Схема ликвидации юридического лица

Статья 111. Порядок ликвидации юридического лица

Схема ликвидации юридического лица

1.

С даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований записи о решении учредителей (участников) юридического лица, суда или уполномоченного ими органа относительно ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана принять все необходимые меры относительно взыскания дебиторской задолженности юридического лица, которое ликвидируется, и в письменном виде сообщить каждому из должников о прекращении юридического лица в установленные настоящим Кодексом сроки.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) заявляет требования и иски о взыскании задолженности с должников юридического лица.

2. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана уведомить участников юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, о его участии в других юридических лицах и/или предоставить сведения о созданных им хозяйственных обществах, дочерних предприятиях.

3. Во время проведения мероприятий по ликвидации юридического лица до завершения срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) закрывает счета, открытые в финансовых учреждениях, кроме счета, который используется для расчетов с кредиторами во время ликвидации юридического лица.

4.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры относительно инвентаризации имущества юридического лица, которое прекращается, а также имущества его филиалов и представительств, дочерних предприятий, хозяйственных обществ, а также имущества, подтверждающего его корпоративные права в других юридических лицах, выявляет и принимает меры относительно возврата имущества, находящегося у третьих лиц.

В случаях, установленных законом, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает проведение независимой оценки имущества юридического лица, которое прекращается.

5. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры относительно закрытия обособленных подразделений юридического лица (филиалов, представительств) и в соответствии с законодательством о труде осуществляет увольнение работников юридического лица, которое прекращается.

6. Лицензии, документы разрешительного характера и другие документы, а также печати и штампы, подлежащие возврату органам государственной власти, органам местного самоуправления, возвращаются им ликвидационной комиссией (ликвидатором).

7.

Для проведения проверок и определения наличия или отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых средств в Пенсионный фонд Украины, фонды социального страхования ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает своевременное предоставление органам доходов и сборов и Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования документов юридического лица (его филиалов, представительств), в том числе первичных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета.

До момента утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет и подает в органы доходов и сборов, Пенсионного фонда Украины и фондов социального страхования отчетность за последний отчетный период.

8. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, включающий сведения о составе имущества юридического лица, которое ликвидируется, перечне предъявленных кредиторами требований и результате их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками юридического лица, судом или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

9.

Выплата денежных сумм кредиторам юридического лица, которое ликвидируется, в том числе по налогам, сборам, единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и другим средствам, подлежащим уплате в государственный или местный бюджет, Пенсионный фонд Украины, фонды социального страхования, осуществляется в порядке очередности, установленном статьей 112 настоящего Кодекса.

В случае недостаточности у юридического лица, которое ликвидируется, средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) организует реализацию имущества юридического лица.

10. До утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет и подает в органы доходов и сборов, Пенсионного фонда Украины и фондов социального страхования, отчетность за последний отчетный период.

11. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, обеспечивает его утверждение участниками юридического лица, судом или органом, принявшим решение о прекращении юридического лица, и обеспечивает представление в органы доходов и сборов.

12.

Имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (в том числе по налогам, сборам, единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и другим средствам, подлежащим уплате в государственный или местный бюджет, Пенсионный фонд Украины, фонды социального страхования), передается участникам юридического лица, если иное не установлено учредительными документами юридического лица или законом.

13. Документы, подлежащие обязательному хранению, передаются в установленном законодательством порядке соответствующим архивным учреждениям.

14. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает представление государственному регистратору документов, предусмотренных законом для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в установленный законом срок.

Источник: //i.factor.ua/law-53/section-289/article-14794/

Порядок ликвидации ООО

Схема ликвидации юридического лица

Ликвидация юридического лица — предусмотрена законодательством Украины форма прекращения существования юридического лица (например, в нашем случае ООО).

Мы не будем останавливаться на таких формах прекращения юридического лица как реорганизация (в форме слияния, присоединения, разделения или преобразования) сейчас.

Зато рассмотрим варианты прекращения юридического лица, при которых такое прекращение юридического лица осуществляется без перехода прав и обязанностей ООО ликвидируемого к другим лицам (без правопреемства).

Итак, по действующему законодательству, ООО может ликвидироваться в случае:

    • по решению его участников или органа, уполномоченного на это учредительными документами — добровольная ликвидация;
  • по решению суда — принудительная ликвидация.

Кроме того, в Украине приобретает все большее распространение третий вариант — так называемая экспресс-ликвидация или продаже ООО (путем изменения состава учредителей, директора, юридического адреса, главного бухгалтера), но об этом позже.

Отметим что процедура ликвидации юридического лица в Украине — представляет собой довольно кропотливую работу, которая требует привлечения к этому делу не только юридического специалиста, но и бухгалтера, специалиста отдела кадров, поскольку именно их документация будет положена в основу представления и прохождения проверки в налоговых органах, именно из них будет формироваться список документов, которые будут передаваться долгосрочному хранению в соответствующего архивного учреждения и тому подобное. Поэтому, если иное вопросы деятельности общества (смене руководителя или иную регистрационное действие) в процессе его деятельности может решить любой компетентный специалист, то к вопросу ликвидации следует отнестись достаточно ответственно и взвешенно и поручить это дело настоящим профессионалам.
Обычно процедура ликвидации ООО занимает времени от 4-х до 8-ми месяцев в зависимости от вида деятельности, предоставленных документов, других объективных и субъективных факторов возникающих при ликвидации и тому подобное. Поэтому, какой бы ни была причина необходимости ликвидации Вашего ООО (добровольная или принудительная), для успешного ее прохождения необходимо уделить много усилий, времени, знаний и опыта.

Юридическая компания «Ликвидация-ТОВ» предоставляет услуги по ликвидации не только во Киеве, но и в других городах (в частности  Львов, Ивано-Франковск, Тернополь, Черновцы, Ужгород, Хмельницкий, Харьков, Одесса, Днепр и другие города).

1) Сосредоточим Ваше внимание на добровольной ликвидации ООО (по решению его участников / учредителей). Стоит отметить, что решение о прекращении деятельности (ликвидации) ООО принимается участниками, владеющих не менее 3/4 общего количества и оформляется в виде протокола.

Итак, для начала необходимо создать ликвидационную комиссию (определить ликвидатора). С момента публикации в ЕГР решение о прекращении ООО, начинается срок для предъявления кредиторами своих требований, который должен составлять не менее 2-х и не более 6-ти месяцев.

Согласно последним изменениям в законодательстве — подписи председателя и секретаря собрания на решениях (протоколах) представляемых государственным регистраторам для внесения соответствующих изменений об ООО в ЕГР — подлежат нотариальному удостоверению и подаются последним в 3-х дневный срок.

В общем, процедура ликвидации ООО по решению участников (или учредителя) можно разделить на следующие этапы:принятия участниками решения о прекращении деятельности (ликвидации), в котором необходимо предусмотреть:— создание ликвидационной комиссии (избрание ее председателя и членов)— определение порядка и срока ликвидации, а также срок, для заявления кредиторами своих требований.

публикация в Едином государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований сведений о начале процедуры прекращения юридического лица (1-й этап)выполнения ликвидационной комиссией своих обязанностей по ликвидации:— принятие мер по взысканию дебиторской задолженности;— выявление кредиторов;— закрытие банковских счетов (кроме того что используется для расчетов с кредиторами во время процедуры ликвидации)— инвентаризация имущества ООО, имущества или корпоративных прав принадлежащего ему в других юридических лицах, принятие мер по их возврату; в случаях, предусмотренных законом ликвидационная комиссия обеспечивает проведение независимой оценки имущества ООО которое прекращается;— увольнение работников;— аннулирование лицензий, разрешений, уничтожение печатей, штампов Общества;— составление ликвидационного баланса;— предоставление первичных документов по бухгалтерскому и налоговому учету — органам Государственной фискальной службы, органам Пенсионного фонда Украины, фонда социального страхования, для проведения ими проверок на определение наличия или отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов, ЕСВ и тому подобное.Завершением этапа проведения проверок факт снятия с учета в вышеупомянутых государственных органах и получения соответствующих справок.внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований записи о прекращении юридического лица (2-й этап), финальный этап.

Необходимые документы:

— заявление о государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации;

— справка архивного учреждения о принятии документов, подлежащих долгосрочному хранению.

Обращайтесь к нам и мы изучим проведем правовой анализ Вашего общества, расскажем обо всех существующих рисках и поможем принять наиболее оптимальное решение по ликвидации. Также наши юристы могут предложить помощь в Ликвидации ООО быстро по программе «Здоровый сон»!

Ликвидация ООО надежно и быстро! 

Источник: //xn----7sbfch8ag3a9a1b1gsdcd.xn--j1amh/ru/poryadok-likvidacii-ooo/

Желаете ликвидировать свою компанию?

Схема ликвидации юридического лица

Ликвидация юридических лиц осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (далее – Положение).

Внимание! Осуществление операций по счетам юридического лица, совершение им сделок, не связанных с ликвидацией, запрещаются (п.10 Положения).

Информация, размещенная в данном разделе, применяется при ликвидации юридического лица, инициированной собственником имущества (учредителями, участниками) этого юридического лица.

Данный порядок ликвидации юридического лица не применяется при ликвидации республиканских государственно-общественных объединений, фондов, религиозных организаций, третейских судов, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, Белорусской нотариальной палаты, Палаты налоговых консультантов, организаций, обеспечивающих проведение медиации, а также политических партий и других общественных объединений, их союзов (ассоциаций), союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений).

Вы можете:

ознакомиться с перечнем юридических лиц, ликвидируемых по решению регистрирующего органа;

проверить сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси».

Документы, необходимые для начала процедуры ликвидации, Вы можете представить в регистрирующий орган одним из следующих способов:

Путем личного обращения в регистрирующий орган

Для этого Вам необходимо:

1 шаг 2 шаг 3 шаг 4 шаг 5 шаг

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) в течение 10 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязан письменно уведомить об этом регистрирующий орган

  • В соответствии с п. 6 Положения собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. Срок ликвидации, устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации. Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до двенадцати месяцев.При наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2013 г. № 314 «О некоторых вопросах назначения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)» требованиям и не являющееся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица.В случае обнаружения у юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, задолженности перед кредиторами, имевшейся, но по объективным причинам не выявленной на дату принятия решения о ликвидации данного юридического лица, собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица в месячный срок со дня обнаружения указанной задолженности должны быть приняты меры по замене председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), если таковым назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель ликвидируемого юридического лица.Со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Внимание! Если решение принято о ликвидации юридического лица, включенного в план выборочных проверок , такое юридическое лицо не может быть исключено из ЕГР.

Сведения о ликвидации юридического лица будут размещены на сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» после представления в регистрирующий орган необходимых документов для ликвидации юридического лица

Уважаемый пользователь!

Вы можете воспользоваться специально созданным сервисом , позволяющим заполнить формы различных заявлений без авторизации в режиме онлайн для последующего их представления на бумажном носителе в регистрирующий орган.

Внимание! Срок заявления требований кредиторами не может быть менее 2 месяцев с даты размещения сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, на сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» (п. 1 ст. 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Заявление о ликвидации юридического лица подписывается председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) либо ликвидатором (в случае назначения ликвидатора).

Если председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) является юридическое лицо, заявление о ликвидации подписывается руководителем этого юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) действовать от имени этого юридического лица.

Внимание! Документы в регистрирующий орган представляются председателем ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо лицом, уполномоченным в соответствии с доверенностью действовать от имени председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)

  • заявление о ликвидации юридического лица
  • решение о ликвидации юридического лица (решение, составленное на иностранном языке, должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется))

Если собственником имущества (учредителями, участниками) являются иностранные организации, дополнительно в регистрирующий орган представляется легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанного документа (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о ликвидации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется).

При представлении документов в регистрирующий орган предъявляются:

  • документ, удостоверяющий личность
  • документ, подтверждающий оплату услуг учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси»
  • документ, Доверенность подтверждающий полномочия, в случае, если гражданин действует от имени юридического или физического лица
  • сдать на хранение в архив документы, в том числе по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда его работников
  • представить в регистрирующий орган:
    • ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
    • оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.

После представления указанных документов в регистрирующий орган и в случае отсутствия задолженности перед налоговым органом, органом Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, таможенным органом, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) юридическое лицо исключается регистрирующим органом из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР).

Выписку из решения регистрирующего органа об исключении юридического лица из ЕГР можно получить в регистрирующем органе.

Внимание! Если решение принято о ликвидации юридического лица, включенного в план выборочных проверок , такое юридическое лицо не может быть исключено из ЕГР.

Для этого Вам необходимо:

1 шаг 2 шаг 3 шаг 4 шаг 5 шаг

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) в течение 10 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязан письменно уведомить об этом регистрирующий орган

  • В соответствии с п. 6 Положения собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. Срок ликвидации, устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации. Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до двенадцати месяцев.При наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2013 г. № 314 «О некоторых вопросах назначения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)» требованиям и не являющееся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица.В случае обнаружения у юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, задолженности перед кредиторами, имевшейся, но по объективным причинам не выявленной на дату принятия решения о ликвидации данного юридического лица, собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица в месячный срок со дня обнаружения указанной задолженности должны быть приняты меры по замене председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), если таковым назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель ликвидируемого юридического лица.Со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Внимание! Если решение о ликвидации принято юридическим лицом, которое включено в план выборочных проверок , такое юридическое лицо не может быть исключено из ЕГР.

  • сдать на хранение в архив документы, в том числе по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда его работников
  • представить в регистрирующий орган:
    • ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
    • оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.

После представления указанных документов в регистрирующий орган и в случае отсутствия задолженности перед налоговым органом, органом Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, таможенным органом, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) юридическое лицо исключается регистрирующим органом из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР).

Выписку из решения регистрирующего органа об исключении юридического лица из ЕГР можно получить в регистрирующем органе.

Внимание! Если решение о ликвидации принято юридическим лицом, которое включено в план выборочных проверок , такое юридическое лицо не может быть исключено из ЕГР.

Источник: //egr.gov.by/egrn/index.jsp?content=eJurDestroyForm

Тема 6. Правовые основы реорганизации и ликвидации юридических лиц

Схема ликвидации юридического лица

В.Т. Батычко
Предпринимательское право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.

6.3. Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

1)  добровольную;

2)  принудительную;

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества — соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления.

Статья 61 ГК РФ содержит примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана, и др.

Принудительная ликвидация производится на основании решения суда в следующих случаях:

—  осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

—  осуществление деятельности, запрещенной законом;

—  неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. ст. 65, 81 ГК РФ).

С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом.

В частности, таким правом обладают ФАС России, ФНС России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ (далее — Минфин России).

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1.  Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2.  Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3.  Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4.  Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.

В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

5.  Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

6.  Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

7.  Выход из состава участников других юридических лиц.

8.  Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

9.  Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований.

Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса).

Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения.

Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном § 1 гл. 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

10.  Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начинаются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

11.  Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

12.  Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а)    заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б)    ликвидационного баланса;

в)     документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Источник: //www.aup.ru/books/m236/6_3.htm

Порядок ликвидации юридического лица по решению его участника

Схема ликвидации юридического лица

С начала 2018 года МИ ФНС России № 17 по Иркутской области исключила из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) более 2 тысяч недействующих организаций.

Многие считают, что исключение регистрирующим органом предприятия из реестра – наиболее лёгкий способ ликвидации, но при этом не знают о последствиях.

Согласно Федеральному закону № 129-ФЗ, бывший учредитель или руководитель организации, имеющей перед закрытием задолженность в бюджет и исключённый из реестра, в течение трёх лет не сможет стать учредителем или руководителем любой другой компании, в том числе вновь создаваемой.

Чтобы избежать негативных последствий исключения юридического лица как недействующего, участнику необходимо самостоятельно принять решение о ликвидации. О порядке и преимуществах добровольной ликвидации юридического лица нам рассказала начальник Единого регистрационного центра Наталья Лалетина.

Ликвидация юридического лица представляет собой прекращение деятельности без правопреемства, без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций закреплены Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьями 62–64 ГК РФ, ликвидация на основании решения участника (участников) проходит в несколько этапов.

На первом этапе участник (участники) юридического лица принимают решение о ликвидации.

Согласно статье 20 Закона № 129-ФЗ, учредители (участники) или орган, принявшие такое решение, в течение трёх рабочих дней обязаны уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого лица с приложением решения.

Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) также сообщает в регистрирующий орган о формировании комиссии или назначении ликвидатора. Уведомление о ликвидации предоставляется по форме № Р15001, утверждённой приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@.

На основании документов в ЕГРЮЛ вносится запись о том, что предприятие находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы данной компании.

На втором этапе ликвидатор (комиссия) публикует в средствах массовой информации («Вестник государственной регистрации») сообщение о ликвидации предприятия, порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования информации в СМИ.

Комиссия принимает меры по выявлению кредиторов, уведомлению их в письменной форме о ликвидации и получению дебиторской задолженности.

После окончания срока предъявления требований кредиторами комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.

В нём указываются сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, требованиях, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения, а также перечень требований, удовлетворённых вступившим в законную силу решением суда.

Промежуточный баланс утверждается учредителями (участниками) юрлица, а ликвидатор (комиссия) уведомляет регистрирующий орган о его составлении формой № P15001, утверждённой приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

На третьем этапе, после завершения расчётов с кредиторами, ликвидатор (комиссия) составляет ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями (участниками) юрлица или органом, принявшими решение о ликвидации. Затем в регистрирующий орган, в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона №129-ФЗ, участникам юрлица необходимо представить следующие документы:

– подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № Р16001, утверждённой приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@;

– ликвидационный баланс;

– документ об уплате государственной пошлины.

Ликвидация считается завершённой, а юридическое лицо прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. До момента внесения записи участник вправе принять решение об отмене ликвидации.

Согласно статье 57 Федерального закона № 14-ФЗ, срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение, не может превышать один год. Если процедура не может быть завершена в этот срок, он может быть продлён в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.

При отмене ликвидации или истечении года начать её повторно возможно только после шести месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ.

В соответствии со статьёй 9 Закона № 129-ФЗ, различные документы в регистрирующий орган могут быть направлены почтовым отправлением, представлены лично либо через МФЦ, а также в электронном виде с помощью сервиса «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на сайте ФНС России.

Для использования сервиса организации необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Ресурс поможет исключить формальные ошибки при заполнении заявлений на регистрацию, сэкономить рабочее время, уменьшив количество посещений инспекции.

Кроме того, для направления документов не требуется удостоверение подлинности подписи заявителя нотариусом.

Источник: //www.vsp.ru/2018/08/14/poryadok-likvidatsii-yuridicheskogo-litsa-po-resheniyu-ego-uchastnika/

Ликвидация юридических лиц: понятие, основания, порядок, права кредиторов

Схема ликвидации юридического лица

Ликвидация юридического лица — процедура, направленная на прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).

Законодатель, формулируя понятие «ликвидация», таким образом, под отсутствием правопреемства имел в виду отсутствие не любого, а только универсального правопреемства, поскольку процедура ликвидации сама по себе не исключает сингулярное (частичное) правопреемство, т.е.

переход отдельных прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим лицам. Так, права ликвидируемого юридического лица могут переходить к его кредиторам в результате расчетов с ними.

Что же касается его учредителей (участников), они также в ряде случаев могут «наследовать» как его права (получая остаточное имущество, т.е.

имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, — так называемую ликвидационную стоимость, или квоту), так и его обязанности (отвечая в субсидиарном порядке поего обязательством перед кредиторами).

Принципиальное отличие ликвидации от любой формы реорганизации:

  • отсутствие универсального правопреемства.

Юридическое лицо может быть ликвидировано (порядок ликвидации):

  • добровольно — по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа (в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой создано);
  • недобровольно (принудительно) — по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов и по решению суда (в случае грубых и неустранимых нарушений закона, в других случаях, предусмотренных ГК, см., например, ст. 81, 86).

Суд может возложить обязанности по ликвидации на учредителей (участников) данного юридического лица или на его орган. При осуществлении указанными лицами возложенной на них обязанности ликвидация является вынужденной, во всех иных случаях суд назначает ликвидатора сам, а ликвидация в таком случае является принудительной (п. 2, 3 ст. 61 ГК).

Основания ликвидации юридического лица:

  1. решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (п. 2 ст.

    61 ГК);

  2. решение суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления:
    • в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
    • в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
    • в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
    • в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
  3. по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
  4. в иных случаях, предусмотренных законом (например, в связи с нарушением исключительных прав — ст. 1253 ГК РФ).

Порядок ликвидации юридического лица

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица:

  1. назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и
  2. устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ и включает следующие действия ликвидационной комиссии (ликвидатора):

  1. Опубликование в средствах массовой информации сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
  2. Принятие мер по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
  3. Уведомление в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
  4. Составление (после окончания срока предъявления требований) промежуточного ликвидационного баланса, который содержит:
    • сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица,
    • перечень требований, предъявленных кредиторами, результаты их рассмотрения, а также
    • перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
  5. Утверждение промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов.

Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Подробнее о порядке ликвидации

Источник: //jurkom74.ru/ucheba/likvidatsiya-iuridicheskich-lits-ponyatie-osnovaniya-poryadok-prava-kreditorov

Личный юрист
Добавить комментарий