Зачем нужен арбитражный суд

Арбитражный суд Московской области

Зачем нужен арбитражный суд

Арбитражные суды России осуществляют свою деятельность в соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 4 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

В дореволюционной России рассмотрение споров по торговым оборотам, договорам и обязательствам осуществлялось коммерческими судами, которые по своей сущности являлись историческими прототипами современных арбитражных судов.

Коммерческие суды просуществовали до издания новой властью Декрета о суде от 1917 г., который статьей 1 упразднил не только коммерческие суды, но и всю прежнюю судебную систему, а позднее статьей 15 Декрета о суде № 2 от 1918 г. были запрещены судебные иски между разными казенными учреждениями, установив фактически административный порядок разрешения возникающих между ними споров.

Переход к НЭПу потребовал отказа от громоздкого и неэффективного административного способа разрешения хозяйственных споров. На смену понятию «спора, возникающего из торговых отношений», приходит понятие «хозяйственный спор», то есть гражданско-правовой спор имущественного характера между «несоподчиненными» хозяйствующими субъектами.

Наличие характера соподчиненности хозяйствующих субъектов в споре, а также в случае, когда стороной в споре является орган государственной власти, даже если спор по своей сущности гражданско-правовой, превращается в спор, возникший из административных отношений и предусматривает административный порядок разрешения.

Таким образом, возникли предпосылки возникновения арбитража как механизма разрешения хозяйственных споров.

Первым шагом было образование ведомственного арбитража, который фактически был образован 3 апреля 1922 г. Постановлением Президиума ВСНХ создав Арбитражную комиссию при ВСНХ, а также арбитражные комиссии при местных промбюро в губсовнархозах.

Однако первый орган государственного арбитража был создан полгода спустя 21 сентября 1922 г. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР утвердившем Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями.

Этим положением устанавливалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны РСФСР, а на местах — арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях.

Арбитражным комиссиям были подведомственны: имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями; споры между государственными организациями, не ниже губернского уровня, исключительно при наличии согласия спорящих сторон.

Однако арбитражные комиссии не могли разрешать: споры, стороной в которой являлся Госбанк или Госстрах, если спор возникал из выполнения ими уставных операций; споры по опротестованным векселям и залоговым актам; споры, возникающие из договоров перевозки; иски, основанные на судебных мировых соглашениях; налоговые споры.

Первый процессуальный акт — Правила производства дел в арбитражных комиссиях был утвержден СТО РСФСР 14 марта 1923 г., однако с образованием Союза ССР высшим актом, определяющим компетенцию и принципы производства арбитражных комиссий стало Положение об Арбитражной комиссии при СТО СССР, утвержденное ЦИК и СНК СССР 6 мая 1924 г.

Арбитражная система выглядела следующим образом: решения местных арбитражных комиссий можно было обжаловать в высшую арбитражную комиссию при экономическом совещании союзной республики, далее в Высшую арбитражную комиссию при СТО СССР, а ее решения могли быть отменены Верховным судом СССР, кроме того, арбитражные комиссии были поднадзорны соответствующим (и выше) наркоматам и прокуратуре.

Ст. 22 Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик, принятых 29 октября 1924 г. устанавливала, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматриваются:

  • Высшей арбитражной комиссией при СТО СССР;
  • Высшими арбитражными комиссиями при СНК СССР, местными (областными, губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполкомах областей и губерний. [1]

Закрепившись нормативно арбитражная система, обрела четко определенную подведомственность, правила производства, порядок исполнения решений и т. д. Однако уже к концу 20-х годов наметилась тенденция к объединению арбитражной системы с общей судебной системой, так 6 февраля 1929 г.

Постановлением ВЦИК и СНК СССР отдельные категории хозяйственных споров были переданы на рассмотрение образованным специальным хозяйственным сессиям судов. И уже 4 марта 1931 г.

Постановлением ЦИК и СНК были упразднены государственные арбитражные комиссии, в целях «укрепления единства судебной системы СССР, поднятия хозяйственной дисциплины и повышения ответственности хозяйственных органов за свою работу» [2].

Следует отметить, что арбитражные комиссии являлись в некотором смысле органами государственного управления, в силу их возможности своими решениями управлять целыми отраслями исходя из условий плановой экономики. Разрешая хозяйственные споры, арбитражные комиссии осуществляли свою деятельность от лица государства, которое фактически делегировало им соответствующие полномочия.

20 марта 1931 г.

было принято Постановление СНК СССР № 229 «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах», которое фактически восстановило арбитражную систему и устанавливало, что все споры, возникающие между хозяйственными органами по заключенным договорам и связанные с материальной ответственностью одного из них перед другим, разрешаются органами государственного арбитража. Вследствие этого 3 мая 1931 г. Постановлением ЦИК и СНК № 5/298 было утверждено Положение о государственном арбитраже, в котором устанавливалось, что он создается для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета, что свидетельствует о необходимости существования арбитража как органа специальной компетенции.

Государственный арбитраж учреждался:

  • при Совете труда и обороны — для разрешения споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральный орган общесоюзного значения, а также споров между центральными органами различных союзных республик;
  • при экономических советах (совещаниях) союзных республик — для разрешения споров, в которых одной из сторон является центральный орган союзной республики или республиканский орган предприятия общесоюзного значения, а также споров между краевыми (областными) органами разных краев, областей и автономных республик;
  • при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей — для разрешения всех остальных споров, подлежащих государственному арбитражу [3].

На территории Москвы и Московской области осуществляла деятельность Московская областная арбитражная комиссия при Мособлисполкоме. Согласно документам Центрального государственного архива Московской области, в соответствии с принятым Положением о государственном арбитраже от 3 мая 1931 г.

пунктом 37 Протокола № 14 Заседания Президиума Мособлисполкома Советов РК и КД от 5 мая 1931 г.

Московская областная арбитражная комиссия ликвидировалась 10 мая 1931 года, образовав Государственный арбитраж при Мособлисполкоме согласно которому «весь актив-пассив бывшей Московской областной арбитражной комиссии с обслуживающим ее аппаратом» был передан в Госарбитраж. Однако еще в феврале 1931 года г.

Москва выделилась в самостоятельную административно-хозяйственную единицу, то есть фактически с принятием Положения о государственном арбитраже от 3 мая 1931 г. соответствующий орган государственного арбитража должен был образован также и в г. Москве, но это произошло только в 1935 году.

Согласно пункту 16 Протокола № 19 Заседания Президиума Мособлисполкома Совета РК и КД от 1 июня 1931 года «О выделении представителя в Государственный арбитраж Московской области со стороны учреждений и организаций» участие в рассмотрении споров в Государственном арбитраже ответственных представителей касается «хозяйствующих и кооперативных организаций Московской области и города Москвы». То есть в период с 1931-1935 гг. хозяйственные споры в г. Москве разрешал Государственный арбитраж Московской области, а не общие суды г. Москвы, что указывает на отказ власти от общесудебной формы разрешения хозяйственных споров и потребность в государственном арбитраже как органа специальной компетенции.

На протяжении шести десятилетий (с мая 1931 по октябрь 1991 года) принимались меры по совершенствованию устройства и деятельности Госарбитража, повышению его роли в обеспечении эффективности народного хозяйства.

В 1960 году Советом Министров СССР было отменено Положение о Государственном арбитраже 1931 года и утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

В январе 1974 года Госарбитраж СССР преобразован в союзно — республиканский орган и установлена соответствующая подчиненность, утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

С принятием в 1977 году Конституции СССР, Арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов Госарбитража впервые определялась законом «О государственном арбитраже СССР» 1979 года.

В Российской Федерации Госарбитраж осуществлял свою деятельность в соответствии с Положением о Государственном арбитраже, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 года.

Качественно новый этап развития и совершенствования системы арбитражных судов наступил в 90-ые годы XX века с принятием в 1991 году Закона РСФСР «Об арбитражном суде», Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» 1995 года и Арбитражных процессуальных кодексов 1992, 1995 и 2002 годов, что было обусловлено новыми экономическими условиями, переходом к рыночным отношениям, появлением новых форм собственности.

В общей системе арбитражных судов России достойное место занимает Арбитражный суд Московской области.

Он берет свое начало от Государственного арбитража при Мособлисполкоме и был образован в соответствии с Законом «Об арбитражном суде» от 4 июля 1991 года № 1543 — 1.

Закон вступил в силу с 1 октября 1991 года, однако первые судьи были избраны в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 29 мая 2874/2-1, и функционировать суд начал с 1 июня 1992 года.

Сегодня в суде работают 75 судей, из них со стажем работы в качестве судьи: до 10 лет — 64 судьи, от 10 до 15 лет — 7 судей, от 15 лет до 20 лет — 11 судей, свыше 20 лет -3 судьи, свыше 20 лет — 1 судья. Степень кандидата юридических наук имеют 15 судей, степень доктора юридических наук — 1 судья.

В Арбитражном суде Московской области действуют 9 судебных составов, которые образуют 2 судебные коллегии:

  • по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • по рассмотрению споров возникающих из административных правоотношений.

В структуру суда входят также секретариат председателя суда, отдел кадров и государственной службы, финансово-бухгалтерский отдел, отдел анализа и обобщения судебной практики, статистики и кодификации законодательства, отдел программно-технического обеспечения, отдел делопроизводства, отдел обеспечения судопроизводства суда, отдел контрактной службы, отдел материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта зданий.

Источник: http://www.asmo.arbitr.ru/about

«Зачем нужен тогда арбитражный суд, если он не доказывает своего независимого статуса» — МК

Зачем нужен арбитражный суд

21.07.2016 в 20:12, просмотров: 3137

Андрей ЛАВРОВ, трехкратный олимпийский чемпион, первый вице-президент Федерации гандбола России (ФГР)

— Как говорится, маразм крепчал. Кампания идет даже уже не по принципу национальности или расовой принадлежности, смешали в кучу зимние и летние виды спорта.

Добрался до Интернета и узнал о вердикте CAS.

Но приведите хоть одно доказательство вместо голословных обвинений! Зачем нужен тогда арбитражный суд, если он не доказывает своего независимого статуса? Когда отклоняют иск без объяснения причины.

Или взять, скажем, предложения выступать под флагом с пятью кольцами атлетке Дарье Клишиной. Вот мне доводилось однажды играть под олимпийским флагом на Играх в Барселоне-1992. И никому не пожелаю повторить это, ведь очень обидно, отдав все силы — моральные и душевные, — слушать гимн не твоей страны, даже стоя на верхней ступеньке пьедестала.

Я до сих пор сочувствую и славному поколению сборной Югославии, которую не пустили тогда играть. Это была целая трагедия, а ведь для всех шести теперь уже независимых стран гандбол был и остается национальным видом спорта. Есть даже понятие «югославская школа».

Знаю реакцию нашей международной федерации (ИГФ) на то решение… И я очень рад, что в ручном мяче позиции англичан и американцев не сильны, так нам всем спокойнее.

Что же касается женской сборной России, то она готовится к Олимпиаде. Все в порядке, девчата играют в Нидерландах контрольный турнир, в ночь на пятницу уже в Москве. Конечно, тревога сквозит, от этого никуда не денешься. Но мы их всячески успокаиваем и призываем сконцентрироваться на спорте и не отвлекаться на посторонние мысли.

Михаил МАМИАШВИЛИ, олимпийский чемпион, президент Федерации спортивной борьбы России (ФСБР)

— После всего состоявшегося я отказываюсь верить, что в мире осталась хоть одна ипостась, куда не вмешивается политика. Но! С точки зрения наших ведомств, мы, к сожалению, оказались не готовы дать отпор.

В том числе на уровне нашего представительства в международных организациях. Так что перспективы сейчас не очень радужные.

Но давайте все-таки дождемся окончательного решения, которое последует со стороны Международного олимпийского комитета.

Дмитрий СВИЩЁВ, глава Комитета Государственной думы РФ по физической культуре, спорту и молодежной политике, президент Федерации кёрлинга России (ФКР)

— А что тут можно сказать? Я очень разочарован. CAS не справился с оказанным на него информационным давлением. Хорошо, не признаете интересов целой страны — мы этому не удивлены и, в общем, давно уже готовы. Но вы обязаны отстаивать интересы отдельных спортсменов, ведь Олимпийские игры, как гласит хартия, индивидуальные соревнования.

И не прислушаться к жалобам 68 российских атлетов, не признавать их права на выступление на Играх, которого они добились честным путем и выполнив все нормативы, это, мягко говоря, неправильно.

Что же касается возможной апелляции наших атлетов «в течение 30 дней со дня вынесения решения», то я убежден: все законные возможности нам нужно использовать и бороться до конца, а не уходить с арены «всем назло».

Голые и смешные: дерзкие и уникальные кадры звёзд кино и ТВ День рождения Путина в фотографиях: тайга, грибы и Шойгу Депутата Госдумы Ингу Юмашеву допросило ФБР: частная жизнь народной избранницы «Современник» открыл 64-й театральный сезон неожиданным заявлением Волчек Певцов, Захарова, Ургант прощаются с режиссером Марком Захаровым: скорбные кадры Путин, Клинтон, Макрон на прощании с Жаком Шираком: скорбные кадры Елена Летучая, Алла Михеева, Федор Бондарчук: кадры ТЭФИ 2019 Маргарита Грачева, которой супруг-ревнивец отрубил руки, выходит замуж: фотогалерея невесты Собчак и Богомолов «траурно» оделись на церемонию Показать еще
В свой день рождения Путин пошел за грибами: видео В Нижегородской области перевернулся автобус с туристами: видео Очевидцы сняли на видео ликвидацию задымления в здании МИД Александр Емельяненко показал видео драки с Михаилом Кокляевым В Подмосковье сняли загадочный небесный объект: видео Москва простилась с режиссером Марком Захаровым: аплодировали полчаса Пять человек погибли при жесткой посадке Ан-12 на Украине: видео Навальный жёстко прошёлся по силовикам на митинге 29 сентября В Москве мужчина с ножом напал на следователя СКР: видео с места Показать еще Политолог Валерий Соловей назвал следующего президента России Ярослав Белоусов Маргарита Грачева, которой муж отрубил руки, выходит замуж Анастасия Власова Анастасия Заворотнюк погасила многомиллионные долги перед банком Остап Жуков 5-летний мальчик посмотрел мультики и прыгнул с зонтом с балкона Павел Быстров Муж башкирской кассирши Хайруллиной рассказал, куда потратил похищенные деньги Анастасия Власова Мать выявила у сына рак по фотографии MK.RU Мужчина пролежал мертвым 8 лет в квартире с собакой Кирилл Русаков Родители изнасиловали малолетнюю дочь вместе с друзьями на Брянщине Артем Кошеленко Галкин выложил фото игривой Пугачевой в эротичном платье Артем Кожедубов Депутат из Норвегии охарактеризовал Крым двумя словами Артем Кожедубов Заворотнюк выступит на телевидении Артем Кошеленко Малышева объяснила неоперабельность опухоли Заворотнюк Артем Кошеленко Многомиллионное наследство Марка Захарова достанется одному человеку Артем Кожедубов Рабочий-белорус изнасиловал домохозяйку и ее сына-первоклассника в Москве Артем Кошеленко Настя Каменских рассказала о сексе с Потапом в аэропорту Артем Кошеленко Оценено наследство Анастасии Заворотнюк Артем Кошеленко В Татарстане парень с девушкой насиловали мужчин в сауне Павел Быстров Что изменится с 1 октября: ужесточение кредитов, индексация зарплат Инна Деготькова Актриса Нелли Уварова постриглась наголо в поддержку Заворотнюк MK.RU Экс-сотрудница клиники рассказала, что сделала с видео больной Заворотнюк MK.RU Марк Захаров умер во сне: сказал, хочет немного отдохнуть Марина Райкина Сотрудница клиники сделала фото и видео больной Заворотнюк Артем Кошеленко Страшное фото больного потрясло сеть: мужчина лечился от рака самостоятельно Светлана Осипова Лобода в леопардовых трусах взбудоражила россиян Кирилл Русаков Показать еще Степан Каменев: Об узколобых зрителях, или Зачем ходить на предпоказы Блог Александра Хохлова: Школьники не нашли в интернете «нужного патриотизма» Блог Игоря Шумейко: Штаны маешь? Архангельск Мадмасские пенсионерки развалили шиесское прокурорское дело в суде Израиль Выборы в Израиле: Победитель уже известен Барнаул Насиловали девушку, возили таксиста в багажнике: подростки из АУЕ устроили «судную ночь» в алтайском городке Кузбасс В Кузбассе «раскулачивают» полного кавалера знака «Шахтерская слава» Иркутск Страшные сказки Ольхона: остров заколоченных туалетов В Новом Свете NYFF-57: Тупики пенисов и вагин

Источник: https://www.mk.ru/sport/2016/07/21/zachem-nuzhen-togda-arbitrazhnyy-sud-esli-on-ne-dokazyvaet-svoego-nezavisimogo-statusa.html

Рассмотрение дела в Арбитражном суде первой инстанции

Зачем нужен арбитражный суд

Определение подведомственности:

Правильное определение подведомственности является одним из сложных, но вместе с тем и главным этапом обращения в суд. 

Общие правила подведомственности дел арбитражному судусодержатся в ст. 27 АПК РФ, в соответствии с которыми к компетенции арбитражных судов относится рассмотрение дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Действующее законодательство не содержит определения «экономические споры», поэтому возникает очень много разночтений при определении подведомственности дела арбитражному суду.

Кроме того, арбитражные суды вправе рассматривать дела и с участием организаций, не являющихся юридическими лицами, а также граждан, не обладающих статусом предпринимателя, если, например, в арбитражный суд поступило заявление, в котором оспаривается отказ в государственной регистрации(уклонение от государственной регистрации) организации либо гражданина, намеревающегося получить статус предпринимателя. Заявители в данном случае еще не зарегистрированы в качестве юридического лица или предпринимателя и в силу этого таковыми не являются.

С учетом того, что по ныне действующему АПК РФ участники спора, подведомственного арбитражному суду, необязательно должны быть юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на первый план выступает такой критерий, как характер спора, его связь с предпринимательской или иной экономической деятельностью. В любом случае в этих спорах должен присутствовать «экономический элемент», «хозяйственное содержание», «предпринимательский интерес», независимо от того, возникли они из гражданских, административных или иных публичных правоотношений.

К экономическим спорам, возникающим из гражданских правоотношений, можно, в частности, отнести споры об изменении условий или о расторжении договоров; о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; о признании права собственности; об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; о возмещении убытков.

Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных отношений, касаются оспаривания нормативных правовых актов, оспаривания ненормативных правовых актов, действий и решений органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Указанные споры являются достаточно распространенными в предпринимательской среде и их условно можно разделить на две категории дел.

К первой категории дел относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. 

Например, в соответствии с частью 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в арбитражный суд могут быть обжалованы нормативные правовые акты налоговых органов.

В остальных случаях нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, затрагивающие права и законные интересы организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются судами общей юрисдикции. 

Под нормативными правовыми актами понимаются издаваемые (принимаемые) уполномоченными государственными органами письменные акты, устанавливающие обязательные для исполнения правила поведения, рассчитанные на многократное применение и адресованные неопределенному кругу лиц. 

Нормативные правовые акты могут быть выражены в виде законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций, положений и т.д. 

Дела указанной категории рассматриваются по общим правилам искового производства в арбитражном суде, с учетом особенностей установленных Гл.22 АПК РФ.

Ко второй категории дел относятся дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Ненормативные или индивидуальные правовые акты – акты органов государственной власти и местного самоуправления, которые не содержат общих правил поведения, а устанавливают конкретные предписания, адресованные конкретному лицу или группе лиц и устанавливающие, изменяющие или прекращающие его (их) конкретные права и обязанности. 

Решение государственного органа или органа местного самоуправления представляет собой властное (обязательное) предписание, вынесенное в пределах его компетенции по рассматриваемому вопросу, затрагивающему права и законные интересы индивидуального предпринимателя или организации. 

Внешне решение может быть выражено в самых разнообразных письменных формах (письма, протоколы, резолюции должностного лица на письменных обращениях и др.). 

В отличие от решения, которое определенным образом фиксируется в документе, объектом судебно-арбитражного обжалования являются действия, то есть фактические деяния, совершаемые государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, которыми затрагиваются права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Подобные действия совершаются главным образом при осуществлении контрольных функций налоговыми, таможенными, антимонопольными органами, органами государственного контроля и надзора, исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами. 

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может обратиться в суд, если действия указанных органов и должностных лиц противоречат закону и иным правовым актам, а также нарушают его права и законные интересы. 

Бездействие государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц чаще всего выражается в уклонении от исполнения в срок обязанности, которая правовым актом возложена на них. Например, непредставление налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа (пункт 7 статьи 32 НК РФ); уклонение от возврата излишне уплаченных сумм налогов.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Помимо перечисленных дел, к компетенции арбитражного суда отнесены и дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Эти дела рассматриваются в порядке особого производства и к ним относятся дела об установлении таких фактов, как факт владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом; факт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте и т.д. (ст. 218 АПК РФ).

Источник: http://oldsmb.economy.gov.ru/content/guide/doingbusiness/monitoring/vindicating/m,f,313818/

Для чего нужен Арбитражный суд

Зачем нужен арбитражный суд

В первый раз я обратился в Арбитражный суд еще в 2008 году, перед кризисом. Мы тогда торговали цементом и поставщик себя очень некрасиво повел — перечислили денег ему за 5 вагонов цемента, а он пригнал только 4. Деньги не вернул, товар не поставил — это классическая ситуация, когда предприниматели обращаются в Арбитражные суды (АС).

Арбитражный суд — это специальный суд, где решаются имущественные, коммерческие споры между предпринимателями и ООО.

То есть АС созданы не для физических лиц (для обычных людей), а для «хозяйствующих субъектов» — это всевозможные ИП, ООО, ЗАО, ОАО, НО, ФГУП, МУП, Товарищества и ТСЖ, Кооперативы (садоводческие, гаражные, строительные) и так далее.

Они, как правило, в АС рассматривают хозяйственные споры. Товар не поставили, денег не заплатили, проценты не погасили, кредит не вернули и так далее.

Так же в Арбитражном суде рассматриваются иски от этих хозяйствующих субъектов к органам власти о признании недействительными решений, законодательных актов, постановлений и прочее. Это могут быть налоговые споры: ИФНС оштрафовала ИП-шника, а он с решением не согласен и подает иск в АС. Это могут быть земельные споры, налоговые споры, финансовые споры с органами власти.

Наконец, в АС рассматриваются дела и хозяйственные споры с участием иностранных компаний.

Для того, чтобы обратиться в АС, нужно составить исковое заявление, оплатить госпошлину и выслать исковое заявление с квитанцией об оплате в суд заказным письмом. Как видите, это несложно.

Куда обращаться?

В структуре Арбитражных судов все распределено очень четко: свой АС есть в каждом субъекте федерации. Всего Арбитражных судов субъектов РФ 81 штука, по одному на каждый регион. Чтобы выяснить, в какой именно нужно обратиться вам, нужно взять договор между вашей компанией и компанией-ответчиком.

Обычно Арбитражный суд, в котором предстоит рассматривать дело, определен сразу в тексте договора. Если же это не определено, то по умолчанию дела рассматривают по месту нахождения компании-ответчика. У нас было именно так: свои первые два суда по хозяйственным спорам мы провели в г.

Благовещенске (Амурская область) и в г. Новосибирск.

Каждый раз ездить в другой регион накладно, поэтому опытные предприниматели в договоре прописывают, что дела рассматриваются по месту нахождения их компании. Это очень удобно.

Сколько и куда платить госпошлину?

Размеры госпошлины за рассмотрение дела в Арбитражном Суде утверждены в Налоговом Кодексе в ст. 333.21. В среднем, размер госпошлины колеблется от 500 рублей до 100 000 рублей. Подробнее это будет обсуждено в отдельной статье.

Куда платить? Так как суд — это бюджетное учреждение, то и платить надо в бюджет. Если быть точным, то надо зайти на сайт интересующего вас суда, найти реквизиты для оплаты госпошлины и оплатить их в любом банке. Главное, это не забывать взять квитанцию или чек об оплате — его нужно приложить к заявлению. В противном случае, заявление из суда вам вернут.

Сколько длится процесс?

У меня самый короткий процесс длился 2,5-3 месяца. Это процесс, на который не явился ответчик, где у нас были в порядке все документы, где не было заявлено ходатайств и так далее. Длинный суд длился у меня 6-7 месяцев. Но нередко бывает, что процесс растягивается на еще больший срок! Так что будьте готовы к тому, что суд — дело не скорое.

Почему рассмотрение происходит так медленно?

Дело в том, что есть определенные правила. По правилам, после поступления материалов дела в суд, у судьи есть 1 месяц для назначения предварительного слушания и подготовки к слушанию. Т.к. Арбитражные суды очень сильно загружены, то судья берет максимальный срок и подготовку к слушанию назначает через 1 месяц.

После подготовки есть еще 1 месяц для назначения следующего заседания и так далее. Каждое ходатайство, каждая экспертиза, каждое заявление ответчика — все это удлиняет процесс.

 Нередко сам истец составляет исковое заявление не совсем верно, что в итоге приводит к многократному исправлению, ходатайствам об изменении исковых требований и, как следствие, удлинению процесса.

Что в результате?

Итогом рассмотрения дела в суде является Решение судьи. Судья выносит его единолично, исходя из своего мнения и  существующих законов. Обычно, решение бывает таким: «удовлетворить иск полностью» — значит, повезло! «Удовлетворить иск частично» — тоже очень неплохо. «Отказать в удовлетворении иска» — значит, дело проиграли.

Если судья удовлетворяет иск полностью или частично, то он выдает Исполнительный лист, для того, чтобы вы, как истец, смогли через Службу Судебных Приставов(ССП) получить назад свои деньги/товар.

Что такое Исполнительный лист?

Это документ, который печатается на специальной бумаге, защищенной водяными знаками, голограммами и другими знаками отличия, где написано предписания к компании-должнику. Этот лист (оригинал) нужно отправить в ССП для исполнения.

По нему пристав будет взыскивать либо деньги с расчетного счета компании, либо арестовывать ее имущество. Должник может погасить задолженность и добровольно, но практика показывает, что это происходит очень нечасто. Чаще приходится «вытаскивать» деньги через приставов.

Госпошлину так же взыскивают с виноватой стороны.

Золотое правило!

Исходя из сложности возврата долгов (сроки, усилия, необходимость ходить в суд, госпошлина), лучше не доводить дело до суда. Если должник готов заплатить часть — пусть платит, примите деньги. Если при продаже вы используете рассрочку — подумайте, как обезопасить себя от недобросовестных контрагентов.

Если все-таки отпускаете товар без денег — держите все документы (акты передачи, гарантийные письма об оплате) в порядке. Если идет отгрузка товара незнакомой фирме — затребуйте с них пакет учредительных документов, проверьте компанию.

Если есть вариант подправить договор — исправьте договор до заключения сделки, чтобы на всякий случай подстраховать себя от недобросовестного контрагента.

Источник: https://sprosiuristov.ru/dlya-chego-nuzhen-arbitrazhnyj-sud.html

Для чего нужен арбитражный суд?

Зачем нужен арбитражный суд

Для чего нужен арбитражный суд?

Часто, в ходе ведения хозяйственной деятельности, предпринимателям, а так же собственникам предприятий приходится обращаться в арбитражный суд.

Что же такое, это арбитражный суд?

Арбитражный суд – это суд, созданный в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

В ходе осуществления своей деятельности арбитражный суд выполняет следующие задачи:

  1. Арбитражный суд выполняет задачу защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
  2. Арбитражный суд выполняет задачу обеспечения доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  3. Арбитражный суд выполняет задачу справедливого публичного судебного разбирательства в разумный срок независимым и беспристрастным судом.
  4. Арбитражный суд выполняет задачу укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  5. Арбитражный суд выполняет задачу формирование уважительного отношения к закону и суду.
  6. Арбитражные суд выполняет задачу содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Также арбитражный суд выполняет массу задач, которые по своей сути способствуют целям эффективного правосудия.

Встаёт вопрос, кто может обратиться в арбитражный суд?

Данный ответ находится в части 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с данным Кодексом заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.

Отказ от права на обращение в суд недействителен.

Обращение в арбитражный суд осуществляется в форме:

— искового заявления — по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;

— заявления — по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

— жалобы — при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

— представления — при обращении Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора.

Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.

По соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом.

Если Вам предстоит участие в судебном заседании арбитражного суда, или нарушены Ваши права в сфере экономической деятельности, и для защиты Ваших прав необходимо обратиться в арбитражный суд, Вы можете обратиться к нам. Наши юристы проведут для Вас консультацию, выработают позицию по делу, а так же возьмут на себя ведение Вашего дела в Арбитражном суде.

Источник: https://lawyer196.ru/articles/270550

Арбитражный суд

Зачем нужен арбитражный суд

Казахстан намерен увеличивать инвестиционную привлекательность разных отраслей экономики. Об этом не раз говорилось с разных площадок, в том числе и на заседаниях правительства.

Однако любого инвестора всегда интересует вопрос сохранности инвестиций и справедливого решения споров. В этой связи актуальность приобретает работа арбитражных судов в Казахстане.

По мнению экспертов, конкуренция между частными и государственными судами повышает доверие зарубежных инвесторов.

Подробнее об этом в интервью «Къ» рассказал партнер юридической фирмы «Synergy Partners» Нуржан Стамкулов, консультирующий иностранные компании, в том числе Всемирный Банк, по вопросам инвестиционной привлекательности Казахстана и арбитражей.

— Нуржан, не могли бы Вы рассказать, о какой конкуренции идет речь?

— Речь идет о конкуренции между судами, то есть арбитражами и государственными судами.

— А разве у нас существуют частные суды, не вредно ли это для общества или государства?

— Абсолютно не вредно, наоборот полезно. Возьмите 5 лет назад судебных исполнителей, все они были государственными. Годами люди не могли повлиять на судебных исполнителей, писали жалобы, подавали иски, все делалось долго и неэффективно.

Посмотрите сейчас, когда частные судебные исполнители в несколько раз эффективнее выполняют свою работу. То же самое и с арбитражами, это частный суд, где стороны сами выбирают себе арбитров и решают спор раз и навсегда.

Наличие арбитражей и их работа в Казахстане – это показатель того, насколько мы движемся к миру, а не откатываемся назад. Во всех странах существуют арбитражи и это нормально.

— Вы говорите, что арбитраж – это частный суд, где стороны сами выбирают себе арбитров. Разве здесь не возникает риск коррупции, несправедливого и субъективного суда?

— Как правило, спор рассматривают три арбитра. Арбитры – это самые авторитетные практикующие юристы, ученые, которые рассматривают спор, заботясь о своей репутации.

Во-вторых, частные компании выбирают арбитраж как раз для того, чтобы устранить элемент коррупции и идут туда, где доверия больше.

К примеру, Вы можете выбрать арбитра, уважаемого профессора из Германии Рольфа Книпера, который приезжал к нам на ежегодную конференцию по частному праву или юристов из США, Голландии, Швейцарии, за плечами которых многолетний опыт рассмотрения споров, высокая репутация.

— Сколько на сегодняшний день в Казахстане существуют частных судов?

— К сожалению, я не владею точной статистикой, но полагаю, что не более 10 по всей Республике. Можно выделить два авторитетных арбитража, с которыми мы работаем – это Казахстанский Международный Арбитраж и Арбитраж при национальной палате предпринимателей «Атамекен».

— Какие споры предпочтительнее всего, на Ваш взгляд, решать в частном суде?

— Конечно же, споры между коммерческими юридическими лицами. Иногда споры о долевом участии. Споры по лицензиям, франчайзингу, ноу-хау, споры по совместной деятельности, разделе прибыли и т.д.

— Могут ли частные суды оспаривать решения государственных судов? Как часто это происходит в Казахстане?

— Нет, не могут. Частным судам запрещено вмешиваться в публичный порядок.

— Не могли бы пояснить, для чего нужны арбитражи в той же Германии, США, Англии – насколько нам известно, там судебная система работает очень эффективно и справляется с поставленными задачами?

— Да верно, в вышеперечисленных странах судебная система существует давно и выстроена довольно эффективно.

Но бывают случаи, когда спор очень специфичный, требует специальных познаний арбитра в корпоративном праве или знаний особенностей и механизма опционов или сложные сделки по купле-продаже компаний.

К примеру, две иностранные компании покупают и продают ТОО в Казахстане, сделка по купле-продаже очень сложная, и для спора потребуется арбитр, который хорошо знает практику слияний и поглощений, чтобы правильно разрешить спор.

Второе — арбитражи позволяют сохранять конфиденциальность между сторонами, и спор решается в закрытом режиме, без огласки в публичном пространстве.

Третье преимущество – арбитражи из-за одной ступени или стадии выглядят привлекательно для корпораций, нежели спор компании будет рассматриваться годами в разных судебных инстанциях, и расходы на такой спор могут быть огромными. В ряде случаев пошлина на арбитраж может быть ниже, чем пошлина в государственных судах. Поэтому арбитраж для бизнеса очень необходимый институт в государстве.

— Как Вы считаете, почему конкуренция увеличивает инвестиционную привлекательность?

— К примеру, Вы хотите вложить свои инвестиции в Малайзию и делать бизнес вместе с малазийскими партнерами, 51% у вас и 49% у них. Вам не знакома судебная система этой страны, и есть местное законодательство, которое гласит, что все вопросы решаются через контракт.

Вам будет проще и удобнее, если любой спор будет рассматривать специальный арбитраж в той же Малайзии или арбитраж Международной Торговой Палаты в Париже.

Если вы будете уверены, что в Малайзии арбитражные решения исполняются, и арбитражные суды там действуют наравне с государственными судами, то, конечно, Вам будет комфортнее защищать свои инвестиции, и предпочтение выпадет на ту страну, где ваши инвестиции будут защищены.

Аналогично, зарубежные инвесторы постоянно отслеживают нашу ситуацию с частными судами, насколько государство продвигается в этом направлении. Признание и 100%-ное исполнение решений частных судов на территории Казахстана — главный показатель в защите инвестиций. Инвесторы хотят знать, как они смогут защищать свои инвестиции.

— На Ваш взгляд, сейчас как обстоит ситуация по конкуренции между частными судами и государственными судами в Казахстане?

— На мой взгляд, конкуренция между ними есть, но в хорошем смысле этого слова. Казахстан стал полноценным участником международной глобальной системы по признанию арбитражей. Казахстан подписал Нью-Йоркскую конвенцию от 1958 года.

В 1958 году собрались представители развитых стран и сказали, а давайте будем признавать решение арбитражных судов на территории той страны, кто является участником этой конвенции. И многие согласились, сказали давайте будем признавать решение арбитражей.

Казахстан присоединился к этой конвенции.

Конкуренция считается идеальной, если конкурентное поле выравнено, и для всех участников созданы одинаковые условия. На сегодня уже принят Закон об арбитражах от 2016 года. Закон отличный, но необходимо дальше работать по направлению совершенства и отрабатывать механизм по выдаче исполнительных листов и принудительного исполнения арбитражного решения.

Источник: https://kursiv.kz/news/vlast-i-biznes/2018-01/arbitrazhnyy-sud-est-v-li-v-kazakhstane-spravedlivoe-pravosudie

Личный юрист
Добавить комментарий