Трансаэро почему обанкротилась

Российская авиакомпания, слишком большая, чтобы обанкротиться

Трансаэро почему обанкротилась

Ожидается, что в четверг совет директоров национальной авиакомпании «Аэрофлот» утвердит покупку 75% акций своего крупнейшего конкурента — частной компании «Трансаэро» — за кругленькую сумму в один рубль (менее двух центов США).

Эта фактически спасательная операция, проводимая государством, указывает на серьезное сокращение спроса на внутреннем рынке и является признаком неоправданных надежд на вмешательство государства, которое усугубляет экономические проблемы страны.

Впервые я написал о компании «Трансаэро» в 1994 году — через год после того, как она стала первой российской авиакомпанией, созданной для осуществления регулярных рейсов независимо от бывшего советского государственного авиаперевозчика. «„Трансаэро“: новый король неба» — гласил заголовок.

Возможно, все это виделось в розовом свете, но компания «Трансаэро» на самом деле резко отличалась от небольших авиакомпаний, появившихся после распада «Аэрофлота» и известных на Западе как «флотики» («babyflots»), которые совершали рейсы на внутренних маршрутах, используя старые и ненадежные самолеты советского производства.

Новая компания взяла в оперативный лизинг «Боинги» и наняла экипажи, у которых не было опыта работы в «Аэрофлоте», организовав для них обучение за рубежом. Это была попытка предложить услуги западного уровня российским пассажирам, многие из которых о таком лишь слышали, и почти сразу же компания стала приносить прибыли.

Это чудо появилось не совсем на пустом месте: основатель «Трансаэро» Александр Плешаков — сын Татьяны Анодиной, влиятельной фигуры и руководителя Межгосударственного авиационного комитета (МАК), исполнительного органа большинства бывших республик СССР, который занимается сертификацией воздушных судов, аэродромов и авиакомпаний, а также вопросами безопасности и расследованием происшествий на воздушном транспорте. Однако компания была принципиально новой, и ее единственным багажом из советского прошлого были обширные связи Плешакова.Годы, прошедшие с тех пор, были благоприятными как для «Аэрофлота», так и для «Трансаэро». Государственный авиаперевозчик, который в отличие от конкурирующих с ним частных компаний получает около 300 миллионов долларов в год от иностранных авиакомпаний в качестве роялти за пролет через российское воздушное пространство, привел свои дела в порядок. «Аэрофлот» тоже приобрел новые иностранные самолеты. Он вступил в международный альянс SkyTeam, членами которого являются Air France, Korean Air, Delta Airlines и другие авиакомпании. В прошлом году компания перевезла 34,7 миллиона пассажиров. «Трансаэро» осуществлял прибыльный бизнес за счет использования широкофюзеляжных реактивных пассажирских самолетов для перевозки российских туристов в места отдыха в Азии и на Ближнем Востоке, что позволило компании стать вторым в России авиаперевозчиком, пассажирооборот которого в 2014 году составил 13,2 миллиона человек.Однако когда отрасль пришла в себя после мирового финансового кризиса, «Трансаэро» повернула в неверном направлении, начав непродуманную политику увеличения флота. За период с 2009 по 2011 годы ее долг удвоился, и значительная его часть выражалась в долларах и евро. Компания не была готова к двойному удару в виде девальвации рубля и резкого падения спроса на перевозки на фоне сокращения реальных доходов в России. В прошлом году убытки «Трансаэро» в иностранной валюте составили 251 миллион долларов, а общие убытки — 383 миллиона долларов. Более того, вскоре стало ясно, что прежние многообещающие финансовые успехи компании были результатом «творческого учета» — манипуляций с отчетностью, в том числе невыплаты долга за амортизацию находящихся в лизинге самолетов и завышенной оценки стоимости брэнда.

Имея общую задолженность, составившую в конце прошлого года 1,8 миллиарда долларов, большие убытки и почти не имея шансов на рыночное рефинансирование, супруга основателя и генеральный директор компании Ольга Плешакова сделала ставку на помощь государства.

В начале этого года «Трансаэро» получила госгарантию по кредиту на сумму 9 миллиардов рублей (133 миллиона долларов), что позволило ей получить финансирование от государственного банка ВТБ.

Затем компания продолжила снижать цены на билеты на некоторые популярные направления и открыла предварительную продажу за 11 месяцев.

Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев обвинил «Трансаэро» в том, что эта компания потратила госгарантии по кредитам «на демпинг», но Плешакова это обвинение опровергла. Однако Савельев был не первым, кто заподозрил компанию в действиях сомнительного характера.

Ежедневная деловая газета «Ведомости» процитировала одного федерального чиновника, который заявил, что Плешакова пыталась «шантажировать» правительство количеством проданных компанией билетов и требовала предоставления дополнительных средств, чтобы пассажиры не оказались в затруднительном положении.

Савельев, со своей стороны, давно выступает против выделения субсидий разоряющимся авиакомпаниям. «В России существует 126 авиакомпаний, — сказал Савельев в интервью. — Это слишком много для страны, где насчитывается 100 миллионов пассажиров. Поэтому мы ждем, когда эти компании перейдут к банкротству».

Однако правительство решило поступить иначе: на собрании совета директоров, намеченном на четверг, его представителям поручено ать за приобретение контрольного пакета акций «Трансаэро», в результате чего «Аэрофлоту» придется взять на себя стареющий флот этой авиакомпании, ее огромные долги и миллионы билетов, проданных предварительно по низким ценам. Эта сделка также служит неоправданной спасательной операцией для семьи Плешаковых и других — более мелких — акционеров, у которых остаются 25% акций «Трансаэро». Государственная авиакомпания, которая в прошлом году понесла убытки на сумму 409 миллионов долларов, с трудом может себе это позволить.После слияния компания будет контролировать около 56% российского рынка авиаперевозок — такая доля вряд ли намного сократится даже после урегулирования графиков полетов. Зарубежные авиакомпании сокращают количество полетов в Россию из-за снижения спроса, а компания Delta в этом году вообще прекращает работать на российском рынке. Растущая монополизация «Аэрофлота» будет означать либо повышение стоимости билетов для пассажиров и дальнейшее сокращение перевозок, либо увеличение дыры в бюджете авиакомпании.Нет никакого сомнения в том, что при необходимости «Аэрофлот» получит помощь от государства: Россия — это не Венгрия, Косово или Македония, которые могут обойтись без национальных авиакомпаний. «Аэрофлоту» — торговой марке, пережившей даже распад Советского Союза — не дадут обанкротиться. Поэтому взять на себя убытки «Трансаэро», скорее всего, придется российским налогоплательщикам.

Экономическая система, созданная при президенте Владимире Путине, которая ставит на первое место государство и государственные компании, не пригодна к условиям таких серьезных кризисов, вроде того, который сейчас переживает Россия: она недостаточно гибкая, и для ее сохранения требуются государственные средства. Люди из ближнего окружения Путина, по-видимому, этого не понимают и создают для российской экономики еще больше проблем.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Присоединяйтесь к нам в Одноклассниках, чтобы быть в теме главных событий. Tweet

Агрегатор новостей 24СМИ

Источник: https://inosmi.ru/russia/20150903/230052165.html

Почему

Трансаэро почему обанкротилась

Удивительно, но «Трансаэро» официально обанкротилась только на прошлой неделе.

Накопив сотни миллиардов долгов, заставив всю отрасль заниматься ликвидацией последствий своей очень странной коммерческой деятельности, компания юридически до сих пор существует.

В связи с этим возникает два вопроса: почему «ВИМ-Авиа» сажают в прямом и переносном смысле с плевыми, если смотреть по отрасли, долгами и что теперь будет с рынком авиаперевозок?

ТАСС/Михаил Почуев

Генеральный директор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главный бухгалтер компании Екатерина Пантелеева задержаны после допроса в Следственном комитете России по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере.

В скором времени им предъявят официальное обвинение, после чего суд примет решение об избрании меры пресечения для топ-менеджеров авиакомпании.

Об этом сообщила СМИ официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко.

По неофициальной информации, Александр Кочнев в ходе допроса заявил, что финансовые проблемы авиакомпании возникли из-за туроператоров, которые не расплатились по долгам. В результате авиакомпания тоже не смогла расплатиться по своим обязательствам перед кредиторами, аэропортами и поставщиками топлива.

Как сообщил, выступая в Госдуме, глава Росавиации Александр Нерадько, общая кредиторская задолженность «ВИМ-Авиа» составила около 7 млрд рублей.

По его словам, неделю назад авиакомпания обратилась в Росавиацию за поддержкой в получении операционных кредитов в размере 500 млн рублей.

«Мы сразу созвали авиакомпанию и кредиторов, и на этом совещании в Росавиации собственник Рашид Мурсекаев заявил, что он готов за рубль продать свой бизнес и расстаться с ним», – сказал Нерадько.

Глава Росавиации также сообщил, что самолеты «ВИМ-Авиа» за долги арестованы в аэропортах Анталья и Даламан Турецкой Республики, а также в бельгийском аэропорту Льеж.

Самолеты «ВИМ-Авиа» за долги арестованы в аэропортах Анталья и Даламан Турецкой Республики, а также в бельгийском аэропорту Льеж.

Скандал вокруг «ВИМ-Авиа» начал разворачиваться в середине сентября, когда аэропорт Домодедово отказался обслуживать самолеты компании из-за задолженности в 500 млн рублей.

21 сентября «ВИМ-Авиа» обратилась в правительство с просьбой о поддержке в получении кредита для погашения этой задолженности.
23 сентября Следственный комитет РФ заявил, что на некоторые из отмененных рейсов компания продавала авиабилеты, зная о невозможности перелета.

По этому факту была начата доследственная проверка.

25 сентября «ВИМ-Авиа» объявила о решении полностью прекратить перевозки пассажиров из-за финансовых проблем. В результате 38 тыс. пассажиров, купивших билеты на рейсы авиакомпании, застряли в аэропортах. Следственный комитет возбудил в отношении руководителей авиакомпании уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество»).

В среду, 27 сентября, президент РФ Владимир Путин объявил о неполном служебном соответствии министру транспорта Максиму Соколову и вице-премьеру Аркадию Дворковичу, курирующему транспортную сферу, из-за краха «ВИМ-Авиа».

В тот же день Минтранспорта на заседании специально созданного оперативного штаба договорилось с аэропортами и российскими топливозаправочными компаниями о бесперебойном обслуживании всех рейсов «ВИМ-Авиа».

Кроме того, представители Минтранса, Росавиации, авиакомпаний «Сибирь» и «ВИМ-Авиа» разработали план вывоза чартерных пассажиров из-за рубежа.

Мама может

Шум вокруг «ВИМ-Авиа» резко контрастирует с другой историей: 13 сентября арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал банкротом авиакомпанию «Трансаэро» и запустил конкурсное производство на полгода. Напомним, что процедура банкротства «Трансаэро» началась два года назад, после того как она не смогла обслуживать долги на общую сумму 260 млрд рублей – в 37 раз больше, чем у «ВИМ-Авиа».

«Трансаэро» была основана в 1990 году Александром Плешаковым, сыном министра радиопромышленности СССР генерал-полковника Петра Плешакова и Татьяны Анодиной, являющейся председателем межгосударственного авиационного комитета. Анодина вошла в число акционеров авиакомпании.

Перед глобальным кризисом 2008 года «Трансаэро» разработала программу по обновлению и развитию парка широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, в рамках которой начала заключать договоры лизинга Boeing 747–400 и 777–200.

В 2011 году компания взяла в операционный лизинг два самолета Boeing 737-800, а также заключила контракт на поставку восьми лайнеров Airbus A320neo c 2017 года.

В итоге больших расходов на приобретение новых самолетов – за 2012 год компания сгенерировала убыток в 227,9 млн рублей – ее чистый долг составил 74,5 млрд рублей при собственном капитале в 99,4 млрд.

ТАСС/Марина Лысцева

И тем не менее в апреле 2013 года «Трансаэро» заключила контракт на поставку еще 12 Boeing 737–800, и по итогам года ее чистый долг достиг 90,5 млрд рублей. За 2014 год чистый убыток компании составил 14,46 млрд рублей, а задолженность выросла до 160 млрд рублей. А после осенней девальвации рубля, когда спрос россиян на зарубежные перелеты упал в разы, катастрофа стала неминуемой.

Столкнувшись с финансовыми трудностями, «Трансаэро», как и «ВИМ-Авиа», обратилась за поддержкой в Росавиацию.

В отличие от случая с «ВИМ» помощь была оказана: по просьбе правительства ВТБ выдал авиакомпании кредит в 9 млрд рублей («ВИМ-Авиа» просила в 18 раз меньше).

Тем не менее за первое полугодие 2015 года чистый убыток «Трансаэро» общий размер задолженности вырос до 260 млрд при выручке в 50,42 млрд рублей.

Летом 2015 года «Трансаэро» вновь обратилась за помощью к правительству, но получила отказ. По неофициальной информации гендиректор компании Ольга Плешакова совершила стратегическую ошибку, попытавшись шантажировать Минтранс заявлениями, что в случае прекращения полетов пострадают сотни тысяч россиян («Трансаэро» продавало билеты на полгода вперед).

Чиновников такой стиль ведение переговоров не на шутку возмутил, и в октябре того же года Сбербанк выступил с требованием признать компанию банкротом, а Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта. К этому момент в парке «Трансаэро» числилось 104 самолета и еще 83 было заказано.

По просьбе правительства ВТБ выдал «Трансаэро» кредит в 9 млрд рублей.

Примечательно, что никогда и речи не заходило о привлечении руководства «Трансаэро» к какой-либо ответственности. Хотя после прекращения полетов, ее пассажиров пришлось перевозить другим авиакомпаниям. Только «Аэрофлоту» такая «братская помощь» обошлась в 13 млрд рублей.

13 сентября в арбитражном суде Санкт-Петербурга было отмечено, что в деле «Трансаэро» имеются признаки преднамеренного банкротства. «Показатели были низкими с 2012 года, было ухудшение финансового состояния должника, искажение бухгалтерской отчетности, переоценка активов.

С 2012 года финансирование должника велось за счет кредитно-денежных средств, и уже тогда необходимо было обращаться с заявлением о банкротстве», – заявил представитель конкурсного управляющего.

Однако можно быть уверенными, что это не повлечет никаких последствий для бывших владельцев авиакомпании.

Отметим, что причины краха «Трансаэро» и «ВИМ-Авиа» схожи – обе компании слишком увлеклись закупкой новых самолетов и погрязли в долгах.

Разница лишь в том, что «Трансаэро» закупала новые самолеты в погоне за амбициозной мечтой стать крупнейшей авиакомпанией России.

«ВИМ-Авиа» же фактически была вынуждена начать в 2016 году расширение парка самолетов, чтобы избежать постоянных претензий по поводу задержки рейсов как от пассажиров, так и со стороны Росавиации.

Компания «ВИМ-Авиа», как и «Трансаэро», слишком увлеклись закупкой новых самолетов и погрязла в долгах.

Больше поражает разница в том, сколько долгов были готовы простить контрагенты «Трансаэро» – 260 млрд! – и как быстро у них закончилось терпение, когда речь зашла о «ВИМ-Авиа» (которого Домодедово отказалось заправлять из-за долга в 500 млн рублей).

Вряд ли ключевым фактором здесь является размер компании: пятикратная разница в количестве самолетов (104 у «Трансаэро» на момент ликвидации против 24 у «ВИМ-Авиа») не согласуется с 38-кратной разницей в размере задолженности.

Логичнее предположить, что у «ВИМ-Авиа» просто не оказалось такого лоббистского потенциала, как у четы Плешаковых с мамой и акционером в лице председательницы МАК.

Заход на посадку

Отраслевые аналитики, сравнивая судьбу «Трансаэро» и «ВИМ-Авиа», соглашаются, что главной причиной краха обеих компаний стала некомпетентность владельцев и руководства. Но вместе с тем отмечают, что главная проблема заключается в самой экономике авиаперевозок.

По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), авиакомпании РФ в 2016 году показали общий убыток на уровне 10 млрд рублей – на 1,5 млрд больше, чем годом ранее. Основной убыток – 33 млрд рублей – был как и раньше получен на внутренних линиях (в 2015 году – 44,9 млрд рублей).

Операционная прибыль на зарубежных рейсах не смогла перекрыть потери на внутренних, она составила всего 23 млрд рублей, снизившись на 37% по сравнению предыдущим годом.

При этом перевозки на внутренних линиях в 2016 году выросли на 7,3%, а на международных – упали на 18,6%, то есть дисбаланс между прибыльной и убыточной деятельностью для авиакомпаний усилился.

Авиакомпании РФ в 2016 году показали общий убыток на уровне 10 млрд рублей – на 1,5 млрд больше, чем годом ранее.

При этом на рынке сформировался переизбыток провозных емкостей – слишком много самолетов было закуплено в последние годы.

Избыток предложения не позволит авиаперевозчикам поднимать цены на билеты, при этом их расходы по всем статьям, начиная от топлива и заканчивая аэропортовыми сборами, стабильно растут. Это значит, что банкротства авиакомпаний продолжатся.

Стабилизировать отрасль могло бы обнуление НДС на внутренние авиапассажирские перевозки, о чем авиакомпании просят уж не один год. Однако правительство пока не видит необходимости в «столь радикальных» мерах. Чиновники пока согласились лишь на компромисс, снизив в 2015 году НДС с 18 до 10%. Возможно, случай с «ВИМ-Авиа» заставит правительство передумать.

Источник: https://www.m24.ru/articles/ehkonomika/28092017/151015

Банкротство

Трансаэро почему обанкротилась

Туристический рынок пребывает в шоке от банкротства авиакомпании «Трансаэро». Напуганные клиенты приходят к агентам, чтобы вернуть уплаченные за билеты деньги, но те направляют их в офисы компании, где получить свои кровные еще сложнее.

В турагентствах тоже неразбериха: перевозчики заявили, что будут выполнять рейсы «Трансаэро», однако, стоимость билетов может отказаться выше. Неопределенной остается ситуация с «новогодними» перелетами – авиакомпании не успеют заместить все исчезнувшие рейсы.

Напомним, что авиакомпания «Трансаэро» отменила все рейсы после 15 декабря, указав, что пассажиры могут сдать билеты и получить деньги.

Простая процедура возврата билетов, описанная на сайте, для пассажиров оказалась сущей пыткой.

Екатеринбурженка Ирина Гордеева вместе с подругой приобрела билеты «Екатеринбург-Москва» на даты с 4 по 22 января через сайт авиакомпании. Чтобы вернуть свои деньги, ей предложили «повисеть на линии» 59 минут.

«Покупали билеты по акции, сразу там было указано, что они невозвратные, но никто их возвращать и не собирался. Каждому человеку билет в оба конца обошелся около 4,5 тыс.

Потом «Трансаэро» сдулось и стало понятно, что деньги за билеты возвращают, в том числе за невозвратные. Сразу, как только информация появилась, мы написали в их службу поддержки, объяснили всю ситуацию.

Нам сказали, что деньги вернут, нужно только написать им на специальную почту заявку по возврату, сказали, какие данные указать. В этот же день (в начале недели) все написали, с номером билетов, рейсом. Сегодня четверг, ни ответа, ни привета.

Попытались им позвонить на «горячую линию», там сообщили, что ждать почти час, прежде чем ответят. Я ради интереса подождала, на 45 минуте меня отключили», — рассказала Накануне.RU Ирина.

В «Трансаэро» говорят, что деньги клиентам вернут в 30-дневный срок, хотя обычно процедура занимает день. 

Пассажиры, которые покупали билеты через агентов, пытаются у них же оформить возврат, к агентам клиентов направляет и сама авиакомпания. Но в Ассоциации туроператоров Накануне.RU рассказали, что в соответствии с российскими и международными регламентами, рассчитываться с пассажирами должна авиакомпания:

«Международная организация гражданской авиации в своем письме агентам разъясняет, что в соответствии с законодательством РФ и Федеральными авиационными правилами авиакомпания имеет право поручить агенту проведение возвратов, обеспечив его денежными средствами для возврата пассажирам. В противном случае пассажир все равно должен обращаться к перевозчику».

Но авиакомпания деньги на возврат билетов агентам не перечисляла, а средняя агентская комиссия в 2% от тарифа не позволяет агентам выплачивать стоимость билетов.

Как рассказал Накануне.RU президент российской ассоциации «Альянс туристических агентств» Андрей Гаврилов, туристский бизнес ситуация с банкротством перевозчика очень беспокоит.

«Нервничают даже те, кто до 15 декабря забронировал билеты, а такие у нас есть, несмотря на то, что коллеги говорят о том, что выберут до 90% рейсов «Трансаэро» и обеспечат перевозку 90% и более пассажиров.

А те туристы, которые хотели улететь после 15 декабря, вынуждены менять свои планы, равно как и туроператоры, потому что условия договоров с «Трансаэро» отличаются от контрактов с другими авиакомпаниями.

Перевозчики работают в конкурентной среде, естественно, каждая компания стремится создать более выгодные условия для туроператоров. У «Трансаэро» были свои взаимоотношения, где-то понижали цены, предоставляли льготы.

Снижение конкуренции, а после банкротства второй крупнейшей компании она снизится, всегда негативно сказывается на потребителях.

В первую очередь, повысится стоимость перелетов, потому что, например, у «Аэрофлота» по ряду направлений билеты дороже, у компании более жесткие условия взаимных расчетов. Все это выльется в подорожание перевозок, и туристы, которые могли бы с «Трансаэро» улететь за одну цену, вынуждены ориентироваться на турпакеты уже с другой ценой. Насколько будет велика эта разница – говорить сложно, но я боюсь, что она будет не  в меньшую сторону».

Уход второй по величине авиакомпании в России, «Трансаэро», нанесет огромный имиджевый удар всему туристическому рынку, говорит директор по развитию Центра путешествий Pack Bag Анна Уткина.

«Безусловно, мы ожидаем сокращение туристического потока из-за обсуждений предполагаемого банкротства «Трансаэро». Сейчас дать какие-то точные данные по спаду продаж очень сложно.

Тем не менее, по нашим оценкам, падение может достигать 20-25%. Мы ожидаем, что рынок сможет реабилитироваться только к высокому сезону — к маю-июню 2016 г.

«, — рассказала она Накануне.RU.

По словам эксперта, сейчас в выигрышном положении оказались те туроператоры, у которых есть свои перевозчики. Так, у туроператора «Пегас» есть авиакомпания Nord Wind, у «Coral Travel» — авиакомпания Royal Flight.

«Занять нишу, которая была у «Трансаэро» будет крайне сложно, поскольку чартерные авиакомпании даже не предоставляют он-лайн регистрацию, у некоторых нет бизнес класса обслуживания. Для самостоятельных туристов остается только перелет «Аэрофлотом» или иностранными перевозчиками. «Аэрофлот» постарается получить допуски к перелетам, которые были у «Трансаэро».

По последней информации лоукостеру «Победа» разрешат совершать международные полеты. Им выданы допуски по семи европейским направлениям: Зальцбург, Дрезден, Кельн, Бергамо, Верона, Братислава и Шамбери.

Возможно, что «Победа» сможет увеличить свой авиапарк именно благодаря самолетам «Трансаэро», которые будут переданы «Аэрофлоту», — рассказала Уткина.

Ущерб для туристов и бизнеса мог бы быть куда больше, если бы «Трансаэро» обанкротилось в летний или новогодний сезон, на которые приходится больше всего заявок. Однако близость новогодних каникул беспокоит турагентов.  

«Теперь все зависит от авиационных властей, Росавиации, коллег из других авиакомпаний, насколько оперативно они смогут переориентировать других туристов, желательно без потерь, на высокий зимний сезон.

В прошлом году мы почти до середины декабря не видели приличных объемов продаж, потому что люди были напуганы экономической ситуацией, но на 24-26 декабря пришелся максимальный объем продаж. В этом году из-за  «Трансаэро» может повториться ситуация, что нежелательно – рынку нужна стабильность. Что будет после 15 декабря, никто не может сказать.

С «Трансаэро» работали крупные операторы, у них очень большие объемы, и продуктовая линейка у них может стать уже, чем могла бы быть. Нас больше всего волнует новогодняя сезонность, мы боимся, что не будет оперативно отработана система, и туристы будут лишены ряда набора турпакетов.

Их могут повезти оставшиеся на рынке авиакомпании, но какую они выберут ценовую политику? Бизнес в ожидании, а туристы в растерянности: им приходится искать, с кем лететь, а после банкротства «Трансаэро» они боятся, что подобные неприятности случатся с другими авиакомпаниями»,  — говорит Андрей Гаврилов. 

Напомним, что Правительство решило обанкротить «Трансаэро» из-за накопившихся долгов. Они оцениваются в 250 млрд руб., из них 150 млрд руб. — обязательства по лизингу, еще около 20 млрд руб. — долги перед аэропортами и топливозаправочными компаниями. Рейсы авиакомпании ежедневно отменяются, перевозки берет на себя «Аэрофлот», который купил контрольный пакет акций конкурента.

Источник: https://www.nakanune.ru/news/2015/10/08/22416882/

Все выключено

Трансаэро почему обанкротилась

Авиакомпания «ВИМ-Авиа», десятая по объему перевозок в России, фактически остановила полеты. Причина этому — долги перед российскими и иностранными аэропортами. На рейсы перевозчика продано билетов для 140–200 тыс.

пассажиров. Кто будет развозить их, пока не понятно. Глава Министерства транспорта Максим Соколов 26 сентября заявил, что давать господдержку авиакомпании сейчас «бессмысленно». Общий объем долга компании пока не подсчитан.

«ВИМ-Авиа» не единственная российская компания, испытавшая финансовые трудности, хоть и не объявившая пока о банкротстве. Российские авиакомпании, обанкротившиеся в последние годы, — в обзоре РБК.

AirUnion 2008 год

Кризис в принадлежащей госкорпорации «Ростехнологии» авиакомпании случился в августе 2008 года после резкого роста цен на авиакеросин.

Суммарная задолженность авиаперевозчиков, входивших в альянс, перед компаниями — поставщиками топлива превысила $1 млрд.

В один из дней из Домодедово не вылетел ни один рейс альянса, а в аэропорту скопилось почти 3500 пассажиров AirUnion. «КрасЭйр», головная компания альянса, была признана банкротом в июле 2009 года.

«КД Авиа»

В марте 2009 года калининградская авиакомпания «КД Авиа» прекратила полеты, набрав долгов на 12 млрд руб.

В декабре того же года один из совладельцев «КД Авиа», председатель ее совета директоров Сергей Грищенко был задержан правоохранительными органами по делу о преднамеренном банкротстве компании.

Суд признал авиакомпанию банкротом в ноябре 2010 года. Грищенко вышел из-под стражи еще раньше — в апреле того же года.

«Авианова»

В октябре 2011 года из-за тяжелого финансового положения, вызванного конфликтом акционеров, свою деятельность прекратил российский лоукостер «Авианова».

Сначала компания остановила продажу билетов на свои рейсы, а также посоветовала клиентам оформить возврат денег и воспользоваться услугами других перевозчиков.

Позднее сообщалось, что компания вернула пассажирам за невыполненные рейсы около 100 млн руб. В апреле 2012 года «Авианова» была официально признана банкротом.

АК «Кубань»

В декабре 2012 года об остановке операционной деятельности и прекращении полетов в связи с тяжелой финансовой ситуацией заявила авиакомпания «Кубань». Деньги за билеты, купленные через агентства, по заявлениям пассажиров возвращали сразу же.

По поводу остальных было принято решение о возвращении средств в процессе процедуры банкротства компании. Пассажиров «Кубани» в итоге перевозили шесть авиакомпаний — «Аэрофлот», «ЮТэйр», Red Wings, «Якутия», «Россия» и «Грозный авиа».

Процедуру банкротства инициировала сама авиакомпания, позднее сообщалось, что прокуратура нашла признаки преднамеренного банкротства «Кубани».

«Московия»

Больше всего претензий к чартерной «Московии» было у Финансовой лизинговой компании, которая добилась введения процедуры наблюдения в авиакомпании, задолжавшей ей 150 млн руб. В феврале 2014 года временный управляющий «Московии» подал в Арбитражный суд Московской области ходатайство о признании компании банкротом. «Московия» была признана банкротом в октябре 2015 года.

«Былина»

Авиакомпания «Былина», проработавшая на рынке 22 года, 26 августа 2014 года приостановила работу из-за финансовых проблем. Пассажиров «Былины» пришлось возвращать рейсами «ВИМ-Авиа». Процедура наблюдения в отношении компании была введена в марте 2016 года. В сентябре того же года суд признал компанию банкротом.

АК «Татарстан»

В октябре 2014 года суд признал банкротом авиакомпанию «Татарстан», которая сама инициировала свое банкротство в суде. Предположения о том, что авиакомпания будет банкротиться, появились еще в начале года после отзыва у нее сертификата эксплуатанта из-за выявленных Росавиацией нарушений. Это произошло после крушения самолета Boeing-737 в Казани, в результате которой погибли 50 человек.

В июле 2017 года «Коммерсант» сообщал, что компания продала свой последний самолет всего за 2,8 млн руб. В августе процедура конкурсного производства была в очередной раз продлена. По данным Арбитража, в реестр были включены требования кредиторов на 2,8 млрд руб. За годы конкурсного производства на расчетный счет АК поступило лишь около 50 млн руб.

«Ак Барс Аэро»

В июне 2015 года Арбитражный суд Татарстана признал банкротом авиакомпанию «Ак Барс Аэро». Компания, которая ранее являлась крупнейшим перевозчиком Татарстана, прекратила полеты в начале 2015 года из-за падения курса рубля и сокращения пассажиропотока.

«Трансаэро»

В начале октября 2015 года авиакомпания «Трансаэро», оказавшаяся в тяжелом финансовом положении с долгом в 230 млрд руб., прекратила продажу билетов, а 26 октября лишилась сертификата эксплуатанта.

Обязательства по перевозке пассажиров с датой вылета до 15 декабря (95% пассажиров) взял на себя «Аэрофлот»; тем, кто приобрел билеты на более поздние даты, возвращали деньги. Пассажиры с билетами на даты вылета после 15 декабря могли оформить возврат денег в полном объеме.

На перевозку пассажиров обанкротившегося перевозчика «Аэрофлот» потратил 17 млрд руб. В сентябре 2017 года стало известно, что «Трансаэро» признана банкротом, а ее долги оказались в 144 раза больше стоимости активов.

«Когалымавиа» (пока официально не признана банкротом, заседание состоится 19 октября)

О финансовых трудностях авиакомпании «Когалымавиа» стало известно в ходе проверок, которые начались после теракта на борту Airbus A321 в небе над Синайским полуостровом 31 октября 2015 года. В результате авиакатастрофы погибли 224 человека, включая семь членов экипажа. Самолет следовал из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург.

После проведения проверок в компании Росавиация в марте 2016 года запретила ей выполнять полеты. До этого, в декабре 2015 года, «Когалымавиа» сама сообщила о прекращении полетов. В апреле 2017 года суд начал процедуру банкротства компании. По существу дело будет рассмотрено 19 октября.
 

Алексей Гаврилко-Алексеев

Источник: https://www.rbc.ru/photoreport/26/09/2017/542c4701cbb20f8c0200f26d

Трансаэро почему обанкротилась

Трансаэро почему обанкротилась

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Трансаэро почему обанкротилась». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Монополия «Аэрофлота» есть на многих направлениях — например, из Москвы в США, Восточную и Юго-Восточную Азию. Многие иностранные перевозчики — например, Delta, Cathay Pacific или Thai Airways — сократили полёты с началом кризиса в России. У «Аэрофлота» теперь есть уникальный шанс зарабатывать деньги в отсутствие конкурентов.

Так что относительно банкротства Трансаэро 2019 последние новости не внушают надежд относительно отечественных авиаперевозчиков. По идее, в выигрыше от санкций и кризиса должны остаться только региональные компании с отечественной техникой. Но и они будут повышать цены.

Авиакомпания-банкрот: что делать пассажирам «Трансаэро»

Говоря о причинах, подталкивающих «Трансаэро» к банкротству, второй источник «Интерфакса» отметил, что акционеры авиакомпании так и не смогли консолидировать 75% + 1 акцию, а кредиторы не согласились на предложенную Сбербанком модель реструктуризации долга.

Инвесторы также все меньше верят в возможность спасения «Трансаэро» от банкротства. В ходе сегодняшних торгов на Московской бирже стоимость облигаций компании упала более чем на 40%.

Ситуация с Трансаэро довольно сложна. Последняя отчетность компании была за I полугодие 2015 года, поэтому судить о том, как идут дела у компании с точки зрения бух. учета сложно. Компания «полуживая». Необычно то, что несмотря на все проблемы компании, делистинг ее акций с биржи так и не сделали.

За прошлый год он отправил за рубеж около 2,5 миллионов человек. С авиакомпанией «Трансаэро» работали пять ведущих туроператоров, и все спорные вопросы между ними, по словам директора ассоциации «Турпомощь», сейчас оперативно решаются.

С другой стороны, в минувшую пятницу первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что не получал и не видел никаких бумаг о возможной сделке авиакомпании S7 с «Трансаэро» и не понимает, что там можно покупать. «Трансаэро» продолжит деятельность после покупки ее акций совладельцем авиакомпании S7, сообщил тогда журналистам источник в авиационных кругах.

Медведев объяснил — почему обанкротился «Трансаэро»

Общий размер задолженности перед кредиторами достиг астрономических цифр – 250 миллиардов рублей, причем финансовые притязания со стороны топливозаправочных структур и аэроперевозчиков составили 20 миллиардов.

Авиакомпания «Трансаэро» прекратила полеты с 00:00 по московскому времени 26 октября в связи с аннулированием сертификата эксплуатанта Росавиацией.

Общий объем долгов «Трансаэро» оценивается в 250 млрд руб., из которых 150 млрд руб. — обязательства по лизингу, 20 млрд руб. — задолженность перед аэропортами и топливозаправочными комплексами.

Эта информация до сих пор размещена на сайте авиакомпании. Весь сентябрь на ее рейсы продавались билеты.

В каких условиях оказались пассажиры

В середине сентября Греф заявлял, что дело может кончиться банкротством, если кредиторы «Трансаэро» не согласуют схему реструктуризации долгов авиакомпании до конца сентября.

Соколов также уточнил, вопрос банкротства находится в компетенции кредиторов, на данный момент иски о банкротстве компании не подавались.
До конца месяца «Трансаэро» должно было исполнить оферту, но не смогло собрать необходимое количество акций в одном юрлице для передачи «Аэрофлоту».

В свои лучшие годы авиакомпания «Трансаэро» была символом нового российского капитализма «ельцинских времён».

Напомним, что ранее правительство решило спасти оказавшуюся в предбанкротном состоянии авиакомпанию путем передачи контроля над ней «Аэрофлоту».

Начиная заниматься чартерными перевозками, компания постепенно превратилась в полноценного авиаперевозчика, с собственным самолетным парком. К 2015 году по количеству перевезенных пассажиров Трансаэро занимала второе место среди российских авиакомпаний.

По словам источников, «Аэрофлот» занял жесткую позицию и отказался от консолидации «Трансаэро» и ее постановки себе на баланс.

Одной из наиболее резонансных новостей отечественного медиа-пространства по-прежнему остается процедура банкротства авиакомпании Трансаэро, у которой проблемы с выполнением финансовых обязательств начались в сентябре текущего года.

По словам источников, «Аэрофлот» занял жесткую позицию и отказался от консолидации «Трансаэро» и ее постановки себе на баланс.

Генеральный директор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главный бухгалтер компании Екатерина Пантелеева задержаны после допроса в Следственном комитете России по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере. В скором времени им предъявят официальное обвинение, после чего суд примет решение об избрании меры пресечения для топ-менеджеров авиакомпании.

Ру». Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК). Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72266 от 24.01.2018. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Главный редактор: Ениколопов Н.С.

Источник Интерфакса в аэропорту связал задержки рейсов авиакомпании на вылет из Анталии с долгами по обслуживанию воздушных судов.

Пассажиров «Трансаэро» будут перевозить до 15 декабря. Тем, кто приобрел билеты на поздний срок, придется их сдать. При этом переоформить дату вылета на более раннюю, уже не получится — продажа полностью остановлена.

В ведении компании находилось более 100 воздушных судов, а прибыль 2014 года составляла баснословную сумму – 114 миллиардов рублей. Почему вдруг «процветающий» авиаперевозчик превратился в банкрота? Что происходит с «Трансаэро» сегодня? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Ситуацию по поводу того, что происходит с «Трансаэро», можно обрисовать до банальности просто. Компанию постигло банкротство. Но финансовое фиаско никогда не возникает на пустом месте. Его причина – недальновидный и нерациональный стиль руководства.

Прежде всего, нет гарантии, что застройщик выполнит взятые на себя обязательства. Даже те организации, которые имеют репутацию авторитетных застройщиков, в силу различных форс-мажорных обстоятельств могут объявить о своем банкротстве. Дольщику в таком случае не стоит впадать в панику, необходимо действовать безотлагательно, чтобы отстоять свои интересы.

Тот же «Аэрофлот» получил от «Трансаэро» не только долги, но и значительную часть рынка авиаперевозок. Он, по сути, стал монополистом и в таком качестве легко отыграет долги «Трансаэро».

Сегодня премьер-министр в интервью латвийским СМИ сказал, что правительство близко к достижению соглашения по проекту госбюджета на следующий год.

Банкротство «Трансаэро», второй крупнейшей российской авиакомпании, утвердит монополию «Аэрофлота» на важных международных направлениях и приведёт к ещё большему росту цен.

Филев заявлял, что у акционеров «Трансаэро» есть план урегулирования отношений с кредиторами авиакомпании, однако отказался раскрыть подробности. Он также отметил, что новые акционеры всеми силами постараются избежать банкротства авиакомпании.

Фактически у «Аэрофлота» с Минтрансом произошёл размен: мы финансируем деятельность «Трансаэро» в сентябре и октябре, вы нам даёте все маршруты на МВЛ (международных воздушных линиях. — Прим. «Секрета»). Всё честно, хотя и довольно неприглядно.

Почему не стало «Трансаэро»

В октябре была приостановлена продажа билетов на рейсы второй по численности перевозок российской авиакомпании, и многие пассажиры испытали серьезные проблемы с возвращением домой.

Шум вокруг «ВИМ-Авиа» резко контрастирует с другой историей: 13 сентября арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал банкротом авиакомпанию «Трансаэро» и запустил конкурсное производство на полгода.

У этой компании самая большая глубина продаж. Некоторые туристы купили билеты уже на новогодние праздники.

В среду, 27 сентября, президент РФ Владимир Путин объявил о неполном служебном соответствии министру транспорта Максиму Соколову и вице-премьеру Аркадию Дворковичу, курирующему транспортную сферу, из-за краха «ВИМ-Авиа».

Потом, государство — это не одно лицо (если речь не о принципиальных вопросах). Аппарат правительства, Минтранс, Росавиация, Минфин, Минэкономразвития, Росимущество — это множество чиновников, у которых разные приоритеты и интересы.

Другого нет», — пояснил агентству источник в финансово-экономическом блоке правительства, подчеркнув при этом, что решения такого масштаба должны утверждаться на политическом уровне. В четверг состоится совещание у премьера Дмитрия Медведева, напомнил источник.

А между тем финансовые проблемы у перевозчика появились давно. Еще в период с 2007 по 2009 годы размер задолженности увеличился с 10 до 32 миллиардов рублей.

Вэб намерен передать лизинговые самолеты «трансаэро» компаниям из китая

Как сообщил, выступая в Госдуме, глава Росавиации Александр Нерадько, общая кредиторская задолженность «ВИМ-Авиа» составила около 7 млрд рублей.Причем, между Сбербанком и Альфа банком возникли разногласия относительно первоочередности в реестре кредиторов.

Источник: https://fdosamara.ru/darstvennaya/2016-transayero-pochemu-obankrotilas.html

Личный юрист
Добавить комментарий