 4 ст. 110 Закона N 127-ФЗ).

Ограничения оборотоспособности имущества могут вводиться лишь законом или в установленном им порядке, в частности, могут быть предусмотрены виды имущества, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению (п. 2 ст. 129 ГК РФ).

На сегодняшний день в законодательстве не содержится норм, которые напрямую ограничивали бы оборот объектов теплоснабжения самих по себе, включая здания котельных и оборудование в них, а также тепловые сети.

Поэтому в каждом конкретном случае наличие ограничений на оборот тех или иных объектов, составляющих систему теплоснабжения, должно определяться индивидуально с приведением соответствующих доказательств (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 N 14АП-9250/13).

Однако следует иметь в виду, что по смыслу п. 4 ст. 132 Закона N 127-ФЗ объекты коммунальной инфраструктуры относятся к социально значимым объектам. В связи с этим согласно указанной норме их продажа производится путем проведения торгов в форме конкурса.

Условия такого конкурса должны предусматривать обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.

Кроме того, при продаже объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).

При этом в п. 4 особо подчеркивается, что, несмотря на социальную значимость указанных объектов, их продажа осуществляется именно в порядке, установленном ст. 110 Закона N 127-ФЗ, а не какими-либо иными законами.

Следует отметить, что нормы ст. 110 Закона N 127-ФЗ не предусматривают участия собственника имущества в реализации объектов коммунальной инфраструктуры.

Напротив, в них указывается, что в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника (п. 8 ст. 110 Закона N 127-ФЗ).

Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего.

Однако муниципальное образование, которому на праве собственности принадлежит реализуемое имущество унитарного предприятия, в соответствии с п. 1 ст.

 125 Закона N 127-ФЗ вправе в любое время до окончания конкурсного производства одновременно удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику достаточные для этого денежные средства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 113 указанного Закона.

Кроме того, в том случае, если объекты коммунальной инфраструктуры не были проданы путем проведения конкурса, а также путем проведения иных способов продажи, установленных в соответствии с п. 4.1 ст.

 132 Закона N 127-ФЗ собранием кредиторов или комитетом кредиторов, они подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Также в муниципальную собственность такие объекты передаются и в том случае, если они были проданы, в порядке, предусмотренном п. 4 или п. 4.1 ст.

 132 Закона N 127-ФЗ, но договор об их продаже впоследствии был расторгнут судом из-за несоблюдения покупателем условий конкурса, установленных п. 4 указанной статьи при продаже объектов коммунальной инфраструктуры (п. 4.2 ст. 132 Закона N 127-ФЗ).

При этом денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи объектов инфраструктуры, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.

Помимо этого, если продажа имущества состоялась, органы местного самоуправления, представляющие муниципальное образование, должны заключить с покупателем отдельное соглашение о соблюдении последним условий покупки объектов коммунальной инфраструктуры, предусмотренных п. 4 ст. 132 Закона N 127-ФЗ (п. 4.1 указанного Закона).

Обращаем Ваше внимание на то, что если муниципальное унитарное предприятие является естественной монополией, то при продаже его имущества должны соблюдаться условия, предусмотренные положениями ст.ст. 200 и 201 Закона N 127-ФЗ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Все юридические консультации

Источник: https://garant-victori.ru/protsedura-bankrotstva-sposoby-uchastiya-sobstvennika-imushchestva-pri-yego-realizatsii

Личный юрист
Добавить комментарий