Законодательство о банкротстве рф

Внесение изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Законодательство о банкротстве рф

На рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект № 239932-7 «О внесении изменений в Федеральный закон«О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц», который может существенно изменить финансирование процедур банкротства юридических лиц. В настоящее время законопроект подготовлен ко второму чтению в осенней сессии ГД 2018 года.

В случае принятия поправок изменения коснутся финансирования деятельности арбитражного управляющего.

Ст. 20 установлен размер фиксированной и переменной части выплаты вознаграждения арбитражного управляющего:

«Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, размер фиксированной части устанавливается за проведение процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и составляет для:

1) наблюдения — четыреста тысяч рублей;

2) финансового оздоровления — один миллион рублей;

3) внешнего управления — два миллиона рублей;

4) конкурсного производства — один миллион рублей;

5) реструктуризации задолженности и реализации имущества должника — физического лица — двадцать пять тысяч рублей;

6) реструктуризации долгов — один миллион рублей;

7) реструктуризации долгов с возложением на антикризисного управляющего полномочий руководителя и иных органов управления должника — два миллиона рублей.

 В случае, если совокупный размер требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, составляет менее пятидесяти миллионов рублей, размер фиксированной части денежной суммы, выделяемой для финансирования деятельности арбитражного управляющего, устанавливается Правительством Российской Федерации.»

Фиксированная часть, как предполагает законодатель, будет выплачиваться после завершения процедуры банкротства в течение 10 дней. Авансовые выплаты могут быть только по решению суда в исключительных случаях.

Переменная часть вознаграждения будет зависеть от процедуры: в ходе наблюдения она не будет превышать ста пятидесяти тысяч рублей и дифференцироваться в зависимости от балансовых активов должника.

В ходе финансового оздоровления вознаграждение также будет дифференцировано в зависимости от суммы балансовой стоимости активов и складываться из базовой части и процента от суммы превышения балансовой стоимости.

В ходе внешнего управления выплата переменной части будет установлена в следующих размерах:

1) восемь процентов сумм средств, направленных на погашение требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, при прекращении производства по делу о банкротстве;

2) три процента прироста стоимости чистых активов должника за период внешнего управления при признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

В ходе реструктуризации долгов переменная часть выплаты арбитражному управляющему также будет исчисляться дифференцированно в зависимости от балансовой стоимости активов должника.

Переменная часть денежной суммы, выделяемой для финансирования деятельности арбитражного управляющего, в ходе конкурсного производства, по мнению законодателя, должна быть установлена в зависимости от размера средств, вырученных от реализации конкурсной массы:

1) десять процентов — при размере таких средств, в сумме не превышающем одного миллиона рублей;

2) сто тысяч рублей и семь процентов — при размере таких средств от одного миллиона рублей до десяти миллионов рублей;

3) семьсот тридцать тысяч рублей и пять процентов — при размере таких средств от десяти миллионов рублей до ста миллионов рублей;

4) пять миллионов двести тридцать тысяч рублей и три процента — при размере таких средств от ста миллионов рублей до одного миллиарда рублей;

5) тридцать два миллиона двести тридцать тысяч рублей и одну целую пять десятых процента — при размере таких средств свыше одного миллиарда рублей.

Также предусмотрены различные выплаты арбитражным управляющим для финансирования деятельности при оспаривании сделок должника, совершенных до введения в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве, при взыскании дебиторской задолженности должника по обязательствам, возникшим до даты возбуждения производства по делу о банкротстве, в случае прекращения производства по делу о банкротстве, в том числе в связи с исполнением обязательств должника третьим лицом,  и в иных случаях.

В случае привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц по заявлению арбитражного управляющего, он также сможет претендовать на выплату переменной суммы, если докажет, что такое удовлетворение требований кредитора (кредиторов) вызвано подачей заявления арбитражным управляющим. При этом сами обязательства перед кредитором должны быть исполнены по исполнительному листу.

Как видится, все предлагаемые изменения в части выплат арбитражному управляющему направлены на улучшение денежного стимулирования для более эффективного взыскания долга и удовлетворения требований кредиторов.

В случае принятия поправок финансовое регулирование выплат в банкротных делах претерпит существенные изменения.

Помимо указанных изменений в законопроекте вводятся новые нормы, касающиеся национального объединения саморегулируемых организаций, форм отчетности о финансовом состоянии должника, сроках реализации плана реструктуризации долгов юридических лиц и граждан.

Источник: https://zakon.ru/blog/2018/11/27/vnesenie_izmenenij_v_fz_o_nesostoyatelnosti_bankrotstve

Изменения в законодательстве о банкротстве 2017 – Блог «Legal IT»

Законодательство о банкротстве рф

При возникновении кризисных явлений в экономике многие компании становятся банкротами.

Причин банкротства достаточно много: это и задолженность по налогам, и долги за поставленную продукцию, и отсутствие заказов, неисполнение контрагентами своих обязательств.

Ранее учредители и директора просто бросали компании и не несли ответственности, но ситуация будет меняться в связи с внесенными поправками.

Субсидиарная ответственность

Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены значительные поправки, которые позволяют привлечь учредителя, директора к субсидиарной ответственности.

Для этого необходимо подать заявление в арбитражный суд.

Согласно букве закона, заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и заявление о возмещении должнику убытков, причиненных ему его учредителями или его органами управления, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, рассматриваются арбитражным судом в деле о банкротстве должника либо арбитражным судом.

Дополнены обязанности конкурсного управляющего. Одновременно с отчетом о проведении конкурсного производства, конкурсный управляющий должен направить в суд ходатайство о привлечении к субсидиарной ответственности.

В ходатайстве указываются:

  • контролирующие лица должника, которые привлекаются к субсидиарной ответственности;
  • размер субсидиарной ответственности;
  • лица, чьи требования остались непогашенными в связи с недостаточностью имущества должника.

Суд выносит определение о привлечении контролирующих должника органов к субсидиарной ответственности. На основании определения выдается исполнительный лист.

Исковое заявление может подать любой кредитор.

Суд может отклонить заявление в случае, если не определен круг лиц, заинтересованных в привлечении контролирующих лиц должника.

Следует отметить, что несмотря на то, что поправки вступили в силу лишь недавно, судебная практика уже сформировалась.

Например, в определении АС Сахалинской областиот 26.09.

2017по делу № А59-5792/2015 суд обязал конкурсного управляющего представить документы, касающиеся банкротства, в том числе привлечения к субсидиарной ответственности.

Взыскание убытков по делу о банкротстве

В случае возврата арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле, кредитор вправе обратиться с исковым заявлением о взыскании убытков. Сумма не должна превышать размера требований такого кредитора к должнику, при наличии оснований для возмещения убытков должнику.

Следует обратить внимание, что убытки по делам о банкротстве суды и ранее взыскивали в порядке привлечения к субсидиарной ответственности.

В соответствии с п.1 ст.10 Закона о банкротстве в случае нарушения руководителем или учредителем должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии, гражданином-должником положений настоящего Федерального закона, указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.

В силу п.4 ст.10 Закона о банкротстве, если должник признан несостоятельным вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан банкротом при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона;
  • документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством РФ, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют;
  • документы бухгалтерского учета не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством РФ, формирование которой является обязательным, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.

Отражение в ЕГРЮЛ данных о банкротстве

На практике компаниям достаточно сложно отследить такие моменты, как: подан ли иск о банкротстве, будет ли компания исключаться из реестра ЕГРЮЛ. Дело в том, что процесс взаимодействия судов и налогового органа не был серьезно налажен.

Теперь, в соответствии с поправками информация должна отражаться быстрее.

В орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определение о принятии заявления о признании должника банкротом направляется арбитражным судом в форме электронного документа.

Снизятся и случаи подачи исков, когда компания уже была признана банкротом и давно исключена из ЕГРЮЛ. В настоящее время такие случаи имеют место. В качестве примера можно назвать определение АС Нижегородской областиот 26.09.2017по делу № А43-24819/2017

Источник: https://blog.pravo.tech/izmeneniya-v-zakonodatelstve-o-bankrotstve/

Общий обзор законодательства России по банкротству | Юридическая фирма

Законодательство о банкротстве рф

Скачать обзор в PDF

Законодательство о банкротстве

Общий обзор законодательства Российской Федерации

о несостоятельности (банкротстве)

12.11.2009

1.      Введение

В законодательстве Российской Федерации институт банкротства получил правовое закрепление в 1992 г. в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», а затем в ст. ст. 61 и 65 Гражданского кодекса РФ. В 1998 г.

был принят новый Закон о банкротстве, учитывающий как опыт ведущих зарубежных стран, так и специфику российской действительности. Закон 1998 г. был в большей степени направлен на защиту интересов кредиторов, которые зачастую были заинтересованы не в финансовом оздоровлении должников, а в их банкротстве и приобретении прав на их имущество.

Это и послужило причиной для принятия 26 октября 2002 г. нового Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

В связи с начавшимся финансовым кризисом в декабре 2008, апреле и июле 2009 г. в Закон о банкротстве были внесены существенные изменения.

Закон о банкротстве является комплексным нормативным актом, в котором предусматривается несколько вариантов банкротства организаций, включая ликвидацию (признание банкротом) и восстановление платежеспособности должника как альтернативу ликвидации.

Тем не менее, на практике закон так и не стал эффективным механизмом, защищающим права кредиторов и должников, т.к. банкротство зачастую применяется как мера для решения проблем должников по погашению задолженности перед кредиторами.

Должники уходят от уплаты задолженности через банкротство своих юридических лиц, предварительно выводя все значимые активы до начала процедуры банкротства.

Последние изменения в Закон о банкротстве в том числе связаны и с ужесточением позиции государства по оспариванию таки сделок и увеличению кредиторской массы для удовлетворения требований всех кредиторов.

2.      Законодательство о банкротстве

Сфера несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации регулируется Гражданским кодексом (ст. 64, 65) и Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Вышеуказанные нормативные акты не регулируют сферу банкротства банков и иных кредитных учреждений, которая в свою очередь регулируется Федеральным законом от 25.02.

1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных учреждений». Кроме того банкротство регулируется требованиями и правилами, утвержденными Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами Министерства экономического развития и других министерств, Постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда, разъясняющих применением банкротного законодательства.

3.    Процедуры

Заявление о признании должника банкротом может быть подано должником, кредитором или уполномоченными органами. Кредитор может подать заявление о признании должника банкротом (далее – Заявление) при наличии вступившего в силу решение суда (до 2009 г.

— после истечения 30 дней с даты направления исполнительного листа в службу судебных приставов)  о взыскании с должника не менее 100 000 рублей.

  Правом на подачу Заявления обладают только конкурсные кредиторы, которыми признаются кредиторы по денежным обязательствам за исключением уполномоченных органов, сотрудников должника перед которыми имеется задолженность на основании трудовых взаимоотношений, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия). В отличие от иных кредиторов конкурсные кредиторы наделены законодателем большим объемом правомочий.

Необходимость наличия судебного решения для подачи Заявления введена только с 2002 года для того, чтобы у должника имелась возможность решить вопрос о погашении задолженности перед кредиторами до возбуждения дела о банкротстве. Негативной стороной этого условия является то, что у должника имеется существенный запас времени для вывода всех ценных активов до момента когда кредиторы будут реально контролировать действия должника.

Закон о банкротстве обязывает должника подать в арбитражный суд заявление о банкротстве при наличии определенных обстоятельств, очевидно свидетельствующих о финансовой несостоятельности, не позднее одного месяца с даты их наступления.

После принятия судом Заявления, вводится первая процедура банкротства – наблюдение. Наблюдение является обязательной процедурой в любом деле о банкротстве (за исключением случая, когда должником принимается решение о ликвидации).

Другие процедуры в деле о банкротстве не являются обязательными и вводятся арбитражным судом в зависимости от обстоятельств конкретного дела.

К таким процедурам относится Финансовое оздоровление, Внешнее управление, Конкурсное производство и Мировое соглашение.

3.1.      Наблюдение

Стадия наблюдения длится не более 7 месяцев.

Данная процедура осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов.

Не все государства используют наблюдение в качестве процедуры банкротства, например в законодательстве США наблюдение не предусмотрено и изначально назначается процедура ликвидации или реорганизации.

Наблюдение завершается проведением первого собрания кредиторов, на котором принимается решение о введении следующей процедуры. Во время наблюдения вводятся небольшие ограничения обычной деятельности должника, но они практически не влияют на ведение бизнеса, т.к. временный управляющий действует параллельно с руководителем должника и его полномочия достаточно ограничены.

Вместе с тем, в случае, необходимости временный управляющий может обратиться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности, но даже в случае отстранения руководителя новый руководитель назначается на основании кандидатуры, предложенной участниками (учредителями) должника.  Кроме того во время наблюдения все сделки связанные с отчуждением имущества, цена которого превышает пять процентов балансовой стоимости активов должника, могут совершаться только с письменного согласия временного управляющего.

На этой стадии должник не может принимать решения о реорганизации и ликвидации должника, создании юридических лиц и филиалов, выплате дивидендов, размещении ценных бумаг (за исключением акций) и выходе из состава участников (учредителей), заключении договоров простого товарищества.

3.2.      Мировое соглашение

Должник и его кредиторы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве.

Решение о заключении мирового соглашения принимается собранием кредиторов и утверждается арбитражным судом, после чего производство по делу о банкротстве прекращается.

В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы вправе без расторжения мирового соглашения предъявить свои требования в арбитражный суд.

3.3.      Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом в том случае, если кредиторы и арбитражный суд видят основания для восстановления платежеспособности должника и погашения задолженности без банкротства должника. На этой стадии должник ведет обычную хозяйственную деятельность с учетом ряда ограничений.

В частности арбитражный суд назначает административного управляющего, который составляет заключение о выполнении графика погашения задолженности, об удовлетворении требований кредиторов и о выполнении плана финансового оздоровления (при наличии такого плана), которое при завершении процедуры финансового оздоровления направляется в арбитражный суд.

Общий срок финансового оздоровления не может быть более двух лет. На этой стадии должник не вправе без письменного предварительного согласия административного управляющего отчуждать свое имущество, уступать права требования, переводить долг и заключать договоры займа.

При завершении процедуры финансового оздоровления, арбитражный суд рассматривает заключения административного управляющего, которое и является основным фактором для прекращения дела о банкротстве или введении следующей процедуры, при которой вводятся более жесткие меры по отношению к должнику, направленные на удовлетворение требований кредиторов.

3.4.      Внешнее управление

Внешнее управление (судебная санация) также как и процедура финансового оздоровления направлена прежде всего на восстановление платежеспособности должника.

На этой стадии полномочия руководителей должника прекращаются и управление должником передается внешнему управляющему, который назначается арбитражным судом и управляет должником в соответствии с Планом внешнего управления, утверждаемым собранием кредиторов.

На этой стадии административный управляющий может пойти на радикальный меры по восстановлению платежеспособности должника и погашению задолженности перед кредиторами, при условии, что они будут утверждены собранием кредиторов в рамках Плана внешнего управления.

Одним из наиболее привлекательных для должника последствий внешнего управления является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Административный управляющий должен согласовывать с собранием кредиторов (комитетом кредиторов) заключение крупных сделок, получение или выдачу займов, выдачу поручительств или гарантий, уступку прав требований, перевод долга, отчуждение или приобретение акций, долей хозяйственных товариществ и обществ, учреждение доверительного управления.

Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев с возможностью продления на шесть месяцев. Если по результатам этой процедуры все задолженности перед кредиторами не погашены и мировое соглашение не подписано, арбитражный суд признает должника банкротом и открывает конкурсное производство.

3.5.      Конкурсное производство

Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев с целью погашения задолженности перед кредиторами в порядке очередности, предусмотренной Законом  о банкротстве и ликвидации должника. Во время конкурсного производства должник и кредиторы все еще могут заключить мировое соглашение.

4. Очередность удовлетворения требований кредиторов

При банкротстве требования кредиторов удовлетворяются в три очереди.

В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

После расчетов с кредиторами третьей очереди производятся расчеты с кредиторами по требованиям, вытекающим из сделок которые были признаны недействительными на основании Закона о банкротстве.

5. Банкротство банков и кредитных организаций

В случае если банк или иное кредитное учреждение неспособно удовлетворить требования кредиторов, Центральный Банк отзывает его лицензию и начинается банкротство путем введения наблюдения.

Требования физических лиц по договорам банковского вклада или банковского счета удовлетворяются до удовлетворения требований других кредиторов.

В целом, банкротство кредитных учреждений проводится по общим правилам ведения дел о несостоятельности (банкротстве) описанным выше.

6. Существенные изменения Закона о банкротстве

В декабре 2008 г., апреле и июле 2009 г., в Закон о банкротстве были внесены существенные изменения, часть из которых вступила в силу в настоящее время.

Среди ключевых изменений стоит отметить следующие:

1. Расширился перечень случаев, когда руководитель должника должен подавать заявление о банкротстве в обязательном порядке.

2. Введены новые основания для оспаривания сделок должника, заключенных по подачи заявления о признании должника банкротом

3. Установлена ответственность «контролирующих должника лиц» (к которым относятся не только генеральные директора, но и акционеры, участники, иные лица) за отсутствие или искажение документов бухгалтерского учета, за действия или бездействия, которые привели к банкротству должника.

4. Предусматривается создание единого федерального реестра о банкротстве.

5. Запрет на взыскание на заложенное имущество в судебном порядке с даты введения наблюдения.

При возникновении каких-либо вопросов в связи с изложенным выше материалом, Вы можете обратиться в юридическую фирму «Синергия права» по телефону +7 (495) 287 13 55 или по e-mail: info@lawsynergy.ru.

В данном обзоре рассмотрены только часть вопросов, касающихся рассматриваемой темы.

Обзор составлен для всех заинтересованных лиц (для руководителей организаций, участников, акционеров) с целью получения общей информации о законодательстве Российской Федерации регулирующем сферу несостоятельности (банкротства), которая представляет интерес для российских и международных компаний ведущих свою деятельность в России. Данный обзор не составлен с целью предоставления юридической или иной консультации.

(с) Law Synergy LLP, 2009

Источник: http://www.lawsynergy.ru/alerts/bankruptcy_review.html

Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве)

Законодательство о банкротстве рф

Исторически законодательство о несостоятельности в России – это законодательство о несостоятельности физических лиц. Начиная с конца XIX в. оно включает также нормы о несостоятельности юридических лиц.

Российское законодательство о несостоятельности прошло три этапа – дореволюционный, советский и современный.

Дореволюционный этап российского законодательства о несостоятельности был первоначально представлен законодательством о несостоятельности физических лиц (Русская Правда, Уставы судопроизводства торгового и гражданского, Уставы о несостоятельности 1800 и 1832 гг.). Различалась несостоятельность торговая и неторговая, что оказывало влияние на признаки несостоятельности, подсудность дел, порядок судопроизводства по делам о несостоятельности, последствия признания должника несостоятельным.

В советский период правовые нормы о несостоятельности были представлены в гл. 37, 38 и 39 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР 1922 г. и в других правовых документах, но эти нормы не применялись на практике, так как плановая экономика и институт банкротства были несовместимы.

В современную практику понятие «банкрот» введено Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур».

Позднее был принят Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», в котором были восприняты основные тенденции развития мирового законодательства о несостоятельности.

В то же время он имел много недостатков, затруднявших его применение:

  • 1) не достаточно четко регламентировал процессуальный порядок разрешения дел в арбитражном процессе;
  • 2) включал в качестве признака несостоятельности неоплатность предприятия-должника;
  • 3) не дифференцировал нормы применительно к разным категориям должников;
  • 4) узко определял круг лиц, подпадающих под действие норм о несостоятельности.

Второй закон о несостоятельности (Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») также не смог разрешить многих противоречий, содержащихся в предыдущем законе.

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) организаций представляет собой сложную систему правовых норм, состоящих как из общих, так и специальных законов и подзаконных актов.

Нормативные правовые акты законодательства о несостоятельности являются комплексными и содержат в себе нормы частного и публичного права, направленные на регулирование отношений, возникающих в связи с несостоятельностью должника.

Основанным правовым актом, регулирующим несостоятельность, является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Данные положения можно разделить на три группы:

  • 1) нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) юридических лиц – ст. 65;
  • 2) нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) организаций:
    • – ст. 61 (ликвидация юридического лица);
    • – ст. 62 (обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица);
    • – ст. 63 (порядок ликвидации юридического лица);
    • – ст. 64 (удовлетворение требований кредиторов);
  • 3) нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств (ст. 56).

Правовые нормы указанных статей представлены в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие несостоятельность (банкротство) организаций

СтатьязаконаНазвание статьи законанормы закона
1Ст. 61 п. 4ЛиквидацияюридическоголицаЮридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда
2Ст. 62Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лицаУчредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица:
  • – обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в состоянии ликвидации;
  • – назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации
3Ст. 63 п. 1ПорядокликвидацииюридическоголицаЛиквидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации
4Ст. 64 п. 1Удовлетворение требований кредиторовОпределяет очередность удовлетворения требований кредиторов, в том числе очередные и внеочередные требования

В настоящее время важнейшими нормативными актами, направленными на преодоление кризисных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности общества, являются:

  • 1) ГК РФ;
  • 2) Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ);
  • 3) Арбитражный процессуальный кодекс РФ;
  • 4) Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • 5) Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
  • 6) Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ΦЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • 7) Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ΦЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;
  • 8) постановление Правительства РФ от 22 мая 2006 г. № 301 «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса»;
  • 9) постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве».

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г.

№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в задачи которого входит, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных организаций, а с другой – предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свое финансовое положение под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности.

В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из элементов которого является конкуренция.

Анализ действующего законодательства о банкротстве позволяет сформулировать следующие основные положения:

  • 1) институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей;
  • 2) законодательство о несостоятельности (банкротстве) включает в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов Федерации, принимаемые но отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;
  • 3) в целях дальнейшего развития законодательства о несостоятельности (банкротстве) необходима разработка единой концепции его реформирования, предполагающей четко определенные цели и системные последствия.

Источник: https://studme.org/44314/menedzhment/rossiyskoe_zakonodatelstvo_nesostoyatelnosti_bankrotstve

Закон о банкротстве физических лиц в 2019 году: что не учли законодатели? — БФ

Законодательство о банкротстве рф

В Закон о банкротстве физических лиц в 2019 году был внесен ряд изменений и поправок, благодаря которым банкротство стало еще доступнее для простых людей. Не секрет, что за 2 года действия закона граждане не спешили с признанием несостоятельности, несмотря на многотысячные, а порой и миллионные долги перед банками.

Людей отпугивала, прежде всего, стоимость и сложности процедуры банкротства физ. лиц – это основные недоработки закона, которые проявили себя уже на практике.

Сейчас в № 127-ФЗ от 1 октября 2015 года многое изменилось, и законодатели не планируют останавливаться на достигнутом! Итак, что будет в законодательстве в самом ближайшем времени? Какие изменения актуальны на данный момент?

Как работает законодательство о банкротстве?

Российские законодатели решили не отставать от развитых стран Запада, и в 2015 году в силу вступили новые положения Закона о несостоятельности (банкротстве) в части личного банкротства граждан.

Такая практика давно существует в цивилизованных странах – если человек попал в затруднительную финансовую ситуацию, и не имеет возможности своевременно рассчитаться с кредиторами, он имеет право признать себя банкротом, в результате чего суд списывает безнадежные долги.

Итак, ФЗ о банкротстве граждан вступил в силу 2 года назад. Положения закона предусматривают, что банкротом может стать каждый гражданин – физлицо, у которого образовался долг в размере от 500 тысяч рублей и просрочки (даже по одному из кредитов) сроком от 3-х месяцев.

Законодательство также предусматривает возможность подать заявление, если должник предвидит скорое наступление банкротства. Ярким примером такой ситуации является потеря работы или продолжительная болезнь, в связи с чем образовалось затруднительное финансовое положение. Так, в суде должник должен доказать, что в скором времени ему нечем будет расплачиваться с банками.

Соответственно, банкротство можно признать, даже если долг гораздо меньше установленной планки 500 тысяч рублей.

Банкротом можно стать только через суд. На банкротство может подать каждая заинтересованная сторона:

  • сам должник;
  • кредиторы (банки, МФО, ФНС).

Также заинтересованная сторона оплачивает все судебные расходы. Подавая документы, потребуется оплатить:

  • вознаграждение для финансового управляющего, которое составит 25 тысяч рублей;
  • госпошлину, которая составит 300 рублей.

Далее назначается дата проведения судебного заседания, где суд решает, какую процедуру будет проходить должник.

Всего при банкротстве физических лиц законом от 2015 года предусмотрено 2 процедуры: реструктуризация долгов и реализация имущества.

Если первая процедура практически не назначается (она вводится только в 20% случаев), то реализация вводится в большинстве случаев, и именно тогда физическое лицо становится банкротом.

Процедура реализации имущества позволяет должнику полностью или частично удовлетворить требования кредиторов. Первоначально осуществляется оценка имущества, затем – его продажа. Если остаются свободные средства – они возвращаются банкроту. Если останется долг – он будет списан.

Банкротство физических лиц доступно для каждого – включая тех граждан, у которых нет имущества. Не обязательно иметь автомобиль, квартиру и земельные участки, чтобы вас признали банкротом – достаточно законных оснований, предусмотренных федеральным законом!

Полную версию закона о банкротстве физических лиц (Закон № 127-ФЗ в редакции от 15.10.2015) вы можете скачать бесплатно на нашем сайте.

Для успешного завершения банкротства большое значение имеет выбор правильного финансового управляющего. Именно он осуществляет все судебные мероприятия – в его полномочиях:

  • проводить собрания кредиторов,
  • подавать ходатайства и заявления в суд,
  • проверять имущество должника,
  • контролировать поступления и расходы на счетах должника,
  • проводить опись имущества,
  • организовывать торги по продаже имущества должника.

Это лицо, которое отчитывается перед судом за всю проделанную работу. Как показывает практика, от правильного выбора финуправляющего зависит, насколько долго будет длиться суд, и ряд других факторов.

Получить консультацию

Задайте любой вопрос по банкротству и получите развернутый ответ. Это бесплатно.

Федеральный Закон о банкротстве физических лиц: действующая редакция с изменениями на 2019 год

За прошедшие 2 года к закону о банкротстве физ. лиц был принят ряд правок и дополнений, которые вносились с целью упростить порядок личного банкротства.

Например, одной из проблем являлась завышенная стоимость банкротства. Стоимость сопутствующих расходов при процедуре может быть довольно большой, что объясняло нежелание должников обращаться в суд. Рассмотрев этот вопрос, законодатели приняли поправку – с января 2017 года размер госпошлины, которая обязательно оплачивается при подаче документов, снизился до 300 рублей.

Также законодатели приняли ряд других поправок в Закон о банкротстве физических лиц – в частности, были повышены размеры вознаграждения для финуправляющих, с 10 до 25 тысяч рублей за одну процедуру.

Несмотря на это, комментарии на специализированных форумах и новостные сводки свидетельствуют, что управляющих все равно не устраивает такой размер оплаты – объем работ слишком большой, к тому же, последние изменения в законодательстве значительно ужесточили требования к арбитражным управляющим и повысили уровень их ответственности.

Закон о несостоятельности (банкротстве): какие изменения планируются в ближайшем времени?

Более года ведутся разговоры об «упрощенной версии» закона о банкротстве граждан. Что это такое? В действительности, упрощенная система предусматривает ряд преимуществ для должников, и, в частности, значительное сокращение всех расходов. Но текст закона устанавливает и ряд требований для лиц, которые желают получить статус банкротов в упрощенном порядке:

  • по количеству кредиторов: до 10-ти;
  • по размерам долга: от 50-ти тысяч до 700 тысяч рублей;
  • по другим критериям: должник не должен менять место проживания за последние 4 месяца и отчуждать имущество на протяжении последних 3-х лет на сумму больше 200 тысяч рублей.

Интересно, что изначально размер максимальной суммы долга составлял 900 тысяч, однако в новой редакции сумму снизили до 500 тысяч рублей.

Суть проекта заключается в снижении расходов и уменьшении сроков, отведенных на процедуру.

Сейчас основная доля расходов при банкротстве приходится на оплату вознаграждения для финуправляющего, но упрощенный порядок предусматривает, что судебные мероприятия будут осуществляться без его участия.

По срокам сейчас банкротство занимает в среднем до 8 месяцев, в новом формате оно будет осуществляться до 4 месяцев.

Эксперты не рекомендуют ждать принятия упрощенного банкротства граждан. В лучшем случае он будет принят в конце 2019 года, а действовать начнет еще позже. И при наличии растущих процентов по долгам ожидание является нецелесообразным – вы попросту потеряете время, а проценты и неустойки будут расти в геометрической прогрессии.

особенность законопроекта заключается в том, что подать на банкротство в упрощенном порядке смогут только лица, имеющие статус безупречных заемщиков. Как работает данное определение?

  1. Должник, который брал кредиты соизмеримо своим доходам, и фактически не связывал себя долговыми обязательствами с МФО.
  2. Должник, который перестал рассчитываться с долгами из-за наступления затруднительного положения: потеря работы, потеря близкого человека-кормильца и так далее.
  3. Должник, который не отчуждал имущество за год-два до процедуры.

Судебная практика свидетельствует, что таких должников мало, в основном люди попадают в долговую кабалу из-за множества кредитов, отдавая большую часть дохода банкам. Это, собственно, и вынуждает признать банкротство – услуга помогает спасти положение и полностью оправдать себя перед кредиторами.

При банкротстве физических лиц в 2019 году закон позволяет избавиться от долгов вне зависимости о того, есть имущество или нет.

Право стать банкротом имеет каждый гражданин, который полностью соответствует требованиям, представленным в ч. 2 ст. 213.3 № 127-ФЗ.

Не стоит откладывать банкротство на потом – исковые претензии из банков и частые звонки от коллекторов могут значительно подпортить нервы.

Помните, банкротство – это не конец жизни, а всего лишь цивилизованный способ разрешения проблемы.

Получить консультацию

Задайте любой вопрос по банкротству и получите развернутый ответ. Это бесплатно.

по теме. Соловьев: закон о банкротстве физических лиц

(7 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://xn----7sbcfqlgbbng2aob1arhjb7b2a3b.xn--p1ai/zakon-o-bankrotstve-fizicheskix-lic/

Личный юрист
Добавить комментарий