Внешнее наблюдение при банкротстве

Процедура банкротства предприятия

Внешнее наблюдение при банкротстве

Когда мы слышим слово «банкротство», сразу представляем в голове умирающее предприятие, погрязшее в долгах и доживающее свои последние дни, разрываемое на части стервятниками-кредиторами. На самом деле подобные клише имеют мало общего с реальностью банкротства.

В узком и широком смыслах

Понятие «банкротство» может рассматриваться в узком и широком смыслах. В узком понимании банкротство означает неблагоприятное финансовое положение предприятия, когда оно не может удовлетворить все требования кредиторов.

Основными признаками банкротства являются неплатежеспособность и недостаточность имущества. Признак неплатежеспособности у компании появляется, когда она перестает платить по своим обязательствам. В условиях динамичного развития современного рынка большинство компаний привлекают заемные средства на собственное развитие.

Но нестабильность экономики, большая долговая нагрузка и/или неумелое руководство играют с бизнесом злую шутку. У компании в какой-то момент не остается прибыли, чтобы платить по кредитам. Как только таких долгов накапливается более 300 тыс. руб. и просрочка длится более трех месяцев, появляется признак неплатежеспособности.

Следствием неплатежеспособности является второй признак банкротства – недостаточность имущества. Данный признак появляется у компании, когда сумма ее долгов превышает стоимость активов.

Банкротство в широком смысле слова определено законодательством о банкротстве и подразумевает под собой комплекс мероприятий и процедур, осуществляемых в рамках судебного производства1. Такими процедурами являются: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство.

Каждая из этих процедур отличается друг от друга своей ролью и целью ее введения. Именно целями обусловлены различия в сроках проведения этих процедур, процессуальных последствиях для компании-должника и ее руководителей, а также в основных мероприятиях, проводимых в рамках каждой отдельной процедуры банкротства.

Любая из этих процедур вводится на основании судебного решения по заявлению кредитора или самого должника.

Рассмотрим каждую из процедур подробнее.

Наблюдение

Первой процедурой, вводимой судом, будет наблюдение. Оно вводится сроком на семь месяцев и заключается в контроле за деятельностью компании. Контроль осуществляется временным управляющим.

Временный управляющий – это профессиональный антикризисный менеджер, состоящий в саморегулируемой организации и имеющий допуск к проведению процедур банкротства.

Вторым контролирующим органом в процедуре наблюдения является Росреестр. Он контролирует проведение всех мероприятий в деле о банкротстве, рассматривает жалобы на незаконные действия участников дела и может привлекать их к административной ответственности.

Компания в наблюдении продолжает обычную деятельность, но с некоторыми ограничениями: все сделки по передаче имущества балансовой стоимостью выше 5% производятся только с согласия временного управляющего. Обязательно согласуется получение и выдача займов (кредитов), поручительств, гарантий, уступка прав, перевод долга и иных сделок, направленных на отчуждение имущества должника.

Управляющий выясняет причины финансового неблагополучия компании, его текущее состояние и возможность расплатиться по долгам. Часто бывает, что предприятие к банкротству приводят преднамеренные действия ее менеджмента или собственников, о чем управляющий сообщает в правоохранительные органы.

Временный управляющий проводит первое собрание кредиторов, отчитывается перед ними о своей деятельности, причинах банкротства и текущем финансовом положении.

На основании отчета временного управляющего кредиторы на собрании решают дальнейшую судьбу компании: сможет ли она продолжать работать или нет.

Если кредиторы решают, что у компании нет возможности вернуться к работе, временный управляющий обращается в суд с ходатайством о переходе к следующей процедуре банкротства.

Финансовое оздоровление

Данная процедура в практике встречается достаточно редко, вводится для улучшения платежеспособности должника и погашения его долгов. Задолженность погашается на протяжении всей процедуры в соответствии с графиком, утвержденным судом.

Финансовое оздоровление длится не более двух лет, деятельность предприятия и расчеты с кредиторами контролирует административный управляющий, также назначаемый судом. Предприятие не вправе нарушать очередь погашения.

Внешнее управление

Процедура внешнего управления вводится в отношении должника в случаях, когда кредиторами и судом установлена возможность восстановления платежеспособности организации. В отличие от процедур наблюдения и финансового оздоровления, при введении внешнего управления полномочия руководителя организации прекращаются, и его функции выполняет внешний управляющий, утверждаемый судом.

Срок этой процедуры составляет 18 месяцев, однако он может быть продлен судом еще на шесть месяцев. Внешним управляющим разрабатывается план внешнего управления по проведению мероприятий в целях улучшения финансового положения предприятия.

Важно отметить, что в ходе процедуры внешнего управления расчеты с кредиторами не допускаются. Если по результатам внешнего управления платежеспособность должника будет восстановлена, суд принимает решение о переходе к расчетам с кредиторами.

В случае если суд приходит к выводу о том, что восстановить платежеспособность организации не представляется возможным, она признается судом банкротом, и в отношении нее открывается конкурсное производство.

Конкурсное производство

Конкурсное производство в отношении должника вводится, когда, несмотря на все старания кредиторов, арбитражного управляющего и суда, восстановить платежеспособность предприятия не удалось.

С момента введения конкурсного производства прекращаются все полномочия руководителя и иных органов управления организацией, в том числе внешнего управляющего, если ранее была введена процедура внешнего управления.

Более того, с момента утверждения судом конкурсного управляющего в течение трех дней руководитель должника и иные лица, выполняющие функции исполнительного органа, обязаны обеспечить передачу конкурсному управляющему:

–бухгалтерской и иной документации должника;

–печатей, штампов;

–материальных и иных ценностей.

Срок конкурсного производства составляет шесть месяцев, но по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего или иного лица, участвующего в деле о банкротстве, этот срок может продлеваться до шести месяцев. На практике процедура конкурсного производства может длиться годами, особенно если речь идет о крупных предприятиях, имеющих филиалы и иное имущество по всей стране или даже в других странах.

Основной целью этой процедуры является формирование конкурсной массы должника, за счет которой будут проводиться расчеты с кредиторами. В конкурсную массу включается все имущество должника, имеющееся как на дату введения процедуры, так и выявленное в ходе конкурсного производства.

В целях выявления имущества должника и формирования конкурсной массы конкурсный управляющий проводит инвентаризацию всего имущества компании, а в случае необходимости продажи – его оценку. После этого все выявленное имущество продается на торгах, а денежные средства от его продажи аккумулируются на одном расчетном счете. Все остальные счета компании закрываются конкурсным управляющим.

Еще одним важным инструментом формирования конкурсной массы является оспаривание сделок должника. Следует отметить, что законодательство о банкротстве устанавливает особую специфику и основания признания сделок недействительными.

Более того, в деле о банкротстве расширен и перечень самих действий, признаваемых сделками.

Например, в отличие от общегражданского понимания сделки, в банкротстве сделками признаются даже выплата заработной платы и/или совершение иных денежных операций.

По результатам формирования конкурсной массы должника конкурсный управляющий переходит к последовательному расчету с требованиями кредиторов. Требования подразделяются на два вида: текущие и реестровые платежи.

Текущие платежи необходимы для поддержания жизнедеятельности общества. Они появляются у должника уже после того, как принято заявление о признании его несостоятельным (банкротом).

Реестровые платежи являются основными платежами должника. Они возникли до банкротства.

В рамках каждого вида платежей существует своя очередность удовлетворения требований кредиторов. Она определяется характером обязательств должника.

К сожалению, крайне редко бывают ситуации, когда денежных средств, полученных от продажи имущества предприятия-банкрота, хватает для удовлетворения всех требований кредиторов.

Однако, если будет доказано, что подобная неблагоприятная ситуация у должника сложилась по вине директора или иных лиц, реально осуществлявших управление компанией, они будут привлечены к субсидиарной ответственности и/или с них будут взысканы убытки.

Это означает, что такие лица отвечают за все обязательства контролируемой организации своим собственным имуществом и деньгами.

По результатам завершения процедуры конкурсного производства должник подлежит ликвидации, а все неудовлетворенные требования считаются погашенными.

Мировое соглашение

На любой стадии дела о банкротстве, в ходе любой процедуры между компанией-должником и кредиторами возможно заключение мирового соглашения.

Вопрос о нем подлежит рассмотрению собранием кредиторов. Мировое соглашение может быть заключено по решению кредитора или кредиторов, обладающих не менее половины от общего числа кредиторов.

Утверждение мирового соглашения осуществляется судом, который в свою очередь обязан проверить, не нарушают ли положения такого соглашения прав кредиторов и третьих лиц, не противоречат ли они закону.

После утверждения судом мировое соглашение обязательно к исполнению для должника и всех кредиторов, даже для тех, кто ал против его заключения. В этом случае применяется принцип подчинения воле большинства.

Таким образом, процедура банкротства предприятия представляет собой сложный многоэтапный процесс, зачастую не имеющий ничего общего с привычной финансово-хозяйственной деятельностью юридического лица.

Активное и правильное участие в процедуре банкротства компании дает возможность кредитору:

– отслеживать и своевременно принимать меры по недопущению незаконного вывода активов предприятия;

– оценивать реальные перспективы удовлетворения своих требований;

–самостоятельно выявлять скрытое имущество должника и требовать от конкурсного управляющего (или через суд) его возврата;

–не допускать создания контролируемой кредиторской задолженности путем мотивированных возражений на требования таких кредиторов.

Полное понимание специфики процедур банкротства и порядка их проведения позволяет предприятию-должнику:

–разработать стратегию восстановления платежеспособности;

–избежать рисков привлечения руководителя и собственников к субсидиарной ответственности и взыскания убытков;

–не допускать злоупотребления правами со стороны кредиторов.

Вне зависимости от того, находитесь ли вы на стороне организации-должника или кредитора, при участии в деле о банкротстве рекомендуется обращаться к профессиональным юристам с большим практическим опытом участия в делах о банкротстве предприятий.

1 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Источник: https://www.eg-online.ru/article/346087/

Процедура внешнего наблюдения при банкротстве: достижимы ли цели?

Внешнее наблюдение при банкротстве

Процедура внешнего наблюдения при банкротстве:
достижимы ли цели?

в журнале ЮРИСТ, № 4, 2007

Четкое понимание процедуры банкротства — это средство эффективной защиты должников и кредиторов.

Целью данной работы является рассмотрение положений законодательства о банкротстве, касающихся относительно новой и еще не целиком освоенной практикой процедуры внешнего наблюдения Консультант ТОО «Parasat Advising Group» А. Кокубаева рассмотрела некоторые положения законодательства о банкротстве.

Целью любого государства является обеспечение стабильного экономического роста и устойчивости экономической системы. Одним из ключевых элементов экономических систем является законодательство о несостоятельности (банкротстве). Это обусловлено тем, что банкротство является неизбежной реальностью для некоторых юридических лиц.

В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной из дискуссионных областей права, вследствие этого изучение новых тенденций в области регулирования несостоятельности довольно актуально и необходимо для более эффективной реализации процедуры банкротства, а также предотвращения ошибок субъектов, принимающих участие в процессе банкротства. Более того, Республика Казахстан находится в состоянии реформирования законодательства о банкротстве, что подтверждается стремлением законодателя совершенствовать механизмы его реализации.

Когда предприятие является банкротом или находится на стадии банкротства, одним из главных вопросов волнующих заинтересованные стороны является возможность должника в максимальной степени удовлетворить их требования. Как правило, основным источником удовлетворения требований кредиторов является имущество должника, которое в тот момент не защищено в достаточной степени.

В связи с этим для предотвращения злоупотребления должником и сохранения его активов в мировой практике стали применяться различные варианты обеспечительных мер. Среди них — контроль действий должника, блокирование полномочий распоряжения, отстранение должника от управления бизнесом, внешнее наблюдение и др.

Приведем некоторые примеры вышеназванных мер.

Так, в Соединенных Штатах Америки (далее — США) в соответствии с пунктом g 303 Кодекса США о банкротстве в любое время после принятия заявления (поданного кредиторами) о возбуждении производства по делу о несостоятельности суд для обеспечения сохранности имущества по ходатайству заинтересованной стороны может принять решение о назначении временного управляющего.

В Федеративной Республике Германия до вынесения судебного решения об открытии производства суд может принять ряд обеспечительных мер. Например, назначить временного конкурсного управляющего, установить для должника режим общего запрета распоряжения имуществом и др..

В Законе Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее — Закон РФ) предусматривается введение процедуры наблюдения.

Согласно Закону РФ наблюдение — одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с Законом РФ (принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, введения внешнего управления, утверждения мирового соглашения либо отказа в признании должника банкротом). Цель наблюдения в соответствии с российским законодательством — обеспечение сохранности имущества должника и проведение анализа финансового состояния. Вышеуказанная процедура назначается арбитражным судом на 3 месяца с момента принятия им заявления о банкротстве.

Приведенная практика, существующая длительное время, безусловно, содействует эффективной и справедливой реализации механизма банкротства, поскольку учитывает интересы большинства заинтересованных лиц.

Так, и в соответствии с Законом Республики Казахстан «О банкротстве» (далее — Закон) по заявлению кредитора либо уполномоченного органа судом в отношении должника может быть введена процедура внешнего наблюдения, которая между тем не является обязательной, в отличии, например, от требований законодательства РФ.

Согласно Закону введение института внешнего наблюдения за процедурой банкротства необходимо для обеспечения сохранности имущества должника, выявления признаков преднамеренного и ложного банкротства, проведения анализа финансового состояния должника и действий (бездействия) по уклонению от исполнения обязательств перед кредиторами, контроля со стороны кредиторов за состоянием финансово-хозяйственной деятельности должника.

Процедура введения внешнего наблюдения достаточно четко регламентирована главой 3-1 Закона.

Так, после принятия судом заявления кредитора либо уполномоченного органа о назначении процедуры внешнего наблюдения суд выносит определение о введении внешнего наблюдения, в котором указывается о поручении уполномоченному органу — Комитету по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов Республики Казахстан в трехдневный срок произвести назначение администратора внешнего наблюдения.

В целях реализации процедуры внешнего наблюдения администратор внешнего наблюдения наделен широкими полномочиями, которые будут раскрыты нами далее.

Администратором внешнего наблюдения назначается физическое лицо — индивидуальный предприниматель, имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению имуществом и делами неплатежеспособных должников в процедурах банкротства, выдаваемую уполномоченным органом.

Рассмотрим детальнее цели внешнего наблюдения.

Выявление признаков преднамеренного и ложного банкротства,

проведение анализа финансового состояния

должника и действий по уклонению от исполнения

обязательства перед кредиторами

Преднамеренное и ложное банкротство, а также уклонение от исполнения обязательства перед кредиторами влечет за собой негативные последствия для должника.

Основной целью преднамеренного и ложного банкротства является умышленное приведение предприятия к банкротству.

Совершается это в личных интересах, в интересах заинтересованных лиц либо для того, чтобы ввести в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей, а равно для неуплаты долгов при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

В соответствии с подпунктом 3) пункта 2 статьи 41-4 Закона администратор внешнего наблюдения обязан выявлять наличие признаков преднамеренного и ложного банкротства и сообщать о выявленных признаках в правоохранительные органы либо требовать от должника признания недействительными сделок по отчуждению имущества, ухудшивших финансовое положение должника.

В этих целях администратор внешнего наблюдения вправе совершать следующие действия:

·     ходатайствовать перед судом о предоставлении и (или) истребовании у третьих лиц необходимых документов, заключений, представлении ими иных сведений, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности должника за предыдущие три года, а также знакомиться с этими сведениями в месте их нахождения;

·     выявлять сделки, совершенные за предыдущие три года до введения процедуры внешнего наблюдения, ухудшившие финансовое положение должника, требовать от должника их расторжения.

Законом детально не урегулированы действия администратора внешнего наблюдения для выявления фактов преднамеренного и ложного банкротства.

В связи с этим администратор внешнего наблюдения должен обратить внимание на следующее:

ü на ухудшение финансового состояния организации, изменение динамики и структуры баланса организации;

ü     на уменьшение степени обеспеченности обязательств организации;

ü     на заключенные сделки с целью вывода имущества, ценных бумаг и других активов организации;

ü     на заключенные сделки с заведомо невыгодными условиями. К таким условиям может быть отнесено следующее:

 а) занижение или завышение цены на поставляемые (приобретаемые) товары (работы, услуги) по сравнению со сложившейся рыночной конъюнктурой, средней ценой;

б) установление заведомо невыгодных для организации сроков и (или) способов оплаты и иных условий сделки;

в) любые формы отчуждения или обременения обязательствами имущества организации.

Как было сказано выше при выявлении признаков преднамеренного и ложного банкротства администратор внешнего наблюдения обязан сообщить о выявленных признаках в правоохранительные органы.

Более того, по завершении периода внешнего наблюдения администратор внешнего наблюдения должен представить в суд согласованный с комитетом кредиторов и уполномоченным органом отчет о своей деятельности.

Обеспечение сохранности имущества должника и контроль

за состоянием финансово-хозяйственной

деятельности должника

Обеспечение сохранности имущества должника, безусловно, является одной из гарантий прав кредиторов.

При этом администратор внешнего наблюдения вправе производить сверку имущества должника по актам инвентаризации, истребовать у должника развернутый баланс пассивов и активов, отчет о финансовом положении должника, заявлять в суд ходатайства о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также отмене таких мер.

Процедура внешнего наблюдения обязывает должника к определенным действиям. Основные обязанности должника направлены на оказание содействия быстрому достижению целей внешнего наблюдения.

Так, должник обязан предоставлять информацию о финансово-хозяйственной и организационной деятельности, касающуюся сделок, совершенных до введения внешнего наблюдения, согласовывать с администратором внешнего наблюдения увеличение расходов и другое.

Введение внешнего наблюдения не является основанием к отстранению исполнительного органа предприятия от управления. Между тем администратор внешнего наблюдения имеет широкие полномочия по контролю за состоянием финансово-хозяйственной деятельности должника.

Более того, одним из последствий введения внешнего наблюдения является наложение запрета на некоторые действия должника. В соответствии с подпунктом 2) пункта 4 статьи 41-1 Закона должностным лицам запрещается отчуждение принадлежащих им акций, долей в имуществе должника.

Соответственно в случае выявления нарушений вышеназванных положений Закона администратор внешнего наблюдения должен принять меры для обеспечения сохранности имущества организации.

При этом администратор вправе требовать признания сделок по отчуждению акций и долей в имуществе должника недействительными и ходатайствовать в суд о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника.

Отметим, что Законом установлен прямой запрет лишь на отчуждение акций и долей в имуществе должника.

Между тем, законодательством РФ администрации должника запрещается принимать решения:

 а) о реорганизации во всех формах;

б) создании юридических лиц, представительств или об участии в иных юридических лицах, о выплате дивидендов;

в) о размещении должником эмиссионных ценных бумаг.

Считаем, что вышеназванные решения могут существенно повлиять на выполнение обязательств должника перед кредиторами. Ввиду этого считаем недостаточным, ограничиваться лишь запретом на отчуждение акций и долей должника.

Определение платежеспособности

или

неплатежеспособности должника

Это еще одна немаловажная, а возможно и главная цель внешнего наблюдения. Пункт 7 статьи 1 Закона дает следующее определение должника — это юридическое лицо, неплатежеспособность или несостоятельность которого является основанием применения к нему процедур внешнего наблюдения.

Поскольку на момент принятия судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме); соответственно введение внешнего наблюдения позволит определить платежеспособность должника.

Более того, глубокий анализ состояния должника, возможно, позволит заинтересованным сторонам прийти к альтернативным решениям, включая возможное оздоровление должника.

Срок введения процедуры внешнего наблюдения может длиться от трех месяцев до одного года. При этом законодательством установлено требование о наличии не менее трех кредиторов, в том числе заявителя, выразивших согласие на применение процедуры внешнего наблюдения.

Закон также предусматривает введение субъекта процедуры, который представляет интересы кредиторов.

Так, в целях обеспечения интересов кредиторов при внешнем наблюдении создается комитет кредиторов, состав которого формируется администратором внешнего наблюдения и утверждается уполномоченным органом (ст. 41-2).

Таким образом, у кредиторов есть реальная возможность контролировать действия должника через администратора внешнего наблюдения для эффективной реализации своих требований.

В состав комитета кредиторов могут входить кредиторы по гражданско-правовым обязательствам, имеющие наибольшие требования к должнику. Кредиторы, по заявлению которых введена процедура внешнего наблюдения, включаются в состав комитета кредиторов вне зависимости от размера требований.

Внешнее наблюдение прекращается при утверждении судом заключительного отчета администратора внешнего наблюдения в случаях истечения срока внешнего наблюдения или достижения целей внешнего наблюдения.

Возвращаясь к целям внешнего наблюдения, справедливо задаешься вопросом, необходимо ли завершать данную процедуру после достижения ее целей и являются ли они достижимыми?

Если говорить о такой цели как обеспечение сохранности имущества должника внешнее наблюдение должно длиться до конца процедуры банкротства. Но завершение процедуры внешнего наблюдения, конечно же, не означает, что Закон не предусматривает дальнейшую сохранность имущества банкрота.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что процедура внешнего наблюдения необходима и является шагом вперед в совершенствовании законодательства, направлена на защиту интересов должника и кредиторов, на предотвращение ложного банкротства и сыграет немаловажную роль в решении назревших проблем в сфере банкротства. Отражение современных реалий, для защиты интересов субъектов, включенных в процедуру банкротства, безусловно, должно иметь место в законодательстве.

Между тем, сможет ли данная процедура эффективно реализовываться на практике, покажет время.

[3] Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Принят Верховным Советом РФ 19 ноября 1992 г.

Источник: https://www.zakon.kz/85737-procedura-vneshnego-nabljudenija-pri.html

внешнее наблюдение при банкротстве

Внешнее наблюдение при банкротстве

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях

  • обеспечения сохранности имущества должника,
  • проведения анализа финансового состояния должника,
  • составления реестра требований кредиторов,
  • проведения первого собрания кредиторов.

По общему правилу наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном ст. 48 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд (ст. 51).

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия (ст. 63 ФЗ):

  • требования кредиторов, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;
  • по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств (кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику);
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (в том числе снимаются аресты на имущество и иные ограничения), за исключением исполнительных документов, выданных на основании судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
  • не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
  • не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная очередность удовлетворения требований кредиторов;
  • не допускается изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
  • не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

В целях обеспечения наступления предусмотренных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения (ст. 64):

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия со следующими ограничениями:

могут совершать исключительно с согласия временного управляющего , выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

  • связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
  • связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Органы управления должника не вправе принимать решения :

  • о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
  • о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
  • о создании филиалов и представительств;
  • о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
  • о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
  • о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;
  • об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
  • о заключении договоров простого товарищества.

Процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий. В числе его основных обязанностей:

  1. принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника,
  2. проведение анализа финансового состояния должника,
  3. выявление кредиторов должника;
  4. ведение реестра требований кредиторов,
  5. уведомление кредиторов о введении наблюдения,
  6. созыв и проведение первого собрания кредиторов.

Не позднее 15 дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.

Руководитель должника в течение 10 дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника — унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

По общему правилу арбитражный при окончании наблюдения суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С момента принятия судом какого-либо из указанных решений процедура наблюдения прекращается.

Источник: https://bankrotb2b.ru/39/vneshnee-nabljudenie-pri-bankrotstve/

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица

Внешнее наблюдение при банкротстве

Как и на основании каких законодательных актов проводится процедура наблюдения при банкротстве юридического лица? Какие цели и задачи преследуются введением этого обязательного этапа? Как долго осуществляется наблюдение и кем именно? Обо всех юридических нюансах рассказано далее.

Глобальные кризисы в экономике страны, а также неправильная управленческая политика зачастую приводят к тому, что предприятие нарушает сроки исполнения обязательств по платежам перед кредиторами, включая государство. Если долги просрочены в течение более 3 мес.

, а их совокупный размер превышает 300000 руб., собственники предприятия (кредиторы или уполномоченные органы) вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании должника банкротом, то есть неплатежеспособным.

Нормативное регулирование процедуры банкротства в РФ осуществляется посредством федерального Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г. Именно здесь определены основные признаки несостоятельности, обязательные этапы банкротства юрлиц и прочие основополагающие моменты.

Независимо от причин, повлиявших на финансовое состояние компании, рассмотрением дел о неплатежеспособности занимается арбитражный суд.

Процедура внешнего наблюдения вводится в случае, если требования заявителя признаются обоснованными (п. 6 ст. 42, п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 62 № 127-ФЗ). При этом представленные доводы и доказательства считаются достаточно вескими для инициирования процесса несостоятельности.

Само название первого и важнейшего этапа признания неплатежеспособности указывает на суть мероприятия.

Предварительное наблюдение при банкротстве осуществляется в целях сохранения активов организации-должника, проведения тщательного анализа его материального положения, информирования заинтересованных лиц и подготовки всех обязательных документов по кредиторским требованиям.

Эта процедура является неизбежной, помогает выявить скрытые потенциалы предприятия (без необходимости осуществления незамедлительных расчетов по обязательствам) и дает шанс на восстановление нормальной коммерческой деятельности.

Обратите внимание! В процессе наблюдения фирма продолжает функционировать в текущем режиме, за исключением проведения следующих действий.

Запрещается перепродавать акции и выпускать ценные бумаги; осуществлять реорганизацию правовой структуры; открывать филиалы и ОП; изменять состав учредителей; расплачиваться по дивидендам с акционерами/участниками; проводить крупные имущественные сделки (на сумму более 5 % от стоимости активов по балансу).

Как происходит введение процедуры наблюдения

Если в отношении должника введена процедура наблюдения, прежде всего, в соответствии со ст. 2 № 127-ФЗ назначается арбитражным судом временный управляющий для оценки финсостояния должника и проведения первого собрания непосредственных кредиторов.

Внутренний порядок работы фирмы не меняется: директора и собственники бизнеса от исполнения своих обязанностей не отстраняются, но ограничиваются права ответственных руководящих лиц и учредителей.

В некоторых ситуациях придется согласовывать ряд решений с временным управляющим.

Итак, как вводится процедура наблюдения? В результате признания арбитражем заявления обоснованным (п. 1 ст. 62 № 127-ФЗ) выносится решение о применении наблюдательного этапа.

Продолжительность устанавливается с учетом требований ст. 51, то есть не дольше срока рассмотрения дел о неплатежеспособности, а именно 7 мес. со дня поступления в суд соответствующего заявления.

В судебном документе (решении) о применении наблюдения обозначаются следующие сведения:

  • Назначение кандидатуры управляющего.
  • Объем жалования арбитражного (временного) управляющего и конкретные источники финансирования зарплаты.
  • Подтверждение целесообразности инициирования банкротства в связи с правомерностью кредиторских требований.

Обратите внимание! Если суд не может найти подходящую кандидатуру для назначения временного управляющего, может вводиться отсрочка, но не дольше, чем на 15 дн. Если же кандидатура не представлена более 3 мес., арбитражным судом производство прекращается (п. 9 ст. 45 № 127-ФЗ).

Из чего состоят права и обязанности независимого внешнего управляющего:

  • Направлять в арбитраж требования о недействительности сделок, заключенных компанией-должником с нарушениями.
  • Выявлять кредиторские требования и оспаривать их, в т.ч. по причине пропуска искового срока.
  • Уведомлять всех кредиторов о принятии наблюдения.
  • Вести документальный реестр требований в части общей суммы долгов и отдельно взятых обязательств с определением доли каждого.
  • Участвовать в судебных заседаниях.
  • Принимать все возможные для сохранности активов должника меры.
  • Ходатайствовать об отстранении от занимаемых должностей руководящих лиц должника.
  • Получать любые сведения, включая конфиденциальные, о финансово-хозяйственной деятельности должника и осуществлять предоставленные Законом № 127-ФЗ федеральные полномочия.
  • Созывать и проводить кредиторское собрание.
  • Предоставлять суду по установленной форме отчетность о работе, включая протоколы собрания кредиторов со всеми приложениями.
  • Обосновывать вероятность восстановления нормальной платежеспособности должника и необходимость проведения последующих этапов процедуры банкротства.

Какие ограничения действуют для должника при проведении наблюдения:

  • По любым сделкам с имущественными объектами должника совокупной стоимостью от 5 % от балансовой величины активов на день введения наблюдательного этапа (п. 2 ст. 64).
  • По сделкам, целью которых является предоставление или получение займов, гарантий, поручительств, доверительное управление имуществом, уступка прав требования, перевод долговых обязательств (п. 2 ст.

    64).

  • По юридическим изменениям правовой формы бизнеса в связи с любыми реорганизационными или ликвидационными мероприятиями (п. 3 ст. 64).
  • По созданию других юрлиц, представительств должника и/или филиалов (п.3 ст. 64).
  • По распределению чистой прибыли или выплате дивидендов участникам должника или его учредителям (п. 3 ст. 64).

  • По размещению эмиссионных ценных бумаг и облигаций, кроме акций (п. 3 ст. 64).
  • По выкупу уже размещенных акций и выходу учредителей/участников из собрания (п. 3 ст. 64).
  • По заключению договоров типа простого товарищества (п. 3 ст. 64).
  • По участию в различных объединениях юрлиц типа ассоциаций, холдингов, союзов и др. (п. 3 ст. 64).

Обратите внимание! Согласно ст. 68 № 127-ФЗ опубликование сообщения о введении этапа наблюдения проводится временным управляющим, но уведомление работников должника, его учредителей и собственников УП выполняется непосредственно руководителем. При этом дата созыва первого кредиторского собрания (минимально назначается за 10 дн.

до завершения наблюдения) назначается также управляющим с одновременной рассылкой оповещений заимодателям.

По итогам первого собрания и на основании представленных отчетов управляющего в арбитраж передаются все документы, после рассмотрения которых суд принимает окончательное решение. Вариантов существует два – прекращение процедуры неплатежеспособности или переход к следующему возможному этапу. В любой момент допускается заключение мирового соглашения по взаимному согласию сторон.

Главные плюсы и минусы наблюдения

Проведение вспомогательного наблюдательного этапа несет как свои достоинства, так и недостатки.

Прежде всего, судебные органы могут юридически верно оценить причины инициирования банкротства, рассмотрев достоверную информацию о материальном положении компании.

В свою очередь должник получает гарантии неприкосновенности активов, находясь под защитой государства. С другой стороны, хоздеятельность приостанавливается, сделки ограничиваются, а стоимость бизнеса существенно снижается.

В каждом отдельном случае есть свои плюсы и минусы, которые надо оценивать в целом с учетом конкретики предприятия. Здесь может помочь аудиторская процедура наблюдения – представляет собой экспертную оценку текущего состояния дел организации.

Формально именно на этой предварительной стадии делаются первые попытки привести стороны процесса к компромиссу, который бы устроил всех участников и позволил бы избежать дальнейших длительных мероприятий признания должника официальным банкротом.

Источник: https://www.zakonrf.info/content/articles/bankrotstvo-procedura-nabludeniya/

Личный юрист
Добавить комментарий