Сверхтяжелая ракета феникс

Сверхтяжелая ракета

Сверхтяжелая ракета феникс

Эта статья посвящена новой концепции ракеты-носителя сверхтяжелого класса, которую рассматривает Роскосмос в качестве базового варианта с 2017 года. О предыдущих проектах Роскосмоса можно прочитать здесь.

Как мы к этому пришли

В 2015 году из-за резкого сокращения бюджета Роскосмос был вынужден отказаться от планов по созданию сверхтяжелой ракеты. Это решение сразу лишило долгосрочную программу российской космонавтики хоть каких-то амбиций.

Хотя формально планы полета к Луне не отменялись – просто предполагалось, что вместо сверхтяжелой ракеты для них будет использоваться «утяжеленная» водородная «Ангара-А5В», – все понимали, что даже «на бумаге» облет Луны с помощью четырех ракет выглядит не очень реалистично.

А без Луны российская пилотируемая космонавтика обречена либо навечно застрять на низкой орбите Земли, либо закрыться.

В 2016 году, с задержкой на два года, Федеральная космическая программа 2016-2025 была утверждена правительством. По сравнению с первым проектом 2014 года объем финансирования космонавтики по этой программе упал в два раза. Уже после принятия ФКП была дополнительно секвестрована на 10%, и этот процесс может продолжиться.

Финансирование ракетно-космической отрасли помимо ФКП идет еще по двум федеральным целевым программам. Если с программой по ГЛОНАСС проблем не возникло, то программа развития космодромов добавила чиновникам много головной боли.

Расходы на нее также уменьшились приблизительно в два раза, из-за чего от планов по строительству двух пусковых комплексов для ракет «Ангара» на космодроме Восточный пришлось отказаться.

Хотя поначалу это отрицалось, нехватка стартовых столов окончательно похоронила идею многопускового полета к Луне.

В теории, полный отказ от лунной экспедиции вполне возможен. Проблема лишь в том, что при этом потеряется смысл разработки нового пилотируемого космического корабля ПТК НП «Федерация». Этот заказ выполняет РКК «Энергия», которая в последние годы сумела проявить себя как самого сильного лоббиста в отрасли.

Именно «Энергия» и протолкнула новую долгосрочную программу развития средств выведения, логичным концом которой становится создание новой свертяжелой ракеты.

В принятой основательно урезанной ФКП оставалась опытно-конструкторская работа «Феникс» по созданию ракеты среднего класса. Изначально ее целью было создание носителя на замену украинской ракете «Зенит».

Эту ракету среднего класса нельзя назвать востребованной, и потому удивительно, что данная ОКР пережила сокращение программы.

Именно она, однако, стало отправной точкой для нового плана «Энергии» и «Роскосмоса».

Согласно обобщенной программе от 2015 года, в 2021 году при помощи тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5П» (пилотируемая модификация, грузоподъемность 24,5 т или, по другой концепции, 20 т) должны были начаться летные испытания нового пилотируемого корабля «Федерация».

С 2024 года планировалось начать испытания «утяжеленной» водородной «Анагы-А5В» грузоподъемностью 37,5 т. У этого плана есть сразу три проблемы. Во-первых, тяжелую ракету «Ангара» предполагалось использовать для всех модификация корабля «Федерация», включая и лунную (масса около 20 т), и низкоорбитальную (около 15 т), что очень дорого и неэффективно.

Во-вторых, развертывание серийного производства универсальных ракетных модулей (УРМ) «Ангары» в ПО «Полет» в Омске столкнулось с трудностями и не завершено до сих пор. В-третьих, строительство стартовой площадки для «Ангары» на Восточном до сих пор не начато, и шансов успеть к 2021-2022 году не так уж много.

Значит, летные испытания ПТК НП будут неоднократно откладываться. Ну и помимо этого, как было написано выше, водородная «Ангара» для лунной экспедиции совсем не подходит.

Чтобы решить эти проблемы, РКК «Энергия» решила полностью вычеркнуть из пилотируемой программы ракеты «Ангара», которые разработал и производит Центр им. Хруничева.

На первом этапе «Энергия» решила разрабатывать не лунную, а более легкую низкоорбитальную модификация корабля «Федерация», и для ее испытаний использовать среднюю ракету, разрабатываемую по ОКР «Феникс» – она получила два названия: «Союз-5» и «Сункар».

«Союз-5» получит двигатель РД-171 на первой ступени и будет внешне отличаться от «Зенита» разве что диаметром.

Он сможет летать с модернизированного пускового стола для «Зенитов» на космодроме Байконур и с морского космодрома Sea Launch компании S7, причем работы на Байконуре должны быть выполнены на средства Казахстана, а модернизация комплекса Sea Launch, соответственно, на средства S7. Благодаря схожести новой ракеты с «Зенитом» переделка стартовых комплексов будет простой и недорогой. Именно «Союз-5» будет использован для начала испытаний «Федерации», которое одновременно с первым пуском новой ракеты назначили на 2022 (а скорее 2023) год.

Контракт на разработку «Союза-5», конечно же, достался РКК «Энергия», но основным субподрядчиком и производителем станет самарский РКЦ «Прогресс».

Водородная ракета «Ангара-А5В» пока не исключена из программы. У нее осталась задача выведения тяжелых спутников военного назначения. Тем не менее, по словам главы Центра им.

Хруничева Андрея Калиновского (в июне 2017 года перешел на работу в Роскосмос), разработка этой ракеты в ближайшие годы не начнется. К ней планируется приступить после появления стартового стола для «Ангары» на Восточном, т.е. в начале 2020-х годов.

Если в проект стартового стола не будет заложена возможность использования его с водородной «Ангарой», отказ от нее станет просто вопросом времени.

А где же сверхтяжелая ракета?

Ставка на «Союз-5» решила первоочередную проблему. Эта ракета, если будет создана в срок, позволит начать летные испытания ПТК НП. Но для лунной программы «Союз-5» не подходит.

Зато подходит многомодульная ракета, которую можно связать из первых ступеней «Союза-5» так же, как американская Falcon Heavy состоит из трех Falcon 9 или как «Ангара-А5» состоит из пяти модулей «Ангары-А1.2».

Ракету, состоящую из трех модулей среднего класса на первой и второй ступени, неофициально в широком смысле называют «тризенитом». А пятимодульную ракету можно по аналогии назвать «пятизенитом». Эту идею РКК «Энергия» взяла на вооружение довольно давно, назвав «Энергией-5» (см.

предыдущую версию статьи о сверхтяжелых ракетах). Первая ступень «Энергии-5» состоит из четырех ускорителей с одним двигателем РД-171 (т.е. каждый такой ускоритель является аналогом первой ступени ракеты «Союз-5»). Вторая ступень – аналогичный центральный модуль.

Третья ступень – кислородно-водородная, что, как раз, является отличием от первоначальной концепции «многозенита». Грузоподъемность «Энергии-5» составит более 90 т на низкую орбиту Земли, что позволит доставить ПТК НП на орбиту Луны в один пуск или организовать высадку на Луну в два пуска.

6 июля 2017 года стало известно, что РКК «Энергия» планирует на первом этапе создать трехмодульную версию ракеты, получившую логичное название «Энергия-3». Она сможет выводить на орбиту около 70 т. Ее первый полет может состояться в 2028 году.

Пусковой комплекс для «Энергии-3» и «Энергии-5» планируется построить на космодроме Восточный, но работа над ним начнется только после 2025 года.

Автор иллюстрации: Большой

Итоги кратко

В первой половине 2020-х (официально – в 2022 году) должна появиться ракета-носитель среднего класса «Союз-5» с двумя стартовыми площадками: на Байконуре и Sea Launch. Она будет использоваться для испытательных беспилотных и, в дальнейшем, пилотируемых (с Байконура) запусков нового корабля «Федерация».>

К 2028 году планируется построить стартовую площадку на Восточном, с которой можно будет производить пуски «Союза-5», «Энергии-3» и «Энергии-5» по пилотируемой программе. В дальнейшем этот комплекс может быть использован для организации экспедиций к Луне или на ее поверхность.

Дата последнего обновления: 7 июля 2017 года

Источник: //kosmolenta.com/index.php/new-tech/superheavy

Генконструктор РКК

Сверхтяжелая ракета феникс

Евгений Микрин рассказал о проектах, над которыми сегодня работает корпорация

Генконструктор РКК «Энергия»: марсианские экспедиции станут возможны не ранее 40-х годов

ТАСС

Москва. 19 мая. INTERFAX.RU — Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени Королева занимает особое место в космической отрасли России.

Она является родоначальником практически всех направлений отечественной ракетной и космической техники, головной организацией по пилотируемым космическим системам.

Здесь были созданы первые отечественные баллистические ракеты, первый искусственный спутник Земли, пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», первые автоматические межпланетные станции, запущенные к Луне, Венере и Марсу…

О том, над какими проектами сегодня работает корпорация, рассказал «Интерфаксу» генеральный конструктор РКК «Энергия» Евгений Микрин.

— Евгений Анатольевич, на каком этапе находятся работы по созданию ракеты-носителя среднего класса «Феникс»?

— Хотел бы сразу уточнить, что «Феникс» это не ракета-носитель, а название опытно-конструкторской работы (ОКР) по созданию космического ракетного комплекса среднего класса нового поколения, которая прописана в федеральной космической программе.

В рамках этой ОКР в апреле текущего года были начаты работы по разработке эскизного проекта комплекса ракеты-носителя среднего класса.

— Когда планируется выполнить первый испытательный пуск новой ракеты? С какого космодрома он будет осуществлен?

— Испытания новой ракеты-носителя среднего класса планируется начать в 2022 году на космодроме Байконур в составе совместного российско-казахстанского космического ракетного комплекса «Байтерек».

Ракета-носитель будет универсальной для применения ее в составе космических ракетных комплексов как на космодромах «Байконур» и «Восточный», так и в составе комплекса «Морской старт».

— В какую сумму оценивается проект «Феникс», каковы этапы его реализации?

— В федеральной космической программе предусмотрено выполнение работ по созданию космического ракетного комплекса среднего класса нового поколения (опытно-конструкторская работа «Феникс») с соответствующим финансированием, которое будет уточнено после разработки эскизного проекта.

— Какую полезную нагрузку сможет выводить эта ракета на низкие и геостационарные орбиты?

— Энергетические возможности ракеты-носителя среднего класса должны будут обеспечивать выведение полезных грузов на низкую околоземную орбиту массой до 17 тонн, на геостационарную орбиту – массой до 2,5 тонн.

— Сообщалось, что эту ракету планируется использовать в качестве первой ступени сверхтяжелой ракеты-носителя, а также как запасной носитель в случае возникновения нештатных ситуаций с ракетами семейства «Ангара».

— Планируется, что первая и вторая ступени перспективной ракеты-носителя сверхтяжелого класса будут создаваться на базе первой ступени ракеты-носителя среднего класса.

Ракета-носитель «Ангара-А5» относится к РН тяжелого класса, поэтому новая ракета-носитель среднего класса сможет решать только часть задач РН «Ангара-А5».

— Как продвигаются работы по созданию российского космического корабля «Федерация»? Когда возможен его первый полёт в беспилотном варианте?

— Работы по созданию космического корабля «Федерация» проводятся в соответствии с государственным контрактом и генеральным графиком. Первый полет в беспилотном варианте запланирован в 2021 году.

В связи с планируемыми работами по созданию космического ракетного комплекса ракеты-носителя среднего РКК «Энергия» рассматривает возможность запусков космического корабля «Федерация» на этой ракете, в том числе и пилотируемых.

— Сообщалось, что специалисты корпорации работают над проектом новой российской орбитальной станции. Расскажите об этом проекте. Планируется участие в нем зарубежных компаний?

— Специалисты корпорации сейчас работают над наращиванием российского сегмента международной космической станции (МКС). До 2020 года планируется запустить новые модули: многоцелевой лабораторный модуль, научно-энергетический модуль и узловой модуль.

На базе этих трех модулей (при необходимости) может быть создана новая российская орбитальная станция. В состав этой станции планируется ввести ещё два модуля: трансформируемый и шлюзовой.

Основными задачами российской орбитальной станции должны являться отработка технологий и создание элементов для осуществления полётов на поверхность Луны и участие в других перспективных программах по освоению дальнего космоса, возможность продолжения международного сотрудничества на низкой околоземной орбите после прекращения функционирования МКС, включая предоставление услуг по обеспечению порта для приёма иностранных кораблей.

К приоритетным задачам следует также отнести возможность привлечения в качестве инвесторов частных компаний, включая иностранные, для создания и использования российской орбитальной станции, развитие космического туризма, коммерциализация пилотируемых полетов; непрерывное функционирования стации за счёт замены выработавших ресурс модулей.

ТАСС, Антон Новодережкин

— Работает ли корпорация «Энергия» над созданием космических систем многоразового использования, когда такие ракеты-носители могут быть созданы?

— В настоящее время в ПАО «РКК «Энергия» исследования по ракетам-носителям многоразового использования не проводятся.

— Как вы оцениваете перспективы реализации марсианской программы?

— Марсианская программа — это путеводная звезда пилотируемой космонавтики. Однако для этого надо пройти определённый путь. Он требует существенных усовершенствований для повышения энергомассовой эффективности, повышения надёжности и обеспечения большей автономности.

Необходима система обеспечения жизнедеятельности с почти замкнутым циклом, радиационная защита для долгого полёта, необходимы отказоустойчивые ремонтнопригодные системы, требующие минимального объёма запасных частей, инструментов и т.д.

Поэтому в рамках основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности начать отработку этих технологий предлагается на международной космической станции и при реализации Лунной программы, которая включает в себя запуск автоматических космических аппаратов «Луна-25», «Луна-26», «Луна-27», «Луна‑28», создание пилотируемого корабля для полёта на Луну, создание ракеты-носителя сверхтяжелого класса, пилотируемый полёт в окололунное пространство с высадкой на поверхность Луны с использованием лунного взлетно-посадочного комплекса.

Что касается марсианских экспедиций, то, по моему мнению, они будут реальны не в 20-х и, даже, не в 30-х годах. Скорее в 40-х. Совершенно очевидно, что марсианская программа слишком велика для одной, даже очень богатой страны. Скорее всего – это будет международный проект.

— В последние годы всё большее внимание уделяется развитию космического туризма. Насколько реализация таких программ экономически целесообразна? Имеется ввиду – позволяет ли отправка на орбиту туристов привлекать серьезные дополнительные средства в космическую отрасль?

— Космический туризм безусловно целесообразен на базе государственной программы при наличии свободных полетных возможностей. Если в пилотируемом корабле есть свободные места, то они могут быть представлены коммерческим клиентам.

В российском корабле «Федерация» планируется обеспечить возможность полета на МКС четырех человек. Часть этих мест может быть предоставлена коммерческим клиентам. Кстати, большинство из них обижаются, если их называют туристами.

Многое делается в РКК «Энергия» уже сейчас на корабле «Союз».

Мы работаем над тем, чтобы с 2019 года обеспечить возможность запуска двух коммерческих участников космического полета с одним командиром, сократить время автономного полета до стыковки до трех часов и др.

Всё это может позволить привлекать десятки и сотни миллионов долларов в программу. Интересны перспективы «окололунного» и «лунного» туризма. Конечно, таких клиентов меньше, зато цена «билета» во много раз больше.

В целом мы считаем это направление перспективным и постараемся сохранить значительную долю этого рынка.

Источник: //www.interfax.ru/interview/563033

Новая ракета среднего класса «Союз-5» будет создана путем усовершенствования технологий и конструкции ракеты-носителя «Зенит», которая создавалась в кооперации с КБ и заводами Украины.

Все украинские поставки и комплектующие Россия заменяет собственными, а стартовый комплекс для «Союза-5» на космодроме Байконур будет модернизирован за счет казахстанской стороны.

Астана входит в этот проект и готова вложить 314 миллионов долларов.

Об этих и других важных подробностях сообщили 17 июля в Москве в связи с заключением контракта на создание ракеты «Союз-5». В присутствии главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина документ подписали и.о.

генерального директора РКК «Энергия» Сергей Романов и первый заместитель генерального директора «Роскосмоса» Николай Севастьянов — как и Романов, сохраняющий в названии свой должности приставку и.о.

Путин заявил о новом космическом рекорде

По словам Севастьянова, «Союз-5» планируется создавать на известном советском двигателе РД-171.

Сама ракета определена двухступенчатой, а стартовать она будет с Байконура, с той самой площадки, откуда запускали «Зениты». Стартовый комплекс, как уже сказано, будет модернизирован в рамках совместного проекта с Казахстаном.

В результате такой кооперации новая ракета сможет выводить на орбиту до 17 тонн полезной нагрузки.

Напомним, что разработка новой российской ракеты среднего класса в рамках опытно-конструкторской работы «Феникс» включена в Федеральную космическую программу на 2016-2025 годы. Разработка ракеты началась в 2016 году. В мае 2017 года она получила название «Союз-5». В августе 2017 года распоряжением правительства головным разработчиком ракетного комплекса была назначена РКК «Энергия».

Госконтрактом, который сегодня подписан, предусмотрены разработка эскизного проекта, выпуск конструкторской документации, наземная отработка элементов ракеты и комплекса, изготовление летных образцов, а также проведение летных испытаний. Все эти работы РКК «Энергия» должна выполнить в кооперации с предприятиями-соисполнителями, входящими в ГК «Роскосмос».

Какие детали и новые подробности стали известны сегодня? Уже не скрывают, что ракета унаследует все лучшее, что было в российско-украинских «Зенитах», но будет изготавливаться только из российских комплектующих. Корпус ракеты стает длиннее и увеличится в диаметре.

Для первой ступени планируется взять двигатели РД-171МВ — модернизированный вариант того, что было на «Зените». Для второй — РД-0124М. Это двигатели от третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1б», которые и заменят собой украинские РД-120, стоявшие на «Зените».

Собирать «Союз-5» будут в самарском ракетном центре «Прогресс», там уже идет закупка необходимого оборудования, сообщил Дмитрий Рогозин. Первый пуск «Союза-5» с Байконура планируют осуществить уже в 2022 году. А в дальнейшем, что было сегодня особым образом подчеркнуто, первая ступень ракеты-носителя «Союз-5» должна стать первой ступенью новой российской ракеты сверхтяжелого класса.

Уральское предприятие запустит космические туры

Как заявил гендиректор «Роскосмоса», ракета «Союз-5» проектируется с возможностью ее модернизации и с вполне определенным коммерческим прицелом, чтобы занять свое место на рынке пусковых услуг. Было сказано и о том, что задел, который уже подготовлен для «Союза-5», будет максимально использован при создании универсального ракетного модуля для ракеты-носителя сверхтяжелого класса.

По существующим планам, такая ракета-носитель должна стартовать с космодрома Восточный в 2027 году, подтвердил в разговоре с журналистами Дмитрий Рогозин. Для ее создания, отметил глава «Роскосмоса», в Самаре создается фактически новый цех — «в силу того, что этот проект очень масштабный».

О необходимости ракеты-носителя сверхтяжелого класса в России говорили давно. Но соответствующий указ президента России вышел только в начале 2018 года. Головным разработчиком комплекса назначена РКК «Энергия».

К концу 2019 года должно быть завершено эскизное проектирование комплекса, а первый старт ракеты был тогда назначен на 2028 год.

«Сверхтяж» планируется использовать для выполнения перспективных космических проектов, в том числе к Луне и Марсу.

Как сообщал источник РИА Новости в ракетостроительной отрасли, для создания сверхтяжелой ракеты могут организовать специальный холдинг во главе с РКК «Энергия».

Тем временем

Производитель ракет «Протон» и «Ангара» Центр Хруничева будет производственно скооперирован с Ракетно-космическим центром «Прогресс» в Самаре — производителем ракет «Союз». Об этом уже открыто заявил журналистам глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.

NASA защитило космический зонд от солнечного перегрева

Такое решение во многом обусловлено финансовым состоянием Центра Хруничева, где в прошлом году убыток превысил 23 миллиарда рублей. А общие долговые обязательства, по сообщениям в открытой печати, достигают почти 100 миллиардов.

«Нам надо оперативно принять план финансового оздоровления Центра Хруничева. В силу масштабности проекта мы не исключаем кооперации между Центром Хруничева и РКЦ «Прогресс». Это не объединение, это именно производственная кооперация. Мы стоим на пороге масштабнейших проектов», — уточнил гендиректор «Роскосмоса». 

Источник: //rg.ru/2018/07/17/soiuz-5-stanet-reinkarnaciej-zenita-i-bazovoj-stupeniu-dlia-sverhtiazhelyh-raket.html

Правообладателем новой ракеты среднего класса

Сверхтяжелая ракета феникс

Министерство обороны станет правообладателем новой ракеты среднего класса, создающейся в рамках опытно-конструкторской работы «Феникс».

Об этом сообщил на заседании экспертного совета по ракетно-космической отрасли при Госдуме гендиректор ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Солнцев.

«Мы сегодня приступаем к созданию базового элемента ракеты сверхтяжелого класса. Правообладателем будет Минобороны, и у нас опять не получится коммерческой ракеты», — сказал он.

В этой связи Солнцев просит решить вопрос правообладания результатов интеллектуального труда.

17 апреля 2017г., Москва
Источник: ТАСС

Архив по теме:

30.12.2015

В интервью телеканалу «Россия 24» Рогозин заявил, что Россия работает над сверхтяжелой ракетой, первой ступенью которой станет ракета «Феникс»

Он подчеркнул, что работа по созданию ракеты в рамках новой космической программы уже начата. Рогозин пояснил, что для доставки грузов большой массы российской космической отрасли требуются настоящие «грузовики», тогда как теперь на вооружении есть «джип» «Ангара». Таким самосвалом, по словам Рогозина, станет сверхтяжелая ракета.

«Сейчас мы создаем ее на совершенно новой технологической основе, и в новой федеральной космической программе уже заложено создание ракеты «Феникс», которая станет первой ступенью при создании сверхтяжелой ракеты», — сказал Рогозин.
Грузоподъемность этого космического самосвала может превысить 150 тонн.

Источник: сайт коллегии ВПК

18.08.2015г.

Генеральный директор Самарского РКЦ «Прогресс» Александр Кирилин рассказал в интервью РИА Новости, каковы основные характеристики новой ракеты «Союз-5», когда новейший носитель увидит свет, что общего и различного у него с проектом ракет «Ангара» и может ли космический новичок стать частью уникального проекта «Морской старт».

 Ракета-носитель «Союз-5.1» — это ракета среднего класса со стартовой массой около 270 тонн. Предполагается, что в перспективе она сможет заменить «Союз-2». Ракета-носитель проектируется по тандемной схеме, имеет две ступени.

Отличительная особенность «Союза-5» — использование в качестве горючего сжиженного природного газа (СПГ). Этот проект разрабатывается РКЦ «Прогресс» в инициативном порядке.

В настоящее время завершается эскизное проектирование, и мы будем предлагать эту инициативную разработку нашим основным заказчикам — Роскосмосу и министерству обороны.

— На какие орбиты «Союз-5» сможет доставлять полезные нагрузки? Какой массы могут быть эти грузы?

— «Союз-5.1» планируется как замена существующим носителям «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б», поэтому все те нагрузки, которые выводит «Союз-2», смогут доставляться на орбиту новой ракетой. «Союз-5.

1″ сможет доставлять космические аппараты на орбиты различных высот и наклонений, включая солнечно-синхронную, геопереходную и геостационарную орбиты. На низкую круговую орбиту (примерно 200 километров) «Союз-5.1» будет выводить груз массой девять тонн, что несколько больше, чем «Союз-2.1б».

Мы сознательно разрабатываем проект ракеты-носителя указанной грузоподъемности, так как создание средств выведения среднего класса — традиционная ниша предприятия.

— Правда ли, что этот носитель будет летать на экологически чистом топливе? Таким образом, «Союз-5» может стать конкурентом ракете-носителю «Ангара» разработки Центра имени Хруничева?

— Двигатели «Союза-5» будут работать на сжиженном природном газе и жидком кислороде. Если говорить о преимуществах топлива, СПГ — самое чистое топливо, которое только можно найти на планете, не считая водорода. От него образуется минимальное количество выбросов окиси азота и различных углеводородных соединений.

Соответственно, СПГ более экологически чистый, чем керосин, на котором традиционно летают наши «Союзы», в том числе ракета «Союз-2». Керосин также выбран в качестве топлива для носителей «Ангара» и Falcon.

Кроме того, СПГ имеет более широкую сырьевую базу, чем керосин, он существенно дешевле и имеет более высокие энергетические характеристики, что дает заметный выигрыш в массе выводимой полезной нагрузки.

О конкуренции «Союза-5.1» с «Ангарой» говорить, на мой взгляд, некорректно.

Разработка носителей среднего класса — наша традиционная тематика, и выбранная размерность позволит нам избежать излишней конкуренции на внутреннем рынке средств выведения.

В принципе, конструкция позволяет добавить боковые блоки и получить ракету сверхтяжелого класса, но в данный момент мы работаем над проектом 9-тонного носителя.

— Преимущество «Ангары» в ее модульности, а каковы будут преимущества нового «Союза»?

— Преимущество нового «Союза-5.1» в его технологической простоте: деталей и сборочных единиц там будет примерно в два раза меньше, чем на «Союзе-2». Уменьшение количества деталей — это и снижение трудоемкости, и, соответственно, цены.

Хочу подчеркнуть: «Союз-5.

1″ — не модернизация какой-то существующей ракеты, а абсолютно новый проект, в него сразу закладываются конструкторские и технологические решения, которые позволят ему быть конкурентоспособным с экономической и технической точки зрения.

— Какова примерная стоимость новой ракеты?

— Говорить о стоимости пока рано, так как идет разработка только эскизного проекта. При этом мы понимаем, что стоимость ракеты-носителя «Союз-5.1» будет меньше стоимости «Союза-2».

— Когда планируется защитить эскизно-технический проект «Союза-5»? Каковы сроки создания первого образца?

— Эскизный проект в настоящее время находится на стадии завершения, но для того чтобы выйти на защиту, нужно провести экспертизу. Ориентировочно первый летный образец новой ракеты может быть создан в 2021-2022 годах.

Источник: РИА Новости

Источник: //dfnc.ru/c106-technika/pravoobladatelem-novoj-rakety-srednego-klassa-feniks-stanet-minoborony-rf/

Российская сверхтяжелая ракета-носитель совершит первый полет в 2035 году

Сверхтяжелая ракета феникс

МОСКВА, 31 марта. /ТАСС/. Начало летных испытаний российской сверхтяжелой ракеты намечено на 2035 год. Об этом говорится в материалах госкорпорации Роскосмос по стратегии развития космической отрасли.

В разделе документа «Система средств выведения» летные испытания «сверхтяжа» запланированы на 2035 год. Отмечается, что ракета будет состоять из ступеней ракет «Ангара-А5В» и «Феникс».

Как сообщал ранее заместитель гендиректора госкорпорации Роскосмос Юрий Власов, в ближайшее время начнется опытно-конструкторская работа «Феникс» — это будет новая ракета среднего класса, которая потом будет использована в качестве первой и второй ступеней сверхтяжелой ракеты.

«Феникс» сможет выводить на низкую околоземную орбиту до 17 тонн груза, а на геостационарную орбиту — до 2,5 тонны груза при помощи разгонного блока. А в рамках «Ангары- А5В» будет сделана водородная ступень, которая на сверхтяжелой ракете будет использоваться в качестве третьей ступени.

Испытания «Ангары-А5В»

Между тем начало летных испытаний тяжелой ракеты «Ангара-А5В» намечено на 2027-2028 годы. В разделе документа «Система средств выведения» в качестве сроков начала летных испытаний обозначены 2027-2028 годы.

Решение о создании «Ангары-А5В» было принято научно- техническим советом Роскосомса в марте 2015 года. Отличие «Ангары-А5В» от «Ангары-А5» заключается в том, что кислородно-керосиновая третья ступень будет заменена кислородно-водородной.

Как сообщалось, эскизный проект «Ангары-А5В» должны начать разрабатывать в 2017 году. Разработка ракеты должна быть завершена к 2025 году.

Ранее глава Научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев сообщил журналистам, что стоимость создания новой модификации ракеты-носителя «Ангара-А5В» составит 37 млрд рублей, а вся программа создания «Ангары- А5В» с учетом строительства и оснащения всей наземной инфраструктуры для этого носителя обойдется в 150 млрд рублей.

В Центре им. Хруничева сообщили, что ракета-носитель «Ангара-А5В» (с водородным двигателем третьей ступени) может вывести на низкую круговую орбиту 37,5 тонны полезного груза.

При этом эта ракета сможет выводить на геопереходную орбиту приблизительно 13 тонн грузов, на геостационарную орбиту — до 8 тонн.

Предполагается, что «Ангара-А5В» будет запускаться со стартовой площадки космодрома Восточный.

Госкорпорация также сообщает, что первый пуск новой ракеты среднего класса по программе «Морской старт» планируется на 2022 год. 

В разделе документа «Система средств выведения» в качестве срока первого пуска новой ракеты среднего класса по программе «Морской старт» указан 2022 год.

Когда испытают ракету с многоразовой ступенью

Начало летных испытаний сверхлегкой ракеты с многоразовой первой ступенью планируется на 2031 год, также указано в материалах Роскосмоса.  

В разделе документа «Система средств выведения» летные испытания сверхлегкой ракеты с многоразовый первой ступенью запланированы на 2031 год. Кроме того, прорабатывается вариант использования стартового комплекса космических ракетных комплексов «Амур».

Согласно документу, для запусков сверхлегкой ракеты с многоразовой ступенью планируется использовать стартовый комплекс от ракеты «Ангара» на космодроме Восточный.

Разработка ракеты должна начаться в 2026 году. Также для Восточного предусматривается создание еще одной сверхлегкой ракеты, но без многоразовой ступени. Ее разработка также начнется в 2026 году, а летные испытания стартуют в 2028 году.

Ранее сообщалось, что Роскосмос заказал разработку метанового двигателя для многоразовой ракеты. Проект выполнит Конструкторское бюро химавтоматики. Также сообщалось, что Фонд перспективных исследований предложил Государственному ракетному центру имени Макеева создать демонстратор легкой ракеты-носителя с многоразовой первой ступенью.

Исследования по космическим ракетным комплексам с многоразовыми первыми ступенями различных схем, включая вертикальную посадку, прописаны в научно-исследовательской работе «Авангард/Флагман», которую ЦНИИмаш по заказу Роскосмоса начнет выполнять в 2018 году.

Многоразовые космические комплексы в России

В России уже велись работы по созданию многоразовых космических комплексов. В частности, первая ступень ракеты- носителя «Энергия» (проект «Энергия — Буран») должна была после запуска возвращаться на Землю с помощью парашютов и твердотопливной двигательной установки мягкой посадки. Однако из-за закрытия проекта эти работы так и не были выполнены.

В 2003 году Центр им. Хруничева продемонстрировал полноразмерный макет многоразового ракетного блока «Байкал» для первой ступени ракеты-носителя из семейства «Ангара». Блок после отделения от второй ступени носителя должен был возвращаться на аэродром.

Аналогичный проект для ракеты-носителя тяжелого класса («Многоразовая ракетно-космическая система», МРКС) также разрабатывался Центром им. Хруничева в 2012-2013 годах. Но расчеты тогда показали, что использование многоразовых систем примерно в 1,7 раза дороже, чем у одноразовых ракет- носителей, потому проект тогда не был реализован.

Источник: //tass.ru/kosmos/4143152

Экспертный

Сверхтяжелая ракета феникс

22 августа 2016 года газета «Известия» со ссылкой на гендиректора ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» Владимира Солнцева сообщила, что Госкорпорация «Роскосмос» приступила к проектированию новой ракеты сверхтяжелого класса.

«Мы ведем с генеральным конструктором по ракетным комплексам «Роскосмоса» Александром Медведевым проработку носителя сверхтяжелого класса с использованием двигателя, который у нас уже есть, – РД-171, он ложится в основу концепции сверхтяжелого носителя», – заявил изданию глава РКК «Энергия» Владимир Солнцев.

По его словам, новая ракета сможет выводить порядка 80 тонн на низкую опорную орбиту. Также предполагается возможность увеличения грузоподъемности ракеты до 160 тонн. Солнцев также отметил: «Использование водородных схем на первой и второй ступенях этого носителя мы пока не рассматриваем.

Третью ступень хотим взять от уже летающей «Ангары». Такая компиляция позволит нам сэкономить и время, и деньги. Мы берем то, что уже есть, не несем дополнительных затрат и не уходим в «перспективу десятилетий».

Я уверен, что создание «сверхтяжа» по этой схеме возможно в рекордное время – речь идет о пяти-семи годах». Кроме того, от строительства тяжелой ракеты «Ангары А5В» с водородной ступенью решено отказаться.

При создании новой ракеты будет использован уникальный опыт разработки советской ракеты «Энергия». Предполагается, что проектируемый носитель будет участвовать в реализации лунной программы.

Постараемся разобраться в очередном повороте судьбы российской сверхтяжелой ракеты. Еще 24 апреля 2014 года тогдашний глава «Роскосмоса» Олег Остапенко заявил, что Россия намерена создавать новую ракету-носитель сверхтяжелого класса. Создание такой ракеты тогда предполагалось включить в программу утверждаемой Федеральной космической программы на 2016–2025 гг.

Однако урезания средств на российский космос вызвало отказ от создания сверхтяжелой ракеты. Было решено провести дальнейшую модификацию уже летающей ракеты «Ангара», с доведением ее грузоподъемности до 35-38 тонн на низкую орбиту в модификации «Ангары А5В», что и было заложено в Федеральную космическую программу на 2016–2025 гг.

Однако данная ракета не могла решить всех задач, стоящих перед российской космонавтикой. Поэтому появилась фактически параллельный проект создания семейства тяжелых и сверхтяжелых ракет-носителей «Феникс», на основе той же ракеты «Энергия».

Сей же по-видимому все за и против в пользу обеих проектов руководство «Роскосмоса» решило отказаться от малоперспективной модернизации «Ангары» в пользу ракеты на базе «Энергии».

Еще в середине 1980 годов в СССР была создана универсальная ракета-носитель сверхтяжелого класса «Энергия», грузоподъемностью 80–100 тонн на опорную орбиту. Эта ракета совершила в 1987 и 1988 годах два успешных полета.

Первый раз она стартовала с макетом боевой лазерной орбитальной станции, а второй раз с космическим кораблем многоразового использования «Буран».

Как продолжение работ по проекту «Энергия» были начаты работы над самой мощной в мире ракетой-носителем «Вулкан», которая должна была выводить на орбиту порядка 200 тонн полезной нагрузки. Для запуска ракет этого семейства на космодроме Байконур было построено три стартовых комплекса.

Причем один из них был создан как универсальный комплексный стенд-старт, т.е. он мог использоваться не только для запуска ракет, но и для наземной отработки ракетных двигателей. После распада СССР работы по ракетам «Энергия» и «Вулкан» были прекращены.

Однако не все технологии были утеряны. В качестве первой ступени для ракет «Энергия» и «Вулкан» использовались универсальные ракетные блоки: в первом случае их было четыре, а во втором восемь.

Каждый ракетный блок был на 75% унифицирован с первой ступенью ракеты-носителя среднего класса «Зенит», которая использовалось до недавнего времени. Однако производство первой ступени «Энергии» и производство «Зенита» находилось в Днепропетровске на Украине.

В данной политической ситуации задействовать украинские предприятия в таком важном и дорогостоящим проекте не представлялось возможным. Тогда и родился проект «Феникс» – создание ракеты типа «Зенит» в России, с использованием новейших технологий.

Ведь ракетные двигатели РД-170/РД-171 для первой ступени ракет «Энергия» и «Зенит» производит российское НПО «Энергомаш» в подмосковных Химках. Производство этих двигателей сохранилось и даже созданы более мощные их модификации.

Вторая ступень ракеты «Энергия» производилась в свое время в Самаре, а ракетные кислородно-водородные двигатели РД-0120 производились в Воронеже в КБ Химавтоматики.

К сожалению, технология производства второй ступени и двигателя РД-0120 фактически утеряна. Причем ни одна современная российская ракета не использует, как компонент топлива жидкий водород.

Поэтому его промышленное производство тоже утрачено, к тому же оно находилось тоже на Украине.

В сложившейся ситуации видится логичным создание на основе двигателя РД-170 (РД-171) универсальных ракетных блоков для первой и второй ступеней, с использованием современных российских технологий. По аналогии с ракетой «Ангара-5».

Для ракеты грузоподъемностью около 80 тонн этого вполне хватит. На данном этапе можно обойтись без кислородно-водородных двигателей на второй ступени. На втором же этапе необходимо возродить производство мощных кислородно-водородных двигателей и ракетных блоков на их основе.

Тогда и будет достигнута заявленная грузоподъемность в 160 тонн.

В ближайшее время руководству российской космической отрасли следует утвердить окончательный проект ракеты сверхтяжелого класса. Определиться с его разработчиками и провести модернизацию предприятий, на которых планируется развернуть это производство.

А также оперативно начать строительство стартового комплекса на космодроме Восточный. Но прежде всего, необходимо разработать программу для реализации, которой новая ракета будет применяться, и определить грузы, которые она будет выводить в космос.

Источник: //www.soyuz.by/news/expert/28514.html

Секретный план Роскосмоса: с «Ангары» пересядем на «Феникс» — МК

Сверхтяжелая ракета феникс

Стали известны детали новой программы освоения Вселенной

Все произошло после совещания в Сочи 22 мая с Президентом России Владимиром Путиным, который, как мы помним, призвал госкорпорацию ускорить создание отечественной супертяжелой ракеты-носителя, дыбы не плестись в хвосте у мировых держав, которые делают в этом плане более смелые шаги. Казалось бы, вот оно: дождались наконец политической воли на продвижение российских технологий!

Но половина госкорпорации после этого известия впала в ступор: как теперь, вдруг, при имеющемся скудном финансировании, на пять лет ускорить разработку «Феникса» (именно его видят в качестве первой ступени супертяжа), а сам тяжеловоз грузоподъемностью 80 тонн вывести в космос не в 2035-м, а уже в 2025 году? Есть еще вопросы: что делать с линейкой ракет «Ангара» и стартовыми столами под нее на космодроме «Восточный»? Что делать с кораблем «Федерация» — ведь его масса изначально закладывалась под «Ангару»?..

Для восстановления всей картины многолетних дебатов на эту тему вернемся на четыре года назад, когда Роскосмос выбирал проекты перспективной супертяжелой ракеты из трех представленных проектов — Центра им. Хруничева, РКК «Энергия» и ЦСКБ «Прогресс».

Остановились в итоге на ракете-носителе грузоподъемностью 75–85 тонн с возможностью доработки до более тяжелого варианта в 160 тонн (этот проект мог бы стать общим детищем трех предприятий). Создание ракеты должно было быть заложено в Федеральную космическую программу на 2016–2025 годы.

Но довольно быстро проект был признан слишком дорогостоящим — опять-таки в связи с отсутствием для него полезной нагрузки, то есть перспективных задач.

По словам руководителя Научно-технического совета Роскосмоса Александра Коптева, такая ракета может потянуть на 700 млрд рублей, а потому вновь сделали ставку на наиболее бюджетную ракету-носитель «Ангара».

Из «Ангары» предполагалось сделать целую линейку ракет-носителей — от легкой до тяжелой. Даже если бы понадобилось лететь до Луны, тяжелый вариант «Ангары-А5» в четыре приема смог бы доставить бы на орбиту все необходимые блоки. То, что такой проект возможен, с большой уверенностью утверждал главный конструктор по ракетам-носителям, разработчик «Ангары» Александр Медведев.

Оппоненты Медведева выдвигали другой аргумент — ракету-носитель «Энергия», при помощи которой в 80-х производился запуск «Бурана».

«Она уже сегодня могла бы поднять более 100 тонн, если бы руководство страны и отрасли сделало на нее ставку в далеком 1994 году, — говорили ее разработчики из РКК «Энергия».

— На сегодняшний день это самая сверхтяжелая ракета-носитель в мире, причем успешно прошедшая летные испытания в 1987 и 1988 годах».

Похоже, теперь именно сторонники «Энергии» снова заставили космические качели сменить направление движения. На днях курирующий космическую отрасль вице-премьер Дмитрий Рогозин собрал экспертов, чтобы еще раз обсудить возможность форсирования создания супертяжелой ракеты.

Вот мнение одного из участников совещания, руководителя Института космической политики Ивана МОИСЕЕВА:

— Это неожиданное для практики космонавтики решение. «Феникс» — несуществующая ракета, которую надо спроектировать, сконструировать, провести испытания, а потом отправлять человека.

По прежним планам, к 2025 году надо было начать по ней только наземные испытания. После них — летные, и только после них можно было бы запускать человека.

Если ускорять эту работу, мы все равно вряд ли уложимся во временные рамки и в финансирование.

Второй вопрос — по поводу корабля «Федерация»: на какой же ракете он в итоге полетит в космос?

Третий — непонятно, зачем нам вообще сейчас сверхтяжелая ракета.

Ведь при уровне финансирования нашей пилотируемой программы мы сможем полететь на Луну только через 50 лет! Наш прошлый опыт показывает, что ни один наш предыдущий проект по созданию сверхтяжелого носителя не имел полезной нагрузки.

Американские «Сатурн-5» и «Шаттл» тоже не дали потомства — программы были свернуты, хотя они были более удачными, чем наши. Сейчас все говорят о новом корабле NASA SLS, но по поводу его целей и задач тоже пока больше вопросов…

Другой эксперт в области ракетно-космической отрасли, в недавнем прошлом заместитель руководителя проектно-исследовательского центра ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева Павел ПУШКИН, считает, что решение оставить космодром «Восточный» вполне логично и может быть продиктовано внешнеполитическими соображениями:

— Не исключено, что возвращение пилотируемых пусков на Байконур обусловлено не только нуждами космонавтики (очевидно, что с «обкатанного» космодрома осуществлять пуски проще), но и укреплением дружеских связей с Казахстаном.

Что касается сверхтяжелой ракеты, то, насколько я знаю, «Феникс» — это локализованная версия ракеты «Зенит» (ее производили на Украине). Развивая этот проект, мы помогаем производству.

Но главная задача — найти под нее полезную нагрузку.

Впрочем, отметим, что полной ясности по поводу космических планов нашей державы по-прежнему нет. Официальных комментариев представители Роскосмоса не дали.

Источник: //www.mk.ru/science/2017/05/28/sekretnyy-plan-roskosmosa-s-angary-peresyadem-na-feniks.html

Личный юрист
Добавить комментарий