Значение банкротства для экономики

Рустем Мифтахутдинов: «Банкротство — это проблема кредиторов»: что обсуждали участники ПМЮФ-2018?

Значение банкротства для экономики

На прошлой неделе внимание многих юристов было приковано к VIII Петербургскому международному юридическому форуму. По праву, это мероприятие можно назвать центральным юридическим событием года.

И дело здесь не только в масштабности мероприятия, а в том, что форум сегодня является единственной площадкой, где происходит не только обмен мнениями между совершенно различными представителями юридической профессии, но также к этим мнениям прислушиваются те, от кого зависит развитие отечественного права и юридической науки. Многие обсуждаемые проблемы, очень часто, в скором времени находят свое решение в конкретных нормативных актах. Кроме того, на форуме звучит очень много совершенно разных сигналов и импульсов, умелое распознавание которых позволяет также предугадать будущее развитие права.

Для меня лично прошедший форум был ознаменован двумя основными знаковыми событиями: одним, напрямую связанным с моей непосредственной специализацией в праве, и другим, хоть и не связанным напрямую с банкротством, но имеющим значение для каждого юриста.

Начнем по порядку. В этом году в рамках ПМЮФ получил развитие успешный проект прошлого года — Международный форум по банкротству (МФБ).

В прошлом году на МФБ приехало много иностранных участников, и мы смогли увидеть, что зарубежные эксперты перестали рассматривать Россию как молодой правопорядок, куда они приезжают с «миссионерскими задачами», поскольку в России выросло достаточное количество специалистов, с которыми они могут на равных обсуждать перипетии сложного института банкротства. В этом году МФБ поддержали: Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), INSOL Europe, Международная ассоциация регуляторов в сфере банкротства, ФНС России, Банк России, Министерство экономического развития РФ.

Деловая программа МФБ в 2018 г. предложила участникам дискуссию по таким актуальным вопросам, как:

  • тенденции в развитии правового регулирования банкротства в России и зарубежных странах,
  • перспективы регулирования трансграничной несостоятельности в ЕАЭС,
  • реформа профессионального сообщества в банкротстве,
  • противодействие злоупотреблениям в банкротстве,
  • оздоровление финансовых организаций,
  • банкротство физических лиц, и
  • субординация требований участников должника.

Среди этих вопросов я бы для себя отметил вопросы реформы профессионального сообщества, противодействие злоупотреблениям при банкротстве и сессию с броским названием: «Банкротство — проблемы кредиторов».

Очевидно, что реформа законодательства о банкротстве невозможна без пересмотра подходов к статусу арбитражного управляющего и его вознаграждению.

К сожалению, в российском правопорядке эта деятельность оказалась, с одной стороны, слишком зарегулированной, в том числе и в части вознаграждения арбитражного управляющего.

Мало того, что минимальный размер вознаграждения фиксированный, с чем я принципиально не согласен, так еще этот размер и не менялся с 2002 г. На мой взгляд, в части вознаграждения управляющего должно быть больше диспозитивности и эта работа должна быть легально выгодна.

Вопрос же более жесткого контроля, на мой взгляд, является более дискуссионным, так как страх нельзя назвать эффективным стимулом, что мы наблюдаем, в том числе на фоне ужесточающийся административной и имущественной ответственности.

На дискуссионной панели, посвященной злоупотреблениям при банкротстве, я как раз обратил внимание на концептуальные проблемы законодательства о банкротстве и необходимость совершенствования реабилитационных процедур.

Проблема в том, что сегодня мы больше говорим о том, как надо должника наказать, как мы можем сделать так, чтобы ему было страшно, чтобы он боялся. Это приводит к тому, что должник стимулируется к подаче заявления только под страхом ответственности.

Иными словами, наш правопорядок пока использует только метод кнута.

Однако необходимо предложить и «пряник», стимулирующий должников к добросовестному поведению, — чтобы должник стремился к добросовестному поведению в надежде получить за это в реабилитационной процедуре помощь в виде скидки с долга, отсрочки и рассрочки платежей.

Если говорить о недостатках законодательства, позволяющих недобросовестное поведение должника, то нельзя не упомянуть отсутствие относительности судебных актов при банкротстве, а также отсутствие ограничения прав аффилированных с должником кредиторов на принятие решений. Эти две, на первый взгляд, разные проблемы позволяют недобросовестным должникам эффективно злоупотреблять правами и входить в контролируемое ими же банкротство. Большинство экспертов согласилось с данной проблемой.

Интересными были дискуссии о порядке выбора арбитражного управляющего и субординации требований участников.

Участие в качестве арбитра в учебном налоговом споре показало, что вопрос субординации требований участников не только сугубо банкротная проблематика — подобные вопросы возникают и при уменьшении налогооблагаемой базы по налогу прибыль за счет займов, принимаемых от учредителей компаний.

Вопросы банкротства освещались не только в рамках МФБ. К примеру, на сессии, посвященной развитию теплоэнергетики, мной были озвучены системные проблемы банкротства предприятий потребителей тепловой энергии, среди них — проблема передачи активов, наличие которых необходимо для лицензируемой деятельности.

Если говорить о наиболее значимом событии, выходящем за пределы МФБ и банкротной тематики, то, безусловно, необходимо отметить игровой процесс человека с судебным роботом. По меткому выражению С.В.

Сарбаша, нейро-робот сделал первый шаг: маленький шаг для бота, но большой скачок для всего будущего юридического сообщества, продемонстрировав способность к логическим юридическим суждениям.

Я в этом увидел безграничные возможности в далекой, а может быть, и не столь далекой перспективе для решения сложнейших оценочных задач, в том числе в банкротном процессе, где боты могли бы выявлять системы и взаимосвязи при оценке разумности предпринимательских рисков и добросовестности должников.

Возможно, что благодаря этому, многие проблемы банкротства со временем просто сойдут на нет. Однако в отличие от многих коллег, я не испытываю страха за юридическую профессию — кто-то же должен тренировать эти машины. Но если серьезно, то будущее уже рядом.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/373339/

Экономическая сущность понятия банкротства

Значение банкротства для экономики

Переход предприятия от периода стабильности к улучшению или ухудшению представляет собой кризисную ситуацию, требующую адекватного реагирования со стороны высшего менеджмента предприятия.

В процессе осуществления диагностики банкротства в целях повышения ее эффективности необходимо четко понимать, что подразумевается под терминами «банкротство» и «несостоятельность».

Термин «банкротство» в последнее время стал одной их самых популярных экономических категорий. Некоторые справочные источники полностью копируют установленное законодательством определение банкротства, т.е.

идентифицируют его как признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность должника в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате обязательных платежей в бюджет.

В данной ситуации банкротство выступает только как гражданско-правовая категория, проистекающая из судебного решения. При этом остаются за кадром истинные причины, повлекшие за собой официальное признание должника банкротом.

При использовании категории банкротства в отечественной экономической литературе складывается еще более сложная ситуация, т.к. авторы редко уточняют смысл, которым наделяется данное понятие. В тех случаях, когда предлагается объяснение значения банкротства, чаще всего используется горизонтальный подход к анализу.

При этом сущность банкротства рассматривается в рамках одной плоскости: либо юридической, либо финансовой. В рамках финансовой плоскости банкротство приравнивают к понятию несостоятельности и классифицируют, например, в зависимости от причины возникновения кризиса.

С этой точки зрения выделяют банкротство бизнеса, банкротство собственника и банкротство производства.

Банкротство бизнеса связано с неэффективным управлением предприятием, неумелой маркетинговой стратегией, нерациональным расходованием ресурсов.

Банкротство собственника вызвано отсутствием инвестиций в оборотный капитал для осуществления простого воспроизводства и в развитие производства для поддержания рыночной стоимости предприятия.

Банкротство производства возникает под влиянием первых двух факторов. Когда выпускается неконкурентоспособная продукция и требуется диверсификация этого производства.

Такая классификация банкротства, с одной стороны, достаточно условна, а с другой, не отражает всю многогранность исследуемой категории.

Некоторые авторы подходят к решению данной проблемы более комплексно, говоря о том, что банкротство – это сложный процесс, включающий несколько этапов:

— рассмотрение ситуации, в которой некоторое лицо или предприятие становится несостоятельным;

— юридические операции, с помощью которых можно временно приостановить деятельность физического лица или предприятия в случае банкротства, используя законодательные или практические шаги;

— определение ответственности для осуществления (или неосуществления) необходимых шагов в экономическом, финансовом, юридическом, социальном и политическом плане. Такая позиция авторов более полно раскрывает сущность банкротства. Однако ее недостатком является смешение финансовой и юридической составляющей банкротства.

Разноаспектность категории банкротства более полно выявляется с помощью вертикального подхода к анализу, позволяющему выделить несколько уровней и подуровней проявления исследуемого понятия, а также их логическую взаимосвязь. Результат его приложения к понятию банкротства отражен на рис. 1.

Макроэкономический аспект банкротства связан со структурной перестройкой экономики в целом.

В этой плоскости банкротство рассматривается как процесс перераспределения прав собственности между экономическими агентами так, чтобы каким бы способом не распределялась собственность в окончательном варианте, ее совокупная величина после банкротства у всех агентов была меньше, чем до банкротства.

Передел собственности – обязательный атрибут рыночной экономики, но он должен проходить цивилизованно как передача актива от неэффективных собственников к эффективным собственникам.

Однако эффективность выполнения столь важной роли банкротства на макроуровне в процессе развития рыночной экономики напрямую зависит от природы проявления данной категории на микроуровне.

Как видно из рис. 1., здесь существует два возможных варианта толкования термина «банкротство»: юридическое и финансовое. Именно между этими аспектами в экономической литературе не проведено четкого разграничения, несмотря на то, что они служат разными целями и опирается на разные критерии.

Рис. 1. Экономическая сущность понятия банкротства

Юридический аспект подразумевает, какое решение примет арбитражный суд после подачи заявления о признании должника банкротом. Меры по предупреждению банкротства должны быть приняты до этого момента.

Но если данное заявление уже было подано, то здесь будут уже предприниматься следующие действия, представленные на рис. 2.

Для подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом необходимо наличие двух основных признаков:

— неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

— указанные обязательства не погашены должником в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Отсутствие хотя бы одного из этих признаков будет являться основанием для отказа в принятии заявления о признании должника банкротом.

Процедура наблюдения вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признания должника несостоятельным. Суть и основной задачей данной процедуры заключается в следующем: поскольку критерием несостоятельности является неплатежеспособность, то необходимо выяснить имеется ли у должника средства, имущество необходимые для расплаты со всеми кредиторами.

Помимо выяснения действительного финансового состояния должника процедура наблюдения ставит перед собой задачу предотвращения не должного распоряжения его имуществом.

Анализ финансового состояния и защита имущества должника осуществляется независимым субъектом — временным управляющим, целью которого является наблюдение и осуществление мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных Законом.

Финансовое оздоровление вводится после окончания процедуры наблюдения определением арбитражного суда. Максимальный срок финансового оздоровления составляет два года.

По общему правилу, определение о введении финансового оздоровления выносится на основании соответствующего решения собрания кредиторов. Арбитражным судом утверждается административный управляющий с целью проведения финансового оздоровления.

Эта процедура применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Рис. 2. Действия арбитражного суда, после заявления о признании должника банкротом

Процедура внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.

Внешнее управление — это процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. В отличие от административного и временного управляющего,внешний управляющийполностью заменяет собой руководителя.

Арбитражный суд принимает решение об открытии конкурсного производства, если отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность должника, и/или если иные процедуры банкротства оказались безрезультатными.

В результате принимается решение о банкротстве (ликвидация должника)или выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Банкротство с санацией (оздоровлением) должника применяется, когда имеются основания для восстановления устойчивой платежеспособности должника и урегулирования его взаимоотношений с кредиторами.

Одной из обязанностей арбитражного управляющего является выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.

Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа.

На первомэтапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случае установления на первом этапе существенного ухудшения значений 2-х и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок и действий самого менеджмента за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения.

Одним из критериев банкротства является критерий неплатежеспособности, при котором вывод о несостоятельности должника строится на предположении, что должник, не рассчитывающийся с кредиторами и не уплачивающий налоги, видимо, не имеет в достаточном объеме ликвидного имущества, поскольку другие причины не платежей не соответствует принципам разумности и добросовестности участников имущественного оборота.

Особая важность юридического аспекта банкротства заключается в том, что именно с даты принятия заявления о признании должника несостоятельным включается в действие весь экономико-правовой реабилитационный механизм, направленный на финансовое оздоровление кризисного предприятия. Можно выделить следующие формы проявления категории банкротства на различных этапах развития кризиса, которые представлены на рис. 3.

Рис.3. Формы проявления категории банкротства

Особый смысл рис. 3 заключается в том, что, во-первых, должна соблюдаться определенная последовательность проявления финансового и юридического аспектов банкротства для конкретного предприятия. Во-вторых, стадия, на которой банкротство является особым приемом антикризисного управления, является наиболее важной для действительно несостоятельного предприятия.

Суть применения банкротства в качестве инструмента финансового оздоровления можно проиллюстрировать тем, что только в рамках арбитражного управления становится возможным осуществление большинства следующих мероприятий:

— обеспечение сохранности имущества должник путем применения принципа, в соответствии с которым арест имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом могут быть наложены лишь в рамках процедуры банкротства, т.е. кредиторы не вправе обращаться к должнику в индивидуальном порядке;

— установление контроля в отношении руководителя-должника;

— введение запрета органам управления должника принимать определенные решения (например, о реорганизации и ликвидации должника, о выплате дивидендов, о выходе из состава участников и т.д.);

— проведение реструктуризации кредиторской задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

— введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам.

Толкование термина «банкротство» с финансовой точки зрения базируется на другом критерии, в качестве которого выступает критерий неоплатности.

В этом случае основанием для того, чтобы считать предприятие банкротом, является не какое-либо предположение, а фактическое состояние имущества.

В соответствии с критерием неоплатности должник может быть признан банкротом, если сумма его обязательств превышает величину имущества или имеет место неудовлетворительная структура баланса.

Процесс развития кризисной ситуации на предприятие сопровождается постепенной потерей его платежеспособности и, параллельно, повышением степени неплатежеспособности.

Если же предприятие теряет всякие перспективы восстановить платежеспособность за счет собственного потенциала, то должник переходит в новое качество — становится банкротом (в финансовом аспекте) или несостоятельным.

Именно на этом этапе развития кризиса несостоятельность и банкротство становятся синонимичными понятиями. Следовательно, в данном случае классификационные критерии, применяемые к несостоятельности можно применять и к банкротству.

Однако применение указанного критерия носит и негативный характер.

Дело в том, что пока длится процедура оценки степени платежеспособности должника, последний признается нормальным участником имущественного оборота, имеет право получать новые кредиты и займы без всякой гарантии на их возврат кредиторам. Участие в коммерческих отношениях подобных субъектов губительно для имущественного оборота.

Кроме того, нередки ситуации, когда предприятия преднамеренно удерживают кредиторскую задолженность в качестве бесплатного источника финансирования, несмотря на высокий уровень ликвидности своего имущества и способность незамедлительно рассчитать по долгам. В таких случаях законодательство, опирающееся на критерий неоплатности, будет бессильно.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 2303; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/7-13432.html

Роль института банкротства в построении эффективной социально-ориентированной экономики

Значение банкротства для экономики

В современной экономике банкротство организаций — такое же естественное явление, как и их создание. Самостоятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательский риск, конкурентная рыночная среда обуславливают закономерность данного явления, присутствие в экономике как успешных, так и неудачливых хозяйствующих субъектов.

Банкротство как инструмент направлено на прекращение деятельности тех организаций, которые не вписываются в конкретную рыночную ситуацию, и удовлетворение требований всех кредиторов по уплате задолженности.

При этом не учитываются интересы наемного персонала, бывших партнеров и их возможное банкротство в силу взаимозависимости хозяйственных связей.

Такое формальное следование данному инструменту, как ликвидация всех без исключения несостоявшихся организаций, неизбежно приведет к массовой без­работице, падению жизненного уровня населения, усилению его дифференциации по дохо­дам, что, в свою очередь, обернется обострением социальных проблем, ростом социальной напряженности в обществе.

Ущерб социальной эффективности незамедлительно скажется на экономической эффективности: разрушится профессиональный, квалификационный, образовательный потенциал рабочей силы, как следствие, снизится производительность труда.

Все перечисленные факторы являются непреодолимым препятствием для экономического роста и свидетельствуют о том, что без государственного регулирования несостоятельности невозможно построение эффективной социально-ориентированной экономики.

Альтернативой рыночному критерию разрешения кризисной ситуации, в которой может оказаться любой хозяйствующий субъект, служит по своей сути институт банкротства.

Феномен «банкротство как институт» в странах с развитыми рыночными отношениями оформился гораздо позже по сравнению с банкротством-инструментом.

Признаками более сложной системы экономических отношений по поводу несостоятельности организаций являются, во-первых, перенос акцентов с личной ответственности за ситуацию банкротства на превентивные меры в отношении потенциальных банкротов с целью максимального эффективного использования высвобождающихся ресурсов; во-вторых, значительный рост числа банкротств хозяйствующих субъектов, что находит свое отражение в постепенном выделении правовой базы несостоятельности из свода общегражданского и уголовного законодательства в самостоятельную отрасль права; в-третьих, формирование инсти­туционально-организационной базы института банкротства (кадровое обеспечение и т.д.).

Институт банкротства — это устанавливаемые государством правила поведения хозяйствующих субъектов, определяющие критерии состоятельности и платежеспособности организаций и механизмы, позволяющие соблюдать интересы кредиторов, государства, трудового коллектива, с помощью которых осуществляется отстранение неэффективного собственника от управления организацией, реализуются либо меры по приведению состояния банкрота в соответствие с определенными стандартами (правилами), либо «вывод игрока» с рынка».

Значение института банкротства для экономической системы трудно недооценить.

Ведь именно он обеспечивает восстановление жизнеспособности организации посредством оказа­ния ей помощи в преодолении финансовых трудностей, в случае, если ее сохранение являет­ся целесообразным, чем уход с рынка и одновременно устраняет нежизнеспособные элементы рынка.

Таким образом, выполняя перераспределение ресурсов от неэффективных собственников к тем, кто выполняет свои функции оптимальнее, освобождая дорогу наибо­лее эффективно функционирующим субъектам, банкротство является одним из способов оздоровления экономики.

Кроме того, данный институт призван обеспечить сохранность и по возможности эффективное использование активов фирмы, испытывающей финансовые трудности; защищать интересы кредиторов, удовлетворяя их требования по отношению к предприятию-должнику. Выполняя последнюю функцию, институт банкротства способствует снижению цены и повышению благодаря этому доступности кредита, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития предпринимательства.

Благодаря институту банкротства принимаются в расчет общегосударственные интересы.

В частности, сохраняются предприятия, социально-значимые как для всей страны, так и для отдельных регионов, а также несостоятельные, но экономически жизнеспособные хозяй­ствующие субъекты, испытывающие временные финансовые трудности.

Таким образом, институт банкротства помогает сохранить производственный потенциал государства и является не разрушительной, как это принято считать, а созидающей силой.

Таким образом, от того, каким образом и насколько безболезненно для экономики будет разрешена ситуация, от которой не застрахованы даже вполне благополучные организации, во многом зависит общественное благосостояние.

В связи с чем, особую значимость приоб­ретает проблема эффективного функционирования института банкротства в национальной экономике, возможного лишь при условии наличия качественного законодательства, регули­рующего вопросы несостоятельности, и механизмов, обеспечивающих их практическую реализацию.

Решение обеих этих задач относится к компетенции государства. Оно призвано устанав­ливать между агентами правила взаимоотношений, возникающих в случае, когда один из них оказывается несостоятельным. Невыполнение государством данной функции имеет разруши­тельные последствия для экономики и является ярким примером «провала» государства.

В связи с выше изложенным, современная система регулирования несостоятельности должна быть элементом макроэкономической стратегии и, следовательно, должна выполнять определенную макроэкономическую функцию.

В развитии экономических систем происходят радикальные изменения, и современное законодательство о несостоятельности не может это не учитывать.

Регулирование несостоятельности является наиболее динамично развивающейся областью права в индустриальных странах, при этом экономика государства диктует необходимость постоянного обновления соответствующих норм. Отсюда, правовая система несостоятельности — единственный институт, который постоянно совершенствуется в рыночной экономике.

Примечательно, что банкротство является одним из немногих институтов гражданского права, в формировании которого принимают участие все страны мира.

Сравнивая особенности функционирования институтов банкротства в разных странах, европейские эксперты условно дифференцировали их по пяти категориям: радикально прокредиторские, умеренно прокредиторские, нейтральные, умеренно продолжниковские и радикально продолжниковские.

Общим критерием для такой дифференциации служит превалирующая защита интересов соответственно кредиторов или должника. В двух первых градациях превалируют интересы кредиторов, в двух последних — должника.

Так, институты США, Франции, Японии ориентированы на должника, поэтому их цель заключается в финансовом оздоровлении несостоятельного должника.

Следует отметить, что распределение в пользу должника во многом является политическим выбором, поскольку приоритетным признается сохранение компаний, против которых возбуждено дело о банкротстве в качестве функционирующих организаций, а не прекращение их деятельности путем ликвидации.

Существенным недостатком этой модели является возможность злоупотребления должником своими правами, например проблемы корпоративного управления в США.

Правовые системы Великобритании, Германии ориентированы на кредитора, согласно которой банкротство является способом возврата долгов кредиторам.

Основное внимание системы несостоятельности, банкротства этих стран сосредоточено на том, чтобы вернуть деньги кредиторам и погасить долги за счет распродажи имущества банкрота.

Очевидным недостатком этой модели является тот факт, что в ее рамках отдается явное поощрение ликвидации организации, а не ее оздоровлению.

Следует отметить, что ориентацию только на должника или только на кредиторов в реализации моделей банкротства могут позволить себе только страны с развитой рыночной экономикой, с устойчивой позицией в мировой экономической системе. Использование зарубежного опыта регулирования несостоятельности организаций без коррекции его на отечественные условия может привести к разрушительным последствиям.

В Казахстане с момента его независимости президентская система управления демонст­рирует наибольшую эффективность в условиях реформ, когда приоритетом становится зада­ча создания новой правовой базы рыночной экономики, в том числе нормативных документов в области банкротства.

В настоящее время действует уже третий по счету закон о банкротстве, который был принят в январе 1997 года. За период свыше десяти лет в него законодательно много раз вносились различные изменения и дополнения, практически полностью изменившие суть большинства статей закона и его основную концепцию.

С введением от 10 января 2006 года в действующий закон о банкротстве абсолютно новой процедуры — внешнего наблюдения — можно было бы сказать, что для Казахстана характерен прокредиторский уклон системы конкурсного производства, но вместе с тем, практика показывает, что механизм защиты интересов кредиторов не реализуется. В законе не прописано, для достижения каких целей проводится процедура внешнего наблюдения, так как она не предусматривает удовлетворения требований кредиторов и тем более реорганизационных процедур по финансовому оздоровлению должника. Если судить по логике, процедура наблюдения является по своей природе предварительной. Ее цель -сохранение в неприкосновенности активов должника, по возможности их увеличение за счет взыскания дебиторской задолженности должника и обоснованное определение дальнейшей судьбы: ликвидации или реабилитации должника.

В рамках мер по совершенствованию системы регулирования несостоятельности органи­зации следует отметить необходимость введения банкротства физических лиц, создание сис­темы регулирования деятельности управляющих через формирование и функционирование саморегулируемых организаций.

Это будет служить увеличению количества реабилитаций, повышению процента погашений требований кредиторов, предотвращению ложных и преднамеренных банкротств, защите интересов всех кредиторов должника, что позволит повысить эффективность института банкротства в отечественной экономике.

В президентской власти управления казахстанской экономики оперативность и эффективность в обеспечении надлежащей нормативной базой область банкротства являются актуальными.

Литература

  1. Антонов Г.Д., Губкин А.А., Иванова О.П. Банкротство: проблемы, опыт, решения. — М.: Наука, 2001. -С.62.
  2. Республика Казахстан. Закон. О банкротстве. — Алматы: ЮРИСТ, 2008. — 45с.
  3. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -С.20.
  4. Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. — М: «Статут», 1999. — 204 с. 

Фамилия автора: Д.А. Кунанбаева

Выполнено комплексное цитогенетическое исследование лиц, подвергавшихся радиационному воздействию в результате испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, для оценки отдаленных эффектов ионизирующего излучения

Б.С. АШИМОВА, 2015

Источник: https://articlekz.com/article/7957

Значение банкротства для экономики

Значение банкротства для экономики

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Значение банкротства для экономики». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На практике можно отметить наличие различных понятий и определений банкротства, которыми оперируют специалисты.

Так, юрист сошлется на Закон о банкротстве, в соответствии с которым факт банкротства должен быть признан арбитражным судом с соблюдением всех установленных правил и процедур; банкир отметит момент прекращения платежей и занесения расчетных документов фирмы в соответствующую картотеку банка; экономист попытается рассмотреть банкротство как процесс, в котором юрист и банкир зафиксировали лишь отдельные признаки или факторы.

Заявление в суд может написать кредитор или должник. При необходимости заявление может быть также подано уполномоченным лицом.

Заявление пишется в том случае, если предприятие или частное лицо не платит по своим долгам на протяжении трех месяцев.

Экономическая несостоятельность (банкротство) — это неплатежеспособность предприятия, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником в соответствии с законодательством.

Банкротство предприятий в условиях рыночной экономики

Предпосылки банкротства многообразны — это результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера.
Если происходит ликвидация безнадежно неплатежеспособного должника, то это вынужденная мера, которая может вывести неэффективные компании из числа действующих.

Вместе с этим признание должника несостоятельным несет и свои минусы, так как затрагивает имущественные интересы предприятия, а также права и интересы большого круга связанных с ним лиц.

По этой причине законодательством предложено несколько мер для того, что бы восстановить платежеспособность банкрота и предотвратить массовые банкротства.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.

Банкротство является результатом развития кризисного финансового состояния, когда предприятие проходит путь от эпизодической до устойчивой (хронической) неспособности удовлетворять требования кредиторов, в том числе по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Если лица являются кредиторами (или представляют интересы этих кредиторов) и представляют уполномоченные органы, то они могут подать заявление о рассмотрении дела о банкротстве в суд.

Разрушительные для экономики последствия банкротства предпринимателей, как бы последние ни назывались — купцы, банкиры, заводчики, фермеры, фабриканты, — остро проявились уже в момент возникновения и становления рыночных отношений.

И с первых же шагов активную роль здесь стало играть государство.

Материал этой публикации будет интересен индивидуальным предпринимателям, бизнесменам, лицам, занимающим руководящие должности на предприятиях, кредитным экспертам, кредитным должникам, студентам и всем, кто хотел бы улучшить свои знания в области финансов.

Наличие в правовой системе государства института конкурсного права, имеет огромное значение, как для права, так и для экономики страны, поскольку его нормы направлены на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять рентабельную деятельность, а также на восстановление финансового состояния юридических лиц, испытывающих временные финансовые сложности.

Все это способствует оздоровлению экономики, недопущению кризиса неплатежей и функционирования неплатежеспособных предприятий.

Мировое соглашение может быть заключено после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе наблюдения или внешнего управления является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

Это было связано с тем, что любое обанкротившееся предприятие всегда могло рассчитывать на поддержку государства и осуществление мероприятий по его восстановлению.

Разумеется, сегодняшние экономические проблемы имеют специфические формы проявления. Однако, как свидетельствует мировая практика, банкротство — неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала и отражает объективные процессы структурной перестройки экономики.

Другое предположение, хотя и менее значительное, — арендодатели получают отчасти более преимущественное положение в ходе разбирательств о банкротстве, чем если бы они имели гарантии кредиторов.

Чем рисковее фирма в поисках финансирования, тем больше стимул поставщику капитала заключить соглашение об аренде, а не о кредите. Кроме этих причин, существуют другие причины, объясняющие арендное финансирование.

Например, арендодатель может получить большую экономию на масштабе, покупая активы, которую не могут получить отдельные арендаторы.
Остальные же решено освободить от какой-либо опеки. Их перспектива — слияние, продажа или банкротство.

Но ворошить муравейник, который обеспечивает работой и социальными услугами 100 млн. семей пока не спешат. Лозунг дня — правильное соотношение трех факторов реформы, развитие, стабильность. Реформы не должны мешать развитию, а совокупные последствия реформ и развития не должны подрывать стабильность.

Процедуры банкротства, как правило, проводятся при участии государства. Его задача состоит в том, чтобы сделать эту процедуру как можно безболезненней для общества, однако при этом естественный процесс банкротства неэффективных, а порой и убыточных предприятий не должен искусственно сдерживаться через механизм дотаций.

В этом случае упускается возможность санации и реструктуризации предприятий и оздоровления экономики в целом.

Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение в значительной мере посредством процедуры банкротства.

Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

В то время банком называли скамьи, на которых ростовщики осуществляли свои сделки. В случае разорения ростовщика он ломал скамью, тем самым объявляя себя банкротом.

Признаки банкротства можно разделить на две группы.

Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации.

Выделим основные аспекты деятельности государства в развитии института банкротства в современных условиях. Это, прежде всего, правовой, организационный и финансовый аспект.Без процедуры банкротства экономика не может быть эластичной.

Именно экономическая ответственность, формой реализации которой выступает банкротство, заставляет хозяйствующих субъектов работать эффективно. В противном случае финансовые, трудовые и материальные ресурсы через рыночную инфраструктуру переходят от неэффективно к успешно работающим предприятиям.

В этом проявляется жесткость рыночных механизмов регулирования экономических процессов. Таким образом, банкротство предприятий и определенный уровень безработицы являются своего рода платой за результативность производственно-хозяйственной деятельности.

Чем этот коэффициент выше, тем больше займов у компании и тем рискованнее ситуация, которая может привести ее к банкротству.

Экономическая сущность финансовой несостоятельности организации

Эти потери ведут к уменьшению прибыльности капитала и возникновению финансовых средств, что усугубляется, если кредиторы не возобновляют финансирование. Тогда предприятие должно выплатить не только проценты, но и сумму основного долга. В условиях же отсутствия наличных средств появляется проблема ликвидности активов.

Это состояние называют технической неплатежеспособностью. Уже на этой стадии возможно обращение кредиторов в суд о признании предприятия банкротом. Смысл банкротства состоит в том, что из хозяйственного оборота исключаются неплатежеспособные предприятия.

Неформальный аспект контроля за чистыми активами также очевиден, поскольку рост их величины в динамике рассматривается как благоприятная тенденция, а устойчивое снижение — как исключительно тревожный сигнал о неминуемом банкротстве.

Поскольку предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, нужно в обоих случаях предотвратить обращение имущества на удовлетворение требований кредиторов. Вместе с этим требуется защита интересов самого должника.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

Это лишь возможность погасить обязательства другими способами либо частично освободиться от требований, предъявляемых кредиторами. Специфику института банкротства можно определить тем, что его реализация возможна лишь в рамках функционирования рыночной экономики, достигшей высокого уровня развития.

В 1993 г.

Для реализации государственной политики по предупреждению банкротства и финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) (Постановление Правительства РФ от 20 сентября 1993 г. №926).

В последствии оно было преобразовано в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН) (Постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. №537), при этом существенно возросла роль ФСДН в системе государственного управления, значительно расширился круг решаемых задач и уровень полномочий.

Такое предназначение банкротства предопределено самой сущностью предпринимательства, которое всегда сопряжено с неопределенностью достижения его конечных результатов, а значит и с риском потерь. Источниками этой неопределенности являются все стадии воспроизводства — от закупки и доставки сырья, материалов и комплектующих изделий до производства и продажи готовых изделий.

Источник: http://homemebel74.ru/semeynyy-yurist/11863-znachenie-bankrotstva-dlya-yekonomiki.html

Институт банкротства: значение позиции государства (на примере нк «юкос»)

Значение банкротства для экономики

г. Томск, ТомскийПолитехнический Университет

С точки зренияэкономической теории институт банкротстваявляется частью системы определения изащиты прав собственности в рамкахрыночной экономики, регулируя системупроизводственных отношений путемустановления порядка прекращения ивозникновения права собственности насредства производства.

Четко определенныеправа собственности являются основойконкурентной экономики, поэтому цельюинститута банкротства в странах рыночнойэкономики является недопущение распылениясобственности в процессе формальногоили реального изменения собственника.

Институт банкротства регулируетпроизводственные отношения путемустановления порядка прекращения ивозникновения права собственности насредства производства.

Анализ эволюцииинститута банкротства позволяет выделитьследующие его цели: соблюдение интересовсобственников путем поддержки попавшегов кризисную ситуацию хозяйствующегосубъекта и максимального удовлетворениятребований кредиторов по отношению кданному хозяйствующему субъекту.

Институт банкротства предназначенкорректировать ситуацию финансовойнеплатежеспособности таким образом,чтобы совокупная величина объектовсобственности у всех задействованныхэкономических субъектов после банкротствабыла бы не меньше, чем до процедурыбанкротства. Уменьшение дохода,получаемого от использования собственности,приводит к утрате экономическимисубъектами стимулов к деятельности и,в конечном счете, к кризису.

Многочисленныенесовершенства института банкротства,предназначенного координироватьтрансформацию собственности в ситуацииэкономической несостоятельности,приводят к тому, что реальные (неформальные)действия по оздоровлению неплатежеспособныхпредприятий выходят за рамки формальныхправил, определенных Законом «Обанкротстве».

Искажается экономическийсмысл банкротства как созидательногоэлемента институциональной системы,предназначенного содействовать появлениюболее эффективного собственника средствпроизводства, в процессе перераспределенияобъектов собственности происходитраспыление доходов от собственности идальнейшее рассогласование разнонаправленных интересов экономическихсубъектов, что значительно повышаетиздержки их взаимодействия и снижает»заинтересованность» в функционированииобъекта собственности. Очевидно, чтоэффект от широкого применения механизмабанкротства при отсутствии развитыхрынков ресурсов, рабочей силы, фондовогорынка практически равен нулю или дажевызывает отрицательные последствия,приводя, в конечном счете, к снижениюэффективности использованияпроизводственных ресурсов, которымирасполагает российская экономика. Этовызывает необходимость пересмотраинституциональной деятельностигосударства в сторону расширениявоздействия государства на факторы,формирующие условия предпринимательскойдеятельности.

Ярчайший же примеротрицательной роли государства – это«дело ЮКОСа». Несмотря на заверенияпрезидента о том, что власть незаинтересована в банкротстве компании,в реальности все идет к этому.

Скореевсего, дело закончится продажей наиболееинтересных активов (например,«Юганскнефтегаза»), причем все этоорганизовывается в виде беззалоговогоаукциона. Это говорит о том, что активнопродолжает использоваться опыт 90-х гг.

Но в тот период причины действия первойредакции Закона «О банкротстве» именнов том виде были понятны, хотя вслух и непроизносились: необходимость созданиякрупных налогоплательщиков, необходимостьсоздания платформы для президентскихвыборов, плохое состояние самихпредприятий.

Явные же причины длябанкротства «ЮКОСа» (например,национализация сырьевых отраслей) досих пор не названы (хотя, конечно же,явно это и не будет произнесено). Какспособ решения данной проблемы можнопредложить проведение открытых торгов,в которых могут принять участие ииностранцы, и сам опальный олигарх.

Ситуация с «ЮКОСом»показывает, что власть уже не считаетнеобходимым объяснять обществу своидействия и планы, а институт банкротствапо-прежнему используется как удобныймеханизм для очередного силовогопередела собственности. Можно сделатьвывод, что в совершенствовании нуждаетсяне институт банкротства, а отношениевласти к создаваемым ею же законам (вданном случае, закону «О банкротстве»).

Список использованнойлитературы.

  1. Беляев С.Е. Банкротство как реформа передела собственности // Проблемы новой политической экономии. — 2001. — № 3. — С.71-75.

  2. Губарь О.В. Эффективность трансформации собственности институтом банкротства // Материалы научно-практической конференции «Институциональные преобразования в финансово-кредитной сфере»: 22 февраля 2000 г. — Ростов-н/Д., 2000. — С. 15-22.

  3. Привалов А. О конце «дела ЮКОСа» // Эксперт. — 2004. — № 28-29. — С. 8.

С.В.Денисов, Н.Ю. Изоткина, О.Ю. Осипов

Источник: https://studfiles.net/preview/427205/page:20/

Личный юрист
Добавить комментарий