Закон об арбитражных управляющих

Арбитражных управляющих собираются назначать случайным образом. Решит ли это проблему аффилированности с кредиторами и должниками?

Закон об арбитражных управляющих

Минэкономразвития России выступило с инициативой создать специальный регистр арбитражных управляющих, который будет вести Судебный департамент при ВС РФ. Арбитражных управляющих будут назначать на основе сведений из этого регистра в автоматическом режиме, то есть программа будет выбирать их случайным образом. Кроме того, арбитражных управляющих разделят на группы и присвоят им баллы.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ в части повышения гарантий независимости, добросовестности и компетентности арбитражного управляющего в ходе дела о банкротстве» разработало Минэкономразвития России (текст проекта размещен на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/09-16/00054982). Его цель — предупредить негативные последствия, связанные с возможностью назначения в деле о банкротстве арбитражного управляющего, аффилированного с отдельными кредиторами или должником. Публичное обсуждение проекта продлится до 23 мая 2018 г.

Регистр арбитражных управляющих

В проекте предлагается выбирать кандидатуру арбитражного управляющего случайным образом из специального списка — регистра арбитражных управляющих. Регистр будет вести Судебный департамент при ВС РФ. Он будет размещен в открытом доступе в интернете. О каждом арбитражном управляющем в регистре будут содержаться следующие данные:

  • фамилия, имя, отчество, ИНН, страховой номер индивидуального лицевого счета, наименование саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, а также адрес электронной почты для направления уведомления о выборе для утверждения в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
  • стаж членства в саморегулируемых организациях арбитражных управляющих (с точностью до дня за вычетом перерывов);
  • количество присвоенных баллов;
  • группа арбитражных управляющих, к которой он отнесен;
  • группы должников, в делах о банкротстве которых он согласился быть утвержденным (не менее одной и не выше группы управляющих, к которой он отнесен);
  • субъекты РФ, в которых он согласился быть утвержденным (не менее двух);
  • наличие допуска к государственной тайне с указанием формы такого допуска;
  • об отказе арбитражного управляющего от учета его кандидатуры при осуществлении случайного выбора с указанием срока действия такого отказа (не менее 30 календарных дней непрерывно и не более шести месяцев в совокупности в течение одного календарного года);
  • соответствие требованиям, являющимся обязательными при утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятий или организаций и т.д.

Каждому арбитражному управляющему будут присвоены баллы (100 баллов). При включении в регистр сведений об арбитражном управляющем, который ранее не был включен, ему присвоят баллы в размере среднего балла арбитражных управляющих саморегулируемой организации, членом которой он стал, за квартал, предшествующий его включению в регистр.

Группы арбитражных управляющих

В целях определения кандидатуры арбитражного управляющего должников и арбитражных управляющих отнесут к одной из трех групп (см. таблицу).

Разделение на группы будет зависеть от сведений, содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого предусмотрено Федеральным законом от 24.07.

2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

При включении в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих сведений о новой некоммерческой организации ее первоначальным членам, не имеющим баллов, присвоят средний балл всех арбитражных управляющих за квартал, предшествующий ее включению в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и третью группу арбитражных управляющих.

Количество баллов, присвоенных арбитражному управляющему, может уменьшиться. Например, на 1% от среднего балла за каждый случай признания действий арбитражного управляющего незаконными. Или на 15% от среднего балла — за каждый случай взыскания с арбитражного управляющего убытков в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей в деле о банкротстве.

Порядок назначения арбитражных управляющих

Выбирать арбитражных управляющих будут следующим образом: для назначения в деле о банкротстве должника первой группы (также см. таблицу) программа будет выбирать из числа арбитражных управляющих первой группы, согласившихся быть утвержденными в делах о банкротстве должников первой группы.

Для назначения в деле о банкротстве должника второй группы выбирать будут из арбитражных управляющих первой и второй групп, согласившихся быть утвержденными в делах о банкротстве должников второй группы.

Для должников третьей группы назначат арбитражного управляющего из любой группы, согласившегося быть утвержденным в делах о банкротстве должников третьей группы.

Если кандидатуру арбитражного управляющего должника — юридического лица не утвердят в течение трех месяцев с даты случайного выбора последней кандидатуры, арбитражный суд прекратит производство по делу.

Арбитражный управляющий, получивший уведомление о выборе его кандидатуры, вправе знакомиться с материалами дела о банкротстве до своего отказа от утверждения или в случае согласия до его утверждения. Давший согласие на утверждение арбитражный управляющий вправе участвовать в судебном заседании по вопросу о его утверждении.

В случае отказа арбитражного управляющего от утверждения его кандидатуру не будут учитывать в течение трех лет при определении посредством случайного выбора кандидатуры арбитражного управляющего для данного дела о банкротстве и в течение 30 рабочих дней в любом другом деле о банкротстве.

В течение одного рабочего дня со дня отказа арбитражного управляющего арбитражный суд должен будет выбрать новую кандидатуру. В случае отказов арбитражных управляющих для первой группы три раза подряд, два последующих выбора кандидатуры арбитражного управляющего для этого должника будут из числа арбитражных управляющих первой и второй группы.

Если три раза подряд откажутся арбитражные управляющие второй группы, то будут выбирать из второй и третьей группы.

В случае отказов арбитражных управляющих пять раз подряд информация об этом размещается на сайте регистра. В таком случае любой арбитражный управляющий вправе предложить свою кандидатуру для утверждения путем включения сведений об этом в регистр. Арбитражный суд утвердит кандидатуру арбитражного управляющего, которая была первой включена в регистр.

Если в течение трех лет арбитражный управляющий, отнесенный к первой или второй группе, не был утвержден ни в одном деле о банкротстве и в течение этого срока не менее трех раз отказался от утверждения, его группа арбитражных управляющих понижается до третьей.

Такой управляющий в течение трех следующих лет не учитывается при определении посредством случайного выбора кандидатуры арбитражного управляющего и по истечении каждого квартала в течение этих трех лет количество его баллов уменьшается на 5% вплоть до первого квартала, в котором он будет утвержден арбитражным управляющим.

Таблица. Группы арбитражных управляющих и должников

ГруппыДолжникиАрбитражные управляющие
1 группаСредние предприятия и организации, не включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (кроме отсутствующих должников)Арбитражные управляющие, соответствующие одновременно двум критериям: — стаж членства в саморегулируемых организациях арбитражных управляющих составляет не менее пяти лет,— имеют баллы в количестве не менее значения среднего балла всех арбитражных управляющих, увеличенного на 15%
2 группаМалые предприятия   (кроме отсутствующих должников)Арбитражные управляющие, соответствующие одновременно двум критериям: — стаж членства в саморегулируемых организациях арбитражных управляющих составляет от трех до пяти лет,— имеют баллы в количестве не менее значения среднего балла всех арбитражных управляющих, уменьшенного на 15%
3 группаМикропредприятия, граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, и отсутствующие должникиАрбитражные управляющие, не отнесенные к первой или второй группе

Источник: //www.eg-online.ru/article/372280/

Статья 20. Арбитражные управляющие | ГАРАНТ

Закон об арбитражных управляющих

Статья 20. Арбитражные управляющие

1. Арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который соответствует следующим требованиям:

зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

имеет высшее образование;

имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности;

сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;

прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;

не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

является членом одной из саморегулируемых организаций.

2. Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляются комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, и образовательным учреждением.

3. Организация и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляются саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.

4. В целях настоящего Федерального закона руководящей работой признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику.

5. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника.

В случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, арбитражный управляющий должен иметь допуск к государственной тайне по форме, необходимой для исполнения полномочий руководителя должника.

6. Арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих арбитражные управляющие:

которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;

в отношении которых введена процедура банкротства;

которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;

которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц;

которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;

которые не имеют допуска к государственной тайне по форме, необходимой для исполнения полномочий руководителя должника.

7. Документ, удостоверяющий соответствие представленной для утверждения кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, представляется в арбитражный суд саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, членом которой он является.

8. Договор страхования ответственности признается формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего и должен быть заключен на срок не менее чем год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок.

Минимальная сумма финансового обеспечения (страховая сумма по договору страхования) не может быть менее чем три миллиона рублей в год.

Арбитражный управляющий в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры банкротства, а именно:

три процента балансовой стоимости активов должника, превышающей сто миллионов рублей, при балансовой стоимости активов должника от ста до трехсот миллионов рублей;

шесть миллионов рублей и два процента балансовой стоимости активов должника, превышающей триста миллионов рублей, при балансовой стоимости активов должника от трехсот миллионов рублей до одного миллиарда рублей;

двадцать миллионов рублей и один процент балансовой стоимости активов должника, превышающей один миллиард рублей, при балансовой стоимости активов должника более чем один миллиард рублей.

9. Утвержденные арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих.

Источник: //base.garant.ru/5425245/9e3305d0d08ff111955ebd93afd10878/

Госдума приняла закон о штрафах для СРО арбитражных управляющих

Закон об арбитражных управляющих

2017-07-19T13:58Z

2017-07-19T13:59Z

//ria.ru/20170719/1498763973.html

//cdn25.img.ria.ru/images/148637/15/1486371569_0:305:3072:2048_1036x0_80_0_0_0d372da3ea127d6f5050d0a71e15910b.jpg

РИА Новости

//cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

//cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 19 июл — РИА Новости. Госдума на пленарном заседании в среду приняла в третьем чтении правительственный закон об установлении административной ответственности саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих и их должностных лиц за нарушение требований законодательства, регулирующего их деятельность.

В случае нарушения законодательства о банкротстве в части порядка, срока или периодичности созыва общего собрания членов СРО арбитражных управляющих штраф для должностных лиц составит от 5 до 20 тысяч рублей, юридических лиц — от 20 до 100 тысяч рублей.

Аналогичные размеры штрафов устанавливаются за нарушение порядка проведения выбора кандидатуры арбитражного управляющего и создание препятствий для свободного доступа заинтересованных лиц к проведению такого отбора.

Нарушение требований к размеру, порядку формирования, размещения и расходованию средств компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих (в том числе осуществлению компенсационной выплаты) повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 50 тысяч рублей, юрлиц — от 20 до 100 тысяч рублей.

За нарушение установленного порядка, срока и периодичности проведения проверки деятельности членов СРО арбитражных управляющих штраф для должностных лиц составит от 5 до 20 тысяч рублей, юрлиц — от 20 до 50 тысяч рублей.

В случае приема в члены СРО арбитражных управляющих лиц, не соответствующих установленным законом требованиям, и непринятии мер по исключению таких лиц из саморегулируемой организации штраф для должностных лиц составит от 10 до 20 тысяч рублей, юрлиц — от 20 до 100 тысяч рублей.

При нарушении порядка применения мер дисциплинарного воздействия, порядка рассмотрения дел о нарушении членами СРО арбитражных управляющих требований федеральный законов, иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности штрафы для должностных лиц составят от 5 до 15 тысяч рублей, юрлиц — от 20 до 50 тысяч рублей.

Полномочиями по рассмотрению дел о таких административных правонарушениях наделяется Росреестр.

Другие изменения

На СРО арбитражных управляющих возлагаются обязанности по разработке и установлению обязательного для их выполнения порядка отбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Они также будут обязаны разработать и установить порядок и критерии определения добросовестности, компетентности и независимости арбитражного управляющего в зависимости от особенностей дела о банкротстве конкретного должника и процедуры, применяемой в деле о его банкротстве. Данная информация должна размещаться на официальном сайте СРО.

Глава профильного комитет ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев ранее рассказал о других положениях закона. В частности, он упомянул, что вносятся новые понятия в части совершенствования процедуры субсидиарной ответственности.

По словам депутата, закон систематизирует нормы о субсидиарной ответственности в отдельной главе базового закона с детальным описанием как материально-правовых оснований, так и процессуальных особенностей привлечения к такой ответственности.

Николаев отметил, что законом уточняется понятие «контролирующего должника лица», исключающее привлечение к ответственности лиц, в действительности не определявших действий должника.

Он добавил, что детализируются права лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, с установлением прав регрессного требования к должнику.

Глава комитета подчеркнул, что устанавливаются правила принятия обеспечительных мер в отношении субсидиарного ответчика только в состязательном судебном процессе с вызовом сторон. Определяются процедуры распределения между кредиторами прав, требований, полученных в результате привлечения к субсидиарной ответственности контролирующего лица должника, объяснил парламентарий.

Николаев подтвердил, что предлагается механизм стимулирования арбитражных управляющих к привлечению контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. По мнению главы комитета Госдумы, добросовестные кредиторы получат работоспособный механизм возмещения ущерба, причиненного им в результате злоупотреблений должника и контролирующих его лиц.

Источник: //ria.ru/20170719/1498763973.html

Арбитражный управляющий при банкротстве юридического лица

Закон об арбитражных управляющих

Арбитражный управляющий при банкротстве юридического лица. Банкротство — сложный и весьма длительный процесс. И все это время им необходимо руководить.

Арбитражный управляющий – именно тот человек, на которого возлагается эта важная функция.

Рассмотрим, кто может управлять процедурой банкротства, какие обязанности исполняет это должностное лицо и какую ответственность несет в случае нарушений.

Кто такой арбитражный управляющий

Арбитражный управляющий является одним из основных участников процедуры банкротства и обладает полномочиями, направленными на антикризисное управление предприятием.

Такой специалист должен являться нейтральным лицом, не относящимся ни к самой компании, ни к ее кредиторам. В первую очередь он проводит оценку имущества и договорных отношений, анализируя соотношение и структуру дебиторской и кредиторской задолженности.

По результатам анализа арбитражный управляющий либо обеспечивает процесс восстановления платежеспособности компании (финансовое оздоровление), либо проводит ее ликвидацию, организуя конкурсное производство.

При этом права и обязанности арбитражного управляющего ограничены жесткими рамками, определенными действующим законодательством.

Основные требования к арбитражному управляющему

Без назначения арбитражного управляющего процедура банкротства невозможна. Исключения из этого правила не допускаются. При этом суд не может возложить эту ответственную функцию на любое лицо.

Претендент должен соответствовать требованиям ст. 20 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В первую очередь он должен быть членом одной из саморегулируемых организаций (СРО).

К участникам СРО предъявляются следующие основные требования:

  • высшее образование и не менее одного года стажа на руководящих должностях;
  • успешная сдача квалификационного экзамена;
  • стажировка в качестве помощника другого арбитражного управляющего сроком не менее двух лет;
  • отсутствие наказаний в виде дисквалификации;
  • отсутствие судимости за преступления, совершенные умышленно;
  • отсутствие в течение последних трех лет фактов исключения из других СРО в связи с нарушением закона.

СРО, членом которой является арбитражный управляющий, должна быть включена в специальный реестр. Такие организации существуют не только в сфере управления банкротством, но и в других профессиональных областях, и служат для:

  • обеспечения контроля за своими членами на предмет соблюдения действующих правовых норм;
  • защиты прав и интересов всех своих участников;
  • обеспечения доступа к информации о деятельности конкретного специалиста;
  • обучения и повышения профессиональной квалификации.

Ограничения, налагаемые на арбитражного управляющего

При назначении арбитражного управляющего важно, чтобы была исключена всякая возможность его личной заинтересованности в исходе процесса. Так, к делу не допускаются так называемые «аффилированные» (зависимые) лица, например, родственники руководителей компании-должника, или же ее кредиторов. Но это не все ограничения, налагаемые на арбитражного управляющего:

  1. В отношении самого этого лица не должна проводиться процедура банкротства.
  2. Лицо в течение последнего года не должно быть отстранено от исполнения обязанностей арбитражного управляющего в связи с причинением ущерба должнику или кредиторам.
  3. Обязательно наличие договора страхования на случай возмещения ущерба участникам процесса.

Существуют и специальные требования. Например, арбитражный управляющий должен иметь доступ к государственной тайне, если выполнение его обязанностей по конкретному делу требует анализа подобной информации.

При наличии хотя бы одного несоответствия требованиям закона лицо не будет назначено на должность. Если нарушения будут выявлены позже, то результаты деятельности арбитражного управляющего могут быть отменены полностью или частично, а к процессу будет привлечён иной арбитражный управляющий.

Также закон предусматривает и ряд дополнительных (необязательных) требований, которые имеют право выставить кредиторы. Например, они могут пожелать, чтобы арбитражный управляющий имел высшее образование или стаж руководящей работы именно в той отрасли, к которой относится компания, проходящая процедуру банкротства.

Права и обязанности арбитражного управляющего

Арбитражный управляющий —  это особый специалист, наделённый комплексом прав и обязанностей, которые установлены для того, чтобы он смог реализовать процедуру должным образом.

В частности, арбитражный управляющий имеет право (ст. 20.3 закона № 127-ФЗ):

  • созывать собрания и комитет кредиторов;
  • подавать в суды заявления и ходатайства, если этого требует ситуация;
  • привлекать иных лиц (например, экспертов или оценщиков) для участия в процессе, возлагая, в случае необходимости, обязанность по оплате их услуг на должника;
  • запрашивать сведения об участниках процесса у суда и других государственных органов.

В рамках выполнения своих функций арбитражный управляющий обязан:

  • обеспечивать сохранность имущества должника, принимая для этого все необходимые и доступные меры;
  • проводить анализ финансового положения должника и его экономической деятельности;
  • должным образом вести реестр требований кредиторов, если это требуется в конкретном случае;
  • предоставлять информацию из реестра лицам, которые вправе её запрашивать;
  • при обнаружении признаков правонарушений сообщать об этом в соответствующие органы;
  • предоставлять руководителям организации и кредиторам информацию об операциях, которые могут привести к нарушениям;
  • производить расходы, необходимые для обеспечения своей деятельности, а также иных процессуальных моментов;
  • выявлять признаки, которые можно расценить как попытки преднамеренного и фиктивного банкротства;
  • выявлять факты несвоевременной подачи заявлений и отсчётов и принимать меры для устранения нарушений.

Если в соответствии с ситуацией требуется соблюдение конфиденциальности, арбитражный управляющий должен ее обеспечить. Любые его действия должны подчиняться принципам добросовестности и разумности.

Оплата деятельности арбитражного управляющего регламентирована ст. 20.6 закона № 127-ФЗ и состоит из фиксированной и переменной части. Вознаграждение арбитражного управляющего в общем случае выплачивается за счет средств должника.

Постоянная часть составляет от 15 до 45 тысяч рублей в месяц, в зависимости от специфики работы в рамках конкретной процедуры банкротства. Переменная составляющая устанавливается, как определенный процент от активов компании-банкрота, либо от суммы погашенных требований кредиторов.

Ответственность арбитражного управляющего

Если арбитражный управляющий при выполнении своих обязанностей нарушит требования закона, а также общие принципы добросовестности и разумности, то он может быть привлечен к различными видам ответственности.

Следует иметь в виду, что ответственность арбитражного управляющего может возникнуть не только за его умышленные действия, но и за бездействие, которое привело к возникновению негативных последствий.

В первую очередь, при выявлении любых нарушений, арбитражный управляющий может быть отстранен от исполнения обязанностей по требованию участников процесса или СРО (ст. 20.4 закона № 127-ФЗ).

Ответственность гражданско-правового характера наступает, когда действия арбитражного управляющего повлекли за собой убытки для организации-банкрота. В таком случае заинтересованное лицо вправе требовать возмещения ущерба. Доказательства заявителя, а также причинно-следственную связь между действиями арбитражного управляющего и их последствиями оценивает суд.

Арбитражный управляющий может быть привлечён и к субсидиарной ответственности за убытки кредиторов, понесенные по его вине, которая также должна быть доказана в судебном порядке.

Взыскание убытков производится в рамках отдельного судебного производства, после окончания дела о банкротстве.

Административные санкции за нарушения при банкротстве предусмотрены ст. 14.13 КоАП РФ. Наказание может последовать, например, за следующие деяния:

  • уничтожение или умышленное сокрытие имущества должника;
  • подделка документов, имеющих отношение к процессу;
  • незаконное оказание предпочтения одному из кредиторов;
  • умышленное неисполнение обязательств, предусмотренных законом.

Административный кодекс предусматривает в таких случаях штраф в размере до 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет.

Важно!

Примерами применения штрафных санкций к арбитражному управляющему могут служить решение Арбитражного суда Челябинской области по делу №А76-1170/2017 и решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.12.2016 по делу №А60-53273/2016.

Несомненно, что гражданская и административная ответственность — это весьма неприятно. Но гораздо более серьезные последствия влечет за собой уголовное преследование.

Даже если арбитражный управляющий избежит лишения свободы, судимость оставит след на репутации и не позволит вернуться к деятельности, по крайней мере — в ближайшее время.

Уголовная ответственность при банкротстве предусмотрена ст. 195 УК РФ. Если сравнить положения этой уголовной статьи и ст. 14.13 КоАП РФ, то можно заметить, что они во многом совпадают.

«Граница» между двумя видами ответственности зависит в первую очередь от суммы ущерба, нанесенного кредиторам или другим заинтересованным лицам.

Если он превысил 2,25 млн. руб., то вступает в силу Уголовный кодекс, а при меньших масштабах нарушения – применяется административное наказание.

Штраф по ст. 195 УК РФ может достигнуть 500 тыс. руб., а срок лишения свободы – 3 лет.

Вывод

Работа арбитражного управляющего связана с организацией и проведением антикризисных мероприятий в рамках процедуры банкротства. Если же «оздоровить» компанию не удалось, то арбитражный управляющий выполняет и функции ликвидатора.

Эта деятельность регламентирована законом и требует от специалистов не только высокого профессионализма, но и членства в СРО, а также соблюдения квалификационных требований.

За допущенные нарушения арбитражный управляющий может быть привлечен к различным видам ответственности – от гражданско-правовой до уголовной.

Источник: //uchet.pro/arbitrazhnyiy-upravlyayushhiy/

Статья 20. Арбитражные управляющие

Закон об арбитражных управляющих

1. Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.

2. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:

наличие высшего образования;

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее — стандарты и правила профессиональной деятельности);

сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;

отсутствие в течение трех лет до дня представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении в члены этой саморегулируемой организации факта исключения из числа членов этой или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.

3.

Условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих являются также наличие у члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности, отвечающего установленным статьей 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

4. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней наряду с требованиями, предусмотренными пунктами 2 и 3 настоящей статьи, вправе устанавливать иные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего.

5.

В период членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих арбитражный управляющий обязан соответствовать установленным саморегулируемой организацией в соответствии с пунктами 2-4 настоящей статьи условиям членства в ней. Порядок подтверждения соответствия арбитражного управляющего условиям членства в саморегулируемой организации устанавливается саморегулируемой организацией.

Член саморегулируемой организации, не соответствующий условиям членства в саморегулируемой организации, исключается из ее членов в течение одного месяца с даты выявления такого несоответствия.

С даты выявления несоответствия арбитражного управляющего требованиям, установленным пунктами 2-4 настоящей статьи, арбитражный управляющий не может быть представлен саморегулируемой организацией в арбитражный суд для утверждения в деле о банкротстве.

6.

В целях настоящего Федерального закона работой на руководящих должностях признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.

7. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих на основании установленных условий членства в ней определяет перечень документов, которые должны представляться лицами при приеме в члены саморегулируемой организации, а также требования к оформлению этих документов.

В течение тридцати дней с даты представления лицом заявления о приеме в члены саморегулируемой организации с приложением всех документов, предусмотренных указанным перечнем, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации рассматривает представленные таким лицом документы и в случае соответствия такого лица требованиям, установленным условиями членства в саморегулируемой организации, принимает решение о приеме такого лица в ее члены.

8. Решение о приеме лица в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих вступает в силу с даты представления таким лицом в саморегулируемую организацию документов, подтверждающих исполнение всех условий членства в этой организации, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

В случае неисполнения лицом, в отношении которого принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, указанных условий членства в саморегулируемой организации в течение двух месяцев с даты принятия такого решения оно признается аннулированным.

9. Сведения о лице, принятом в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включаются в реестр членов саморегулируемой организации в течение трех рабочих дней с даты вступления в силу решения о приеме такого лица в члены саморегулируемой организации.

Лицо, в отношении которого вступило в силу решение о приеме в члены саморегулируемой организации, может быть утверждено арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В течение десяти рабочих дней с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих ему выдается документ о членстве в саморегулируемой организации.

10. В случае несоответствия лица требованиям, установленным условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации принимает решение об отказе в приеме такого лица в члены саморегулируемой организации с указанием причин отказа.

Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации направляется такому лицу в течение десяти рабочих дней с даты принятия этого решения.

Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации или уклонение саморегулируемой организации от принятия решения о приеме или об отказе в приеме в члены данной организации может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев с даты принятия этого решения или даты, когда это решение должно было быть принято.

11.

Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае подачи арбитражным управляющим в саморегулируемую организацию заявления о выходе из этой саморегулируемой организации или в случае исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации в связи с:

нарушением арбитражным управляющим условий членства в саморегулируемой организации;

нарушением арбитражным управляющим требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.

Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается с даты включения в реестр членов саморегулируемой организации записи о прекращении членства арбитражного управляющего.

12. Споры, связанные с профессиональной деятельностью арбитражного управляющего (в том числе о возмещении причиненных им убытков), его отношениями с саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, разрешаются арбитражным судом.

13.

В случае, если в отношении арбитражного управляющего, подавшего в саморегулируемую организацию заявление о выходе из этой саморегулируемой организации, возбуждено дело о применении к нему мер дисциплинарного воздействия, решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации о прекращении членства такого арбитражного управляющего принимается после завершения рассмотрения возбужденного в отношении такого арбитражного управляющего дела о применении к нему мер дисциплинарного воздействия.

Источник: //zakonobankrotstverf.ru/glava-1/statya-20

Работа арбитражного управляющего: новые сложности и подводные камни

Закон об арбитражных управляющих
В 2019 году деятельность арбитражных управляющих подвергнется законодательным изменениям и еще больше ужесточится. Возможно, более жесткая политика по отношению к конкурсному менеджменту повлечёт за собой его частую смену.

Ожидается, что арбитражным управляющим добавят новых задач, усилив взаимодействие с кредиторами.

 В последнее время арбитражные управляющие столкнулись со множеством сложностей в своей работе, например, с усилением контроля над своими действиями, короткими сроками публикации информации, увеличением объёма отчетов.

Кроме того, теперь повторное привлечение управляющего к ответственности может привести к его дисквалификации. Так как количество оснований для жалоб, с которыми могут обратиться кредиторы на управляющего расширился, то и число самих жалоб заметно увеличилось.

Арбитражные управляющие стали чаще применять такие методы работы, как совместное с кредиторами принятие ключевых решений по фирме-банкроту, способам реализации активов и другим вопросам.

По мнению Сергея Высоцких из S&K Вертикаль, сложные вопросы все чаще решаются на собрании кредиторов, что позволяет внешнему управляющему выстроить защиту от недовольства и жалоб с их стороны.

Также это помогает усилить собственную позицию в суде.

В итоге мы получаем то, что процедура банкротства становится менее объективной и более подконтрольной кредиторам, что никак не может устраивать судебные органы.

Например, в деле № А60-12747/2004 Верховный Суд заявил, что, для отстранения внешнего управляющего от работы достаточно заявления большинства кредиторов об этом и указания на факт нарушения. После этой процедуры арбитражный управляющий сразу будет снят с должности.

Из-за таких решений проблема противостояния управляющих и кредиторов начинает становиться острее. Рассматривая дело № А33-414/2017, Верховный Суд заявил о трехлетнем сроке давности при повторных нарушениях управляющего, которые влекут за собой его дисквалификацию.

В декабре 2018 года данная позиция была прописана в соответствующем законе.

По мнению арбитражного управляющего Алексея Леонова, в случае принятия закон позволит кредиторам контролировать и наказывать управляющих. Достаточно будет лишь заявить о необходимости проверки работы управляющего по прошлым, давно закрытым делам.

Эксперты считают, что нововведения приведут к тому, что арбитражные управляющие почти полностью потеряют свою независимость и самостоятельность. По факту их должность и деятельность становится все более номинальными и контролируемыми со стороны крупных кредиторов.

По мнению эксперта Леонова, в такой ситуации любая мелочь и формальность могут спровоцировать отстранение управляющего от работы и его замену.

Другой эксперт Артем Кукин, партнер Инфралекс, считает, что в регионах требования к дисквалификации управляющих за повторные нарушения смягчаются и считаются малозначительными, если они не повлекли серьезный имущественный вред кредиторам.

В 2019 году на внешних управляющих могут возложить новые обязанности. Среди них полномочия рассматривать требования о включении кредиторов в реестр.

Ожидается, что такую новеллу может предложить Верховный Суд. Интересно, что новые обязанности не предполагают роста оплаты труда управляющего. Большинство юристов с опасением приняли такое нововведение.

Законопроект пока вызывал больше вопросов, чем ответов.

Александр Вязовик, партнер Vegas Lex считает, что ужесточение требований к управляющим связано с нарушениями некоторых из них. Однако, по его мнению, требуется найти баланс, так как рост обязанностей и ответственности управляющих при отсутствии дополнительной оплаты не приведёт ни к чему хорошему и может спровоцировать уход квалифицированных специалистов из профессии.

По мнению Станислава Солнцева, управляющего партнера Солнцев и партнеры, необходимо повысить оплату труда управляющих. Отметим, что их труд вот уже 10 лет оплачивается без изменений.

По словам Александра Попелюка, партнера Lidings, в 2019 году нельзя забывать о законопроекте, по которому предлагается реструктуризировать долги в делах о банкротстве юридических лиц. Новелла была внесена в Госдуму в 2017 году.

В случае принятия законопроекта система работы арбитражных управляющих полностью поменяется. Новелла предполагает создание новой федеральной организации, в которую необходимо будет вступить всем саморегулируемым организациям. В таком случае новая структура получит право лишать СРО статуса.

Кроме того, по этому закону арбитражные управляющие лишатся авансовой части своих зарплат и будут получать оплату лишь через десять дней после того, как завершат банкротство компании. Законотворцы считают, что это позволит не затягивать искусственно процедуру банкротства.

Пока закон не принят, так как профессиональное сообщество его не поддерживает и выступает с жёсткой критикой.

Если закон все же примут, эксперты считают, что Россия потеряет свои позиции в рейтинге Doing Business.

Источник: //xn--c1abvl.xn--p1ai/news/arbitrazhnoe_upravlenie/rabota_arbitrazhnogo_upravlyayushchego_novye_slozhnosti_i_podvodnye_kamni/

Личный юрист
Добавить комментарий